УДК 373.2
ГАЛКИНА Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент
ГАЛЕЕВА Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены современные подходы организации воспитания дошкольников в мультикультурной среде. Задаются основные позиции и условия формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе, где основой поликультурного воспитания выступает отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению, к культуре соседних народов, от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним на основе знакомства с их традициями и обычаями. Представлены научные позиции в контексте философских, этнографических, социологических исследований, которые переосмысливают понимание и трактовку понятия «поликультурное воспитание» в контексте таких категорий, как «интернациональность», «национальность», «общечеловечность». Определены и раскрыты наиболее эффективные средства становления духовно-нравственного облика растущего человека, такие как художественная литература и театр. Представлен проект формирования национального самосознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции Иркутской области посредством художественной литературы писателей Приангарья и народов Сибири.
Ключевые слова: мультикультурная среда, поликультурное воспитание, национальное самосознание, национальная культура, духовно-нравственный облик.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-193-197
GALKINA Irina Aleksandrovna, Candidate of Psychological Science, Associate Professor
GALEEVA Elena Vladimirovna, Senior lecturer
THEORETICAL - METHODOLOGICAL BASES FOR THE FORMATION OF NATIONAL IDENTITY IN PRESCHOOL CHILDREN
The article highlights the modern approaches to organization of education of preschool children in multicultural environment, states some basic principles and conditions for the formation of national identity, socialization of children in modern multicultural society, where multicultural education is based on the attitude of children to their homeland, family and immediate environment, to cultures of neighboring nations, from the expression of interest and sympathy towards people of other nationalities to learning their traditions and customs, developing knowledge about them, friendly relationship and respect to them.
The article presents scientific positions in the context of philosophical, ethnographic, sociological researches, which reconsider the understanding and interpretation of the concept of "multicultural education" in the context of such categories as "internationality", "nationality", "humaneness". It defines and explains the most effective means of the formation of spiritual and moral character of a growing person, such as literature and theatre. The article presents the project enhancing the formation of national identity among preschool children, reflecting the multicultural traditions of Irkutsk region by fiction writers of the Angara region and Siberia.
Keywords: multicultural environment, multicultural education, national identity, national culture, spiritual and moral character.
Россия является многонациональной страной, ее населяют десятки народов с самобытными культурами, поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности.
Цель данной статьи состоит в рассмотрении современных подходов к организации воспитания дошкольников в мультикультурной среде. Актуальность данного вопроса приобретает особое значение в связи с приобретением и освоением ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе.
Основой национального самосознания в период дошкольного детства является прежде всего отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем - к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям еще не известно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним на основе знакомства с их традициями и обычаями. Важно в период дошкольного детства опираться не только на знания, представления, а, прежде всего, на чувства, и как результат - умения видеть в каждом человеке, независимо от национальности, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, духовности и морали. То есть, прежде всего следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур - общечеловеческим ценностям, как
мощному фактору развития личности в многонациональном пространстве (Гончарова О.В., Шапарь М.Г).
Методология поликультурности была рассмотрена в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. Так, еще Я.Л. Коменский рассматривал поликультурность как программу универсального воспитания всего человеческого рода, предполагающего формирование у детей умения жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.
П.Ф. Каптерев отмечает, что поликультурное образование - это приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим ценностям, формирующим научное мировоззрение обучаемых, настаивал на мысли о том, что родной народ не единственный носитель истинной культуры, а прочие народы не должны быть служебными данному, и призывал обращаться в воспитании не к одному народу, а ко многим. Исследователь советовал взять ценное и пополнить недостатки своего национального идеала, народное сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.
Значительный вклад в понимание сущности поликультурного воспитания вносят положения М.М. Бахтина и B.C. Библера. Авторы рассматривают человека в уникальном мире культуры, где большое значение имеет слово, мысль, познание, диалог. Постижение собственного «Я» через общение с другими, развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, диалог по вопросам их воспроизводства и взаимодействия способствует осознанию культуры с ее многообразными проявлениями во времени и пространстве и определению человека в современном мире.
В современном мире идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые прозвучала после Второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отраженных в Декларации прав человека. Это проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в поддержании культурного разнообразия и поощрении развития культурных меньшинств.
В настоящее время в контексте философских, этнографических, социологических исследований переосмысливается трактовка понятия «поликультурное воспитание». Оно рассматривается в контексте таких понятий, как «интернациональность», «национальность», «об-щечеловечность», и трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации (Л.Л. Баграмова, Ю.В. Бромлея, М.С. Джунусова), как формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества, при этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует (А.Н Джуринский). М.А. Богомолова исходит из того, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму, направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям. В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова и др. связывают готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить эффективные средства становления духовно-нравственного облика растущего человека. Как отмечается в исследованиях О.В. Гончарова, М.Г. Шапарь и др., этими средствами выступают художественная литература и театр, поскольку в основе как нравственного, так и эстетического лежит общий психологический механизм, связанный с сочувствием, сопереживанием в одном случае людям, явлениям окружающей действительности и художественным образам в другом. Поэтому особенно важно в дошкольном детстве приобщать к культуре через искусство слова и театра, так как дошкольники очень чувствительны к сфере прекрасного, что обусловлено преобладанием работы правого полушария, отвечающего за чувства и эмоции, образное мышление. Именно поэтому любой материал, в том числе связанный с поликультурным воспитанием,
наиболее целесообразно вводить в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ с помощью различных видов художественно-эстетической деятельности и, прежде всего, на основе их интеграции. Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится ребенок еще в младенчестве, является народная культура. Она воспринимается ребенком через малые фольклорные формы (сказки, песни, плясовые, поговорки, народные игры и т.п.). Они близки и понятны детям как для восприятия, так и для воплощения.
