Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве'

Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PREPARING FUTURE TEACHERS TO MORAL AND SPIRITUAL UPBRINGING OF CHILDREN / PROFESSIONAL READINESS TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN MULTICULTURAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Нижегородов Денис Геннадьевич

Статья посвящена теоретическому осмыслению понятий «поликультурное образовательное пространство», «подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве», «профессиональная готовность к духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Нижегородов Денис Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS TO MORAL AND SPIRITUAL UPBRINGING OF CHILDREN IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT 2

The article is devoted to the theoretical understanding of the concepts of «multicultural educational space», «preparing future teachers to moral and spiritual upbringing of children in multicultural educational environment», «professional readiness to spiritual and moral education in multicultural learning environment».

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве»

УДК 378 ББК 74.480.26

Л.А. Серикова, Д.Г. Нижегородов

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

Статья посвящена теоретическому осмыслению понятий «поликультурное образовательное пространство», «подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве», «профессиональная готовность к духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве».

Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве, профессиональная готовность к духовно-нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве.

L.A. Serikova, D.G. Nizhegorodov

PREPARING FUTURE TEACHERS TO MORAL AND SPIRITUAL UPBRINGING OF CHILDREN IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT 2

The article is devoted to the theoretical understanding of the concepts of «multicultural educational space», «preparing future teachers to moral and spiritual upbringing of children in multicultural educational environment», «professional readiness to spiritual and moral education in multicultural learning environment».

Key words: multicultural educational environment, preparing future teachers to moral and spiritual upbringing of children in multicultural educational environment, professional readiness to spiritual and moral education in multicultural learning environment.

В последнее время в научных исследованиях, посвященных проблеме воспитания подрастающего поколения, все чаще подчеркивается потребность в педагогических работниках, готовых решать профессиональные задачи в изменяющихся социокультурных условиях. При этом все чаще констатируется отсутствие единых ориентиров, определяю-

щих содержание теоретическом и практической подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей в меняющихся условиях и адекватного научно-методического обеспечения изучаемого процесса. В связи с этим возникает настоятельная необходимость специальной подготовки будущих педагогов в образовательном процессе вуза

1 Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧОУ ВО «Среднерусский гуманитарно-технологический институт» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») по теме «Подготовка будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поликультурного образовательного пространства».

2 The work was conducted under research order to conduct scientific research on priority areas of scientific activities of networking partner universities ("Srednerussky Humanities and Technology Institute" and "Mordovian State Pedagogic Institute named after M.E. Evseviev") on "Preparing future teachers to implement moral and spiritual upbringing of junior schoolchildren in the multicultural educational environment".

x

ra H s с о о ca

jr <o

0 II о X X

Ф го ca о.

kÍ3 ей о ГО О. ас

1 ¡

Сй _о ° ^

ч го ^ ей

ей to р го

го о

£ i

I £

!> ^ с

ю i

га 5

Ü о ш с

° Сй

о >s

г

О (Ü

С ч

го ш

о ф

О <

к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей в условиях поликультурного образовательного пространства.

Образовательное пространство в Российской Федерации практически повсеместно является полиэтничным и поликультурным. Поликультурное образовательное пространство следует понимать как взаимосвязь и взаимопроникновение культурной и образовательных сред. Это взаимодействие базируется, с одной стороны, на принципе единства образовательного пространства государства, обеспечивающем развитие единой системы образования, гарантированной ФГОС и принципе сохранения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства - с другой. В условиях взаимопроникновения культур и образования формируется поликультурная личность, готовая к эффективной жизнедеятельности в многонациональной стране.

Таким образом, исследуемый феномен «поликультурного образовательного пространства» представляет собой сложную интегральную целостную систему, гарантирующую сохранение и развитие культурных традиций и способствующую духовно-нравственному становлению, поликультурной личности, Человека Культуры.

