6. Клепцова Е. Ю. Психологические условия, способствующие формированию терпимого отношения педагогов к детям : дис.... канд. психол. наук.: 19.00.07. - Курск, 2001. - 177 с.
7. Николаева Л. В. Межкультурная коммуникация и толерантность // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 2. - С. 88-92.
8. Поздняков И. А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №121. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/proble my-adaptatsii-i nostra nny h-studentov-v-rossii-v-kontekste-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya (дата обращения: 11.02.2018).;
9. Популярная психологическая энциклопедия. -М.: ЭКСМО, 2005. - С. 589.
10. Ромеро А. Н. Особенности социальной адаптации иностранных студентов Южной части России как отражение социальных проблем данного региона // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - №2. П.Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. - Саранск : Изд-во Мор. унив., 1993. - 120 с.
12.Ярычев М. У. Сущность и структура понятия толерантности // "Евразийский Научный Журнал №3 2016" (март) http://journalpro.ru/articles/ 5и51"1с11по5Ы-51гик1ига-ропуа^уа-1о1егап1по5Щ
13. http://center-yf.ru/data/stat/tolerantnost.php
FORMATION ON SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS BY MEANS OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE
Hybyrtova Sonia Borisovna, Postgraduate student, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aiiev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic
Analysis of the circumstances in the society and modern practice of upbringing has allowed substantiating the significance of the problem under study for the pedagogical theory and practice of vocational education. Approaches to the classification of spiritual and moral values are analyzed. The author's vision of the phenomenon "historical and pedagogical heritage" is presented and the conditions for the formation of the spiritual and moral values of students are revealed.
Keywords: spiritual and moral values; historical and pedagogical heritage; conditions for the formation of spiritual and moral values.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УДК 378.2
ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВАК РФ 13.00.08
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НА СЛЕДИЛ
Анализ обстоятельств в обществе и современной практики воспитания позво- ©Хыбыртова С.Б., 2018 лил обосновать значимость проблемы исследования для педагогической теории и практики профессионального образования. Анализируются подходы к классификации духовно-нравственных ценностей. Представлено авторское видение феномена "историко-педагогическое наследие" и выявлены условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; историко-педагогическое наследие; условия формирования духовно-нравственных ценностей.
В условиях угрозы разрушения национальной идентификации в российском обществе духовно-нравственная культура населения, в том числе и молодёжь является надёжным фактором сохранения национальной безопасности. В этом контексте историко-педагоги-ческое наследие подпитывает оптимизм нации. Вуз создаёт механизм использования потенциала историко-педагогического наследия в формировании духовно-нравственных ценностей студентов.
Актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студенческой молодёжи обусловлена рядом обстоятельств: неопределённостью культурно-воспитательного идеала в обществе; несобранностью духовно-нравственных ценностей в целостную воспитательную систему; неразработанностью стратегии формирования духовно-нравственных ценностей у студентов, адекватной типу современного общества и культуры; неспособностью вузовского воспитания осуществлять опережающее влияние на практику.
ХЫБЫРТОВА Сония Борисовна, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Кара чаево- Черкесская республика
ЪС
I
LU
u
UJ
<
CI UJ
*
142
Источники возникновения выявленных обстоятельств имеют глубокие корни как в обществе, так и в практике воспитания, отнесённого многими вузами страны в разряд дополнительных, а не главных средств подготовки будущих специалистов. Согласимся с позицией Е.В. Бондаревской, отмечающей, что в современныхусловиях воспитание студенческой молодёжи должно стать первоочередной задачей вузовского воспитания и быть "средством разрешения острых социальных проблем, касающихся мира детства, отрочества, юности (обеспечение духовно-нравственной безопасности детей и молодёжи, преодоление национального нигилизма в образовании, сохранение российской ментальности, преодоление трудностей самореализации, жизненного и профессионального самоопределения и др.)". [1,с.18].
Эту позицию разделяет В.И. Загвязинский, также отмечающий, что "ценностные ориентации молодёжи сдвинуты в сторону прагматической выгоды, получения материальных благ, достижения успеха любыми средствами, утрачиваются традиционные нравственные ценности". [2, с. 10].
Приведённые данные свидетельствуют о необходимости пересмотра стратегических целей воспитания в вузах, в том числе и в таком важном направлении, как формирование духовно-нравственных ценностей современного студенчества.
