УДК 378.095
00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-17-24
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
И. И. Николаева
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова,
Нерюнгри
Рассматриваются критерии и показатели сформированности духовно-нравственной культуры студента в поликультурном пространстве, описана модель процесса формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде. Приводятся данные психолого-педагогического эксперимента, оценка эффективности создания педагогических условий после внедрения разработанной модели в образовательный процесс вуза. Цель исследования - выявление, обоснование оптимальных организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры будущего специалиста в поликультурной образовательной среде.
Внедрение модели формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде позволило повысить уровень системы знаний, мотивов, установок, ценностных и нравственных ориентаций студентов, умения взаимодействовать с партнерами из других культур. Замечена положительная динамика в отношении студента к предлагаемой к изучению области культуры, ее конкретному содержанию, в готовности к самореализации и саморазвитию.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, поликультурная образовательная среда, студент, модель формирования духовно-нравственной культуры, психолого-педагогический эксперимент, педагогические
условия.
Проблема воспитания растущего человека обострена тем, что в социальной жизни сегодня удельный вес имеет стремление к богатству и комфорту на принципах личной выгоды, через СМИ распространяется система ложных ценностей (культ силы, агрессии, свобода без ответственности и др.). Все это отражается на системе ценностных ориентаций растущих, сопровождается идейной и моральной их дезориентацией, ограничивая развитие их духовного мира, духовно-нравственной культуры. Низкий уровень личностных, духовно-нравственных качеств молодых людей проявляется в их зависимости от примитивных влечений, агрессивности поведения, неорганизованности, излишней амбициозности, неаккуратности, неответственности и т. д. Как видно, изменения в жизни общества не имеют опоры на стабильные духовные, мировоззренческие и культурные ценности. В данных условиях необходимы изменения образовательной стратегии в учебных заведениях, новые подходы к воспитанию личности учащейся молодежи, к формированию основ гуманизма, нравственности, трудолюбия, ответственности, их целостного интегратив-ного проявления. Это обостряет проблему приоритета духовного воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание, подготовка молодежи к жизни в многонациональном мире является одной из приоритетных задач современной государственной политики РФ и находит отражение в нормативных документах: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [1]; Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]; федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [3].
На сегодняшний день имеется определенная научная основа для изучения и исследования актуальных задач и проблем формирования духовно-нравственной культуры личности. Проблемы духовно-нравственного воспитания разработаны классиками педагогики Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др., также данная проблема нашла отражение в работах В. И. Андреева, Е. В. Бон-даревской, А. В. Мудрика, В. А. Сухомлинского, Н. Е. Щурковой и др.
Анализ современных теоретических и экспериментальных исследований по изучаемой проблеме позволяет выделить содержание, условие формирования духовно-нравственного мира личности студента. С точки зрения Н. Е. Шиловой, духовно-нравственная культура личности состоит из целостной системы элементов, включающих духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру [4]. Н. В. Саратов-цева в своем исследовании подчеркивает, что организация воспитательной работы со студентами по духовно-нравственному направлению включает самовоспитание преподавателя, усиление духовно-нравственной направленности ряда изучаемых дисциплин, принятие духовных ценностей за основу
образовательной системы, развитие духовно-нравственной проблематики в студенческих научных работах, изучение опыта открытия в комплексе заданий вуза часовен и рассмотрение возможностей их организации в высшей школе [5]. Духовно-нравственное воспитание личности, по мнению Н. Л. Винниченко, К. Е. Осетрина, требует интеграции всего образовательного процесса: учебной, вне-учебной, проектно-исследовательской деятельности [6]. Л. А. Барановская, В. В. Игнатова рассматривают формирование духовно-творческих ценностей личности в условиях обучения в вузе как необходимое условие их профессионального и личностного становления, которое невозможно без целенаправленной педагогической стратегии, основанной на правильных образовательных прогнозах, способствующих саморазвитию, самоопределению и самореализации студентов в процессе обучения [7]. Х. Ю. Боташева, К. Е. Гагарина, Л. А. Рябова и др. предлагают процесс формирования духовно-нравственной культуры на основе средств народных традиций и общечеловеческих ценностей.
