81
УДК 378.37.011.33
О. Е. Коптева, Е. Л. Матова
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рассматривается проблема поликультурного воспитания в начальной школе. Обосновывается идея о том, что поликультурное воспитание начинается с национальных традиций семьи. Выделяются и описываются основные цели, средства и формы поликультурного образования в начальной школе. Обобщается практический опыт учителей МАОУ НОШ № 53 г. Калининграда по поликультурному образованию. Излагаются взгляды на роль поликультурного воспитания в развитии личности младшего школьника и формировании его гражданской позиции.
This paper considers the problem of multicultural education development in primary school. The authors justify the idea that multicultural education begins with the national traditions of a family. The article identifies and de-
© Коптева О. Е., Матова Е. Л., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 81 — 86.
scribes the key goals, means, and forms of multicultural education in primary school. The practical results of multicultural education introduced at Kaliningrad school No 53 are summarised. Perspectives on the role of multicultural education in the development of a primary school student's personality and the formation of their civic position are presented.
Ключевые слова: поликультурное образование, начальная школа, национальные традиции, традиции семьи.
Key words: multicultural education, primary school, national traditions, family traditions.
82
Калининградская область входит в число регионов, в которых представлено разнообразие этнокультурных и национально-культурных общностей. Наряду с народами, чья родина (этническая территория) входит в состав Российской Федерации, здесь проживают многомиллионные диаспоры выходцев из других стран (более 130 национальностей из 180, проживающих в России). В Калининградском регионе зарегистрировано 73 национальных общественных объединения. По данным Росстата, второй по численности этнос в области — это украинцы (около 16 тысяч человек), затем белорусы — 15 тысяч, более трех тысяч армян, около двух тысяч азербайджанцев.
Конституция Российской Федерации и российское законодательство в культурно-языковой и образовательной сфере создают надежный фундамент для обеспечения социальных и культурных потребностей каждой личности, этноса, локальной общественной или этнической группы, гражданского общества в целом. Однако гражданская нация не генетически-родовое и этносоциальное, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество [1; 2]. Эффективным инструментом формирования гражданской идентичности служит строгая обязательность содержания образования, в частности начальной ее ступени. Цель данного исследования: изучить опыт организации поликультурного воспитания в начальной школе. Объект исследования: поликультурное воспитание. Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах. Задачи исследования: 1) раскрыть сущность и цели поликультурного воспитания в начальной школе; 2) обобщить опыт работы учителей МАОУ НОШ № 53 г. Калининграда по созданию поликультурной образовательной среды; 3) выявить эффективные методы и средства, используемые в организации поликультурного воспитания с младшими школьниками.
Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принципы социальной адресности и сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов обучающихся. Специфическими целями поликультурного образования в начальной школе являются:
— ознакомление детей с национальными традициями и ценностями российской и мировой культуры;
— создание условий для сохранения и развития сотрудничества всех этнокультурных групп в едином культурном сообществе;
— подготовка школьников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации;
— подготовка школьников к обучению в открытом поликультурном образовательном пространстве.
Поликультурное образование, реализуемое в начальной школе, позволяет обучающимся не только активно участвовать в межкультурном диалоге, но и глубже понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами российского общества. Грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.), формируемая с первых лет обучения, позволяет современному школьнику осваивать социальную и природную среду, активно развиваться в условиях информационной цивилизации [4]. На наш взгляд, принципы современного поликультурного образования в начальной школе следующие: преемственность, дифференциация, креативность и целостность. Культурное взаимодействие в условиях межкультурного диалога детей не должно приводить к усреднению, унификации и разрушению специфической картины мира. Поэтому начальная школа не может быть иной, кроме как поликультурной. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального компонента образования в федеральный компонент.
Как организуется поликультурная образовательная среда в начальной школе? Мы провели анализ учебно-воспитательного процесса в МАОУ НОШ № 53 г. Калининграда, где реализуются идеи создания поликультурной образовательной среды на основе Программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников (в дальнейшем — Программа). Содержание Программы систематизировано в несколько блоков в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Блочная структура системы поликультурного воспитания направлена на развитие способности образного восприятия. Она отражает системность, идентификацию личности в поликультурном образовании посредством общения, обучения, воспитания и межкультурного взаимодействия. При этом содержание каждого блока представлено по классам, что определяет личностно ориентированный, дифференцированный подход к их реализации. Блоки отражают как методологию, так и содержание организации поликультурного образовательного процесса на каждой образовательной ступени. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими образовательными учреждениями микрорайона и организациями по месту жительства. Социальными партнерами школы являются ЦРР МДОУ № 128, МОУ СОШ № 9, ДШИ «Гармония», МДАУ «Машиностроитель», Храм Святых бессребреников Косьмы и Домиана, Дом ветеранов.
