Научная статья на тему 'Pedagogical consultation in the system of polycultural physical training of younger school students'

Pedagogical consultation in the system of polycultural physical training of younger school students Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / POLYETHNIC EDUCATIONAL ORGANIZATION / MULTICULTURAL PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN-ADULT COMMUNITY / POLYCULTURAL ADVISORY CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Быстрицкая Елена Витальевна

Рассмотрена проблема применения педагогического консультирования как одной из технологий воспитательной деятельности в работе учителя физической культуры в инновационных условиях современного поликультурного образования. Представлена авторская программа консультативного центра «Этно-Вече», реализованная в условиях русскоязычного региона, направленная на включение родителей младших школьников в образовательное пространство и интеграция усилий семьи и школы по достижению целей поликультурного физического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Быстрицкая Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pedagogical consultation in the system of polycultural physical training of younger school students»

Kruglova Yoliya Vladimirovna, senior lecturer, Kruglova. YV@rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Mavrina Svetlana Borisovna, senior lecturer, Mavrina. SB@rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova

УДК 796.011:373.31

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.Л. Григорьева, Е.В. Быстрицкая

Рассмотрена проблема применения педагогического консультирования как одной из технологий воспитательной деятельности в работе учителя физической культуры в инновационных условиях современного поликультурного образования. Представлена авторская программа консультативного центра «Этно-Вече», реализованная в условиях русскоязычного региона, направленная на включение родителей младших школьников в образовательное пространство и интеграция усилий семьи и школы по достижению целей поликультурного физического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, полиэтническая образовательная организация, поликультурное физическое воспитание, детско-взрослое сообщество, поликультурный консультативный центр.

Проблема поликультурного воспитания детей обостряется в связи с усилением миграционного потока в русскоязычные регионы. Поликультурное физическое воспитание в этом смысле представляет собой направление профессиональной деятельности учителя физической культуры, нацеленное на «воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия «гуманизма», «интернационализма», мирного спортивного противостояния в соответствии с принципами Олимпийской Хартии, развито чувство уважения к народам, расам и этносам» [1].

В условиях поликультурного воспитания на занятиях по физической культуре и во внеурочной деятельности создается детско-взрослая общность. Она представляет собой первичную «контактную группу детей и взрослых, проявляющую схожие потребности и интересы, осуществляющую пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками» [2]. Формирование такой общности, как правило, включает в себя активное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательных событий, то есть соответствует требованиям деятельностного подхода [3].

При этом вербальные формы, такие как беседа, дискуссия лекция являются вспомогательными. Таким образом, потенциал консультативной деятельности оказывается в этом процессе маловостребованным, в частности, это связано якобы с устареванием подобных форм организации взаимодействия между обучающимися и педагогами. Однако новые информационные технологии способны придать современное звучание традиционным образовательно-воспитательным методам [4]. К преимуществам консультативной деятельности в рамках решения задач поликультурного физического и сопряженного с ним нравственного, трудового и эстетического воспитания можно отнести разнообразие порталов поступления информации, удобство выбора времени, доступность подачи материала, возможность обращения не только к личному опыту обучающегося, но и к любым фактам, представленным широким информационным пространстве социума. На основании выше изложенного было решено создать поликультурный детско-взрослый центр, решающий, в том числе и задачи поликультурного физического воспитания младших школьников на основании консультативной деятельности.

Созданный авторами поликультурный консультативный центр призван разрешать следующие задачи:

1. Создание условий взаимодействия семьи и школы на основе сотрудничества, в том числе и в вопросах оздоровления школьников.

2. Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.

3. Привлечение родителей к организации и участию в спортивных и культурных мероприятиях.

4. Установление связи с общественными организациями и государственными структурами, решающими задачи безопасности детей и семьи в целом.

В реализации программы интегрированы усилия следующих субъектов: классный руководитель, учитель физической культуры, другие педагоги-предметники, администрация школы, психолог, медработник, педагоги дополнительного образования; родители. Все указанные субъекты участвуют не только в реализации, но и в мониторинге эффективности программы Центра, что позволяет скорректировать программу и адаптировать ее в соответствии с вызовами времен. Такое сотрудничество обеспечивает:

- выявление индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей;

- мониторинг динамики изменения личностных качеств ребенка, его адаптации в условиях учебного коллектива;

- профилактику появления элементов дезадаптации;

- интеграцию каждого ребенка в учебный коллектив.

Содержательные разделы программы центра: «Введение в

коллектив класса и спортивной команды», «Изучение правил общения», «Познание себя и других», «Мир вокруг тебя», «Забота о своем здоровье», «Твой внутренний мир». Кроме нижепредставленных консультаций, в перечень мероприятий деятельности центра входит образовательно-воспитательные события.

Консультативная деятельность в Центре представлена не последовательным перечнем воспитательных консультаций, а выполнена в форме педагогического конструктора. Конструктор консультаций представляет собой таблицу, в которую внесены темы, краткое содержание и время проведения консультаций. Родители выбирают эти консультации по собственному усмотрению, как индивидуальные, так и групповые, в том числе и с участием детей. В конструкторе предусмотрено три уровня консультирования: вводный, в который входит три консультации по выбору; адаптированный - пять консультаций, а семь и более консультаций - это продвинутый уровень.

Тематика и краткое содержание консультаций:

1. Психологический портрет младшего школьника «Знакомьтесь -Ваш ребенок!» - здесь обсуждаются вопросы: интеллектуальная; мотивационная; эмоционально-волевая физическая и коммуникативная готовность ребенка к обучению.

2. Велика слава народов. «Горжусь своим наследием». На данной консультации обсуждались исторические достижения, спортивные, мирные и военные подвиги народов разных этносов, которые внесли значительный вклад в историю и культуру России.

3. Организация мирного диалога культур. «Мы разные, но мы вместе». В этом разделе освещаются вопросы национальных и культурных традиций разных народов, таких как: народно-прикладное искусство, народная игрушка, костюм, национальные виды спорта, национальная архитектура, устное народное творчество, изобразительное искусство, семейные традиции, национальный этикет, речевой этикет, столовый этикет гостевой и общественный этикет.

4. Основы здорового образа жизни. «Я хочу, чтоб мой ребенок был здоров!». Здесь обсуждаются основы здорового образа жизни или полезные привычки: правильное, сбалансированное, организованное питание; активные занятие физической культурой; режим дня; закаливание своего организма; психологическое равновесие, личная гигиена [5].

5. Основы школьной службы восстановительной медиации. «Лучше добрый мир!». Здесь рассматриваются вопросы по разрешению возникающих межличностных проблем, которые обостряются при формировании поликультурного коллектива, в том числе и спортивного.

6. Домашнее питание школьника. «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок». В этом разделе обсуждаются вопросы рационального питания младшего школьника, последствия неправильного питания, формирование полезных пищевых привычек.

7. Домашнее воспитание младшего школьника. «Родитель друг и педагог». Задачей консультации становиться поиск возможностей воспитания у детей высоких моральных качеств, пример и авторитета старших. В этом разделе консультации родители должны научиться воспринимать ученика на основании требований закона, так как несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

8. Физическое воспитание младшего школьника. «Физкультура -здоровье, плюс культура». Основой консультации стали вопросы занятия детьми спортом, спортивный режим детей, туристские походы и прогулки, соблюдение правил санитарии и гигиены.

9. ГТО для всей семьи. «Крепим здоровье вместе». Задачей консультации является определить истинную цель комплекса ГТО. Систематические занятия физической культурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности, ведении здорового образа жизни, средства, методы и формы организации самостоятельных занятий - вот истинное предназначение ГТО для детей и взрослых [6].

10. Селекционная работа в спорте. «Дорога к спорту высших достижений». Содержанием консультаций стали достижения современного спорта, олимпийское движение и его значение для мирового сообщества. В результате родители определились в том, какие спортивные секции может посещать их ребенок в зависимости от своих способностей к спорту.

11. Открытие таланта младшего школьника. «Путь к творчеству». Задачей консультации становится раскрытие и поиски путей развития способностей младших школьников, развитие конструктивного мышления.