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в состав духовно-нравственной культуры входят философия, этика, познание, нравственность, воспитание, образование. Основными стратегиями в контексте духовно-нравственного становления личности являются формирование системы ценностей, мировоззрения, ценностных ориен-таций, обогащение информационно-моральной и коммуникативной компетентности студента, обогащение рефлексивного опыта и самореализация личности в социальной жизни. Целевыми ориентирами формирования духовно-нравственной культуры в образовательном процессе являются создание культурной среды, условий, образовательных технологий, обеспечивающих ценностно-мотивирую-щее освоение личностью культуры во всем ее многообразии; активное включение студентов в разнообразные виды деятельности; организация пространства межкультурного взаимодействия, способствующей освоению системы гуманистических ценностей и адаптации личности в современном полиэтничном мире.
Социально-педагогические стороны формирования нравственной культуры в поликультурной образовательной среде изучены М. А. Викулиной, О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринским, Г. Н. Никифоровой, Т. Г. Стефаненко и др. Исследователи анализируют проблемы образования, воспитания в полиэтническом обществе, формирования этнокультурной компетентности и установления взаимодействия личности с социальным окружением в многокультурной среде.
По мнению О. В. Гукаленко, основными стратегическими направлениями работы по развитию че-
ловека культуры в поликультурном образовательном пространстве является воспитание национального самосознания, культуры межэтнического общения и взаимодействия, интеркультурной коммуникабельной личности, способности интегрировать культурные ценности иной культуры в собственную систему мышления и ценности [8].
Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко рассматривают успешную социализацию в полиэтническом обществе в формировании этнической и культурной грамотности, способности к самостоятельному выбору, развитии вариативности поведения в разных культурных средах, повышении уровня толерантности [9].
А. Д. Карнышев и А. К. Костин выделяют механизмы межэтнического взаимодействия, включающего способности человека и этнической группы: увидеть элементы «своего» и «чужого»; умение понять и принять различия между «чужим» и «нашим» в качестве заслуживающих внимания и в некоторой степени заимствования; нахождение конкретных способов и приемов (вербального и невербального характера), с помощью которых можно осуществить взаимодействие этнических личностей и групп [10].
Анализ и осмысление теоретических концепций воспитания личности, механизма межэтнического взаимодействия в полиэтнической среде позволяют рассмотреть поликультурную образовательную среду как важный социально-педагогический фактор позитивного взаимодействия разных культур, воспитания культуры межэтнического взаимодействия и как условие подготовки высоконравственной, творческой личности, способной интегрировать культурные ценности иной культуры в собственную систему мышления и ценностей.
На основе теоретического анализа научной литературы и психолого-педагогических исследований были выделены критерии, показатели уровня духовно-нравственной культуры студента в поликультурном пространстве на когнитивно-познавательном, эмоционально-ценностном и дея-тельностно-поведенческом аспектах, где основными индикаторами сформированности духовно-нравственной культуры студента выступают совокупность знаний, размышлений о себе, своем месте, целях, жизненных задачах, способность личности к рефлексии, высокая мотивация к достижению успеха, навыки социального контакта, межкультурная коммуникативность, отношение к миру, к людям, к себе, признание и принятие другого как своего-другого, стремление реализовать духовное удовлетворение, саморазвитие, ответственность.
Опираясь на данные критерии и показатели уровня духовно-нравственной культуры студента в
поликультурной среде, была составлена программа психолого-педагогической диагностики, включающая следующие методики исследования:
1) исследование ценностных ориентаций по методике М. Рокича;
2) самооценка силы воли (тест Е. П. Ильина);
3) тест эмпатии (опросник И. М. Юсупова);
4) опросник, направленный на изучение показателей отношения к представителям других этнических групп;
5) тест оценки духовно-нравственного развития личности (тест В. И. Андреева);
6) опросник «Диагностика саморазвития».
