научно-методический электронный журнал
Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13249. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13249.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13249
УДК 373.24
Кондрашова Наталья Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск [email protected]
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности поликультурного воспитания дошкольников посредством народной педагогики в современных учреждениях дошкольного образования. На основе изучения педагогической теории и практики автором представлены научно-методические материалы использования народных сказок, пословиц, поговорок и загадок с целью формирования у дошкольников представлений о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях и пр.
Ключевые слова: поликультурный регион, детский сад, этнопедагогическая деятельность, поликультурное воспитание.
В условиях развития поликультурного образования, ориентированного на трансляцию этнокультурного наследия народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации важное место занимает духовно-нравственное и поликультурное воспитание детей, а именно сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие чувств детей и т. д. Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия дошкольного учреждения, поскольку оно призвано содействовать решению культурновоспитательных и духовно-нравственных проблем. При этом в каждом регионе дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ) следует активизировать работу в следующих направлениях:
- становиться центром духовного воспитания и поликультурного образования детей в конкретном населенном пункте, быть способным своевременно оказывать консультативную помощь родителям, помогать им в воспитании и присмотре за детьми;
- совершенствовать работу по разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способностей, формированию основ базиса личностной культуры, обеспечению права обучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках, приобщению к ценностям родной и мировой культуры и т. д. [1].
Поскольку большинство образовательных учреждений полинациональны по составу воспитанников, поэтому в каждом регионе целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному этнокультурному и духовному достоянию:
- родному языку и историко-культурным ценностям своего народа и родного края и пр.;
- общероссийскому культурному наследию и общепринятым в государстве нормам межнационального поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида);
Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm
научно-методический электронный журнал
Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13249. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13249.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13249
УДК 373.24
- общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам. Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на нравственных основах, объединяющих разные культуры и воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов. Кроме того, важно содействовать формированию личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, т. е. способной понимать и уважать другие культуры, умеющей жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, готовой воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности [2-4].
Поликультурное образование и воспитание личности сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей, базирующийся на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации.
Педагогические коллективы современных дошкольных образовательных учреждений, организуя воспитательный процесс, активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством своего народа. Для познавательного и событийного насыщения жизни ребенка в учреждениях используют разнообразные формы и методы работы: рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организовывают культурно-досуговую деятельность и дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявления знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков народных сказок др.
В настоящее время педагогической теорией и практикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает в себя много жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т. д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.
На современном этапе особое внимание учеными и педагогическими коллективами уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих педагогическую ценность загадок, сказок, пословиц и поговорок и пр. [5-10]. Для усиления воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования детей целесообразно использовать произведения устного народного творчества нескольких народов (родного для ребенка народа и соседствующих с ним этносов). Опираясь на имеющиеся опыт ДОУ в области поликультурного воспитания дошкольников, для работы с детьми в условиях поликультурной среды предлагаем использовать следующие методы и приемы со сказками, пословицами, поговорками и пр.
Игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки», «Чудесные превращения», посредством которых детей учат разбираться в плохих и хороших поступках, проявлять доброжелательность, отзывчивость, толерантность и пр.
«Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым народным сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои - ситуации мо-
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm
научно-методический электронный журнал
Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13249. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13249.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13249
УДК 373.24
рального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления толерантного, отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).
«Словесный портрет» (детям предлагают составить нравственный потрет национального героя народной сказки и попытаться объяснить каковы основные его добродетели, которые ценятся среди представителей его этноса).
«Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике, например, о любви к родине, о доброжелательности к окружающим независимо от их национальной, религиозной и пр. принадлежности).
«Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.
«Путешествие по маршруту добрых дел» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения, а также изучить национальное своеобразие убранства, ценностных ориентиров героев).
«Уроки предков» (используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждается отношение предков к малой родине, чувство гордости, любви и уважения прадедов к месту своего рождения и своей нации и пр.).
«Добрые советы» (с дошкольниками обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других нравственных качествах, во время которых следует акцентировать внимание на том, что в пословицах и поговорках заложена мудрость, накопленная предками).
«Определим пословицу по началу» (интересное упражнение для обогащения словаря детей за счет метких лаконичных народных изречений, развития памяти и произвольного внимания).
«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.).
«Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предоставляется возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой народной сказке).
«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои).
«Изобрази пословицу пантомимой» (игровое задание можно использовать, чтобы активизировать в речи детей народные пословицы и поговорки (своего и других этносов), обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей: пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют).
«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные).
«Красна девица и добрый молодец» с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок составляется словесный портрет из добродетелей главных героев, принятых у разных народов.
