УДК 373.3 ББК 74.2 М-22
Мамышева Зуриет Зулькариновна, старший преподаватель кафедры психологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(8772)534935
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК АСПЕКТА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(рецензирована)
В данной статье рассматривается поликультурная, образовательная среда, как аспект воспитания младших школьников, которая обладает большим воспитательным потенциалом. Рассмотрены современные подходы к исследованию поликультурной образовательной среды, как педагогического ресурса воспитания учащихся младшего звена школы.
Ключевые слова: этнокультурный компонент, актуализация, интеграция, толерантность.
Mamysheva Zuriet Zulkarinovna, senior lecturer of the Psychology Department of Adyghe State University, tel.: 8 (8772) 534935
APPROACHES TO MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT RESEARCH AS AN ASPECT OF EDUCATION IN ELEMENTARY SCHOOL
This article discusses multicultural, educational environment, as an aspect of education of younger students, which has great educational potential. Modern approaches to the study of multicultural educational environment have been considered as a resource of education in junior school.
Keywords: ethno-cultural component, updating, integration and tolerance.
В отечественной педагогике проблема изучения и формирования поликультурной образовательной среды приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация в воспитании учащихся начальной школы. Для изучения данной среды стало характерно введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка в процессе обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе и др.
Поликультурная образовательная среда оформилась в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Она возникла и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем. Среди них экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Важным фактором развития поликультурной образовательной среды является существенное повышение внимания педагогической школы к сохранению и развитию культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.
Социально-политическим детерминантом развития поликультурной образовательной среды стало также интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом собственное национальное своеобразие.
В свете объявленных ЮНЕСКО 2001-2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты как поликультурное образование, так и поликультурная образовательная среда приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (1989 г., статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов. Благодаря деятельности ЮНЕСКО, в современном мировом сообществе существенно возросло внимание к сохранению национально-
культурных традиций народов разных стран и их освоению в условиях поликультурной образовательной среды.
В 1997 г. и в 2002 г. на базе Пятигорского государственного лингвистического университета были проведены Всероссийские научно-практические конференции «Поликультурное образование: проблемы и перспективы». Обсуждая проблемы поликультурного образования и перспективы его развития, участники конференции - известные деятели науки и образования Северного Кавказа, ученые, педагоги, психологи, культурологи, лингвисты, социологи Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, представители Министерства РФ по делам национальных отношений и Бюро ЮНЕСКО в России, представители Московского государственного университета культуры и искусств и других ведущих вузов России
- отметили основополагающие ресурсы поликультурной образовательной среды. Такое широкое сотрудничество ученых и практиков из различных областей гуманитарного знания позволит обеспечить междисциплинарный подход к разработке проблем поликультурного образования в формировании и развитии интеллектуального и творческого потенциала младших школьников в поликультурной образовательной среде.
Названные выше и другие научно-педагогические форумы свидетельствуют о том, что в России сложилось педагогическое сообщество из представителей различных регионов нашей страны, которое направляет свои усилия на развитие этнокультурных (в том числе -поликультурных) аспектов дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
В вариативном образовательном пространстве России все чаще появляются предметы, обеспечивающие изучение школьниками традиций художественной народной культуры разных народов, широко развивается сеть школ с углубленным изучением этнокультурных дисциплин на основе диалога различных национальных культур. В 1996 г. вышло Постановление Правительства Москвы «Об открытии школ с этнокультурным компонентом», послужившее важным стимулом для обновления содержания общего образования на основе национально-культурных традиций народов России, а также для приобщения младших школьников к мировому культурному наследию. Вместе с тем, во многих российских школах проблемам культуры в целом и национальных культур в частности, уделяется пока мало внимания. Отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у учащихся начальной школы негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления.
Этнокультурная, в том числе поликультурная, образовательная среда обладает большим воспитательным потенциалом. Она может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуру межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия школьников в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиции различных этнических культур.