В 2012 г. в соответствии с программой психолого-педагогической диагностики был проведен констатирующий этап исследования, в котором приняли участие 72 студента (36 студентов экспериментальной группы (ЭГ) и 36 студентов контрольной группы (КГ)) Технического института (филиала) СевероВосточного федерального университета имени М. К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) в г. Нерюнгри.
По результатам ранжирования студентами терминальных ценностей по методике М. Рокича определили их ранговое значение и иерархию ценностей. Анализ системы терминальных ценностей студентов позволил выявить, что на первом месте среди наиболее значимых для них ценностей стоят «уверенность в себе», «активная деятельная жизнь», «любовь», здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших верных друзей», «познание», «интересная работа», которые в основном отражают конкретные жизненные цели. Из полученных результатов можно сделать вывод, что студенты в основном ориентированы на создание комфортных и благоприятных условий для личной жизни и удовлетворение жизнью (материальное благополучие, интересная работа, наличие хороших верных друзей, любовь), а также на реализацию себя, своих потенциалов (уверенность в себе, познание, творчество, активная жизненная позиция с целью воплотить себя). В нижней части иерархии ценностей оказались абстрактные цели-ценности, такие как «счастье других», «развитие», свобода», «красота природы и искусства», которые показывают ориентацию личности на высшие ценности, на преобразование себя, на развитие внутренней духовно-нравственной целостности личности. Такая позиция терминальных ценностей, с одной стороны, имеет существенное значение для осуществления конкретных целей, а с другой стороны, препятствует освоению и осознанию своего внутреннего мира, проявляющегося в ценностно-смысловых и личностно значимых, творчески ответственных отношениях к действительности и развитию широты знаний и общей культуры.
Анализ средних ранговых значений инструментальных ценностей позволяет сделать вывод, что ведущими ценностями для испытуемых являются такие ценности, как жизнерадостность, эффективность в делах, смелость в отстаивании, независимость, образованность, аккуратность, высокие запросы. Низкий ранг значимых для них инструментальных ценностей присущ таким ценностям, как ответственность, непримиримость к недостаткам других, чуткость, терпимость, широта взглядов. Неблагоприятным результатом диагностики инструментальных ценностей является то, что ценности общения (чуткость, терпимость) занимают низкие ранговые значения.
При анализе диагностических результатов проявления силы воли студентов было установлено, что 33,3 % опрошенных (12 человек) ЭГ и у 27,8 % (10 человек) КГ имеют слабый уровень силы воли, что влечет за собой слабую организованность, неумение доводить начатое дело до конца, «спасовать» перед неожиданно возникающими трудностями. Анализ диагностических результатов позволяет сделать вывод о том, что следует проводить работу по самопознанию и самовоспитанию студентов, которая поможет в дальнейшем стимулировать потребностно-мотивационную сферу студентов в нравственно-волевом самосовершенствовании.
Анализ результатов по тесту-опроснику И. М. Юсупова выявил, что 11,1 % (4 человека) ЭГ и 13,9 (5 человек) КГ имеют очень низкий уровень эмпатийных способностей, также установлено, что 19,4 % (7 человек) в ЭГ и в 16,7 % (6 человек) КГ проявляют низкий уровень эмпатии к окружающим. Данные показатели свидетельствуют о невнимательном, безразличном отношении студентов к окружающим, неготовности и нежелании понимать эмоциональное состояние окружающих. Анализ представленных результатов дает основание предположить, что равнодушие и безучастие по отношению к другим являются следствием того, что у испытуемых слабо развита социальная коммуникабельность. Молодежь еще недостаточно осознает и понимает высшие цели предназначения жизни и отношений, чаще проявляет нежелание или боязнь вмешаться в чужие проблемы, реже задумывается о своих поступках, словах, в какой-то мере это и проявление эгоистической черты характера.
Неблагоприятным диагностическим показателем толерантного отношения к окружающему миру и представителям других национальностей на констатирующем этапе исследования следует считать, что 27,8 % (10 человек) в КГ и 33,3 % (12 человек) ЭГ испытывают недоверие к представителям других этнических групп. Это может привести к избеганию общения с представителями других
народов, а в дальнейшем и к дискриминации членов такой группы.