В художественной литературе в полной мере отражено все богатство культурного наследия народов. Его герои выступают носителями национальных ценностей. Народная культура, отраженная в литературных произведениях, помогает ребенку осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), доносит в доступной форме нормы и правила социального общежития. Все сказанное выше является теоретическим и методическим основанием предлагаемого проекта поликультурного воспитания дошкольников двух-семи лет.
Цель проекта: формирование национального самосознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции Иркутской области посредством художественной литературы писателей Приангарья и народов Сибири.
Согласно Концепции развития поликультурного образования, задачами проекта поликультурного воспитания являются:
- приобщать подрастающее поколение к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем;
- формировать знания о коренном населении Прибайкалья, их образе жизни, фольклоре, народных сказаниях и сказках;
- воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое о его истории, традициях, особенностях, достопримечательностях;
- способствовать усвоению нравственных норм поведения на основе изучения традиций, жизни и быта сибирских народов: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, сохранять и приумножать богатство родной земли;
- формировать всестороннюю и гармонически развитую личность, способную к творческому саморазвитию и осуществляющую этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формировать российскую гражданскую идентичность развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России.
Достижение специфических целей поликультурного воспитания обеспечивается за счет: адаптации развивающейся личности к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействия между людьми с разными традициями; ориентации на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.
Разработанный проект базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования: принцип преемственности; принцип дифференциации и разнообразия; принцип креативности; принцип культурной целостности; принцип объемной (стереоскопической) картины мира.
Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности: принцип историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающий необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения; принцип самоактуализации личности, основанный на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире; принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающий механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.
Ожидаемый результат (конечные цели) проекта: проект поликультурного воспитания ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур.
Проект поликультурного воспитания взаимосвязан с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и включает ряд системных блоков: Россия - моя Родина; Любимый Иркутск - середина земли (В городе моем - моя судьба); Сибирь мой край неповто-
римый (экологические экскурсии); Традиции, история и душа народа сибирского (буряты, эвенки, тофалары); Литературный Иркутск (знакомство с писателями: В. Распутиным, С. Бунтовской, Т. Вершининой, А. Горбуновым, С. Устиновым, М. Сергеевым, В. Стародумовым, М. Трофимовым, И. Молчановым-Сибирским).
Содержание и методы деятельности: проведение педагогического мониторинга, где предлагается оценить возможные представления детей о родном городе и уровень готовности педагогического коллектива к реализации поставленных задач. Разработка технологий диагностики, диагностического инструментария. Суммирование мониторинговых результатов в матрицы для эффективности описания полученных результатов. Информационное насыщение предметно-развивающей среды. Формирование целостного понимания о проблематике вопроса у педагогов дошкольного учреждения - изучение теоретических и методических основ формирования национального самосознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции Иркутской области (первый этап).
Внедрение целостной системы «Литературный Иркутск», направленной на формирование национального самосознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции Иркутской области, происходит посредством художественной литературы писателей Приангарья и народов Сибири - стихов, сказок, прозы, рассказов, сказаний о родном крае. Осуществление коммуникативно-продуктивного взаимодействия с участниками проекта (внедренческий когнитивный этап).
На аналитическом этапе - проведение педагогического мониторинга, где предлагается оценить результаты достижения детей в формировании национального самосознания, отражающего поликультурные традиции Иркутской области. Суммирование и сравнительный анализ мониторинговых результатов в матрицах, описание полученных результатов.
Дальнейшее распространение проекта предполагается в случае получения эффективных результатов. Следует отметить, что реализация проекта должна сопровождаться и психолого-педагогической поддержкой детей, что включает: создание социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира; помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями; разработку и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде; обучение неконфликтному поведению в среде сверстников; создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе и установление правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых.
Таким образом, представленная в рамках проекта научно-исследовательская работа по формированию поликультурного воспитания исходит из понимания важности формирования личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения различных национальных культур. Результатом проекта поликультурного воспитания должно выступать формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Баграмов А.А. Поликультурное образование: сущность и содержание. - М.: Грааль, 2001.
2. Гончарова О.В., Шапарь М.Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08.
3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов-н/Д., 2003.
4. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.: Прометей, 2002.
5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М., 2013.
REFERENCES
1. Вадгатов A.A. Multicultural éducation: concept and content. Moscow: Grail, 2001.
2. Goncharova O.V., Shapar M.G. Organization of the process of multicultural éducation of preschool children in preschool educational institution. Koncept. 2013. Issue. no. 08.
3. Gukalenko O.V. Multicultural education: theory and practice. Rostov n-Donu, 2003.
4. Dzhurinsky A.N. Multicultural education in the modern world. Moscow: Prometheus, 2002.
5. Kapterev P.F. Selected pedagogical works. Under the editorship of A.M. Arsenyev. Moscow, 2013.
Информация об авторе
Галкина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО Педагогического института Иркутского государственного университета, Иркутск, Россия [email protected]
Галеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО Педагогического института Иркутского государственного университета, Иркутск, Россия [email protected]
Получена: 09.06.2015
Information about the author
Galkina Irina Aleksandrovna, Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Chair of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Irkutsk city, Russia [email protected]
Galeeva Elena Vladimirovna, Senior lecturer,
Chair of Psychology and Pedagogy of Preschool
Education, Pedagogical Institute of Irkutsk State
University,
Irkutsk city, Russia
Received: 09.06.2015