Таблица 2
Фрагмент тематического плана занятий «Игры предков»
№ Тема Часы Характеристика и правило игр
1 Вводное занятие. О5у-стар харсь^ыылара (Бой быков) 1 Проводится на земле отрезок длиной в 3 метра (линия по середине). Дети стоят на четвереньки по разные стороны линии и упираются головами друг друга. По команде они начинают толкаться головами. При этом не разрешается начинать игру слишком резким "боданием". Побеждает тот, кто вытолкает соперника на 1,5 метра от линии.
2 Атах тэпсиитэ (Наступа-ние на ноги) 1 Мальчики и девочки делятся на 2 команды. Подзываются по одному и становятся спинами друг к другу. Со словами "Солнце встает" они поворачиваются или направо, или налево. Если они повернутся одновременно в одну и ту же сторону, то они начинают играть. Если нет, возвращаются к своим командам. Таким образом, образуются несколько пар. Ведущий расставляет 5 - 7 пар. Участники подгибают левую ногу и пытаются наступить правой на ноги партнеру. Если кто-то из игроков оторвет правую ногу от земли, тот проигрывает.
3 Кутурук былдьаhыыта (Отними хвост) 1 Игроки делятся на две команды. Игрокам выдается веревка длиной 20 Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples 25 см. Разные цвета для каждой команды. Веревки, игроки закрепляют в штаны, имитируя хвост По команде, игроки должны отнять хвосты противника. Побеждает та команда, которая отнимал больше хвостов в определенное время. Время участники могут фиксировать сами.
4 Атаралаан сууруу (Бег галопом) 1 Игру проводят на дистанции 50 или 100 метров. По команде участники ставят левую ногу вперед, правую назад, занимают позу бегуна и отталкиваются обеими ногами одновременно. Тот, кто придет первым к финишу, считается победителем.
33 Заключительное занятие 1 Проведение контрольного тестирования на двигательную активность по показателям отжимания, прыжка и поднимания туловища.
Всего за учебный год: 34 ч.
Таким образом, при проведении первого и контрольного тестирования можно сделать вывод, что двигательная активность детей заметно повысилась. Именно здесь индигенный подход рассмотрен с точки зрения опыта взаимосвязи поколений в воспитании и закладки природно-этноментальных задатков развития детей в условиях родной культуры.
В ходе исследования нам было интересно наблюдать за детьми, у которых показатели активности ниже нормы. Если детально разобраться, каждый из них посещал занятия с желанием, старались прилагать все усилия, но не достигли желаемых результатов. Как правило, причиной могут быть временное отсутствие на занятиях из-за актированных дней (выше 45 градусов мороза) или длительные карантины и каникулы, которые протекали в общей сложности 2 месяца. Но тем не менее спецкурс рассчитан на четыре года начального общего образования, и мы надеемся, что результаты отстающих детей к концу 4 класса должны улуч-шиться.
Статья написана в рамках в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730
Библиографический список
1. Шамаев Н.К., Захаров С.И., Портнягин И.И. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. Якутск, 2003.
2. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. Москва: Academia, 2000.
3. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. Якутск: Изд. дом СВФУ 2016.
4. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
5. Tuhiwai Smith L. Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples. London: Zed, 1999.
6. Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015.
7. Кожурова А.А., Буряк О.В. Формирование ответственного отношения к труду у младших школьников посредством игровых технологий в условиях кочевья Крайнего Севера. Перспективы науки. 2018; № 11 (110): 211 - 214.
References
1. Shamaev N.K., Zaharov S.I., Portnyagin I.I. Semejnoe fizicheskoe vospitanie na osnove nacional'nyh tradicij. Yakutsk, 2003.
2. Shamaev N.K. Nravstvennoe razvitie shkol'nikov v processe tradicionnogo fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Academia, 2000.
3. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj srede: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izd. dom SVFU, 2016.
4. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
5. Tuhiwai Smith L. Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples. London: Zed, 1999.
6. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge RF. Yakutsk: Media-holding «Yakutiya», 2015.
7. Kozhurova A.A., Buryak O.V. Formirovanie otvetstvennogo otnosheniya k trudu u mladshih shkol'nikov posredstvom igrovyh tehnologij v usloviyah kochev'ya Krajnego Severa. Perspektivy nauki. 2018; № 11 (110): 211 - 214.