Анализ результатов оценки духовно-нравственного развития личности на констатирующем этапе исследования показал, что большинство студентов испытывают серьезные затруднения в осмыслении и четком определении таких фундаментальных для понимания процесса духовно-нравственной культуры понятий, как «духовность», «духовно-нравственное сознание», «нравственные ценности», «гуманность». 19,4 % (7 человек) ЭГ и 22,2 % (8 человек) КГ показали несистемные знания о понятии и содержании духовной культуры, хотя проявляют интерес к духовной деятельности, к идее самосовершенствования, осознают важность соблюдения морали и нравственных норм, но не всегда придерживаются этих принципов в поступках. Низкий уровень отмечается у 36,1 % (13 человек) ЭГ и 33,3 % (12 человек) - КГ. Данная ситуация свидетельствует о том, что далеко не все испытуемые осознают значимость собственных ценностей и ценностных ориентаций, мотивационных предпочтений, морально-нравственных поступков, действий на развитие своего духовно-нравственного потенциала. Возможно, этот факт обусловлен тем, что часть студентов ориентирована только на получение высшего образования, а также недостаточной их убежденностью руководствоваться нравственными нормами в жизнедеятельности и отсутствием стремления к самосовершенствованию.
Анализ результатов диагностики саморазвития показал, что низкий уровень реализации потребностей в саморазвитии характерен для 41,7 % (15 человек) ЭГ и 38,0 % (14 человек) КГ.
Итак, результаты констатирующего эксперимента выявили весьма низкий уровень сформиро-ванности духовно-нравственного сознания по трем критериям (когнитивно-познавательному, эмоционально-поведенческому, деятельностно-творческо-му) и определили необходимость организации целенаправленной работы по формированию духовно-нравственной культуры студентов в процессе обучения в вузе.
Для решения выявленных проблем была разработана модель формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде.
Целью создания модели является формирование духовно-нравственной культуры студента на основе интеграции духовных и нравственных ценностей национальной и мировой культуры, взаимодействия, реализации образовательных потребностей граждан, представляющих различные мировоззренческие, в том числе конфессиональные, группы населения.
В соответствии с целью, исходя из проблемы исследования поставлены следующие задачи:
1. Приобщение студентов к духовно-нравственным и культурным ценностям мирового сообщества.
2. Развитие навыков межкультурного взаимодействия, гармонизации и гуманизации межличностных отношений в условиях современного поликультурного социума.
3. Развитие потребности к самосовершенствованию личности, непрерывному самопознанию и самореализации.
Методы работы: диспуты, дискуссии, мозговой штурм, творческие проекты, социально-психологические тренинги, создание интеллект-карты (картирования мышления) в виде рисунка, схемы, моделирование ситуации диалога культур, синквейн, обсуждение и решение ситуативных задач.
Формы работы: проблемные лекции, семинары, проблемные ситуации, научно-практические конференции, круглые столы, встречи с деятелями культуры, с представителями разных культур и религий, ролевые игры, конкурсы, выставки.
Общая структура модели процесса формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной среде состоит из содержательно-концептуального (цель, задачи, методологическое обоснование программы) и процессуально-дея-тельностного (этапы, средства, методы и формы работы) блоков.
Ожидаемые результаты: формирование духовно-нравственной культуры студента в поликультурной среде, который обладает устойчивыми мотивами, потребностями, интересами, отражающими социально-нравственную и культурную направленность; переход студентов на более высокий уровень ответственности, обладающих такими качествами, как уважительность, эмпатия, этнокультурная и культурная грамотность, знание истории, традиции, обычаев, необходимых для межкультурного взаимодействия с ее представителями; ориентированность и целеустремленность личности на преобразование собственного внутреннего мира ценностей с духовно-нравственных позиций; способность актуализировать свой потенциал, потреб-ностно-мотивационную сферу на саморазвитие и самореализацию.
Механизм реализации модели:
Первый этап - констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблемной области, связанной с формированием духовно-нравственной культуры у студента.
