Serova Ekaterina Evgenievna STUDENTS' POLYCULTURAL .
pedagogical sciences
УДК 37.03
ББК 74.0
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0039
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
© 2020
Серова Екатерина Евгеньевна, аспирант факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновский государственный университет (432072, Россия, Ульяновск, пр-кт Ленинского Комсомола, 43-52, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная статья посвящена процессам формирования поликультурного мышления в условиях поликультурного пространства общеобразовательных учреждений. И изучение иностранного языка (на примере английского) в школе помогает учащимся сформировать поликультурные качества, что поможет детям в социализации в группе, школе, классе. В рамках данного исследования были раскрыты понятия «поликультурные качества», «поликультурное мышление» у младших школьников. Также проведен анализ литературы по изучению «поликульту-рализма» в отечественной и зарубежной литературе. Статья затрагивает аспекты социально-когнитивной теории и ее особенности применимо к учащимся младших классов в поликультурном пространстве. Практическая часть включает фрагмент программы по формированию поликультурного мышления на примере предмета «английский язык». В практической части раскрываются поликультурные качества, которыми должны обладать учащиеся после прохождения программы по формированию поликультурного мышления. Также в статье представлен фрагмент программы по формированию поликультурного мышления у учащихся младших классов. Программа основана на авторской рабочей программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2-4 классы. Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. Программа рассчитана на 70 часов и представляет из себя поурочное планирование курса.
Ключевые слова: поликультурализм, поликультурное мышление, поликультурное пространство, поликультурные качества, общеобразовательная школа, младшие школьники.
STUDENTS' POLYCULTURAL QUALITIES AT PRIMARY SCHOOL
© 2020
Serova Ekaterina Evgenievna, Ph.D. student of humanities and social technologies faculty
Ulyanovskiy State University (432072, Russia, Ulyanovsk, Leninskogo Komsomola 43-52, e-mail: [email protected])
Abstrac. This article is devoted to the processes of formation of polycultural thinking in school multicultural space. And learning a foreign language (for example, English) at school helps students to form polycultural qualities that will help children in socialization in a group, school, class. The study revealed the terms of younger students' "polycultural qualities" and "polycultural thinking". The analysis of domestic and foreign literature about "polyculturalism" was studied and carried out. The article deals with aspects of social-cognitive theory and its features applicable to primary school students in a multicultural space. The practical part of our research includes a fragment of the program of formation of polycultural thinking on the example of the subject "English language". The practical part reveals the polycultural qualities that students should have after completing the program for the formation of polycultural thinking. The article also presents a fragment of the program for the formation of polycultural thinking in primary school students. The program is based on the author's work program. Subject line is "English in focus". Grades 2-4. N. I. Bykhova, M. D. Pospelova. The program is designed for 70 hours and contains 70 lessons.
Keywords: polyculturalism, polycultural thinking, multicultural space, polycultural qualities, secondary school, primary school students.
ВВЕДЕНИЕ
Дети от 6 до 10 лет ищут возможности продемонстрировать новые навыки, принять самостоятельные решения и контролировать свое поведение, а также сформировать хорошие социальные отношения со сверстниками и взрослыми вне семьи [1]. Больше всего времени учащиеся начальной школы проводят в школе: на уроках, внеурочной деятельности, кружках. Современный образовательный процесс протекает в условиях поликультурного пространства, что не может не отражаться на поведении детей [2]. Все чаще в школах присутствует буллинг, когда ребенка «травят» за национальность, акцент, разрез глаз, цвет кожи или религиозные взгляды. Конечно, в начальной школе детская агрессия имеет слабовыраженный характер, ребенка могут попросту игнорировать всем классом, а могут случаться словесные и физические стычки. Поликультурное пространство открывает огромные перспективы для детей, но и может служить основой для зарождения предубеждений и негативных стереотипов [3]. С данной проблемой поможет справится постепенное формирование поликультурных качеств у учащихся. Важно отметить, что развитие поликультурных качеств учащихся является одной из основных задач современного образования. Развитие поликультурного мышления учащихся поможет детям комфортно чувствовать себя в поликультурной среде, иметь благоприятный микроклимат в группе, классе, школе, что полностью отвечает Федеральному Государственному Стандарту о воспитании личности на основе толерантного отношения к другим и в диалоге
культур.
Поликультурализм - новое направление в теоретических исследованиях и практике российского образования, за последние десять лет появилось много публикаций по этому вопросу. Среди них работы Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, А. Н.Джуринского, Г. Д. Дмитриева, Г. М. Коджаспировой, В. В. Макаевой, В. И. Матиса, О. Д. Мукаевой, И. М. Синагатуллиной, Л. Л. Супруновой, В. А. Тишковой и других, внесших значительный вклад в разработку теоретико-методологических основ поликультурного образования. Каждый ученый дает свою интерпретацию изучаемого понятия. Проблема поликультурализма изучается зарубежными исследователями М. Анбером, Дж.Бенксом, г. Гарсиа, М. Гордоном, П. Горски, Дж. Зандфуксом, М. Крюгер-Пратрацем, г. Поммерином, Дж. Пуассоном, Х. Томасом, Дж. Шмидтом, т. Эриксоном и др. В их понимании поликультурализм — это общество, состоящее из различных этнических групп, которые связаны между собой исторически сложившимися обстоятельствами.