Понятие "ценность" имеет глубокие философские корни. Диапазон его толкований широк и многоаспектен: от понимания ценностей как особого рода феноменов верифицируемой реальности - "третичных качеств" до онтоло-го-теологическиххарактеристикпонятия "ценности" у Шиллера. [3, с. 662]. Учёные, в числе которых A.A. Берелехис, С.Г. Ильинская, придерживаются точки зрения, что "ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию 60-х годов XIX в. благодаря работам немецкого философа Г. Лотце, трактовавшего ценности как надин-дивидуальные сущности особого рода, бытие которых подчинено особым законам, отличным от законов бытия материального мира". [4, с. 111].
С середины XIX века и по настоящее время в философии особую актуальность приобретают проблемы методологии гуманитарного знания, его обоснования (Г. Коген, Г. Риккерт, Н. Гартман, М. Шелер). По Г. Риккерту, сущность ценностей состоит в их значимости, а не фактичности. [4, с. 111].
В западноевропейской философии ценности являются одной из центральных философских проблем, претендующих на то, чтобы дать ключ к решению всех проблем и, прежде всего смысла жизни.
В русской философской мысли (H.A. Бердяев, И.О. Лосский, B.C. Соловьёв и др.) раскрываются ценности с позиции общечеловеческих ценностей, в единстве триады "Дух-Свобода-Личность".
Позже, в советский период, одно из первых определений даёт В.П. Тугаринов, определяя ценности, во-первых, как предметы, явления и их свойства; во-вторых, как средства удовлетворения потребностей и интересов как членов определённого общества или класса, или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. [5, с. 261]. Учёный предпринимает попытку классификации ценностей, выделяя следующие группы: материальные, духовные, социально-политические, наличные (экзистенциальные), целевые и нормативные. Экзистенциальные ценности реально существуют, вторые предполагают как цель деятельности, третьи предусматривают наличие правил, норм и идеалов. Предложенная В.П.Тугариновым классификация в рамках нашего исследования является основополагающей. В то же время убеждены в том, что она не является универсальной, а открытой, может совершенствоваться, дополняться и видоизменяться. Как видим, учёный в особую группу выделяет духовные ценности.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова рассматриваются только ценности социальные -общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и её результаты. [6, с. 163]. В приведённом определении особо выделена духовная деятельность человека. В числе наиболее важных ценностей выделены следующие: добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружбы и т.д.
На основе исследований российских учёных (Е.В. Бондаревская, И.Н. Болтенко-ва, Т.И. Власова, И.А. Соловцова и др.) можно определить духовно-нравственные ценности как систему исторически сложившихся, воплощающих опыт многих поколений, относитель-ноустойчивыхустановокубеждений, представлений, образцов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов
общественного процесса, обеспечивающих жизнедеятельность государства на основе преемственности. [1, 7, 8, 9].
Учёные предпринимают попытку классификации духовно-нравственных ценностей. Г.П. Богомолова, М.В. Сурнина выделяет пять групп духовно-нравственных ценностей. Это:
- ценности жизни и здоровья человека, его эмоционально-психическое и нравственное благополучие;
- ценность духовно-нравственного и гражданского становления личности;
- ценность внутреннего мира личности, потребности самореализации в жизни, культуре, познании, общении;
- ценности гуманистической позиции педагогов в обучении и воспитании учащихся, в поддержке их личностного развития. [10, с.б].
В исследовании И.Н. Болтенковой, а оно нам особенно близко, поскольку в нём рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в условиях Северо-Кавказского региона с его многонациональностью, выделены некоторые особенности формирования духовно-нравственных ценностей студентов. По мнению учёного, в данном регионе вузы, создающие программы и концепции формирования духовно-нравственных ценностей студентов, должны учитывать две особенности. [8, с. 11 ]. Первая особенность заключается в направленности духовно-нравственного воспитания на этнокультурные ценности народов, населяющих Северо-Кавказский регион. Второй особенностью является поликультурный контекст решения задач духовно-нравственного воспитания.
Выявленные учёным особенности, мы считаем значимыми и их необходимо учитывать в решении задач формирования духовно-нравственных ценностей студенческой молодёжи.
Существуют и другие подходы к классификации духовно-нравственных ценностей. В учебно-методическом пособии И.А. Соловцо-вой структурированы некоторые подходы. Нами они представлены в виде таблицы.
Таблица 1 - Классификация духовно-нравственных ценностей (По И.А. Соловцовой)
Таким образом, приведённые в таблице данные свидетельствуют о многообразии подходов к выделению наиболее значимых ценностей. Диапазон их колеблется от восьми (В.П. Кара-ковский) до четырёх (И.А. Соловцова).
В каждом подходе содержатся рациональные зёрна. И в то же время хотим отметить, что нет универсального подхода. В нашем исследовании за основу взяты три первых подхода. В каждом из них мы выделили ценности, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимые для молодого человека, получающего профессию. К таким ценностям мы относим следующие: Жизнь, Человек, Познание, Отечество, Труд.