Второй этап - проведение психолого-педагогической работы, реализация положений и программы разработанной модели в процессе опытно-экспериментальной работы по созданию организа-
ционно-педагогических условий: осуществление культуроведческого, гуманистического, аксиологического подходов в процессе преподавания гуманитарных учебных дисциплин, позволяющих обеспечивать диалог культур в поликультурной образовательной среде учреждения, познание студентом личного я, своих индивидуальных характеристик; развитие потребности актуализировать свой личный потенциал; создание рефлексивной среды, развитие готовности и способности к совместной творческой деятельности с представителями своего и других народов, развитие мотивации к достижению успеха и саморазвитию, развитие рефлексии и творческого потенциала в процессе обучения в вузе.
На данном этапе приобщение студентов к духовно-нравственным ценностям происходит в различных формах обучения (проблемные лекции, семинары, практические занятия, творческая деятельность) с помощью разнообразных методов и приемов организации их обучения и воспитания: проблемное обучение, составление интеллект-карты, информационный лабиринт, ситуационный анализ, метод инцидента, метод проигрывания ролей, игровой проект, мозговой штурм, самотестирование и др. Средствами передачи знаний являются сообщение об изучаемых категориях на уровне научного материала; сравнительный анализ теоретических положений, научных концепций, афоризмов, пословиц и т. д. В данном исследовании научные категории и понятия рассматриваются в контексте ценностного развития студента, в котором главным приоритетом является осознание, осмысление студентом научных знаний. Одним из эффективных методов при работе с научными понятиями, терминами является применение упражнения «синквейн», которое требует вдумчивой рефлексии, умения находить существенные элементы и кратко формулировать выводы.
Организация поисковой деятельности студентов осуществлялась через решение вопросов, заданий проблемного характера о базовых ценностях человека в разных культурах, особенностях ментальности представителей разных народов; обсуждение и анализ ситуаций, связанных с дегуманизацией общественных отношений, проблем межнациональных отношений в поликультурной среде и поиска путей их решения, которые способствовали повышению этнокультурной компетентности студентов.
Для развития установки на самопознание, саморазвитие и рефлексивного опыта студентов проводились рефлексивные и ролевые игры с творческим содержанием, социально-психологические тренинги, направленные на переосмысление зна-
ний о себе, а также использовались возможности организации самостоятельной работы студентов в виде написания эссе и рефератов с использованием принципа научного исследования изучаемых проблем, участие в научно-практических конференциях и т. д.
С целью обеспечения активной самостоятельной сознательной деятельности в течение всего периода экспериментальной работы студенты привлекались к участию в социально значимых проектах города, района, Республики Саха (Якутия): социальном проекте «Наш двор», благотворительных акциях добра в детских домах, социально-реабилитационном центре «Тускул» г. Нерюнгри, во-лонтерстве, массовых акциях (флешмобе), конкурсах видеороликов, фильмов с целью привлечения внимания к актуальным проблемам общественной жизни, выставках народного прикладного искусства, спартакиадах, КВН, деловых и интеллектуальных играх и т. д.
Третий этап - итоговая диагностика, направленная на выявление динамики развития духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде, на оценку создания организационно-педагогических условий. В психолого-педагогическом эксперименте, который проводился в 2012-2016 гг., приняли участие 76 студентов ТИ (ф) СВФУ
Результаты итоговой диагностики ценностно-мотивационной сферы студентов показывают доминирующую направленность в ранговых значениях - тех терминальных ценностей, которые нацелены на саморазвитие, самореализацию, а среди инструментальных ценностей - этические, альтруистические и ценности общения.
Первое место в списке значимых терминальных ценностей для большинства испытуемых занимают ценности, направленные на самореализацию: на первое место студенты ставят продуктивную жизнь, на второе - активную деятельную жизнь, на третье - физическое и психическое здоровье, на четвертое - реализацию себя в работе, на пятое -духовную любовь к близким, на шестое - развитие, расширение общей и интеллектуальной культуры, на седьмое - счастье других (благосостояние, развитие, совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), на восьмое -постоянное духовное совершенствование, работу над собой и на девятое - возможность заниматься творчеством.