Статья поступила в редакцию 20.07.19
УДК 37.025
Kurtvapova V.M., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]
Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
REGULARITIES AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF MORAL EDUCATION OF A TEENAGER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL. The article studies moral education of a teenager in the multicultural educational environment of the school, which is relevant against the backdrop of outbreaks of extremism and conflicts on ethnic and religious grounds. The authors pay much attention to universal moral values that are most successfully acquired by schoolchildren in a multicultural educational environment. On the basis of a theoretical analysis of the scientific literature on this problem, regularities are identified and pedagogical principles are formulated as guiding ideas that ensure the success of moral education in the multicultural environment of the school. The article shows how these principles are introduced into the educational practice of an educational organization. Reliance on the identified patterns and principles in the educational process will make it possible to actualize the educational potential of a multicultural educational environment and to educate a highly moral personality of a school graduate.
Key words: moral education, teenager, polycultural educational environment of school, patterns of education, pedagogical principles.
отработали те же показатели выявления двигательной активности: отжимание, прыжки в длину с места и поднимание туловища (табл. 3).
Таблица 3
Результаты контрольного выявления уровня двигательной активности младших школьников
Показатели Ниже Соответствует
двигательной активности: нормы норме
Отжимание в упоре лежа 28% 72%
Прыжки в длину с места 24% 76%
Поднимание туловища 32% 68%
В.М. Куртеапоеа, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский,
E-mail: [email protected]
Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Статья посвящена нравственному воспитанию подростка в поликультурной образовательной среде школы, что является актуальным на фоне вспышек экстремизма и конфликтов на межнациональной и религиозной почве. Большое внимание авторы уделяют универсальным нравственным ценностям, которые наиболее успешно усваиваются школьниками в поликультурной образовательной среде. На основе теоретического анализа научной литературы по данной проблеме выявлены закономерности и сформулированы педагогические принципы как руководящие идеи, обеспечивающие успешность нравственного воспитания в поликультурной среде школы. В статье показано, как эти принципы реализуются в воспитательной практике образовательной организации. Опора на выявленные закономерности и принципы в образовательном процессе позволит актуализировать воспитательный потенциал поликультурной образовательной среды и воспитать высоконравственную личность выпускника школы.
Ключевые слова: нравственное воспитание, подросток, поликультурная образовательная среда школы, закономерности воспитания, педагогические принципы.
Нравственное воспитание школьника всегда являлось одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики, но особую актуальность оно обретает в современном информационном обществе, которое характеризуется некоторым снижением нравственной воспитанности подрастающего поколения. Кроме того, учитывая процессы глобализации, расширение международных связей, а также рост притока мигрантов в Россию, представляется логичным обращение особого внимания на приобщение школьников к таким общечеловеческим нравственным ценностям, как гуманизм, толерантность, справедливость, а также воспитание уважения к другой культуре.
Россия была и остается многонациональным, поликонфессиональным и поликультурным государством. Нередко различие по национальному и религиозному признакам является источником конфронтации между школьниками, поэтому необходимо не только предупреждать возможность конфликтов на национальной почве, которые типичны для поликультурного сообщества школы, но и конструктивно использовать ресурс поликультурной образовательной среды школы в нравственном воспитании личности школьника.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа научной литературы и опыта педагогической деятельности выявить закономерности и на их основе сформулировать педагогические принципы, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде школы.
Поликультурная образовательная среда является новой социокультурной реальностью, обладающей благоприятными педагогическими условиями для осуществления нравственного воспитания. Феномен поликультурности является характерной чертой современного общества и, в частности, образовательной среды российских школ, поэтому игнорирование поликультурности неизбежно сказывается на качестве воспитания и уровне образованности учащихся.
Поликультурность предполагает национальное, этническое, религиозное и культурное разнообразие субъектов, активно взаимодействующих друг с другом во всех сферах и разных формах. Для благоприятного, результативного взаимо-
действия поликультурная образовательная среда должна обладать следующими чертами: открытостью, диалогичностью и толерантностью. Опора на такие нравственные ценности, как милосердие, доброта, справедливость и др. позволит не только сделать более комфортной поликультурную образовательную среду школы для социализации и развития личности, но и будет способствовать формированию нравственных качеств личности подростка.