Проблема отсутствия поликультурных качеств широко освещена в работах зарубежных исследователей: Ника Гаслама, Кевина Гюининка, Лизы Розенталь и Р.Леви. Анализ статей авторов показывает, что проблема жестокости и буллинга в общественных образовательных учреждениях не редкость во всем мире, именно формирование поликультурного мышления может улучшить ситуацию: познакомить детей с толерантностью, терпимым отношением к другим нациям, расам, религиям, находить мирный выход из конфликтов, жить в
педагогические науки
Серова Екатерина Евгеньевна ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА ...
гармонии как в малой группе, так и в целом обществе. Главной задачей исследователей остается найти ответы на вопросы: возможно ли формировать поликультурное мышление непосредственно во время уроков, какое мышление является поликультурным, да и поликультурные качества у разных авторов отличаются.
Цель нашего исследования - практически доказать, что формирование поликультурных качеств у учащихся возможно непосредственно во время урока. Лонгитюдный метод - основной в нашем исследовании, отслеживались и сравнивались поликультурные качества каждого ученика в исследовательском классе. В исследовании применялся сравнительный метод на заключительном этапе при сравнении сформированное™ поликультурных качеств до исследования и после.
Дети в силу физиологических особенностей свободны от стереотипов как хороших, так и негативных и предубеждений, впоследствии с вхождением в социум дети начинают перенимать установки окружающих (сначала родителей, потом учителей, сверстников и т.д.). Поликультурное пространство школы накладывает на детей владение определенными поликультурными качествами, которыми должны сформироваться, чтобы комфортно чувствовать себя в классе [4-6]. Поликультурные качества - это качества, которые отражают твою толерантность, принятие национальных особенностей других наций, восприятии религии, как личности человека, отсутствие стереотипов и предубеждений. Поликультурные качества формируются в процессе мышления. Поликультурное мышление — это познавательная деятельность, которая необходима для ориентации в многонациональном обществе для формирования комфортного сосуществования и принятия данного общества [7].
Согласно социально-когнитивной теории дети не могут не принимать повадки и установки окружающих. Примером является отсутствие у младших школьников навыка сохранения: дети всегда выделяют физические отличия, даже при наличии одинаковых свойств. Это важный навык, который помогает детям избегать предубеждений, например, когда ребенок сталкивается с другим ребенком с узким разрезом глаз [8,9]. Развитие когнитивного навыка классификации способен уменьшить предрассудки у детей, так как именно данный навык помогает осознать детям, что люди, различающиеся расой, могут иметь общие между собой признаки (например, быть учителями) [10-12].
Невозможно сформировать поликультурное мышление вне поликультурного образования. Одно из условий реализации поликультурного образования - изучение иностранного языка [13-17]. Изучение иностранного языка поможет сформировать поликультурные качества у учащихся на начальном этапе обучения, поскольку иностранный язык неразрывно связан с изучение культурных и национальных особенностей стран изучаемого языка. Разберем на примере предмета «английский язык», который в общеобразовательных школах изучается со 2 класса. Английский язык является языком международного общения и является официальном языком многих стран. Своим ученикам в процессе обучения английскому языку по предметной линии Spotlight я предлагала к изучению значение жестов, способы приветствия и прощания, особенности ситуативного общения, фразеологизмы и пр. в Канаде, Британии, Америке. Язык один, а национальные и культурные особенности - разные [18,19].
Важнейшими принципами образовательной системы, определяющими эффективность сформированности поликультурного мышления, являются:
- национально-культурные основы воспитания;
- гуманистическая открытость;
- личностная направленность;
- воспитание гражданской ответственности;
- целенаправленная творческая деятельность;
- саморазвитие [20,21]. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Нами была разработана программа по формированию поликультурного мышления для достижения данных принципов в образовательном процессе. Программа основана на авторской рабочей программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2-4 классы. Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. Программа рассчитана на 70 часов и представляет из себя поурочное планирование курса. Пример нескольких уроков:
Таблица 1 - Фрагмент программы по формированию поликультурного мышления учащихся
Ла урока тема тип урока вид деятельности форма контроля планируемые результаты
Ягодный МОДУЛЬ. ДАЙАИП! НАЧНЕМ! МОИ БУКВЫ. (11 часов)
1 Знакомство- Урок открытия обретенияноБых умений н навыков Диалогв ситуации бытового общения: виды приветствия, прощания, англоязычных общения носителей разных культурна основе толерантностии
2 Приветствие. Урок систематизации Изучение жестов при приветствии в англоязычных Комбинированная воспитание позитивного культурным
3 Прощание. УрО! систематизации знаний прощании в странах. Комбинированная отношения к культурным различиям
Главная цель нашей программы - сформировать поликультурные качества у учащихся начальных классов.
Задачи программы:
- формирование позитивного отношения учащихся к собственной культуре и к чужой культуре;
- формирование толерантного отношения учащихся к культурным различиям, преодоление негативных этносоциальных стереотипов;
- развитие навыков и умений продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- формирование у школьников культуры межнационального общения.
Критерии сформированности поликультурных качеств при применении данной программы являются:
- сформированность представлений о разнообразии культур и их взаимосвязи;
- осознание важности культурного разнообразия для самоидентификации;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
- развитие навыков общения носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
- сформированность культуры знаний, что предполагает высокий уровень знаний о культурном разнообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени;
- развитие культуры поведения, ее типов и форм, соответствующих поликультурной среде;
- сформированность эмоциональной культуры адекватной поликультурной среды;
- сформированность культуры саморазвития в поликультурной среде [22].
По окончании курса, ученик должен иметь следующий портрет: любить свой народ, свою Родину, уважать ценности семьи и общества, быть открытым миру, толерантный, проявляющий интерес к человеку чужой культуры, иметь мотивацию к установлению контакта с человеком чужой культуры, способность преодолевать собственные стереотипы и предрассудки, определять свою идентичность.
ВЫВОДЫ
Так, какие же качества являются поликультурными?
1) толерантность, коммуникабельность, способность бесконфликтно решать спор;
2) принятие ценностей других народов и культур, религий;
3) сформированность языковой компетенции;
4) динамичность, способность меняться в зависимо-
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)
169
Serova Ekaterina Evgenievna STUDENTS' POLYCULTURAL .
pedagogical sciences
сти от окружающей среды [23].
Конечно, невозможно за один учебный год сформировать все поликультурные качества, данный процесс может занять всю жизнь, а некоторые качества так и останутся несформировавшимися. Задача учителя помочь учащемуся начальных классов адаптироваться к меняющимся условиям и улучшать (либо поддерживать) микроклимат в классе для продуктивного освоения школьными предметами и психологической стабильности. В условиях современной школы и межкультурного взаимодействия приоритетными задачами образования являются: ориентация на личностное развитие учащегося с учетом его потребностей и интересов, формирование этнической и межэтнической грамотности, характеризующей уровень знаний в области родной культуры и культуры иностранных этносов, формирование этнокультурной компетентности, предполагающей вхождение в иноязычную культуру через осмысление и осмысление ребенком собственной культуры, осознание влияния и взаимообогащения различных культур в современном пространстве, наличие позитивных инте-гративных качественных связей. Создание и совершенствование образовательной среды в начальной школе (этнокультурной в том числе) возможно и необходимо в современных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Ю.В. Основы общей психологии. М., 1999. — 805 с.
2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев // - М.: Народное образование. 1999. - 208с.
3. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис..., д-ра пед.наук. Барнаул, 1999.
4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/Под. ред. Ю Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 1979. С. 207—216.
5. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной* школы. Научные сообщения Текст. / В.В. Макаев, З.А. Малькова; Л.Л. Супрунова //Педагогика. - .1999. - №4. - С. 3-10.
6. Allport, G. W. (1954). The nature of prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley.
7. Lisa Rosenthal and R.Levy. The colorblind, multicultural, and polycultural ideological approaches to improving intergroup attitudes and relations: social issues andpolicy review. Vol 4, No 1, 2010.
8. Сластенин В.А., Каширин В.П. /Психология и педагогика/В.А. Сластенин, В.П. Каширин — М.:, Академия 2007 — 477 с.
9. Хрестоматия по общей психологии : Психология мышления. [По спец. «Психология»]/Под ред. [и с предисл.] Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М. : Изд-воМГУ, 1981. - 400 с. : ил.; 22 см.
10. Aboud, F. E. (1988). Children and prejudice. New York: Blackwell.
11. Nick Haslam. Cultures fuse and connect, .so we should embrace polyculturalism. https://theconversation.com
12. Kevin Huinink. What Children Can Do: A Polycultural Garden Theory of DevelopmentFor Education by The Institute for Christian Studies Toronto, ON. August, 2011.
13. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России /Л.Л. Супрунова //Maqister. - 2000. - №3. - с. 79-81.
14. Почебут Л.Г., И.А.Шмелева. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы. С.-Петербургского университета, 2005
15. Бекоева М.И. Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 22-24.
16. Гасымова К.В. Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 14-18.
17. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
18. Струкова Л.Н., В.И.Лапшина. Современные формы и методы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста. — М.: Педагогический университет «Первое сентября, 2014. — 56 с.
19. Яфарова М.П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // Молодой ученый. — 2017. — № 42. — С. 222-229.
20. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Текст. /А.Н. Джуринский //Педагогика. 2002. -№10.-С. 93-95.
21. Длужневская Д. А. Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы //Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 748-750.
22. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография / Г.В. Палаткина. - Астрахань: Из-во АГПУ. - 2001. - 196 с.
23. Малькова, З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научное сообщения Текст. / 3:А. Малькова //Педагогика. -1999. - №4. - С. 3-10.
Статья поступила в редакцию 03.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020