Подготовка будущего педагога - это подготовка к решению разнообразных педагогических задач, составляющих содержание профессиональной деятельности. Осознание студентами своей будущей профессии как процесса решения педагогических задач во многом будет определять успех учебного процесса.

«Профессиональная подготовка будущего педагога - это специально организованная, систематическая, многокомпонентная, личностно и профессионально значимая деятельность, включающая в себя общекультурное, предметное, психолого-педагогическое и методическое основания, обусловленная уровнем развития готовности к воспитательной работе, направленная на профессиональный рост и повышение результативности воспитательного процесса» [3, с. 42]. Под профессиональной подготов-

кой будущего педагога мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс, предполагающий создание и соблюдение комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Понятие «готовность» в справочной литературе определяется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определённой деятельности.

Важным для нашего исследования является выделение понятия «профессиональная готовность». Готовность к профессиональной деятельности должна пониматься как определенный уровень развития личности, выражающийся через сформированность системы эмоционально-волевых, когнитивных, ценностно-ориентированных, и опера-ционно-поведенческих качеств личности, гарантирующий эффективность выполнения профессиональных функций.

Под готовностью к педагогической деятельности понимается проявление личности, ориентированной на эффективное выполнение многообразных ролей педагога, а также сложная структура, базовой частью которой должны стать положительные представления, ценностные установки, направленность педагога. Компонентами готовности являются профессионально-ценностные установки, личностные качества, значимые для успешной педагогической деятельности, результаты эффективной теоретической и практической подготовки.

Исходя из анализа точек зрения ученых, под готовностью будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве мы понимаем динамическую, интегративную характеристику личности, являющуюся результатом профессионально-личностного роста будущего педагога и обеспечивающую способность педагога грамотно проектировать и продуктивно организовывать процесс духовно-нравственного воспитания детей в поликультурном образо-

вательном пространстве, опирающуюся на накопленные профессиональные знания, умения, опыт и соответствующий уровень личностного развития.

Т.И. Петракова выделила требования к личности педагога, способного заниматься нравственным воспитанием, к его духовно-нравственной сфере. К таким требованиям относятся: «творческое мышление, способность к диалоговому общению (внутреннему и внешнему диалогу), преобразовательная способность (умение показать духовный смысл того или иного общественного явления, передать своё отношение к ним, тем самым преобразуя и отношение воспитанников); педагогическая рефлексия (осознание учителем подлинных мотивов своей деятельности, способность к эмпатии, оценка последствий своего влияния на воспитанников); положительные этические качества (добродетели), высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)» [4, с. 17].

В качестве критериев готовности в научной литературе рассмотрены процессуальные и результативные, качественные и количественные характеристики активности личности, которые позволяют судить об уровне её соответствия требованиям профессии. В структуре готовности к педагогической деятельности исследователи выделяют два основных блока: 1) личностная готовность; 2) профессиональная готовность.

Согласно данным представлениям «в структуре готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде выделены следующие компоненты: личностный, теоретический и процессуальный» [1, с. 14].

Необходимо отметить, что эти компоненты названных блоков готовности тесно взаимосвязаны между собой. Личностные аспекты готовности обеспечивают профессиональную эффективность специалиста, успешность усвоения содержания деятельности, а приобретённые профессиональные знания и умения способствуют формированию положительного к профессиональной деятельности и стремления к успешной самореализации в ней.

В основе готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве нами были выделены три компонента: готовность к педагогическому взаимодействию с детьми младшего школьного возраста; готовность к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей; педагогическая готовность к проектированию и применению воспитательных технологий духовно-нравственного воспитания детей в поликультурном образовательном пространстве.

Исходя из сказанного ранее, мы предпримем попытку определения понятия «подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию». Н.П. Шитя-ковой «под подготовкой будущего педагога к нравственному воспитанию понимается процесс, представляющий собой развитие и саморазвитие педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности» [5, с. 16].