В результате теоретического изучения трудов Е.В. Бондаревской, О.В. Гука-ленко, А.Я. Данилюка, А.Н. Джуринского, А.М. Кондакова, М.Ф. Пафовой, Л.П. Су-пруновой, В.А. Тишкова было установлено, что поликультурная образовательная среда школы наделена огромным воспитательным потенциалом, который необходимо реализовать в нравственном воспитании детей и подростков. В работах данных ученых показано, что нравственное воспитание происходит тем успешнее, чем активнее педагог опирается на нравственные ценности поликультурной образовательной среды, а также на закономерности и принципы осуществления нравственного воспитания личности.
Чтобы нравственные ценности стали достоянием личности, необходимо выявить закономерности, спонтанная или осознанная опора на которые позволит повысить эффективность нравственного воспитания. Традиционно в педагогической науке под закономерностями понимают общие, объективные, постоянные связи, существующие между явлениями и процессами воспитания [1, с. 96].
Закономерности имеют объективный, психологический характер, поэтому справедливы для любых культур, временного, национального и социального контекста. В закономерностях объективно отражается причинно-следственная связь между особенностями (психологическими, возрастными) субъектов педагогического процесса и определенными условиями среды, в которой протекает процесс воспитания и проектируется его результат. Закономерности могут отражать как положительный опыт педагогической деятельности, так и отрицательный, указывая на объективный характер взаимообусловленности субъектов и объектов педагогического процесса.
Таблица 1
Закономерности нравственного воспитания старшего подростка в поликультурной образовательной среде школы
Общие закономерности нравственного воспитания Закономерности нравственного воспитания подростка в поликультурной среде школы
Чем активнее самостоятельная деятельность подростка, тем эффективнее происходит формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований нравственного характера. 1. Чем больше среда насыщена межкультурным общением и взаимодействием, тем активнее происходит становление личности подростка, то есть активизируется личностно значимый процесс познания себя как неповторимой индивидуальности, и возникает интерес к индивидуальности другого, культивируются нравственные чувства. 2. Чем насыщеннее познавательная деятельность подростка по освоению собственной и чужой культуры, тем сильнее потребность в коллективной деятельности, способствующей нравственному воспитанию.
Чем лучше подросток знает и принимает свою культуру, тем уважительнее относится к другим культурам. Чем чаще в поликультурной образовательной среде создаются подростку условия для познания своей культуры, тем патриотичнее становится воспитанник, и тем больший интерес и уважение испытывает подросток к другим культурам.
Чем больше воспитатель учитывает индивидуальные и возрастные особенности подростка, тем успешнее осуществляется процесс нравственного воспитания. Чем чаще происходит опора на возрастные особенности и этносоциокультурную принадлежность воспитанников, тем успешнее процесс формирования нравственных качеств личности, таких как толерантность, патриотизм, социальная ответственность, социальная забота и др.
Чем больше воспитатель заботиться о создании атмосферы любви и защищенности, положительного эмоционального фона взаимодействия, тем ребенок более свободно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Чем чаще педагоги демонстрируют образцы доброжелательного отношения, толерантного поведения во взаимоотношениях с воспитанниками, тем активнее воспитанник выражает свое мнение, интересы, взгляды, что является важным проявлением нравственной воспитанности.
В науке выделяют три уровня закономерностей. Первый уровень называется «всеобщие закономерности», которые справедливы для любой науки. В них выражаются связи между важнейшими, наиболее существенными компонентами исследуемой действительности. Второй уровень - общие закономерности, характерные для конкретной науки. Они учитывают специфику и особенности объекта и предмета педагогического познания, условия и факторы осуществления воспитания. Процесс нравственного воспитания как часть педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям. Третий уровень - частные закономерности, отражающие специфику нравственного воспитания подростка в поликультурной среде, детально, в сопоставлении с общими закономерностями они представлены в таблице 1.
На основе закономерностей выделяются педагогические принципы. Для формирования нравственных качеств в поликультурной образовательной среде школы необходимо не только опираться на закономерности, но и руководствоваться педагогическими принципами, на основе которых строится процесс воспитания, отбирается его содержание, формы и методы.
Педагогические принципыi - это исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению и носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс [2, с. 267].
Существует ряд педагогических принципов, которые являются общеизвестными, традиционными, поскольку они были сформулированы в педагогике прошлого, их справедливость подтверждена временем и без них немыслимо современное воспитание и обучение. Так, принцип обязательности требует обязательного и полного воплощения ключевых положений, руководящих идей педагогического процесса в практику. Игнорирование данного принципа не просто снижает эффективность воспитательного процесса, но и подрывает его основы. Педагогических принципов необходимо придерживаться постоянно, не только в условиях классно-урочной системы в школе, но и при любом взаимодействии с воспитанниками. Комплексность предполагает одновременное, а не поочередное и изолированное применение принципов воспитания на всех этапах педагогического взаимодействия. Принцип равнозначности предполагает равную значимость всех принципов в воспитательном процессе. Одновременное внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения хода воспитательного процесса.
Помимо общих принципов, характерных для педагогической системы школы, представляется необходимым выделить специфические принципы, характеризующие нравственное воспитание подростка в поликультурной образовательной среде школы.
В процессе теоретического исследования нами были определены следующие принципы нравственного воспитания в поликультурной образовательной среде школы.
Принцип учета возрастных, социокультурных, этнических и индивидуальных особенностей воспитанников. При опоре на данный принцип содержание, формы и методы педагогического воздействия обретут более индивидуальный и адресный характер, будут вызывать активный интерес у подростков и повышать мотивацию к участию в воспитательных и учебных мероприятиях. Именно поликультурная среда школы позволяет человеку глубже познать себя, увидеть свои особенности, осознать себя как уникального индивидуума [3].
Принцип опоры на общечеловеческие и национальные ценности при взаимодействии с представителями разных культур. Какими бы разными не были культуры, вера, традиции, любая национальная культура включает комплекс фундаментальных нравственных ценностей: забота о пожилых и детях, помощь ближнему и нуждающемуся, почитание предков и родителей, понятия о чести, порядочности, долге и т.д. Эти ценности имеют общечеловеческий характер, являются универсальными в любой культуре и находятся вне времени. Опора на данный принцип формирует у подростков понятия о нравственных ценностях как универсальной категории человеческого существования. Без нравственности невозможно сохранение и продолжение человечества в целом и этноса в частности. С опорой на данный принцип у подростков происходит усвоение общечеловеческих ценностей, их универсального характера. У них должно сложиться понимание, что отсутствие нравственного ориентира в социальной среде может стать причиной трагедии в форме ксенофобии, геноцида, крайнего национализма [4, с. 121].
Принцип включения личности в социально значимую деятельность. Деятельность является средством нравственного воспитания, поскольку личность формируется, прежде всего, в деятельности, правомерно основные ее виды (учение, труд, игры и досуговые занятия) рассматривать как важнейшие воспитательные средства.
Для формирования нравственных качеств личности необходимо организовывать деятельность воспитанников, когда они добровольно и посильно будут участвовать в решении коллективных, социальных задач и будет возможность совершения нравственного поступка, как говорил А.С. Макаренко: «Хотите воспитать ребенка - организуйте для него деятельность» [5, с. 6].
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. В процессе деятельности происходит всестороннее разви-
тие личности, так как деятельность задействует интеллект, эмоции, волю, способность к творчеству и т.д. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы в ней каждый учащийся осознавал ответственность за общее дело, максимально мог раскрыть свои таланты и способности, активно сотрудничать со всеми участниками организованной деятельности и в результате пережить чувства радости, счастья, удовлетворения от проделанной работы, от личного вклада в доброе дело на пользу общества.
Принцип коллективного характера процесса воспитания и обучения. В поликультурной среде школы происходит постоянное взаимодействие субъектов разной культурной принадлежности. Воспитанники активно взаимодействуют друг с другом, решают коллективные задачи, приходят к консенсусу и общему результату. Одно из условий данного элемента деятельности - использование педагогом в воспитательной работе многообразных форм коллективной деятельности. Именно коллективная деятельность в поликультурной среде активизирует формирование таких качеств, как уважение, толерантность дисциплинированность, ответственность, усердие, поэтому коллективизм является одним из элементов успешности и результативности деятельности как воспитательного средства.
Принцип предоставления самостоятельности личности в процессе социокультурного самоопределения. Поликультурная среда, насыщенная объемным полем информации, межкультурным общением, способствует процессу глубокого познания подростком себя, своего характера, вкусов, интересов, предпочтений, позволит определить будущую профессию, свое место в обществе, найти свое предназначение и источник счастья.
Принцип познания родной культуры и себя в ней как способа понимания своей личности, индивидуальной ценности и уникальности. Культура как феномен является образующим звеном человеческой цивилизации. Она - кладезь опыта, знаний, ценностей. Постижение общероссийских и национальных ценностей и через них постижение ценностей универсальных дает человеку глубинную нравственную основу и указывает на механизмы духовного преображения. Не использовать потенциал поликультурной среды как источника культурного наследия этносов, национальностей, общенациональной и государственной культуры - значит, обеднить педагогические механизмы нравственного воспитания. Сегодня очень актуальны идеи Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании молодежи как фактора формирования гуманной и ответственной личности. П.Ф. Каптерев к особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, относил язык, религию, быт. Педагог призывал развивать у учащихся чувство принадлежности ко всему человечеству, поскольку педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. П.Ф Каптерев подчеркивал, что в воспитании «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [6, с. 21].
Принцип трансляции педагогом толерантного отношения к представителям различных культур. Педагогу необходимо на начальных этапах формирования поликультурной нравственной воспитывающей среды стать источником трансляции образцов нравственного поведения. Он должен обладать рядом нравственных качеств, таких как доброжелательность, отзывчивость, вежливость, ответственность, толерантность, трудолюбие, опрятность. Нравственная личность педагога становится источником нравственной воспитанности учащихся. По словам К.Д. Ушинского, только живая душа способна оживить душу. Во-первых, педагог является примером для воспитанников, образцом для подражания, во-вторых, он, как организатор процесса обучения и воспитания, формирует доброжелательную, открытую среду, в которой воспитанникам комфортно получать знания, общаться, взаимодействовать с другими субъектами воспитательного процесса.
Принцип создания положительного эмоционального фона воспитательного процесса состоит в том, что только в атмосфере любви и защищенности может осуществляться воспитание. Если воспитательный процесс будет иметь авторитарный характер, то подросток лишь из страха будет соблюдать дисциплину и выполнять требования учителя, и никаких изменений в эмоционально-чувственной и поведенческой сферах личности не наступит. Изменения в нравственной сфере личности могут происходить лишь при желании и усилии самого подростка [7, с. 114]. Педагог должен создать такую атмосферу, где подросток будет пытаться стать лучше, а нравственное поведение будет вызывать чувство радости. Подросток должен стремиться не только формально выполнять нормы морали, но и к тому, чтобы их соблюдение стало его внутренней потребностью и основой самовоспитания [8, с. 18 - 19].
Принцип постепенного освоения культуры от простого - к сложному. Каждая этническая и национальная культура формировалась на протяжении веков. Некоторые обычаи и традиции могут быть непонятны и чужды представителям другой культуры, поэтому необходимо постепенно вводить подростка в мир иной культуры, начиная от её простых элементов (национальная одежда, кухня, быт) к более сложным (менталитет, обычаи, традиции), постепенно углубляя материал, объяснять причинно-следственную связь между обычаями и традициями, образом жизни национальных меньшинств.
Принцип организации рефлексии учащимися полученных знаний, эмоционально-чувственного опыта и нравственного поведения в поликультурной образовательной среде школы. Подростку важно оценивать свою деятельность, свое отношение к окружающим людям, степень развития своих нравственных качеств. Процесс рефлексии необходим для самоопределения личности, поскольку позволяет ребенку изменить не только устоявшуюся модель поведения, но и развить субъектную позицию, на основе которой происходит перевод нравственного воспитания под руководством педагога в процесс самосовершенствования личности в соответствии со своим нравственным идеалом.
Таким образом, на основе теоретического анализа обширного круга научных источников были выявлены следующие закономерности нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде школы. В частности, было установлено, что чем насыщеннее школьная среда межкультурным общением и взаимодействием, тем активнее подросток осознает себя как неповторимую индивидуальность, у него пробуждается интерес к индивидуальности другого, культивируются нравственные чувства; чем активнее познавательная деятельность подростка по освоению собственной и другой культуры, тем сильнее потребность в коллективной деятельности, способствующей нравственному воспитанию; чем чаще в поликультурной среде подростку создаются условия для познания своей культуры, тем патриотичнее становится воспитанник и тем больший интерес испытывает подросток к другим культурам; чем чаще педагогом учитываются возрастные особенности и
Библиографический список
этносоциокультурную принадлежность воспитанников, тем успешнее процесс формирования нравственных качеств личности; чем чаще педагоги проявляют доброжелательность по отношению к воспитанниками, тем искреннее они выражают свое мнение, интересы, взгляды, что является важным проявлением нравственной воспитанности.
