Список литературы:
1. Дунаева Л. А., Левина Г. М., Богомолов А. Н., Васильева Т. В. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5 (282). - С. 4-9.
2. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 352 с.
3. Гуреева А. В., Валяева Е. Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. № 6, 2020. - С. 47-49.
4. Добровольский Д.О. Образная составляющая в семантике идиом // Вопросы языкознания, 1996. № 1. - С. 71-93.
5. Одари Нами. Особенности обучения японских студентов русскому языку // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. № 3 (15), 2019. - С. 14-16.
УДК 37.031.46 ГРНТИ 14.25.00
DOI 10.24412/2409-3203-2021-26-125-129
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
Крыжина Елена Викторовна
учитель начальных классов МОУ «Володарская средняя школа» Россия, Ульяновская область
Аннотация: В статье описан механизм применения форм и методов воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития. Преобразованием социокультурных знаний в модель поведения является творческая деятельность. Две группы методов способствуют социокультурному развитию младших школьников в творческой деятельности: методы формирования поведения (педагогическое требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций) и методы стимулирования поведения (соревнование, поощрение, неодобрение). Рекомендуемые организационные формы проведения занятий: театрализованные мини-постановки, сюжетно-ролевые игры, общественные дела (поручения) работа в социальных электронных сетях (в режиме дистанционного обучения или во время онлайн-каникул).
Ключевые слова: социокультурное развитие в начальной школе, творческая деятельность, театрализованная деятельность, сюжетно-роевые игры, общественные дела, методы формирования поведения, методы стимулирования поведения.
FORMS AND METHODS OF EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL PUPIL AS A SUBJECT OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT
Kryzhina Elena Viktorovna
primary school teacher Volodarskaya secondary school Russia, Ulyanovsk region
Abstract: The article describes the mechanism of application of forms and methods of upbringing of a primary school pupil as a subject of socio-cultural development. The transformation of sociocultural knowledge into a model of behavior is creative activity. Two groups of methods contribute to the socio-cultural development of primary school pupils in creative activity: methods of forming behavior (pedagogical requirement, training, creating educational situations) and methods of stimulating behavior (competition, encouragement, disapproval). Recommended organizational forms of conducting classes: theatrical miniperformances, role-playing games, public affairs (assignments), work in social electronic networks (in distance learning mode or during online vacations).
Keywords: socio-cultural development in elementary school, creative activity, theatrical activities, plot-swarm games, public affairs, methods of forming behavior, methods of stimulating behavior.
Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», начальная общеобразовательная школа является «фундаментальной социокультурной базой» [8], что подтверждает актуальность и необходимость разработки комплекса педагогических средств для формирования личности младшего школьника как субъекта социокультурного развития. Основное предназначение социокультурного развития личности заключается в непрерывном присвоении культурного опыта и преобразовании полученных знаний в своей деятельности. В младшем школьном возрасте, сенситивном периоде личностного становления ребёнка, процесс социокультурного развития осуществляется, прежде всего, во взаимодействии со взрослыми. Таким образом, классному руководителю или педагогу дополнительного образования необходимо создать условия, способствующие эмоциональному и культурному развитию учащихся, становлению их социально-нравственной позиции. В качестве механизма преобразования социокультурных знаний в деятельность выступают задания творческого характера. При этом творческую деятельность стоит понимать не только как создание новых оригинальных продуктов, имеющих высокую общественную ценность, но и ту деятельность, в результате которой приобретается личностная социокультурная позиция, в той или иной мере выражающая индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт [6, с. 53]. Младшие школьники, освоившие программы развития творчества, гораздо чаще формируют сложные социокультурные проблемы, чем их ровесники, обучающиеся по традиционным методам и технологиям [5].
От выбора педагогом методико-технологических средств воспитания зависит эффективность процесса обогащения социокультурного опыта учащихся. Две группы методов способствуют социокультурному развитию младших школьников в творческой деятельности: методы формирования поведения и методы стимулирования поведения. Сочетание данных методов воспитания и заданий творческого характера позволяет учителю активизировать у младших школьников механизм собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений для овладения общественным опытом, в частности - различными его социокультурным компонентами.
Применяемые педагогом начального образования формы, методы и средства социокультурного развития должны носить систематизированный характер. Важным условием, обеспечивающим их эффективность, является создание социального партнёрства между учителем и младшими школьниками, которые должны стать равноправными участниками воспитательного процесса.
Сущностная характеристики методов формирования поведения заключается в том, что педагог способствует возникновению необходимых эмоциональных реакций учащихся на социальную ситуацию, культурное явление [3]. Следует помнить, что в этом процессе немаловажную роль играют, помимо прочих, этнические компоненты культуры [2]. Данная цель может быть реализована посредством включения в процесс воспитания упражнений на воспроизведение определённых действий, закрепляющих полученные
126
знания: театрализованные мини-постановки, сюжетно-ролевые игры, работа в социальных электронных сетях (в режиме дистанционного обучения или во время онлайн-каникул). Творческой составляющей при этом является субъективная интерпретация роли (дополнение авторскими репликами, участие в разработке сюжета), подготовка декораций или реквизита, разработка и оформление станицы класса в сети Интернет. Необходимо охарактеризовать методы формирования поведения и механизм их применения в контексте формирования субъектной позиции младшего школьника.
Педагогическое требование - воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности. Например, в качестве задания учащимся может быть предложено ознакомиться с каким-либо произведением искусства и подготовить о нём доклад; провести мониторинг своего района на предмет нахождения библиотек, музеев (в том числе, музеев средних специальных образовательных учреждений или предприятий), детских творческих центров и разместить информацию (или репортёрский отзыв) о них на странице класса в социальной сети. Формулировка педагогического требования должна включать краткий инструктаж о форме и сроках выполнения задания, также учитель может, предварительно объединив учащихся в группы, разделить между ними обязанности. Данный метод способствует накоплению социокультурного опыта, формированию ответственности и дисциплинированности.
Приучение - метод воспитания, основанный на рекомендациях по выполнению определённых действий. Педагог разъясняет младшим школьникам определённые алгоритмы: поведения в общественных культурных местах (музеях, театрах), ознакомления с произведениями искусства (как необходимо рассматривать картину, в чём заключается процесс «вдумчивого чтения»). В качестве закрепления полученных знаний младшим школьникам могут быть назначены следующие учебные задания: ведение читательского дневника или дневника искусства, в том числе и в форме мультимедийной презентации.
Метод воспитывающих ситуаций - моделирование необходимых условий для осуществления младшими школьниками запланированных педагогом продуманных действий. В качестве организационных форм воспитательного процесса с применением данного метода могут быть выбраны следующие: постановка школьного спектакля, инсценировка стихотворения или басни, дидактические или сюжетно-ролевые игры.
Театрализованная деятельность младших школьников, помимо воздействия на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, способствует успешной социализации. Как педагогическая технология организация данного вида деятельности позволяет педагогу выстраивать процесс воспитания на основе игры, поэтизации, драматизации, при помощи которых младший школьник легче осмысливает мир, так как процесс познания явлений действительности затрагивает его чувственные, рациональные, эмоциональные и ассоциативные способности [4, с. 313].
Воспитывающее значение дидактических и сюжетно-ролевых игр заключается в том, что сначала педагог знакомит учащихся с заданием-ситуацией: например, разыграть сценку («В библиотеке», «На спектакле» и т.д.). После чего дети предлагают собственные варианты «развития событий», при необходимости педагог демонстрирует собственный «эталонный» вариант, который необходимо повторить. Таким образом, педагог моделирует «социальную ситуацию развития», когда ребёнок проходит три фазы: адаптация к предложенным (искусственно созданным) обстоятельствам, выбор форм взаимодействия, интеграция с общностью согласно общепринятым нормам поведения.
Обоснованность использования в педагогической практике игр заключается в том, что при обучении в начальной школе дети именно в игровой форме приобретают опыт общения в социуме, поскольку для ребёнка школа является социальной моделью мира. Именно этот опыт, приобретённый в младшем школьном возрасте, способствует освоению закономерностей, по которым ребёнку предстоит взаимодействовать с окружающими в границах различных социальных ролей.
Сюжетно-ролевые игры способствуют переходу от ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игре - к систематическому социально организованному обучению. В рамках дистанционного обучения метод воспитывающих ситуаций может быть реализован при просмотре и обсуждении видеороликов соответствующей тематики. Учитель проводит беседу, в которой каждому ученику предлагается показать своё отношение к определённым обстоятельствам в данной ситуации, обосновать свою точку зрения, объяснить, как бы они поступили в предложенных обстоятельствах.