Особый вклад в разработку проблем поликультурного образования, в том числе и поликультурной образовательной среды, внесли ученые Пятигорского государственного лингвистического университета. В 1999 г. ими была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. По этой концепции работает ряд школ Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Краснодарского и Ставропольского краев.
Таким образом, в России проблема воспитания младших школьников в поликультурной образовательной среде приобрела особую актуальность и сложность, когда в условиях социальноэкономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли обучения родному языку, интеграция идей народной педагогики в процессе формирования самосознания личности. В отечественной педагогике при разработке проблем поликультурного образования, которое способствует изучению поликультурной образовательной среды, отмечается стремление по-новому осознать свой жизненный стиль, особенности национального мышления, воспитательные традиции и т.д.
Большой интерес представляют в педагогике идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого для понимания роли поликультурной образовательной среды в процессе становления личности. В частности, в воспитании младших школьников к
такого рода особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. Педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [1, с. 421].
Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. «Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания» [2, с. 15]. Культурные особенности не нарушают единство всеобщих ценностей, многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где должны сосуществовать разные традиции.
Следует отметить, что диалогичность - это особое качество культуры, стремящейся к цельности. Это качество обеспечивает механизм самосохранения и саморазвития культуры, диалогичность позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт. «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются» [3, с. 14].
В XXI веке даже ценностные и духовные спектры разных форм культуры стягиваются в одном культурном пространстве, в одном сознании и мышлении, требуют от человека неоднозначного выбора, но постоянного духовного сопряжения, взаимоперехода, глубинного спора в средоточии неких непреходящих точек удивления и «вечных вопросов бытия». И в этом - в диалоге разных культурных смыслов бытия - суть современного понятия, современной логики мышления» [2, с. 58].
Основной задачей педагога в условиях поликультурной образовательной среды должно быть развитие у учащихся начальной школы способности к межкультурной коммуникации. Цель изучения поликультурной образовательной среды направлена на формирование представления у учащихся начальной школы о происходящих в данной среде разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры. Другие народы должны рассматриваться не как объекты, а как исторические субъекты. Данное понимание поликультурной образовательной среды затрагивает основы общего образования, поскольку речь идет об изменении отношения молодых людей к миру и тем самым к самим себе, о расширении понятия идентичности в содержательном плане. «Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества. Культура мира, культура межнационального общения - результаты многовекового развития общечеловеческой истории» [4, с. 121].
В традициях социально-психологического подхода выдержана концепция так называемых «культурных различий». Сторонники (А.Ю. Белогуров, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, М.Н. Кузьмин В.В. Макаев и др.) рассматриваемой концепции формулируют следующие педагогические цели поликультурного образования:
1. Развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике человека, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоев. Осознание того, что культурные различия и чужие культуры в целом влияют на эмоциональную сферу человека, становясь источником его переживаний и потребностных состояний.
2. Развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, умение оценивать системы ценностей и норм по степени их исторически-конкретной важности для определённых
видов деятельности. Формулирование способности интегрировать элементы других культур в собственную систему мышления и ценностей.
В представленных выше формулировках целей и задач изучения поликультурной образовательной среды в процессе воспитания младших школьников прослеживается тенденция к их усложнению, повышению требований. Можно выделить определённые уровни поликультурной среды: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых масштабов и образов поведения.
Нам представляется, что изучение поликультурной образовательной среды в процессе воспитания младших школьников должно представлять собой вид целенаправленной социализации обучающихся детей начальной школы, обеспечивающий:
- на когнитивном уровне освоение образцов и ценностей культурно-исторического и социального опыта;
- на ценностно-мотивационном уровне формирование социально-установочных и ценностноориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим народам, культурам и социальным группам;
- на деятельностно-поведенческом уровне активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.
Следовательно, проблема воспитания младших школьников в поликультурной образовательной среде способствует формированию ценностного отношения к этническим традициям разных национальностей.
Литература:
1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
2. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989.
3. Бахтин Л.М. Два способа изучения культуры // Вопросы философии. 1986. №12.
4. Лосский Н.О. Избранное. Т. 4. М., 1991.