Научная статья на тему 'Поликультурная образовательная среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента'

Поликультурная образовательная среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / UPBRINGING / CULTURE / SOCIO-CULTURAL CONDITIONS / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / SPIRITUAL AND MORAL NORMS / CIVIL AND PATRIOTIC ATTITUDE / MORAL AND ETHICAL BEHAVIOR / MODEL OF MULTICULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Омархан Нурмагомедович, Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна

Важнейшим условием реализации актуальных задач, стоящих перед современным обществом, является воспитание подрастающего поколения на основе социальной активности, ответственности, правовой культуры и зрелой гражданской позиции. Результаты в формировании гражданственности и патриотизма достигаются если воспитание долга и ответственности, уважения и доверия, внутренней дисциплины и свободы являются составляющей частью целенаправленного и единого учебного процесса. Воспитание гражданско-патриотических взглядов должно быть системным и приоритетным направлением в деятельности высшего учебного заведения. С этих позиций возникает необходимость в рамках образовательной среды вуза создания условий, позволяющих формировать личность студента, эффективно действующую в многонациональном обществе, понимающей и уважающей ценности других культур, умеющей жить в ладу с представителями различных национальностей, рас и вероисповеданий. Данный подход будет способствовать развитию поликультурной образовательной среды, в которой усиление роли этнокомпонента согласуется с методологической установкой на воспитание будущего представителя социума. Так как лишь в социально насыщенной поликультурной образовательной среде целенаправленно воспитывается патриотизм и гражданская позиция, а также происходит действенная выработка социального поведения. Поликультурное пространстве образовательного учреждения обеспечивает осознание собственной национальной и культурной самобытности, условия для знакомства и признания самобытности других этнических групп. При этом, поликультурное пространство представляет собой модель гуманитарного образования, в котором, сочетаются региональные и национальные ценности культуры и истории этносов; виды и формы их взаимодействия, которые проявлялись в разнообразных учебных и вне учебных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омаров Омархан Нурмагомедович, Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS CONDITION OF FORMATION OF THE CIVIL-PATRIOTIC POSITION OF THE STUDENT

The most important condition for the implementation of urgent tasks facing modern society is to educate the younger generation on the basis of social activity, responsibility, legal culture and a mature civic position. Results in the formation of citizenship and patriotism are achieved if education of duty and responsibility, respect and trust, internal discipline and freedom are an integral part of a focused and unified educational process. Education of civil and patriotic views should be a systematic and priority direction in the activities of higher education institutions. From these positions there is a need within the framework of the educational environment of the university to create conditions that allow the formation of a student's personality, effectively operating in a multinational society, understanding and respecting the values of other cultures, and able to live in harmony with representatives of different nationalities, races and religions. This approach will contribute to the development of a multicultural educational environment in which the strengthening of the role of the ethnocomponent is consistent with the methodological orientation on the upbringing of the future representative of society. Since it is only in a socially saturated poly-cultural educational environment, patriotism and civic position are purposefully fostered, and an effective development of social behavior takes place. Polycultural space of an educational institution provides awareness of its own national and cultural identity, the conditions for familiarity and recognition of the identity of other ethnic groups. At the same time, the multicultural space is a model of humanitarian education in which regional and national values of culture and history of ethnic groups are combined; types and forms of their interaction, which were manifested in a variety of educational and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Поликультурная образовательная среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента»

Omarov Omarkhan Nurmagomedovich, Zakaryaeva Siyadat Ziyautdinovna, Kurbanismailova Meren Gadzhievna MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY ...

pedagogical sciences

УДК 372.881

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0017

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА

© 2019

Омаров Омархан Нурмагомедович, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Педагогика» Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица М. Яракского, 59, e-mail: siya182008@mail.ru) Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры «Факультативная хирургия с лабораторией инновационных клеточных технологий»

Дагестанский государственный медицинский университет (367000, Россия, Махачкала, улица Ленина, 1, e-mail: meren.kurbanismailova.62@bk.ru)

Аннотация. Важнейшим условием реализации актуальных задач, стоящих перед современным обществом, является воспитание подрастающего поколения на основе социальной активности, ответственности, правовой культуры и зрелой гражданской позиции. Результаты в формировании гражданственности и патриотизма достигаются если воспитание долга и ответственности, уважения и доверия, внутренней дисциплины и свободы являются составляющей частью целенаправленного и единого учебного процесса. Воспитание гражданско-патриотических взглядов должно быть системным и приоритетным направлением в деятельности высшего учебного заведения. С этих позиций возникает необходимость в рамках образовательной среды вуза создания условий, позволяющих формировать личность студента, эффективно действующую в многонациональном обществе, понимающей и уважающей ценности других культур, умеющей жить в ладу с представителями различных национальностей, рас и вероисповеданий. Данный подход будет способствовать развитию поликультурной образовательной среды, в которой усиление роли этнокомпонента согласуется с методологической установкой на воспитание будущего представителя социума. Так как лишь в социально насыщенной поликультурной образовательной среде целенаправленно воспитывается патриотизм и гражданская позиция, а также происходит действенная выработка социального поведения. Поликультурное пространстве образовательного учреждения обеспечивает осознание собственной национальной и культурной самобытности, условия для знакомства и признания самобытности других этнических групп. При этом, поликультурное пространство представляет собой модель гуманитарного образования, в котором, сочетаются региональные и национальные ценности культуры и истории этносов; виды и формы их взаимодействия, которые проявлялись в разнообразных учебных и вне учебных видов деятельности.

Ключевые слова: образование, высшее образование, воспитание, культура, социокультурные условия, поликультурная среда, духовно-нравственные нормы, гражданско-патриотическая позиция, нравственно-этического поведение, модель поликультурного пространства.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS CONDITION OF FORMATION OF THE CIVIL-PATRIOTIC POSITION OF THE STUDENT

© 2019

Omarov Omarkhan Nurmagomedovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Pedagogy» Zakaryaeva Siyadat Ziyautdinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Pedagogy» Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, M. Yaraksky street, 59, e-mail: siya182008@mail.ru) Kurbanismailova Meren Gadzhievna, candidate of medical Sciences, assistant of the Department "Elective surgery with the laboratory of innovative cell technologies» Dagestan State Medical University (367000, Russia, Makhachkala, Lenin st., 1, e-mail: meren.kurbanismailova.62@bk.ru)

Abstract. The most important condition for the implementation of urgent tasks facing modern society is to educate the younger generation on the basis of social activity, responsibility, legal culture and a mature civic position. Results in the formation of citizenship and patriotism are achieved if education of duty and responsibility, respect and trust, internal discipline and freedom are an integral part of a focused and unified educational process. Education of civil and patriotic views should be a systematic and priority direction in the activities of higher education institutions. From these positions there is a need within the framework of the educational environment of the university to create conditions that allow the formation of a student's personality, effectively operating in a multinational society, understanding and respecting the values of other cultures, and able to live in harmony with representatives of different nationalities, races and religions. This approach will contribute to the development of a multicultural educational environment in which the strengthening of the role of the ethnocomponent is consistent with the methodological orientation on the upbringing of the future representative of society. Since it is only in a socially saturated poly-cultural educational environment, patriotism and civic position are purposefully fostered, and an effective development of social behavior takes place. Polycultural space of an educational institution provides awareness of its own national and cultural identity, the conditions for familiarity and recognition of the identity of other ethnic groups. At the same time, the multicultural space is a model of humanitarian education in which regional and national values of culture and history of ethnic groups are combined; types and forms of their interaction, which were manifested in a variety of educational and extracurricular activities.

Keywords: education, higher education, upbringing, culture, socio-cultural conditions, multicultural environment, spiritual and moral norms, civil and patriotic attitude, moral and ethical behavior, model of multicultural space.

Выстраивание подлинно гуманистических отно- ния условий, способствующих проявлению активности шений в воспитании подрастающего поколения как и полноправности в субъектные взаимоотношения. С

граждан и патриотов с соответствующей выраженной этих позиций, в рамках образовательной среды высших

позицией требует от образовательной системы созда- учебных учреждений, актуальное значение приобретает

педагогические науки

Омаров Омархан Нурмагомедович, Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

форсированность внутреннего мира студента, духовно-нравственных норм его поведения, владение общечеловеческими и нравственными ценностями.

Построение такой образовательной среды должно опираться на формирование национальной идентичности личности студента, обеспечивать готовность обучаемых к пониманию других культур, признанию и принятию культурного разнообразия [26].

Данный подход будет способствовать развитию поликультурной образовательной среды, в которой усиление роли этнокомпонента согласуется с методологической установкой на воспитание будущего представителя социума. Так как лишь в социально насыщенной поликультурной образовательной среде целенаправленно воспитывается патриотизм и гражданская позиция, а также происходит действенная выработка социального поведения.

Однако образовательный процесс определяется не только социальной активностью человека, но и культурно-историческими факторами, так как культура, история и международные отношения необходимы для развития патриотической позиции подрастающего поколения, поскольку трудно развивать его способности без моральной устойчивости, многонациональной толерантности [1].

С точки зрения многокультурной образовательной среды в университете, такая обстановка должна создавать условия для формирования студентов с патриотическим настроем, а также воплощать некоторые личные качества многонациональной толерантности, формирование и характер человеческого патриотизма к своей Родине.

Это такие личные качества как: чувство свободы и ответственности; уважение к другим и уверенность в себе; сильная вера в критическое мышление и ценности; четкие идеалы, которые не подлежат пересмотру; дисциплина и инициатива во всех сферах жизни; способность и желания понимать других, в том числе требования и высокую мораль, не только в отношении других людей, но и в отношении себя; думать и действовать, рисковать, быть осторожным в конфликтной ситуации и избегать ненужных столкновений [2].

Поликультурная среда обучения способствует характеру этического поведения студентов, а также формированию индивидуальных навыков в культурно-исторических сферах других национальностей и этнических групп. К

роме того, поликультурное учреждение может заявлять о том, что оно создало условия для признания своей национально-культурной самобытности и других этнических групп.

В то же время поликультура среда должна являться примером гуманитарного образования, в котором сочетаются ценности региональной и национальной культуры и истории этнических групп; виды и формы взаимоотношений, возникающих в разных сферах учебной и вне учебной деятельности [2, 3].

Одной из особенностей поликультурного исследования является интеграция во внешнее социокультурное пространство, которое способствует использованию поликультурного контента, а языковые различия являются частью повседневной жизни и инструментом общения между людьми и определенными их представителями.

Интеграция образовательного контента в контексте обеспечения многокультурной среды обучения, следовательно, содержит в себя социальный опыт, включая развитие основных категорий общества и культуры, в том числе: различия в языке, равенство полов, толерантность определенных субъектов, стереотипное поведение и т.д.

Исходя из этих позиций, основным инструментом, обеспечивающим реализацию вышеупомянутых принципов создания гражданской патриотической позиции учащегося в вопросе поликультурного образования, рас-

сматривается содержание, отражающее культурно-историческую специфику различных этнических групп.

Специфика гражданско-патриотического воспитания молодежи анализировалась в работах таких ученых как З.Т. Гасанова [4], М.М. Кудрявцева [5], В.И.Лутовинова [6], Н.А. Сиволобовой [7], В.Е. Уткина [8], С.М. Халан-ской [9].

Вопросы соотношения национального и общечеловеческого в формировании гражданско-патриотиче-ской позиции у подрастающего поколения исследованы в работах В.О. Евсеева [10], И. Л. Нестеровича [11], А.В. Михайлюковой [12], Н. Ю. Синягиной [13], О.Е. Чаленко [14] и др. [15-25].

В работах, перечисленных выше рассматриваются патриотизм и социальная позиция как осознанное отношение индивида к своим способностям, потребностям, поведенческим мотивам, мыслям и опыту, выражающееся в эмоционально-семантической оценке субъективных способностей, служащих основой для соответствующих действий и поступков личности в обществе.

Анализ научных исследований относительно практики формирования гражданской патриотической позиции среди студентов выявил ряд противоречий между перечисленными ниже факторами:

- необходимость формирования патриотической позиции среди граждан в новых социокультурных условиях, связанных с коренными изменениями в обществе, и отсутствие дидактических единиц, ориентированных на этот процесс;

- значимость соблюдения этических норм, народных традиций и ценностей, представленных в государственном образовании и не использующих их эмоциональную составляющую в их совокупности и образовательной практике;

- влияние патриотической позиции среди граждан на поведение отдельного студента и отсутствие среды, в которой проявляются гражданские и патриотические чувства.

Вышеизложенное позволяет вычленить проблему, суть которой в обосновании педагогических условий в рамках поликультурной образовательной среды высших учебных учреждений, способствующих формированию гражданско-патриотических позиций студентов.

Для решения этой проблемы была разработана модель поликультурной среды обучения, которая позволяет сформировать у студента гражданско-патриотиче-скую позицию, использую в качестве основного фундамента понимание педагогического процесса как социокультурной практики, где активная личная позиция студента реализуется с познанием культурных ценностей и их перевод в жизнь.

В то же время было учтено, что формирование отдельной позиции, понимаемой как целенаправленное развитие каждой перспективы развития с уникальной индивидуальностью, обеспечивает рост и совершенствование моральных и творческих сил. Создание такого поликультурного пространства, возможно на основе системного подхода через моделирование определенного рода социальных практик, когда субъект деятельности находится в состоянии поиска и проектирования новых возможностей, позволяющих реализовать проект на проект [14, 2].

Формирование гражданско-патриотической позиции студента в рамках поликультурной экологической модели в высших учебных учреждениях имеет свою логику, которая проявляется в:

- систематическом, последовательном и целенаправленном просвещении о культурных и исторических ценностях, ориентированная на воспитание самосознания и самоидентификации в поликультурном многонациональном пространстве;

- овладеть социальным и культурным опытом, в том числе воспитанием нравственного поведения как в учебной, так и во вне учебной сферы, связанной с осоз-

Omarov Omarkhan Nurmagomedovich, Zakaryaeva Siyadat Ziyautdinovna, Kurbanismailova Meren Gadzhievna MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY ...

pedagogical sciences

нанием своего национального «Я», проявлением эмоциональных и смысловых потребностей, способностей, практических навыков, в том числе их оценки и получения объективной критики;

- осознание культурного наследия, оставшегося после предков в обществе и передача его традиций и культуры не только вовне, но и во внутренней культурно-образовательной среде;

- организация многонациональных сообществ студентов как среды этнической идентичности, развитие навыков межличностных отношений среди студентов.

Конкретизация структуры поликультурной образовательной среды, предстающей в формате теоретической характеристики идей, объединенных общей системой нравственного личностного развития позволила выявить психолого-педагогическую специфику усвоения национальных культурных ценностей, оказывающих влияние на гражданско-патриотическую позицию личности студента.

Таким образом, система образования в целом, будет способствовать обеспечению наилучших условий для овладения духовными ценностями и этнокульту-рой, формирование накопленных народом традиций и нравственных устоев, являющихся одной из ключевых составляющих гражданского и патриотического воспитания [10, 12].

Сформированность гражданско-патриотических позиций личности студента в условиях поликультурной образовательной среды вуза включает в себя следующие уровни:

- начальный уровень, на котором закладываются основные моральные ценности, развиваются коммуникативные способности, определенные поведенческие нормы, начинается формирование личности, в осознающей себя части общества и гражданина своего Отечества [27]; необходимо решить одну из основных задач на этом этапе - развитие творческого потенциала студента - помочь сформировать человека, способного внести вклад в жизнь страны;

- интуитивный уровень, который включает в себя создание системы ценностей и отношения к построению подрастающего поколения, приобретение знаний и навыков, необходимых для будущей независимой жизни в обществе; на этом уровне ядром социального образования является формирование у личности уважения к закону, правилам, правам и социальной ответственности других людей, а также обогащение умов и мыслей учащихся знанием истории своих предков, моральными и правовыми нормами.

- сознательный уровень, должен быть связан с расширением и углублением знаний о процессах, происходящих в различных социальных сферах, о правах человека, определяется социальная позиция и ориентированность на социальную политику. Целью этого этапа является обеспечение того, чтобы процесс обучения улучшал компетенцию и способность защищать свои права и зная, как правильно выстраивать индивидуальные и коллективные действия.

Таким образом, модель поликультурного образовательного пространства в высших учебных учреждениях способствует формированию национальной идентичности, этнокультурного диалога, который отражает цели, организационные формы, методы обучения и воспитания.

В то же время эффективность модели определялась активным включением студентов в различные исследовательские мероприятия, которые требуют от всех участников признания важности языков других наций, ценности сходств и различий в национальных культурах, выражения этнической терпимости к высказываниям, рассуждениям и определенным культурным суждениям со стороны лиц другой национальной принадлежности.

С данного ракурса формирование гражданских и

патриотических позиций студента проявляется в сознательном отношении к Родине, выражающемся в образах и представлениях о себе, своей семье, родном городе, регионе, стране, государственной символике и искусстве, во всеобъемлющем понимании и принятии своего народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Панаева Т. В., Шакимов В. Б., Матвеева Е. З., Мельник С. В. Компонент гражданско-патриотического воспитания - музейная педагогика// Образование и воспитание. 2018. №1. С. 42-45.

2. Зданович Г.М., Губарь И.В. Гражданско-патриотического воспитания в условиях деятельности оздоровительных лагерей: из опыта работы/ «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодёжи». Гродно. 2013. 38 с.

3. Маллаев Д.М. Мультикультурная среда образования в полиэтническом и поликонфессиональном социуме// Педагогическое образование и наука. М., 2013. №1. С.113-117.

4. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания //Педагогика: научно-теоретический журнал. М., 2005. №6. С. 59 -63.

5. Кудрявцев М.М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитании граждан // Вестник МГОУ. Серия история и политические науки. 2011. - № 2. - С 230-233.

6. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. Издательство РАГС. 2011. 172 с.

7. Сиволобова Н.А. Теоретические основы гражданско-патрио-тического воспитания учащихся// Мир образования — образование в мире. 2012. № 1(45). С. 147-153.

8. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание: комплексный подход. Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 137-141.

9. Халанская С. М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию//Классный руководитель. М., 2004. №3. С. 15-19.

10. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 23-26.

11. Чаленко О.Е. Краеведческий компонент в системе патриотического воспитания учащихся// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. № 5 (25). С. 82-89.

12. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход//Воспитание школьников. 2010. №1. С. 16-21.

13. Дьякова Е.Ю. Растим патриотов// Народное образование. 2010. № 4. С.196-199.

14. Иванов В.С., Проворова Е.В. Характеристика социально- педагогических условий эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи в образовательном учреждении малого города// Вестник университета, 2011. № 24. C. 29-30.

15. Степаненко Н.А., Мантрова М.С. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 250-253.

16. Медведева З.В. Этнокультурный подход к гражданско-па-триотическому воспитанию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 191-193.

17. Ширекина Е.В., Гаджимусилов Г.М. Воспитание патриотизма у старшеклассников во внеклассной работе (на материалах школ республики Дагестан) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 214-216.

18. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

19. Воробьева О.В., Шаматова Ю.Ю. Возможности альтернативной истории при формировании патриотического воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 62-64.

20. Фардзинова З.А. Участие лидеров общественного мнения в процессах совершенствования социальной политики в области патриотического воспитания на муниципальном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 392-396.

21. Кондаурова И.К., Асадова Г.Я. Патриотическое воспитание младших подростков средствами учебного предмета «Математика» //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 7-9.

22. Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 254-258.

23. Саратовцева Н.В., Королева А.А. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодежи //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144147.

24. Техти В.Л. Основные направления патриотического воспитания в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 117-119.

25. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.

26. Малышева А. Д. Педагогические условия формирования готов-

педагогические науки

Омаров Омархан Нурмагомедович, Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

ности к работе в команде студентов-билингвов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - 2018, Якутск.

27. Заробекова Н. М. Подготовка будущих учителей к граждан-ско-патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Душанбе, 2010.

Статья поступила в редакцию 09.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.