Анализ результатов инструментальных ценностей итоговой диагностики показал, что наиболее значимыми для студентов оказались следующие убеждения в том, что в любой ситуации предпочтительными свойствами личности являются альтруистические ценности: чуткость, заботливость;
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
широта взглядов; честность, искренность и правдивость; умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения.
Итоговые результаты исследования самооценки силы воли показали, что у студентов ЭГ выявилась положительная динамика в повышении уровня силы воли. Так, по сравнению с первичной диагностикой высокий уровень воли имеют 36,1 % (13 студентов), средний - 58,3 % (21 человек), а низкий уровень выявлен у 5,6 % (2 человека), что на 27,7 % меньше, чем при первичной диагностике. Рост показателей уровня силы воли в контрольной группе менее значителен.
Анализ результатов исследования уровня эмпа-тии и гуманистической направленности личности в ЭГ показал повышение высокого уровня выражения сопереживания, проявления отзывчивости, чуткости и поддержки друг друга на 19,4 % (7 человек), снижение низкого уровня на 11,1 % (4 человека). В КГ выявлены и незначительные положительные изменения: увеличилось количество студентов, имеющих выраженное положительное отношение к окружающим, способных учитывать интересы и чувства других, на 2,8 %, уменьшилось количество студентов с низким уровнем эмпатии на 5,5 % (2 человека).
По результатам итоговой диагностики установлены положительные изменения показателей эмоционально-поведенческого аспекта. Так, в ЭГ уменьшилось количество студентов, негативно воспринимающих иную этническую культуру, с 33,3 до 2,8 %; увеличилось количество студентов с 18,5 до 49,1 %, проявляющих позитивно-оценочное отношение к культуре других народов, уважительно относящихся к иным культурам, национальным обычаям и традициям других народов.
Анализ сформированности духовно-нравственной ценности свидетельствует о стабильном росте числа студентов с оптимальным и гармоничным
уровнями развития духовно-нравственной культуры. Так, в ЭГ увеличились показатели развития духовно-нравственной культуры студентов по оптимальному уровню на 22,2 % (8 человек) и гармоничному уровню на 8,3% (3 человека). Уменьшилось количество с низким уровнем духовно-нравственной культуры: в экспериментальной группе на 11,1 % (4 человека) и в контрольной группе на 5,5 % (2 человека).
Анализ результатов итоговой диагностики саморазвития в ЭГ показал повышение высокого уровня стремления к саморазвитию на 16,7 % (6 человек), снижение низкого уровня на 36,1 % (13 человек). Выявлены и незначительные положительные изменения в КГ: увеличился уровень сформированности мотивационной готовности к саморазвитию на 5,6 % (2 человека), уменьшилось количество студентов, у которых стремление к саморазвитии находится на низком уровне, на 8,3 % (3 человека). Необходимо отметить, что и в контрольной, и в экспериментальной группах прослеживается тенденция к повышению уровня сформи-рованности духовно-нравственной культуры у студентов. Однако рост показателей в контрольной группе менее значителен, что свидетельствует о необходимости и целесообразности проведения педагогической работы, направленной на формирование духовно-нравственной культуры у студентов.
Итак, сравнительный анализ динамики сформи-рованности духовно-нравственной культуры позволил установить прямую зависимость эффективности процесса формирования духовно-нравственной культуры в процессе полного и качественного выполнения педагогических условий. Таким образом, экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность предложенного комплекса организационно-педагогических условий, методов и приемов, направленных на формирование духовно-нравственной культуры в поликультурном образовательном пространстве.
Список литературы
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.03.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат)». URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/25-44.03.02.pdf (дата обращения: 24.08.2017).
4. Шилова Н. Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 23 с.
5. Саратовцева Н. В. Актуальные направления работы вуза по духовно-нравственному воспитанию современной студенческой молодежи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 96-99.
6. Винниченко Н. Л., Осетрин К. Е. Духовно-нравственное воспитание сельских школьников в совместной проектной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 93-97.
7. Барановская Л. А., Игнатова В. В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности. Красноярск: СибГТУ, 2010. 237 с.
8. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 510 с.
9. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 204 с.
