школьниками в условиях педагогического вуза // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2. - С. 191-197.
5. Арябкина И.В. Теоретические аспекты формирования исследовательских компетенций младших школьников в творческой проектной деятельности // Общеобразовательная школа: новые методики и технологии: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра. 2018. - С. 115-128.
6. Базилевич Е.М. Диагностика образной креативности (субтест Е. Торренса «Завершение картинок»): монография. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2019. - 77 с.
7. Богоявленская Д.Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одарённости // Психология творчества и одаренности : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г.: сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М.: МПГУ, 2018. - С.21-26.
8. Ларионова Л.И., Савенков А.И. Психология одаренности и творчества: монография.- СПб.: Нестор-История, 2017. - 287 с.
9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одарённости URL: https:// psyjournals.ru/ files/93141/vestnik_psyobr_2012_n4_Matyushkin.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 26.03.2021).
10. Ротенберг В.С. Психология творчества // «Образ Я» и поведение URL: http://www.vsrotenberg.rjews.com/11.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 26.03.2021).
11. Шульга, Е.П. Состояние проблемы исследования креативных способностей младших школьников: учебное пособие. - М.: РУДН, 2009. - 30 с.
УДК 37.035 ГРНТИ 14.25.00
DOI 10.24412/2409-3203-2021 -26-95-99
ТЕХНОЛОГИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Копылова Елизавета Александровна магистрант кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация: В статье охарактеризованы педагогические технологии универсальных социальных действий, способствующие социальной адаптации младших школьников: технология социального опыта взаимодействия, поликультурная технология, технология социальной дидактики. Технология социального опыта взаимодействия основывается на формировании и развитии умений оказания помощи и поддержки окружающим, предполагает организацию занятий, развивающих умение преодолевать конфликты в коллективе, формирующих социальную толерантность. Содержание поликультурной технологии состоит в разработке системы уроков, направленных на формирование этнокультурной и общечеловеческой идентичности, а также гражданской позиции учащихся. В рамках данной технологии применяются следующие педагогические методы: моделирование социальной «ситуации-средства», «ситуации-поиска» и «ситуации-выбора». Технология социальной дидактики направлена на повышение
95
мотивации у младшего школьника к участию в коллективных и социально-значимых проектах. Педагогическими средствами технологии являются проектный, диалогический, частично-поисковый или эвристический методы.
Ключевые слова: социализация младших школьников, технологии универсальных социальных действий, технология социального опыта взаимодействия, поликультурная технология, технология социальной дидактики, проектная деятельность, социально значимая деятельность, гражданско-патриотические мероприятия, музейная педагогика.
TECHNOLOGIES FOR UNIVERSAL SOCIAL ACTION IN PRIMARY SCHOOL
Aryabkina Irina V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and
Primary General Education Kopylova Elizaveta Aleksandrovna master student of the Department of of preschool and primary .Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov, Ulyanovsk
Abstract: The article describes pedagogical technologies of universal social actions that contribute to the social adaptation of primary schoolchildren: technology of social interaction experience, multicultural technology, technology of social didactics. The technology of social interaction experience is based on the formation and development of skills to provide assistance and support to others, involves the organization of classes that develop the ability to overcome conflicts in a team that form social tolerance. The content of multicultural technology consists in the development of a system of lessons aimed at the formation of ethnocultural and universal human identity, as well as the citizenship of pupils. Within the framework of this technology, the following pedagogical methods are used: modeling the social «situation-means», «situation-search» and «situation-choice». The technology of social didactics is aimed at increasing the motivation of a primary school pupil to participate in collective and socially significant projects. The pedagogical means of technology are project, dialogical, partial search or heuristic methods.
Keywords: socialization of younger students, technologies of universal social actions, technology of social experience of interaction, multicultural technology, technology of social didactics, project activities, socially significant activities, civil-patriotic events, museum pedagogy.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет основные принципы, на которых базируется система обучения: принцип равных возможностей, многообразия образовательных программ, сотрудничества, открытости, регионализации, непрерывного развития личности, знаний и навыков. Реализовывая данные принципы в учебной и внеурочной деятельности, образовательное учреждение выступает пространством для воспитания и развития социально активной личности [1, 2]. Процесс социализации в начальной школе состоит из двух взаимно дополняющих видов деятельности: социального воспитания и социального обучения с целью самореализации личности в социуме.