83
84
Поликультурное воспитание, осуществляемое в процессе социализации младшего школьника, — это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [3]. Поэтому главная цель, которую решает педагогический коллектив, связана с созданием условий для формирования духовно-нравственного человека, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В организации учебно-воспитательного процесса акцент ставится на воспитание чувства этнической, исторической и культурной общности народов Калининградской области; формирование толерантного сознания учащихся; воспитание чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Следует отметить, что при решении поставленных задач возникают определенные трудности. Особое геополитическое положение Калининградской области затрудняет знакомство детей с культурой большой России. Исторические истоки образования региона начинаются в культуре немецкой нации, наследие которой активно восстанавливается в последнее время. Отдаленность и отчужденность нашей территории не дает возможности школьникам активно исследовать и изучать традиции исконно русской культуры. Чтобы формировать эстетический вкус учащихся на примере лучших образцов культурного наследия России, крайне необходима социальная программа «Мы — россияне» и другие. Однако использование современных информационно-коммуникативных технологий позволяет частично решать эту проблему. В нашей школе создана единая информационная среда, которая включает медиа-библиотеку, единую компьютерную сеть, действует система «Интернет-дневник», что способствует единению и сплочению всех участников учебно-воспитательного процесса (учителей, родителей и школьников).
Реализация разработанной Программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников предполагает также создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родитель разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание общения и взаимодействия. В содержании и построении уроков, в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в сотрудничестве взрослого и ребенка — во всех формах учебной и воспитательной работы основной составляющей является идея уважения к личности ученика, его педагогическая поддержка, независимо от национальной принадлежности. Организация социально открытого пространства обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
• нравственный пример педагога;
• педагогическая поддержка личности, помощь в самоопределении, развитии способностей, таланта;
• интеграция поликультурного образования и духовно-нравственного воспитания;
• социально-педагогическое партнерство (семья, общественные организации, традиционные российские религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ).
Критериями сформированности поликультурных ценностей школьника являются следующие показатели: расширение кругозора, развитие общей культуры учащихся; сформированность ценностных ориентации (готовность проявлять сострадание и радость); проявление ответственного поведения и позитивного взаимодействия с окружающим миром; деятельностное отношение учащихся к труду; ответственность за свои дела, осознанность и мотивированность поступков. Основные результаты поликультурного воспитания оценивались с помощью мониторинговых процедур, в которых использовались следующие методы: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; тестовые методики («мотивация поведения»); самооценочные суждения детей.
Проведенный анализ педагогического опыта позволил выделить три наиболее эффективных направления поликультурного воспитания учащихся начальных классов: насыщение информационной среды, эмоциональное воздействие на личность школьника, формирование поведенческих норм. Информационная среда предполагает сообщение школьникам знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д. Эмоциональное воздействие складывается в процессе реализации первого направления — «информационного насыщения». Важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства, научить его сочувствовать и сопереживать. Поведенческие нормы ученика развиваются через получение знаний о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета и закреплении этих знаний в собственном поведении, действиях и поступках. Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей младшего школьного возраста нами использовались разнообразные средства: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальные кушанья и др.
В школе сложились следующие традиционные формы работы с семьями учащихся: выпуск семейных газет (новая страничка ежегодно), проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов, выставки поделок, фотовыставки, семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство школьников начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. В течение года в работе с детьми используются такие формы, как эссе «Семья», проекты «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной
85
из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. В процессе этой работы дети узнают больше о своей семье, где они родились, историю возникновения и становления рода, семьи. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать, какие государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. Интересны такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи; они способствуют сплочению семьи, а также закрепляют знания о родном Калининградском крае.
Таким образом, поликультурное образование в начальных классах рассматривается нами как диалог культур, помогающий понять школьнику сложнейшую систему современной цивилизации. Как и другие качества социально ориентированной личности, поликультурность является результатом, с одной стороны, объективных условий влияния социальной среды, а с другой — целенаправленного воспитания. Исходя из принципа единства логического и эмоционального восприятия, особенно в младших классах, значительную роль в становлении и развитии поликультурной личности играет преемственность работы педагога с семьей, организация единой информационной среды в школе, эмоциональное воздействие на детей.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. № 6. С. 20—28.
2. Баграмов А. А. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального воспитания. М., 1988.
3. Как научить любить Родину : руководство для воспитателей и учителей / авт.-сост. Ю. Б. Антонов, Л. B. Левина., О. В. Розова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.
4. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3 — 10.
Об авторах
Ольга Ефимовна Коптева — учитель начальных классов, МАОУ НОШ № 53, Калининград.
E-mail: [email protected]
Елена Львовна Матова — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the authors
Olga Kopteva, Kaliningrad, Teacher, school No 53.
E-mail: kopteva.67@mail. ru
Dr Elena Matovа, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]