Основная педагогическая задача следующей группы методов - стимулирования поведения - заключается в том, чтобы формировать у младшего школьника умение правильно оценивать свои поступки. Педагог воздействует на мотивационную сферу личности ребенка посредством соревнования, поощрения и неодобрения. Оптимальной формой занятий для реализации данных методов являются общественные дела. В рамках социокультурного развития дела (поручения) - это значимая коллективная форма работы, организуемая самими членами классного коллектива. Использование данной формы обосновано тем, что младшие школьники получают опыт оценки анализа собственной деятельности, а также опыт коллективного взаимодействия, в котором существенно возрастает значимость межличностных отношений.
Метод соревнования - организация конкурсов творческих работ: выставка рисунков или поделок, чтение авторских стихов или очерков. Педагог совместно с учащимися определяет тематику конкурса, помогает в распределении социальных ролей (жюри, участники конкурса, «группа поддержки»).
В режиме дистанционного обучения конкурсы могут быть организованы в онлайн-формате, голосование осуществляется посредством установки электронного счётчика или опубликования комментариев. Учащимся может быть предложено создать web-портфолио, где будут размещены их творческие работы; подготовить коллективный проект на социально значимую тему. В настоящее время в сети Интернет создано множество сервисов для визуализации информации, разработанных для детей младшего школьного возраста: виртуальные доски Linoit , WikiWall, ConceptBoard.
Метод поощрения - одобрение педагогом позитивных действий и поступков с целью побуждения младших школьников к их повторению [7, с. 182]. Необходимо подчеркнуть, что в рамках воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития необходимо демонстрировать положительное отношение не к конкретному ученику, а к модели поведения. Например, назначая общественное поручение «организация читательской конференции», учитель рассказывает о том, насколько важно и полезно делиться собственным мнением о прочитанном произведении и приобщать друзей к чтению. Также необходимо сообщить младшим школьникам, что приобретаемое ими умение выступать на публике (в небольшом уже знакомом классном коллективе) может быть полезным для участия в городских и районных конкурсах.
Метод неодобрения по своему содержанию тождественен методу поощрения -выражение осуждения не к конкретному ученику, а к абстрактному явлению или поведению (отсутствие интереса читать, развиваться, изучать произведения искусства, смотреть научные фильмы или спектакли). При этом педагогу необходимо привести конкретные примеры, в которых описаны понятные для младших школьников последствия негативного поведения: невозможность общения с интересными людьми, узкий кругозор и небольшой словарный запас, что приведёт к трудностям в обучении.
Воспитание младшего школьника как субъекта социокультурного развития с помощью вышеописанных организационных фор и методов способствует усвоению информации об общечеловеческих ценностях, на основе которой впоследствии воспитанники выстраивают собственную модель культурного (допустимого) поведения в обществе. Для того, чтобы способствовать эффективному социокультурному развитию школьников, современному учителю необходимо обладать высоким уровнем культурно-
эстетической компетентности, представляющей собой синтез разнообразных личностных и профессионально-педагогических качеств [1].
Список использованной литературы:
1. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы: структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования // Поволжский педагогический поиск. - 2012. -№1(1). С. 61-68.
2. Арябкина И. В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы // Педагогические традиции народов России и зарубежья: материалы международной научно-практической конференции; 11 Этническая культура в современном мире 2020 № 14 (2) отв. редактор Н. Н. Белухина. - Ульяновск, 2013. - С. 34-38.
3. Арябкина И. В., Марковцева О. Ю. Основополагающие методы формирования культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы в условиях педагогического вуза // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 3. - С. 139-143.
4. Арябкина И.В., Спиридонова А.А. Театрализованная деятельность как средство социализации младших школьников // Гносеологические аспекты образования. Международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. - С. 311-314.
5. Губанова, Н.Ф., Губанов М.В. Социокультурное развитие личности ребёнка: монография. - Коломна: ГСГУ, 2017. - 219 с.
6. Заббарова М.Г., Дормидонтова Л.П. Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 5. - С. 52-57.
7. Казанцева В.А., Самодурова Ю.М. Специфика использования метода воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. -Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 182-185.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. - Загл. с экрана (дата обращения 27.03.2021).