В качестве средства формирования выявленных нами ценностей в нашем исследовании выступает историко-педагогическое наследие, которое мы считаем важной частью духовно-нравственной культуры народов многонациональной России. Историко-педагогическое наследие, на наш взгляд, аккумулирует культурно-исторический опыт народов в сочетании с опытом педагогическим, у этих двух частей общая культурно-ценностная основа.
Из существующего многообразия подходов к определению сущности и структурных компонентов историко-педагогического наследия за основу нами взято определение Д.А. Пряхи-на.Учёный рассматривает историко-педагоги-ческое наследие двояко: во-первых, как основу целостного восприятия исторического прошлого; во-вторых как условие формирования личностного отношения к духовно-нравственным традициям, культуре, памятникам прошлого. [11, с.8]. Ценной является мысль Д.А. Пряхина об использовании в духовно-нравственном воспитании студентов уникальных территорий. [11, с.12].
Карачаево-Черкесская республика, на территории которой функционирует и развивается Карачаево-Черкесский университет около семидесяти лет, обладает уникальной территорией. Согласимся с выделением структурных компонентов, осуществлённых в диссертационном исследовании Д.А. Пряхина. Учёный выделяет следующие структурные компоненты в историко-педагогическом наследии:
- архитектура и этапы градостроительства ("ар-хитектурно-градострои-тельное наследие");
- памятники археологии и природная среда(в системе археологического наследия);
№ Автор подхода Виды духовно-нравственных ценностей
1 Караковский В.П. Человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, Земля, мир.
2 Кирьянова A.B. Жизнь, человек, познание, красота, труд, Отечество.
3 Разбегаева Л.П. Человек. Цивилизация. Отечество. Мир. Традиции. Новации
4 Соловцова И.А. Ценности с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности. Ценности как восхождение к Культуре. Ценности как восхождение к Себе. Ценности как восхождение к Другому.
ьс £
UJ S ъс о
LU
< а
LU
144
- традиции, обряды, фольклор, ремёсла и т.д. (этнографический облик);
- литературное наследие;
- культурно-образовательная среда, династии, имена;
- конкретные памятники истории и культуры, усадебно-парковые комплексы и памятные места. [11,с.13].
Мы не считаем данную структуру исчерпывающей. Историко-педагогическое наследие целесообразно дополнить такими компонентами, как труды учёных и их научные публикации, уникальность природы, а также материалы, сосредоточенные в различных музеях и архивах.
Основываясь на анализе научных источников (Х.Х.-М. Батчаева, Х.Ю. Боташева, Л.Ф. Савинова и др.), мы пришли к выводу, что в трудах учёных раскрываются некоторые аспекты историко-педагогического наследия Карачаево-Черкесской республики. В монографии Х.Х.-М. Батчаевой раскрываются не только особенности традиционной культуры карачаевского народа, но и показываются возможности их использования в формирование этнопедаго-гической культуры студентов. [12]. Иной акцент делается в совместной работе Х.Ю. Боташевой и Л.Ф. Савиновой "Учитель, пред именем твоим...". [13]. В книге, построенной на основе семейных документов, воспоминаний рассказывается о талантливом учителе математики Магомеде Алиеве Ахдаове. Ценностные ориентации этого человека: вера, патриотизм, честь, достоинство и сегодня являются установками для подрастающего поколения. Он дал дорогу в жизнь многим ученикам, некоторые из которых стали докторами технических наук (А.Ю. Боташев - профессор Карачаево-Черкесской государственной технологической академии).
В научных публикацияхЛ.Ф. Савиновой раскрываются не только уникальные природные, культурные особенности Карачаево-Черкесской республики, но и способы их использования в повышении научного потенциала молодых учёных, магистров, талантливых учителей в духовно-нравственном воспитании студентов. [14,15].
Мы можем констатировать, что некоторые возможности использования историко-педа-гогического наследия, содержащиеся в трудах и публикациях учёных Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, определены, а некоторые лишь обозначены (содержание диссертационных исследований, памятников археологии, династий,
имён). Если мы сумеем глубоко проникнуть в сущность исследуемой проблемы, то мы добьёмся успеха.
Перспективы дальнейших поисков видятся нами в подготовке теоретико-прикладных пособий по данной проблеме,хрестоматий с представлением в них архивных и музейных документов,трудов учёных ведущих вузов республики, опыта педагогов общеобразовательных школ.