На основе данных закономерностей были сформулированы педагогические принципы нравственного воспитания подростка в поликультурной среде школы: учет возрастных, социокультурных, этнических и индивидуальных особенностей воспитанников; опора на общечеловеческие и национальные ценности при взаимодействии с представителями разных культур; включение подростка в социально значимую деятельность; коллективный характер воспитания и обучения; предоставление самостоятельности личности в процессе социокультурного самоопределения; трансляция педагогом толерантного отношения к представителям различных культур; создание положительного эмоционального фона воспитательного процесса; постепенное освоение культуры от простого - к сложному; организации рефлексии учащимися полученных знаний, эмоционально-чувственного опыта и нравственного поведения в поликультурной образовательной среде школы.
Опора на данные закономерности и внедрение педагогических принципов нравственного воспитания позволит создать в поликультурной образовательной среде, характерной для большинства российских школ, педагогические условия, обеспечивающие формирование высоконравственной личности выпускника.
1. Подласый И.П. Теория и технологии воспитания: учебник для студентов вузов. Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2. Коджаспирова ГМ. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.
3. Куртвапова В.М., Рачковская Н.А. Нравственное воспитание школьника в поликультурном образовательном пространстве. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ТвГУ, 2018: 88 - 94.
4. Полякова А.А. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва: Учпедгиз, 1955.
6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982.
7. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура социального педагога: сущность и структура. Москва: МГОУ, 2009.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.
References
1. Podlasyj I.P. Teoriya i tehnologii vospitaniya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Gumanitar, izd. centr VLADOS, 2007.
2. Kodzhaspirova G.M. Slovar'popedagogike. Moskva: IKC «MarT»; Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr «MarT», 2005.
3. Kurtvapova V.M., Rachkovskaya N.A. Nravstvennoe vospitanie shkol'nika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nostipedagoga: sbornik nauchnyh trudov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver': TvGU, 2018: 88 - 94.
4. Polyakova A.A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti v kontekste dialoga kul'tur. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2001.
5. Makarenko A.S. O vospitanii v sem'e. Moskva: Uchpedgiz, 1955.
6. Kapterev P.F. Izbrannyepedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1982.
7. Rachkovskaya N.A. 'Emocional'naya kultura social'nogo pedagoga: suschnost' i struktura. Moskva: MGOU, 2009.
8. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola, 1988.
Статья поступила в редакцию 22.07.19
УДК 37.032
Ovsyannikova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Arts, Tyumen State University (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR STUDYING THE LEVEL OF FORMATION OF AN ACTIVE SOCIAL POSITION OF TEENAGERS BY MEANS OF STREET ART. The article reveals an important aspect of formation of an active social position of adolescents using street art - the development of diagnostic tools and the initial diagnosis of the quality of materials. The problem has been little studied and requires further research in the theory and practice of art education. One of the important means of creating an active social position of adolescents is considered to be street art, which, on the one hand, is attractive to students in terms of creative expression, on the other hand, has communicative capabilities to express the author's own social position. The article formulates the definition of the concept of "active social position using street art", on the basis of which indicators of the formation of this quality of adolescents are highlighted. For each indicator, the author's diagnostic tasks and criteria for assessing the results of the artistic activity of adolescents have been developed, and the levels of formation of the active social position of schoolchildren by street art have been determined. The paper describes the practical application of diagnostic methods for studying the active social position of adolescents: the questionnaire method, the method of comparative analysis of fiction, and the method of creative tasks. The article will be useful to teachers of the educational field "Art", as well as university teachers involved in teaching bachelors in the field of art education.
Key words: active social position, street art, adolescents, diagnostic tools, method of creative tasks, questionnaires, comparative analysis of works of art.
О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. искусств Тюменского государственного университета, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СТРИТ-АРТА
В статье раскрывается важный аспект формирования активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта - разработка диагностического инструментария и проведение начальной диагностики изучаемого качества школьников. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований в теории и практике художественного образования. Одним из важных средств формирования активной социальной позиции подростков рассматривается стрит-арт - уличное искусство, которое, с одной стороны, является привлекательным для школьников в плане творческого самовыражения, с другой,