10. Карнышев А. Д., Костин А. К. Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы // Педагогика. 2009. № 7. С. 39-48.
Николаева Ирина Ильинична, старший преподаватель, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри (ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), Россия, 678960). E-mail: irinanikil@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 15.09.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-17-24
PECULIARITIES OF FORMING THE MORAL CULTURE OF А STUDENT IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
1.1. Nikolaeva
Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Neryungri, The Republic of Sakha
(Yakutia), Russian Federation
This article considers the criteria and indicators of the formation of moral culture of a student in the multicultural context and describes the model of the process of its formation. The data of the psychological and pedagogical experiment, the evaluation of the effectiveness of creating pedagogical conditions after the introduction of the developed model in the educational process of the university are given. The examples of the use of active methods, forms, techniques and tools aimed at developing the backbone elements of student's culture and determining his proactive attitude in forming up constructive relations in a modern multi-ethnic society are presented. The author reveals the ways of organizing independent creative activity, reflexive experience as a mechanism for reinterpreting the content of consciousness, correlating one's abilities, self-actuating and self-improvement. The purpose of the study was to identify and substantiate definite organizational and pedagogical conditions for the formation of moral culture of a future professional in a multicultural educational environment. The introduction of the model of formation of moral culture of a student in the multicultural educational environment made it possible to raise the level of knowledge system, motives, attitudes, values and moral orientations of students, the ability to interact with partners from other cultures. Positive dynamics in relation of student to the proposed study of the field of culture, its specific content, readiness for self-actuating and self-evolution was noted.
Key words: spiritual-moral culture, multicultural educational environment, student, model offormation of moral and spiritual culture, multicultural educational environment, psychological and pedagogical experiment, pedagogical conditions.
References
1. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2009. 24 p. (in Russian).
2. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii", N 273-f-3 ot 29.12.2012 [Federal Law "On Education in the Russian Federation" no. 273 29.12.2012] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 16 March 2017).
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 "Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye (uroven'bakalavriat)" [Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.02 "Psychological and pedagogical education (bachelor's level)"] (in Russian). URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/25-44.03.02.pdf (accessed 24 August 2017).
4. Shilova N. E. Formirovaniye dukhovno-nravstvennoykul'turyuchashchikhsyasredstvamimuzykivorganizatsiyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of spiritual and moral culture of students by means of music in the organizations of additional education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2013. 23 p. (in Russian).
5. Saratovtseva N. V. Aktual'nyye napravleniya raboty vuza po dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu sovremennoy studencheskoy molodezhi [Actual directions of the work of the university on the spiritual and moral education of modern student youth]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2015, vol. 3 (156), pp. 96-99 (in Russian).
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
6. Vinnichenko N. L., Osetrin K. E. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye sel'skikh shkol'nikov v sovmestnoy proyektnoy deyatel'nosti [Spiritual and moral education of rural schoolchildren in joint project activities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 13 (115), pp. 93-97 (in Russian).
7. Baranovskaya L. A., Ignatova V. V. Dukhovno-tvorcheskoye stanovleniye lichnosti i eye sotsial'noy otvetstvennosti [Spiritual and creative formation of personality and its social responsibility]. Krasnoyarsk, SibSTU Publ., 2010. 237 p. (in Russian).
8. Gukalenko O. V. Polikul'turnoye obrazovaniye: teoriya i praktika [Multicultural education: theory and practice]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2003. 510 p. (in Russian).
9. Belinskaya E. P., Stefanenko T. G. Etnicheskaya sotsializatsiya podrostka [Ethnic socialization of adolescents]. Moskow, MPSI Publ., Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 2000. 204 p. (in Russian).
10. Karnyshev A. D., Kostin A. K. Mezhkul'turnaya kompetentnost' kak konkurentnoye preimushchestvo vypusknikov shkoly [Intercultural competence as a competitive advantage of school graduates]. Pedagogika, 2009, no. 7, pp. 39-48 (in Russian).
Nikolaeva I. I., Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (ul. Kravchenko, 16, Neryungri, The Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, 678960). E-mail: irinanikil@yandex.ru