Для достижения данной цели применяются технологии универсальных социальных действий, способствующие социальной адаптации младших школьников:
- технология социального опыта взаимодействия,
- поликультурная технология,
- технология социальной дидактики.
1. Технология социального опыта взаимодействия основывается на формировании и развитии умений оказания помощи и поддержки окружающим, инициации детьми подобного опыта в их самостоятельной деятельности. В младшем школьном возрасте
96
ребёнок обладает значимым социальным качеством «ставить себя на место другого человека», которое необходимо развить при помощи специально организованных учителем форм деятельности - коллективных творческих дел и трудовых десантов.
На этапе обсуждения целеполагания конкретного группового задания учитель проводит беседу, в которой разъясняет принципы работы в команде, необходимости учитывать разные точки зрения. В качестве примеров могут выступать персонажи из художественных произведений, кинофильмов. Поскольку одной из задач технологии является сплочение детского коллектива, на начальных этапах дети самостоятельно объединяются в группы для выполнения заданий, впоследствии в воспитательных целях обучению взаимодействовать учитель перераспределяет учеников из разных групп, что, в конечном счёте, может привести к возникновению конфликтов.
Таким образом, учитель создаёт «социальный повод», чтобы учащиеся получили практический опыт нахождения компромиссов. В результате младшие школьники не только получают теоретические знания о способах работы в команде, но осваивают в деятельности нравственные нормы поведения; в данном процессе велика роль культурно-эстетической деятельности [4].
В рамках данной технологии учитель организует занятия, направленные на формирование социальной толерантности - представление о партнёрском взаимодействии с разными социальными группами общества [5, с. 23]. Например, в рамках занятия «Все мы разные», приуроченного к Международному дню инвалидов, учитель организует беседу о необходимости гуманного и заботливого отношения к людям, имеющим физические недостатки, о способах оказания им моральной поддержки.
2. Содержание поликультурной технологии состоит в разработке системы интегрированных уроков и внеклассных праздничных мероприятий, направленных на формирование этнокультурной и общечеловеческой идентичности, а также гражданской позиции учащегося. Содержание занятий по-прежнему ориентировано на формирование социального опыта взаимодействия, однако акцент смещается на поликультурное общение. В результате у младших школьников формируются представления о многообразии культур в России и своем регионе, толерантное отношение к культурным различиям, дети приобретают умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями других культур [7, с. 27].
Отличительной особенностью данной технологии является применение педагогических методов - моделирование социальной «ситуации-средства», «ситуации-поиска» и «ситуации-выбора», то есть создания социальных условий, которые способствуют самоопределению младшего школьника в социуме. Например, на занятии «Слово о дружбе» с детьми обсуждается следующая ситуация-средство: «В класс был переведён новый ученик из другого региона, будете вы с ним общаться? Объясните своё решение». Учителю необходимо в результате совместной беседы подвести учащихся к выводу о том, что для дружбы не важна национальность, нужно уметь общаться с представителями разных народов.
«Ситуация-поиск» предполагает направление деятельности учащихся на получение новой социально значимой информации. Например, после цикла уроков о национальных особенностях представителей разных народов родного региона учащимся предлагается подготовить групповые исследовательские проекты «Традиции в жизни современного человека». На вводном занятии после рекомендаций по оформлению и определения целеполагания младшим школьникам предъявляется ряд вопросов, на которые они в силу отсутствия опыта не могут сразу дать ответы, учителю необходимо дать рекомендации о том, где можно найти необходимую информацию. Однако часть вопросов посвящена определению личностной социальной модели поведения, которую необходимо в виде вывода после коллегиального обсуждения указать в проекте.
Моделирование «ситуации-выбора» направлено на формирование личностной социальной позиции младшего школьника. При этом учитель отслеживает
удовлетворённость или неудовлетворенность ребёнка процессом и результатом репродуктивной деятельности для дальнейшей дифференциации и корректировки процесса социализации. Условия «ситуации-выбора» актуализируют первичные представления учащихся о взаимосвязи личности и социума. Например, на занятии «Слово о доброте» дети знакомятся со следующей ситуацией: «Вы заметили, как ученик из параллельного класса шутит над национальными традициями вашего знакомого». После чего им предложены два вариантами развития событий: «заступиться» или «пройти мимо». Искусственное «прожитие» детьми данной ситуации и последующее её совместное обсуждение помогает учителю педагогически верно направить воспитанников на принятие верного решения.
Другое возможное направление работы в рамках данной технологии - организация и проведение в образовательном учреждении гражданско-патриотических мероприятий, взаимодействие школы с краеведческими музеями города, с целью приобщения младших школьников к искусству и культуре их родного края [3, с. 116].
Музейная педагогика является эффективным средством социализации младших школьников, поскольку с её помощью учитель может создать условия для культурного самосовершенствования личности ребёнка. В рамках формирования универсальных социальных действий посещение музеев и других культурных мест (картинных галерей, кукольных театров) способствует усвоению норм поведения в общественных местах, расширению сферы общения и социальных контактов [6, с. 44].
3. Технология социальной дидактики направлена на повышение мотивации у младшего школьника к участию в коллективных и социально-значимых проектах. Педагогическими средствами технологии являются проектный, диалогический, частично-поисковый или эвристический методы.
Под социальными проектами в начальной школе следует понимать «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени поставленных задач с чётко определёнными целями» [8, с. 42]. Например, в рамках социального проекта «Помощь приюту для животных» предварительно разделённые на группы учащиеся выполняют следующие задания: готовят информационные плакаты, которые им необходимо разместить в социальных сетях; организуют в школе пункт для приёма кормов.
Социальная ситуация развития, согласно диалогическому методу, предполагает самостоятельную формулировку проблемы и поиск путей её разрешения, в результате чего младшими школьниками будет «открыт» новое правило взаимодействия в обществе. Например, во время специально организованной прогулки в парк учитель обращает внимание детей на наличие мусора и предлагает обсудить причину его появления, в результате дети формулируют вывод о том, что нельзя засорять общественные места. Беседу на социально значимую тему учителю необходимо выстаивать в соответствии с этапами учебного словесного моделирования действительности: постановка задачи, построение «отрицательной» модели действительности, разработка алгоритма её решения, построение «успешной» модели действительности [9, с. 182].
Частично-поисковый или эвристический метод позволяет «разбить» социальную ситуацию на подпроблемы, что способствует развитию логического мышления. Например, младшим школьникам предлагается определить содержание понятия «Обязанности ученика», поле чего совместно с учителем определяется составляющих его круг вопросов: «Чем ученик начальной школы отличается от дошкольника?», «Что такое статус ученика?», «Для чего ребёнок посещает школу», «Школа - это общественное место со своими правилами поведения?», «Как необходимо вести себя в школе?», «Почему необходимо соблюдать правила в школе?» и т.д. Таким образом, учащиеся, отвечая на них, осуществляют отдельные шаги по поиску решения ситуации развития: «В чём заключаются их обязанности в школе», формулируют социальные нормы поведения, которые необходимо соблюдать.
В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к вопросу организации процесса социализации в начальной школе. Преимуществом вышеописанных технологий универсальных социальных действий является стимулирование социальной активности младшего школьника в процессе осуществления им разнообразных видов коллективной деятельности, соблюдение принципа личностной самореализации, целенаправленности и социальной ориентированности, отражающего взаимосвязь целей личности и социума.
Список использованной литературы:
1. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы: структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования // Поволжский педагогический поиск. - 2012. -№1(1). С. 61-68.
2. Арябкина И.В. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ульяновск, 2001.
3. Арябкина И.В., Бигеева А.Г., Толпегина А.М. Роль культуры в социализации младшего школьника // Эпоха науки. - 2019. - № 18. - С.114-118.
4. Арябкина И.В., Марковцева О.Ю. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического вуза // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2. - С. 191-197.
5. Везетиу Е.В., Матросова К.С. Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 1. - С.22-25.
6. Жарская Е.В. Музейная педагогика как средство социализации школьников // Актуальные вопросы гуманитарных наук. Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. М.: Книгодел, 2020. - С. 37-45.
7. Заббарова М.Г., Гринёва Е.А. Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков: монография. - М: Прометей, 2016. - 141 с.
8. Зеер, Э.Ф., Уткина С.Н. Проективная дидактика: монография. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. - 131 с.
9. Каримов М.Ф., Васенкова М.А. Дидактические основы школьного учебного словесного моделирования действительности // Инновационная наука. - 2017. - № 2. - С. 180-182.