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm
научно-методический электронный журнал
Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13249. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13249.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13249
УДК 373.24
«Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения на родном, государственном или других языках и пр.).
Решение задач поликультурного воспитания посредством народной педагогики возможно и в процессе физического, умственного и эстетического воспитания детей. В частности, решая задачи физического и поликультурного воспитания целесообразно использовать фольклорную гимнастику, «Дорожку препятствий», «Двигательный рассказ» и пр. При этом целесообразно применять народные игрушки и иные предметы материального культурного наследия.
«Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок или потешек) и содействует стимулированию двигательной, познавательной и речевой активности дошкольников.
«Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать народные загадки и совершать имитационные движения.
«Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, в процессе которого будут интересные встречи с любимыми сказочными персонажами, имитационные, мимические и пантомимические движения, считалки, народные песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.
«Кто быстрее» конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр. Используется с целью закрепления физических качеств и двигательных умений и стимулирования инициативы и творчества старших дошкольников.
С целью умственного и поликультурного воспитания дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями практикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка» («Неделя марийской культуры», «Неделя мордовской культуры», «Неделя русского языка» и т. д.), во время которых дошкольников знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучается музыкальное, устно-поэтическое творчество, изделия народных мастеров, традиции, обычаи народа и др. В регионах активно используются познавательноигровой или познавательный проекты, позволяющие знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.
Для закрепления знаний об окружающем можно использовать различные игры и упражнения:
- «Путаница» (дошкольникам предлагаются народные загадки о материальном этнокультурном наследии, отгадывая дети показывают карточку с правильным изображением и раскладывают изображения в два ряда - справа материальные объекты одного этноса, а слева - произведения народного творчества другого этноса);
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm
научно-методический электронный журнал
Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13249. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13249.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13249
УДК 373.24
- «Вечер загадок» (1 тур - дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, 2 тур - дошкольники сочиняют свою загадку, 3 тур - инсценирование загадки, вечер можно завершить продуктивной деятельностью с использование отгаданных в первом туре предметов);
- «Определим пословицу по началу» (интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи метких изменений);
- «Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.);
- «Смешные нелепицы» (для закрепления представлений детей о жанровых особенностях и назначении пословиц и поговорок, развития связной речи и воображения дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.);
- игры путешествия и занятия-посиделки направлены на ознакомление дошкольников с народными праздниками, этноэтикетом и этноэтикой.
Устно-поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественно-творческого развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:
- «Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);
- «Сказка от загадки» (дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры и гиперболы которые имеются в тексте);
- «Изобрази пословицу пантомимой» (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют);
- «Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные);
- «Аудиоигра» (дети с определенным интервалом прослушивают в звукозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);
- «Лотерея загадок» (игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать определяется методом лотереи) [11].
Итак, народная педагогика играет большую роль в поликультурном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного девства. Использование народного устного поэтического творчества в педагогическом процессе ДОУ с целью поликультурного образования и воспитания у дошкольников содействует приобщению детей к духовной культуре (народным, обычаям, праздниками, родному языку и творчеству), к нормативной культуре (общечеловеческих нормах общения и взаимодействия и пр.), материальной культуре (национальной одежде, игрушкам и орудиям труда и пр.).
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm
КОНТ TF,ПТ
научно-методический электронный журнал ART 13249 УДК 373.24
Ссылка на источники
Кондрашева Н. В. Народная педагогика в поликуль-турном воспитании и образовании дошкольников // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13249. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13249.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
1.
2.
3.
4.
б.
б.
7.
В.
9.
10. 11.
Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 5. - С.21-28.
Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 7. - С. 32-33. Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. -№ 2. - С. 38-39.
Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 152-153.
Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. - М.: Сфера, 2005. - 112 с. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой - М.: Роспедагенство, 1997. -212 с.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. - М.: Просвещение, 2001. - 214 с.
Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 5. - С. 34-35.
Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. нуч.-метод. ст. - Саранск, 2010. - 297 с.
Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития: сб. материалов межрегионального семинара. - Саранск, 2011. - 194 с.
Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. - 2011. - № 3. - С. 57-61.
Kondrashova Natalya,
candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of pre-school and primary education State Mordovian Pedagogical Institute named after M. E. Evseveva, Saransk [email protected]
Folk pedagogics in multicultural upbringing and education of preschool children Abstract. The author outlines the main features of the implementation of multicultural education preschoolers through traditional pedagogy in modern pre-school education.
On the basis of studying the pedagogical theory and practice author provides scientific-methodological materials using folk tales, proverbs and riddles with the purpose of forming preschool ideas about spiritual, cultural, moral and national values, etc.
Keywords: multicultural region, kindergarten, ethnopedagical activities, multicultural education.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013512
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm