СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.14
ББК Ч448.44 ГРНТИ 14.15.01 Код ВАК 13.00.08
Симбирцева Наталья Алексеевна,
кандидат культурологии, доцент, Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: simbirtseva.nat@yandex.ru.
Шульга Наталия Сергеевна,
магистрант, Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: tash16@mail.ru.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: открытое образование; открытые университеты; поликультурное образование; мультикультурализм; поликультурная образовательная среда; взаимодействие культур.
АННОТАЦИЯ. В связи с глобализационными процессами, характеризующимися столкновениями культур, особую значимость приобретает осуществление поликультурного образования, позволяющее мирно и эффективно представителям различных национальных, этнических групп и конфессий взаимодействовать в современном обществе. В статье обозначены факторы, влияющие на качество общения в современном социуме и отражающие изменения, происходящие в обществе на рубеже XX-XXI вв. Основными направлениями поликультурного образования являются такие, как поли-этно-культурное, поли-социо-культурное, поли-личностно-культурное, ориентированные на успешные коммуникативные практики в учебно-образовательном процессе и имеющие ценность как для общества в целом, так и для каждого человека.
Интернет-пространство сегодня представляет собой активное поле для коммуникации разных возрастных групп, сформированных по интересам, поисковым запросам, по организации досуговых практик, а также открывает широкие возможности для осуществления образовательной деятельности. Ярким примером является открытый университет с его ориентацией на личность и ее потребности, диалог и непрерывность образовательного процесса.
Отмечаются положительные и отрицательные моменты в процессе открытого образования. Принципиальным условием получения качественных результатов в этой сфере является осознанная деятельность обучающегося: самоорганизованность, критическое восприятие информации и умение осуществлять выбор образовательной стратегии.
Дистанционное обучение рассматривается как продуктивная практика в деятельности открытого университета. И значимыми в этом случае выступают такие технологии, как кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология.
Авторы дают определение понятий «поликультурное образование» и «открытый университет»; обращаются к правовым актам и учебным программам, целью которых является поликультурное просвещение, и приходят к выводу о значимости этого направления в деятельности открытого образования в условиях многокультурного информационного общества.
Simbirtseva Natalya Alekseevna,
Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Shul'ga Natalija Sergeevna,
Master's Degre Student, Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MULTICULTURAL EDUCATION
AS A BRANCH OF OPEN UNIVERSITY ACTIVITIES
KEYWORDS: open education; open university; multicultural education; multiculturalism; multicultural educationa sphere; intercultural communication.
ABSTRACT. Due to globalization process which is characterized by clashes of cultures, the implementation of multicultural education becomes particularly important, as it allows representatives of various national, ethnic and religious groups to interact peacefully and effectively in modern society. The article deals with the factors that affect the quality of communication in the modern society and reflect the changes taking place in society at the turn of the 20th and 21st centuries.
The main directions of multicultural education are multi-ethno-cultural, multi-socio-cultural and multi-personal-cultural focused on successful communication practices in the educational process and are valuable to the society and individuals.
The Internet space today is a good platform for communication of different age groups, formed according to interests, search requests, organization of leisure practices, and it also opens wide opportunities for educational activities. A vivid example is an open university with its focus on personality and its needs, dialogue and the continuity of the educational process.
Positive and negative aspects are noted in the process of open education. The fundamental condition to obtain high quality education is the student's conscious activity, including self-organization, critical perception of information and the ability to choose the educational strategy.
Distance learning is viewed as a productive practice in the activities of the Open University. The most significant technologies are case-technology, TV-technology, and network technology.
The authors define the concepts of "multicultural education" and "open university", discuss legal acts and educational programs aimed at multicultural education, and come to the conclusion that this branch of activity is important for open education in a multicultural information society.
Открытость новому - это одно из ключевых качеств общества в век стремительного развития технологий, когда прогресс неизбежно сопряжен с возникновением не существовавших ранее проблем и новаторских решений. Естественным образом в сложившихся условиях встает вопрос содержания, границ и принципов открытого образования, отвечающего потребностям и запросам информационного общества рубежа ХХ-ХХ1 вв.
Современная ситуация характеризуется вовлеченностью общества в процессы глобализации, когда становится неизбежным столкновение разных культур, религий, взглядов на жизнь. Происходит стирание границ некогда бывших замкнутыми социокультурных пространств, и современный человек попадает в ситуацию культурного плюрализма, когда в повседневной жизни его окружают люди с другими представлениями о мире и обществе, иными стереотипами и образцами поведения. К человеку предъявляются требования толерантности, терпимости, уважения к другим культурам, религиям и их представителям, умения мирно и бесконфликтно уживаться с ними в одном социальном пространстве, быть готовым и способным идти с ними на контакт, успешно с ними взаимодействовать.
Идеи мультикультурализма расширяют понимание культурного многообразия, которое теперь рассматривается как ресурс социально-экономического развития, как источник культурного богатства. И перед образованием встает задача формирования всесторонне развитой личности, которая бы комфортно чувствовала себя в окружающей многокультурной среде, могла психологически адаптироваться в подобной обстановке и обеспечивать себе нормальную деятельность и жизнь в целом. Одной из приоритетных задач последних десяти лет, как отмечается в документах Совета Европы, ООН и ЮНЕСКО, считается подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде.
Курс на поликультурную направленность образования на данном этапе развития общества отвечает специфике современной государственной политики мульти-культурализма, при осуществлении которой также приходится сталкиваться с пробле-
мами, связанными с интересами всех национальных и этнических групп, представляющих государство. Особенно важно обеспечить возможность всем группам сохранять свою идентичность, уникальность и уважение к историческим корням без ущемления интересов друг друга. Однако помимо сохранения культурной преемственности внутри национальных общностей существует вопрос успешной межгрупповой коммуникации, без которой невозможно представить гармоничное общество.
В подобной ситуации неизбежно встает вопрос об адекватном восприятии, отношении к культурному разнообразию, а также вопрос психологического комфорта каждого представителя поликультурной среды. В этом случае как никогда становится актуальной идея поликультурного образования, направленного на формирование личности, способной успешно и эффективно функционировать в мультикультурном обществе.
Еще в 1980-х гг. Э. Тоффлер отмечал следующий факт: в течение недели мы общаемся с большим количеством людей, чем житель деревни времен феодального права в течение года или даже всей жизни. К этому стоит добавить неоднородность нашего общества (в силу упомянутой мобильности), что приводит к стиранию границ локальных культурных образований, культурному взаимопроникновению. Это означает, что сегодня индивид окружен носителями разных ценностей и способов интерпретации окружающей действительности. При недостаточных информированности и образованности членов общества создается ситуация потенциального конфликта как результата непонимания [12, с. 28].
Количество людей, с которыми современный человек вступает в контакт, резко возросло по сравнению с подобными показателями прошлых поколений. Высокая степень коммуникативной активности не гарантирует качества общения, которое зависит от нескольких факторов.
Во-первых, поликультурное образование подразумевает процесс создания благоприятных условий для формирования у личности мировоззренческой установки, способствующей конструктивному сотрудничеству, основанному на приобщении к этнической, отечественной и мировой культурам [7, с. 97].
© Симбирцева Н. А., Шульга Н. С., 2017
Во-вторых, это поведение человека, не укладывающееся в общепринятые нормы. Если мы обратимся к СМИ, то ведущей причиной большинства конфликтов, освещаемых сегодня, выступает непонимание чужой культуры, которое провоцирует разлад в обществе и агрессивную реакцию на некоторые события. В основе этих столкновений - стереотипы, программирующие поведение, не адекватные складывающейся ситуации; неумение слушать и вникать в ход мыслей оппонента.
В-третьих, для человека XXI в. насущной является проблема слышать другого, понимать и принимать его позицию по отношению к чему-либо.
В-четвертых, представление человека о границах толерантного отношения напрямую зависит от воспитания и поликультурной грамотности. В данном случае образование выступает как инструмент развития способности понимать и признавать за субъектом права на другой взгляд на мир, непохожий набор ценностей, иную стратегию поведения. Повышение грамотности членов поликультурного общества, в котором неизбежны противоречия в результате столкновения религий, культур, интересов, точек зрения, становится выходом из сложившейся ситуации.
Обозначенные факторы (условия, поведение, диалог как понимание и приятие, воспитание и поликультурная грамотность) обусловливают взаимоотношения человека с окружающей средой. Нельзя сказать, что они совершенно новы. Скорее, они являются актуальными в интенсивно меняющемся и общающемся мире.
Современная культурная политика России ориентирована на сохранение и развитие культурного многообразия, о чем свидетельствует целый ряд правовых актов [2; 4; 5; 6; 8; 13; 15]. В основе успешного функционирования образовательной системы лежит принцип поликультурности, который не реализуется в пределах одного предмета, а проявляется в процессе формирования мировоззрения в целом.
В образовательной системе нашей страны воспитание понимания культурного многообразия и равенства как нормы современного общества предусмотрено с начальной школы, где первые шаги на этом пути делаются в рамках «Основ религиозных культур и светской этики». Позже поликультурное образование переходит на новый уровень, когда с пятого класса в школьную программу включается предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», открывающий учащимся еще более сложную и оттого интересную картину нашего общества. Более 193 национально-
стей, проживающих на территории России; 277 языков и диалектов; человек как фрагмент разноцветной культурной и языковой мозаики, где все элементы играют важную роль в формировании общего целого - чем раньше и грамотнее объяснить ученику эти, казалось бы, простые моменты, тем выше вероятность его успешной адаптации к обществу, в которое он включается.
Учебный курс сосредотачивает внимание на традиционных для России конфессиях и их роли в обогащении и формировании российской государственности и культуры, которая становится стержневым понятием на фоне культурного плюрализма страны. Единое государство представляется как сплав этнических традиций и связанных с ними религий, объединяемых российской культурой, в которой можно выделить многонациональ-ность, духовное богатство как следствие многовекового межкультурного, межэтнического и межрелигиозного взаимодействия и признание значимости, бережное сохранение каждой культурной общности.
В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» среди основных направлений ее реализации упоминаются научные и организационно-методические основы воспитания, подразумевающие создание и использование учебных программ патриотической работы с молодежью. Поликультурное образование в рамках программы является инструментом воспитания патриотических чувств и на этой основе - сплочения социума [5].
Если мы обратимся к программе «Основ духовно-нравственной культуры России», то убедимся в том, что курс предполагает следующие результаты, полностью отвечающие принципам поликультурного образования:
- создание целостной картины мира;
- расширение знаний о нашем поликультурном обществе: о многонациональ-ности состава населения страны, культурном и религиозном многообразии;
- воспитание российской гражданской идентичности;
- осознание значимости многонационального состава страны;
- формирование ценностей многонационального социума;
- воспитание толерантности к окружающим вне зависимости от национальности или конфессиональной принадлежности [11].
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации при реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рекомендуется обращение к учебным предметам, учитывающим культурные особенности на уровне регионов, наций и этносов [4]. Согласно
ФГОС основного общего образования, результатом учебного курса являются воспитание способности нравственного самосовершенствования, веротерпимости, расширение знаний о нормах и ценностях культур народов России, осознание роли религии в жизни человека и религиозного разнообразия в становлении гражданского общества и государственности в целом [14].
Что касается информационного обеспечения этой области, в программе патриотического воспитания упоминается интернет-пространство как способ трансляции такого рода знаний, а средства информационно-компьютерных технологий - как источник разнообразия образовательного процесса и наглядного представления материала. На наш взгляд, именно это является основой для продвижения идей поликультурного образования в условиях информационной среды, а также способом привлечения к вопросам «культурного многоголосья» разновозрастной аудитории.
В рамках рассмотренных правовых актов поликультурное образование может интерпретироваться как инструмент консолидации общества, происходящей как результат социализации индивида путем приобщения его как к ценностям родной культуры, так и к общечеловеческим, общенациональным, и воспитания в нем умения гармонично вписать себя в общую картину окружающего культурного многообразия.
Таким образом, мы можем определить поликультурное образование как процесс формирования личности, осознающей себя частью многонационального государства, понимающей благо многокультурного и поликонфессионального состава общества, обладающей широким культурным кругозором и способностью к эффективной жизнедеятельности в поликультурном социуме, принявшей гуманизм, толерантность и патриотизм в качестве личной поведенческой установки.
Реализация принципов поликультурного образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - характерная практика российских вузов. На сегодняшний день активно реализуется программа обмена студентами, которым предлагается продолжить обучение на русском языке, что дает возможность воспринять отечественное лингвистическое и культурное наследие, а также получить опыт сравнения «своей» и «другой» культур, критически осмыслить ценности каждой из них без утраты собственной идентичности.
Сложились основные направления поликультурного образования:
- поли-этно-культурное образование: предполагает взаимодействие разных культурных традиций в образовательном про-
цессе в условиях мультикультурной среды, адаптацию к ценностным ориентирам других народов; нивелирует противоречия между образовательными нормами и системами этнических меньшинств и доминирующих наций, обеспечивая адаптацию мигрантов в инокультурную среду, способствуя усвоению новых культурных ценностей с сохранением прежних этнокультурных. Такое образование закладывает в личность чувство гражданственности и развивает умение существовать в гармоничных отношениях с другими культурами и их представителями;
- поли-социо-культурное образование: любые составляющие общество группы воспринимаются как отдельные культуры или субкультуры, которые взаимодействуют, взаимообогащают друг друга. В этом случае поликультурное образование позволяет решать вопросы гуманизации отношений между субъектами, имеющими принадлежность к определенной этнической общности, и в границах этой общности -между нею и другими социокультурными общностями, характеризующимися иной культурной идентичностью (религиозной, политической, родовой и т.д.);
- поли-личностно-культурное образование: человек обнаруживает способность сопрягать в процессе образования разные культуры, выступать в качестве субъекта диалога культур. Сам процесс образования строится по принципу взаимодействия разных способов мышления и точек зрения. В таком случае происходит уважительный диалог между культурными мирами, организуется гетерогенная структура образовательной среды. Обучающийся сочетает в своем сознании разные культурные смыслы и миры.
Каждое из обозначенных направлений успешно реализуется не только в современном образовательном процессе, но и во внеучеб-ной деятельности: проведении фестивалей, конференций, круглых столов, квестов и т.д.
Поликультурное образование и открытый университет - два явления настоящей действительности, органично сочетающие и дополняющие друг друга, а также открывающие человеку XXI века возможность приобщиться к ценностям другой культуры на рефлексивном уровне и выступить в качестве организатора собственной образовательной стратегии.
Идея открытости образования получает широкое развитие и в 1970-е годы: активно создаются высшие учебные заведения нового типа. Это время зарождения дистанционного образования, которое называлось «корреспондентским» в связи с методами организации связи между образовательным учреждением и студентом: учебные материалы, письменные работы и их оценка высы-
лались по почте. Такая форма обучения делала образование доступным для людей, проживающих вдали от крупных городов.
1990-ые годы отмечены популярностью использования термина «открытый» в названиях новых учебных заведений (Открытый университет Великобритании, Открытый университет в Нидерландах, Государственный открытый университет в Нью-Йорке и многие другие). Развитие компьютерных технологий вывело открытое образование на следующий уровень организации: появились новые способы представления информации, а скорость ее передачи увеличилась.
В зарубежной литературе открытое образование позиционируется как процесс, для которого характерны: диалог, открытость человеку, обществу, миру; ориентация на личность, ее опыт и потребности; непрерывность образовательного процесса [17, с. 219-220]. Так, например, открытые университеты, использующие методы дистанционного образования, делают высшее образование более доступным и привлекают еще большее число студентов к образовательному процессу. В словаре профессионального образования (1999) понятие «открытый университет» трактуется как образовательное учреждение, целью которого является обеспечение широкого доступа к высшему профессиональному образованию, осуществляемому в дистанционной форме вне зависимости от официальной академической квалификации обучаемого [1, с. 347].
Открытое образование не зависит от расы человека, пола, возрастных ограничений, является общедоступным благодаря дистанционному обучению, которое осуществляется с помощью всемирной сети Интернет. Это обусловлено «открытостью» места, доступностью времени, отсутствием необходимости сдавать конкурсные экзамены, самостоятельным определением курса и выбором предметов, определением технологии, по которой осуществляется открытое образование, возможностью совмещения нескольких ресурсов дистанционного обучения, трансформацией и инновацией в системе образования.
В качестве негативного момента отметим такую особенность Интернета, как низкий контроль качества материалов. Безусловно, что существует проблема интеграции в открытое образование неподготовленных для этого масс, а также возможное падение качества образования из-за массовости и еще неподтвер-жденности ресурсов. Но если мы говорим о сознательном выборе человека, то это характеризует его как субъекта, изначально ориентированного на дистанционное обучение.
Здесь уместно будет обратиться к Приказу Министерства образования РФ, в кото-
ром система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества»
[9].
Открытый университет - это доступная образовательная среда, базирующаяся на информационно-компьютерных технологиях и следующая принципам гуманизации, открытости миру, обществу и человеку. Формат открытого университета расширяет возможности трансляции поликультурного знания вне зависимости от культурной принадлежности и дислокации студентов, что делает это направление открытого университета важным инструментом формирования социальных отношений и образа общества в целом. И. Я. Мурзина выделяет следующие особенности открытых университетов: «большая технологичность, характер коммуникаций (учитель -ученик, ученики - родители, школа - общество, бизнес - образование), появление новых направлений дополнительного образования и реализация идеи образования на протяжении всей жизни» [3].
В процессе открытого и дистанционного образования значимыми являются такие технологии, как кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология. Первая -близкий аналог технологии заочного обучения, когда учащийся получает (главным образом, по почте) специальный набор учебно-методических материалов (кейс) для самостоятельного изучения и периодически консультируется у преподавателей в созданных для этого специальных учебных центрах. Вторая - применение телевизионных лекций по содержанию дисциплин (-ы) и получение консультаций (в том числе и онлайн) у преподавателей. Третья основывается на применении консультаций учащегося и передачи ему учебно-методических материалов в сети Интернет (в том числе, и доступ к веб-ресурсам образовательного учреждения); является наиболее мобильной и перспективной.
В пространстве открытого образования проблемы, обозначенные как сущностные для современного поликультурного общества, и вопросы, связанные с толерантностью, приобретают иное свойство, в отличие от настоящей действительности. И это возможность избежать прямых столкновений, открытых конфликтов, получить время на обдумывание, «отсрочить» негатив-
ную реакцию. Бесспорно, очевидны технологические преимущества открытого образования, наличие выбора и свободы его осуществления в процессе образования. Значимым в нем является и пространственная отдаленность, и территориальная «незакрепленность», что позволяет приобретать знания в любой точке цивилизованного мира. Хотя наличие моментов, вызывающих коммуникативные трудности (например, недостаточное общение с человеком, дающее представление о нем как о личности), не стоит отрицать.
Открытое образование как онлайн-
платформа для реализации курсов, программ, проектов, методик - востребованная практика. Снятие территориальных границ и ориентация на такого потребителя образовательных продуктов, который может находиться в любом уголке Земного шара и быть представителем другой культуры, рождает еще одну проблему, с которой сталкиваются современные вузы, - конкурентоспособность. Содержание курсов, контингент обучающихся, качество технической связи и ресурсной базы определяют перспективы развития открытого университета в поликультурном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Мурзина И. Я. Открытое образование как феномен культуры // Педагогика и просвещение. -2016. - № 1. - C. 82 91. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.1.18167 (дата обращения: 13.05.2017).
4. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181244/ (дата обращения: 28.04.2017).
5. Постановление Правительства РФ «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» от 30.12.2015 № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 2 (часть I). - Ст. 368.
6. Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4.10.2000 № 751 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 9.10.2000. - № 41. - Ст. 4089.
7. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социально-педагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. - Смоленск : Универсум, 2008. - С. 95-104.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» от 3.08.2006 № 201 // Вестник образования в России. - 2006. - № 18.
9. Приказ Министерства образования РФ ст. 12.10.2000 г. № 2925 «О формировании межвузовской научно-технической программы Министерства образования РФ "Создание системы открытого образования"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudra.ш/нормативная-база/законы/346o64-министерство-образования-рф-приказ-от-12-октября-2000-г-п-2925.
10. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //fgosreesfr.ra/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-2.docx (дата обращения: 04.05.2017).
11. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Российский учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/adc/ adc8b0bb28bb8d4f86769d8bc5fb6235.pdf (дата обращения: 29.04.2017).
12. Тоффлер Э. Шок будущего. - М. : АСТ, 2002. - 557 с.
13. Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.12.2012 № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.12.2012 г. -№ 52. - Ст. 7477.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] / / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%D1%8B/938 (дата обращения: 28.04.2017).
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31.12.2012 г. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
16. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2011. - № 4.
17. Kaye T., Rumble G. Open universities: a comparative approach // Prospects. - 1991. - № 21 (2). -С. 214-226.
REFERENCES
1. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. - M. : NMTs SPO, 1999. - 538 s.
2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. -2014. - № 31. - St. 4398.
3. Murzina I. Ya. Otkrytoe obrazovanie kak fenomen kul'tury // Pedagogika i prosveshchenie. - 2016. -
№ 1. - C. 82 91. DOI: 10.7256/2306-434Х.2016.1.18167 (data obrashcheniya: 13.05.2017).
4. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 25.05.2015 № 08-761 «Ob izuchenii predmetnykh oblastey: "Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki" i "Osnovy dukhovno-nravstvennoy kul'tury narodov Rossii"» [Elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus - nadezhnaya pravovaya podderzhka. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181244/ (data obrashcheniya: 28.04.2017).
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF «O gosudarstvennoy programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody"» ot 30.12.2015 № 1493 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Fed-eratsii. - 2016. - № 2 (chast' I). - St. 368.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF «O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» ot 4.10.2000 № 751 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 9.10.2000. - № 41. - St. 4089.
7. Poshtareva T. V. Etnokul'turnaya kompetentnost' kak sotsial'no-pedagogicheskoe yavlenie // Teoretich-eskie problemy etnicheskoy i kross-kul'turnoy psikhologii. - Smolensk : Universum, 2008. - S. 95-104.
8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF «O kontseptsii natsional'noy obrazovatel'noy politiki Rossiyskoy Federatsii» ot 3.08.2006 № 201 // Vestnik obrazovaniya v Rossii. - 2006. - № 18.
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya RF st. 12.10.2000 g. № 2925 «O formirovanii mezhvuzovskoy nauch-no-tekhnicheskoy programmy Ministerstva obrazovaniya RF "Sozdanie sistemy otkrytogo obrazovaniya"» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sudru.ru/normativnaya-baza/zakony/346064-ministerstvo-obrazovaniya-rf-prikaz-ot-12-oktyabrya-2000-g-n-2925.
10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya // Reestr primernykh osnovnykh obshcheobrazovatel'nykh programm [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-2.docx (data obrashcheniya: 04.05.2017).
11. Programma kursa «Osnovy dukhovno-nravstvennoy kul'tury narodov Rossii» // Rossiyskiy uchebnik [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/adc/adc8b0bb28bb8d4 f86769d8bc5fb6235.pdf (data obrashcheniya: 29.04.2017).
12. Toffler E. Shok budushchego. - M. : AST, 2002. - 557 s.
13. Ukaz Prezidenta RF «O Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» ot 19.12.2012 № 1666 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 24.12.2012 g. -№ 52. - St. 7477.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (5-9 kl.) [El-ektronnyy resurs] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - Rezhim dostupa: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ 938 (data obrashcheniya: 28.04.2017).
15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 31.12.2012 g. - № 53 (chast' I). - St. 7598.
16. Khakimov E. R. Sushchnost' polikul'turnogo obrazovaniya // Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2011. - № 4.
17. Kaye T., Rumble G. Open universities: a comparative approach // Prospects. - 1991. - № 21 (2). -S. 214-226.