Нами под подготовкой будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей понимается специально организованный, целенаправленный процесс профессионального образования, предполагающий создание и соблюдение комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для становления готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с их возрастными и личностными особенностями.

Содержательный аспект профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной работе в учреждении профессионального образования направлен на становление у обучающихся умений в области организации процесса воспитания, овладение современными технологиями, приемами, методами и средствами воспитания, формирование готовности к осуществлению взаимодействия с детским коллективом и родителями, к формированию у детей духовных,

X

га

н ^

с

о о ей

0 |-

1 о X X

Ф го

Сй О.

ей о ГО О. йс

1 I

Сй _о ° ^

ч го

^ ей

ей 10 р го

го о

2 I

I £

!> ^ с

Ю I

га 5

^ о ш с

° Сй

о

О <й

С ч

го ш

о ф

О <

нравственных установок и качеств на основе индивидуального подхода.

Процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности предусматривает также овладение каждым обучающимся системой знаний о закономерностях общественного развития, процессах развития человека в социокультурной и образовательной среде. Важной частью профессиональной подготовки является реализация творческого потенциала каждого будущего педагога, формирование внутренних мотивов самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Практическая подготовка будущего педагога к воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования обеспечивается посредством реализации ряда психолого-педагогических условий, основные из которых: личностная направленность профессионального обучения; активное использование интерактивных педагогических технологий; сочетание традиционных методов обучения с инновационными; использование отечественных культурных ценностей.

Подготовка к воспитательной деятельности будущих педагогов будет более эффективной, если:

• развивается устойчивая положительная мотивация будущего педагога к осуществлению воспитательной деятельности;

• создана образовательная ситуация, обусловливающая активную позицию будущего педагога в воспитательном процессе;

• обеспечивается возможность осуществления комплекса познавательной, проектно-исследовательской и практической воспитательной деятельности;

• происходит поэтапное формирование профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности.

Исходя из анализа научной литературы, нам представляется возможным определить следующий комплекс условий эффективной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве:

1. Личностные:

• активизация процесса построения системы нравственных ценностей и смыслов личности будущего педагога;

• стимулирование профессиональной направленности будущего педагога на проектирование и организацию эффективного процессадуховно-нравственного воспитания.

2. Организационно-педагогические:

• осуществление междисциплинарной интеграции учебных дисциплин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обновление и обогащение содержания дисциплин психолого-педагогического цикла;

• обновление и обогащение содержания программ педагогических практик;

• использование активных методов, форм, приемов и инновационных образовательных технологий.

3. Диагностико-результативные:

• мониторинг уровня готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве;

• своевременная корректировка процесса внедрения модели подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве.

Исходя из сказанного выше, основными особенностями содержательного компонента подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей, являются:

• культуросообразность содержания педагогического процесса;

• учет духовных, личностных и этнокультурных запросов и особенностей субъектов образовательного пространства;

• использование в воспитательном процессе воспитательного потенциала поликультурной социальной среды;

• ориентация воспитательного процесса на формирование высших духовно-нравственных ценностей, закрепленных в культурном наследии всех народов, населяющих поликультурный регион;

• целостность и системность содержания духовно-нравственного воспитания в условиях поликультурного образовательного пространства.

«Отечественное образование как важнейший социальный институт духовного развития личности должно обеспечить приобщение молодежи к духовно-нравственным ценностям поликультурного общества; воспитание нравственной чистоты, создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказать помощь в развитии духовно-нравственного потенциала личности» [2, с. 29].

Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволяет нам утверждать, что подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве - это специально организованный, целенаправленный процесс профессионального образования, предполагающий создание и соблюдение комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для становления готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспи-

танию детей в поликультурном образовательном пространстве в соответствии с их возрастными и личностными особенностями.

Результатом подготовки будущих педагогов к формированию нравственных представлений у детей является готовность. Под готовностью будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве мы понимаем динамическую, интегративную характеристику личности, являющуюся результатом профессионально-личностного роста будущего педагога, обеспечивающую способность педагога грамотно проектировать и продуктивно организовывать процесс духовно-нравственного воспитания детей в поликультурном образовательном пространстве, опирающуюся на накопленные профессиональные знания, умения, опыт и соответствующий уровень личностного развития.

Библиографический список

1. Горшенина, С.Н. Этнокультурные ценности как основа смыслообразования личности [Текст] / С.Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2(14). - С. 13-16.

2. Карпушина, Л.П. Этнокультурный подход к образованию как фактор успешной социализации представителей полиэтнического социума [Текст] / Л.П. Карпушина // Гуманитарные науки и об- <5 разование. - 2015. - № 2 (22). - С. 29-33.

3. Кравцова, Л.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Кравцова. - Махачкала, 2007. - 188 с.

4. Петракова, Т.И. Воспитание любви как главная задача духовно-нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова // Духовно-нравственное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 15-18.

5. Шитякова, Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.П. Шитякова. - Челябинск, 2007. - 320 с.

References

1. Gorshenina S.N. Ethnic and cultural values as the basis for personal sensemaking. Gumanitamye nauki i obrazovanie, 2013. No. 2 (14). P. 13-16. [in Russian].

2. Karpushina L.P. Ethno-cultural approach to education as a factor of successful socialization of representatives of multi-ethnic society. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2015. No. 2 (22). P. 29-33. [in Russian].

3. Kravcova L.A. Developing readiness to professional activities in educational students at a pedagogical university. Dis. ... cand. of sciences (Education). Makhachkala, 2007. P. 188. [in Russian].

4. Petrakova T.I. Teaching love as the main task of spiritual and moral education. Duhovno-nravstvennoe vospitanie, 2013. №1. P. 15-18. [in Russian].

5. Shitjakova N.P. The concept and system of training future teachers tomoral education of schoolchildren. Dis. ... doctor of sciences (Education). Cheljabinsk, 2007. P 320. [in Russian].

X

о IX о X X

Ф го

Сй Q.

0 ij

ей о ГО Q. Q.C

1 I

Сй _о ° ^

ч го

^ ей Сй to

р го го о

£ I

1 £

!> ^ с

Ю i

га 5

ü о ей с

° Сй

2 >s Г

О (Ü

С ч

Сведения об авторах: Серикова Лариса Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Нижегородов Денис Геннадьевич,

аспирант кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Serikova Larisa Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Mordovian State Pedagogic Institute after M.E. Evseviev, Saransk, Russia.

E-mail: [email protected]

Nizhegorodov Denis Gennadievich,

Post graduate student, Department of Pedagogy, Mordovian State Pedagogic Institute after M.E. Evseviev Saransk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 371 ББК 74.00

Е.А. Стуколова, Н.Г. Костина

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИННОВАЦИОННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В статье рассматриваются инновационные стратегии обучения, используемые в процессе школьного образования развитых стран: перекрестное обучение, моделируемое обучение, стратегия оценивания Стелс, стратегия инцидентного учения; приводятся основные требования, предъявляемые к процессу обучения, реализуемые при применении инновационных стратегий в школьном образовании, делается вывод о возможном использовании зарубежного опыта в области реализации современных стратегий школьного обучения в процессе модернизации российской системы школьного образования.

Ключевые слова: инновационные стратегии обучения, педагогические интерактивность процесса обучения, интегрированное овладение языком, моделируемое обучение, стратегия оценивания Стелс, стратегия инцидентного учения.

N.G. Kostina, Ye.A. Stukolova

EDUCATIONAL STRATEGIES ABROAD: INNOVATIONS

AND EFFICIENCY

The article discusses innovative educational strategies involved in the process of compulsory education in developed foreign countries such as cross-learning strategy, computational thinking strategy, stealth assessment strategy, incidental learning strategy. Some essential requirements to learning process are given as implemented with the use of innovative strategies in school education. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.