Консультации могут быть проведены в течение учебного года по одной и той же наиболее значимой теме неоднократно, поэтому некоторые родители добавляли к своему конструктору повторное посещение одних и тех же консультаций. Когда воспитательная ситуация в семье изменялась и та информация которая в первое посещение казалась малозначимой в последующее посещение оказывалась максимально значимой. Так, в частности, произошло в консультации по теме, как приобщить ребенка к спорту в первой учебной четверти родители имели неполное представление о способностях и склонностях их детей к тому или иному виду спорта. Но после участия в мероприятии «ГТО для всей семьи» у родителей появились вопросы, касающиеся подготовки детей и взрослых к сдаче нормативов комплекса ГТО.

За участие в консультациях родителей младшего школьника, дети получают звездочки: 3 консультации - 1 звездочка; 5 консультаций -2 звездочки; 7 и более консультаций - 5 звездочек. Если семья переходит на продвинутый уровень, то по истечении эксперимента награждается памятными подарками, результаты заносятся в портфолио ребенка и благодарности отмечаются в личном деле ребенка.

Образовательные результаты (ОР) деятельности поликультурного консультативного центра «Этно-Вече» для детей:

ОР 1 - увеличение уровня мотивации достижении успеха;

ОР 2 - дополнительные баллы, идущие в портфолио и повышение самооценки и уровня притязаний.

Результаты деятельности поликультурного консультативного центра «Этно-Вече» для родителей:

ОР 1 - повышение информативности в значимых вопросах воспитания и здоровья своих детей;

ОР 2 - расширение использования научных данных для формирования здоровья и для воспитания своего ребенка.

Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование «личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения собственной национальной культуры и иных национальных культур». Результатом программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в поликультурном сообществе.

Список литературы

1. Рыкова С.В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе: дис. ...канд. пед. наук. М., 2005. 259 с.

2. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Детский коллектив как социально-педагогическая система // Теоретические проблемы воспитательного коллектива. Тарту: ТГУ, 1975. С. 48-57.

3. Елькина О.Ю. Содержание и методическое обеспечение внеурочной работы в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС // Начальная школа. 2013. № 2. С. 1-4.

4. В поисках механизмов самоактуализации личности и деятельности студента: антропный принцип в технологии профессионального образования / Е.В. Быстрицкая [и др.] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. С. 18.

5. Проблемы реализации здоровьеформирующей технологии в поликультурном образовательном пространстве / С.С. Иванова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 44-46.

6. Жемчуг Ю.С., Мордавченков В.А. Методические рекомендации самостоятельной подготовки к нормативам ГТО учащихся младших классов общеобразовательной школы // Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 30. С. 100-103.

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель, ^уе1ппатаИ.ги, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Быстрицкая Елена Витальевна, д-р пед. наук, проф., oldlady@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

PEDAGOGICAL CONSULTATION IN THE SYSTEM OF POLYCULTURAL PHYSICAL TRAINING OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

E.L. Grigorieva, E. V. Bystritskaya

The problem of applying pedagogical counseling as one of the technologies of educational activity in the work of the teacher of physical culture in the innovative conditions of modern multicultural education is considered. The author's program of the consultative center "Ethno-Veche", implemented in the conditions of the Russian-speaking region, is aimed at including parents of junior schoolchildren in the educational space and integrating the efforts of the family and school to achieve the goals of multicultural physical education of younger schoolchildren.

Key words: junior schoolchildren, polyethnic educational organization, multicultural physical education, children-adult community, polycultural advisory center.

Grigorieva Elena Lvovna, senior teacher, gvelnn@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences,, professor, oldlady@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin

УДК 796.011:796.332

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

В СЕКЦИИ ПО ФУТБОЛУ

М.В. Дедловская, Е.Д. Кузнецова

Предложена методика развития скоростных способностей школьников среднего звена, занимающихся в секции по футболу. Дана краткая характеристика особенностей организации тренировочного процесса, способствующего развитию скоростных способностей. Описаны результаты экспериментального исследования, подтверждающего эффективность внедренной методики по развитию скоростных способностей, занимающихся в секции по футболу.

Ключевые слова: футбол, секция по футболу, средний школьный возраст, развитие, скоростные способности.

Футбол популярная спортивная игра. При этом исторически данная спортивная игра является сравнительно молодой, по сравнению с другими видами спорта. Игры, в том числе, спортивные являются оптимальным комплексным средством физического воспитания для детей среднего школьного возраста [3]. Такое средство, используемое в тренировочном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.