Оптимизация процесса формирования духовно-нравственных ценностей студентов средствами историко-педагогического наследия в вузе требует соблюдения ряда условий: Первое условие - это разработка модели формирования искомых качеств студентов и её дидактико-методическое обеспечение.
Второе условие заключается в обосновании механизма реализации данной модели в образовательном процессе университета с чётким определением нетолько этапов, но содержания работы на каждом из них.
Третье условие - это предоставление возможностей студентам для участия в социально-значимых проектах по исследуемой проблеме, в новых формах воспитательной деятельности.
В исследовании определены теоретические подходы к решению данной проблемы и сделаны лишь первые шаги.
В заключение, историко-педагогическое наследие имеет огромный потенциал в формировании духовно-нравственных ценностей современного студенчества и требует комплексного исследования. Только целенаправленная работа в этом направлении приведёт к успеху.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ / под ред. В.И. Мареева. - Ростов-н/Д.: ИПОПИЮФУ, 2007. - 80 с.
2. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы развития отечественного образования // Вестник Тюменского государственного университета. -2014,-№9.-С. 7-16.
3. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012.-731 с.
4. Берелехис A.A., Ильинская С.Г. О Конфликте различных систем ценностей // Философские науки. - 2007. - №3. - С. 111-129.
5. Тугаринов В.П. Избранные философские статьи.-Л., 1988.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
7. Власова Т.И. Педагогика духовности: научное издание. Кн.1. Духовно-ориентированное воспи-
тание школьников и студентов. - М. : АПКиППРО, 2009. - 280 с.
8. Болтенкова И.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании и их педагогическая сущность // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана, - Ростов-н/Д.: ИПОПИЮФУ, 2009. -4.1 - С. 9-16.
9. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. -Волгоград : ВГИПКРО, 2004. - 160 с.
10. Богомолова Г.П., Сурнина М.В. Культурологический социально-педагогический комплекс как среда духовно-нравственного и гражданского становления личности // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана : материалы докладов XXVIII Международных психолого-педагогических чтений. - Ростов-н/Д. : ИПОПИ ЮФУ, 2009. -4.1.-С. 3-9.
11. Пряхин А.Д. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного
процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2000. - С. 19.
12. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2002.-417 с.
13. Боташева Х.Ю., Савинова Л.Ф. "Учитель, пред именем твоим". - Ставрополь : АГРУС, 2010. - 60 с.
14. Савинова Л.Ф. Использование потенциала малого города в формировании духовно-нравственных ценностей студенческой молодёжи // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза : Наука и просвещение, 2016. - С. 64-67.
15. Савинова Л.Ф. Социокультурное образовательное пространство университета как фактор повышения исследовательского потенциала молодых учёных // Вестник университета. - М. : Государственный университет управления, 2015. -№5.
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SONGS OF WARTIME Chotchaeva Marina Yrievna, DSc of Philological sciences, Professor Fokin Alexandr Alexeevich, DSc of Philological sciences, Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article deals with the educational potential of the songs of Victory in the modern educational space of multicultural and poly-confessional regions, on the example of the subjects of the North Caucasus. Attention is focused on the historical realities of the existence of songs of Victory in the multinational language space of the region, the reasons for the lack of their translations into the languages of the peoples of the North Caucasus, the supranational importance of the songs of the great Patriotic war in the formation of the civil identity of modern Russian society.
Keywords: Victory Songs; Patriotic education; educational component; Great Patriotic war; music; poetic translation.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСЕН ВОЕННОЙ ПОРЫ *
В статье рассматривается воспитательный потенциал песен Победы в современном образовательном пространстве поликультурных и поликонфессиональных регионов, на примере субъектов Северного Кавказа. Внимание акцентируется на исторических реалиях бытования песен Победы в многонациональном языковом пространстве региона, причинах отсутствия их переводов на языки народов Северного Кавказа, наднациональное значение песен периода Великой Отечественной войны в формировании гражданской идентичности современного российского общества.
Ключевые слова: песни Победы; патриотическое воспитание; воспитательный компонент; Великая Отечественная война; музыка; поэтический перевод.
Актуальность проблемы нравственного воспитания в современном российском обществе все возрастает. С еще большей остротой
Работа выполнена в рамках Соглашения № 09.W26.25.0018 от 22.09.2017 г. "О предоставлении субсидии из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям, на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, предусмотренных государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493.
УДК 82.0 ВАК РФ 13.00.05
© Чотчаева М.Ю., 2018 ©Фокин А.А., 2018
ЧОТЧАЕВА Марина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор
ФОКИН Александр Алексеевич, доктор филологических наук, профессор
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь