Научная статья на тему 'Художественная педагогика В. А. Разумного сквозь призму реалий современного поликультурного образования'

Художественная педагогика В. А. Разумного сквозь призму реалий современного поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC CULTURE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ART PEDAGOGY / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / CULTURAL IDENTITY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC CREATION / ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / PRE-SUBJECT-THE PRACTICAL ACTIVITIES OF THE YOUNGER SCHOOLBOY / POLYETHNIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Ирина Петровна

Автор анализирует концепцию эстетического воспитания подрастающего поколения видного отечественного философа и педагога В.А. Разумного, разработанной им теории художественной педагогики, и соотносит ее основные положения с реалиями нынешней образовательной практики, современной поликультурной образовательной среды. Автор развивает и конкретизирует теоретические идеи В.А. Разумного, показывает их развитие в собственных поисках в области формирования эстетической культуры младших школьников в поликультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильинская Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC PEDAGOGY V.A. RAZUMNIY IN THE LIGHT OF REACTIVEL Y MODERN MULTICULTURAL EDUCATION

The author analyzes the conception of the aesthetic education of the young generation of prominent national-philosopher and teacher V.A. Razumniy, he developed the theory artistic pedagogy, and relates its key provisions with the realities of nowadays it educational practice, modern multicultural educational environment. The author develops and elaborates on the theoretical ideas of V.A. Razumniy, showing their development in their own quest in the formation of aesthetic culture of younger students in a multicultural learning environment.

Текст научной работы на тему «Художественная педагогика В. А. Разумного сквозь призму реалий современного поликультурного образования»

УДК 37.013.43 ББК 71.0

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА В.А. РАЗУМНОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильинская Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики

Белгородский национальный исследовательский университет

Аннотация. Автор анализирует концепцию эстетического воспитания подрастающего поколения видного отечественного философа и педагога В.А. Разумного, разработанной им теории художественной педагогики, и соотносит ее основные положения с реалиями нынешней образовательной практики, современной поликультурной образовательной среды. Автор развивает и конкретизирует теоретические идеи В.А. Разумного, показывает их развитие в собственных поисках в области формирования эстетической культуры младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическая культура, художественная педагогика, поликультурное образование, национальная художественная культура, полиэтническое воспитание, культурная идентификация, художественное творчество, предметно-практическая деятельность младшего школьника.

ARTISTIC PEDAGOGY V.A. RAZUMNIY IN THE LIGHT OF REACTIVEL Y MODERN

MULTICULTURAL EDUCATION

Ilynskaya I.P., candidate of pedagogical

sciences. docent

(Belgorod)

Abstract. The author analyzes the conception of the aesthetic education of the young generation ofprominent national-philosopher and teacher V.A. Razumniy, he developed the theory artistic pedagogy, and relates its key provisions with the realities of nowadays it educational practice, modern multicultural educational environment. The author develops and elaborates on the theoretical ideas of V.A. Razumniy, showing their development in their own quest in the formation of aesthetic culture of younger students in a multicultural learning environment.

Key words: aesthetic education, aesthetic culture, art pedagogy, multicultural education, national culture, poly-ethnic education, cultural identity, artistic creation, pre-subject-the practical activities of the younger schoolboy.

Искусству как мощному средству воспитания и образования подрастающего поколения придавали огромное значение ученые и педагоги-практики во все времена. Среди «китов» современной отечественной философской и педагогической мысли,

264

уделявших особое внимание исследованию проблем искусства и воспитания искусством, - Владимир Александрович Разумный и его система эстетического образования (воспитания), концепция художественной педагогики. В трудах В.А. Разумного пред-

ставлена целостная стройная система эстетического воспитания подрастающего поколения. Он рассматривал эстетическое воспитание не в отрыве от целостного процесса становления личности, процесса ее воспитания и обучения, но всегда как подсистему ее образования в целом, в широком смысле этого слова: «... все великие цивилизации прошлого обучение и воспитание трактовали как единый и целостный процесс» [16, c.3].

Очерчивая круг проблем эстетического воспитания молодежи, Владимир Александрович подчеркивал, что отечественная образовательная практика перестала уделять воспитанию искусством должное внимание. Так, рецензируя Федеральный государственный образовательный стандарт, В.А. Разумный пишет о возмутительном характере «исключения из содержания федеральной образовательной программы (в качестве федерального компонента) художественной литературы» [16, с. 6], что, по его мнению, приведет к духовному и интеллектуальному оскудению нации, «... ибо нашей педагогической, да и не только педагогической, общественности преотлично известно уникальное значение литературы для обучения и воспитания миллионов граждан России, как в далеком прошлом, так и в настоящем. Лучшего способа интеллектуального, эмоционального и духовного обыдливания наших детей в современных социокультурных условиях и быть не может» [16, c.6].

Между тем, известные специалисты в области теории и методики эстетического воспитания школьников констатируют тревожные тенденции в этой сфере. В частности, среди таких опасных тенденций А.В. Репринцев пишет об опасностях социального обособления детей в процессе школьного образования и воспитания: «Замыкаясь в своем узком мирке, ребенок все чаще «строит» свой собственный мир, изолированный от других людей. Он все чаще и чаще идет в этом строительстве «от себя», не соотнося свои желания с желаниями окружающих его людей. Он потребляет духовные ценности, опираясь лишь на собственные потребности, свои интересы, свои представления о должном. Индивидуализация потребления эстетических ценностей превращается в неумеренное и неконтролируемое освоение ребенком стандартов и нормативов массовой культуры, посредством которой в его сознание приходят образцы искаженной реальности, атрибуты виртуального мира, формирующие ложное представление о самой действительности, способах и средствах социального взаимодействия, разрешения возникающих в человеческих отношениях проблем. Ребенок утрачивает ощущение границы реальности и «нереальности», правды и вымысла, - он дезориентиру-

ется в социальном и культурном пространстве, подчиняясь лишь своим внутренним инстинктам и влечениям. Результатом этого становится размывание вкусов как основы нравственно-эстетического отношения человека к действительности, утрата социально типичных представлений о критериях оценки эстетически значимых предметов и явлений окружающего мира» [20, с. 137-142].

Оскудение области эстетического воспитания подрастающего поколения, воспитания искусством, области насыщения различными видами искусства детской образовательной среды привело к констатации серьезных поведенческих отклонений в молодежной среде, по словам В.А. Разумного, к «чудовищным массовым деформациям поведения молодежи» [16, с. 8].

Немаловажным фактором влияния на развитие этой отрицательной тенденции развития отечественного образования является и неверное понимание педагогическим корпусом целей, задач и содержания эстетического воспитания. А ведь от эстетического воспитания личности зависит ее воспитание в целом, в широком смысле этого слова. Однако, как отмечает В.А. Разумный, «... многие вновь испеченные заместители директоров школ Москвы, с которыми мне доводилось встречаться в последние годы, всерьез убеждены, что воспитание - только организация досуговой деятельности ребенка! Но за этим курьезом маячит опасность социального разложения, девальвации веками вырабатывавшихся духовных ценностей» [16, с.8].

Такая ситуация, к сожалению, сохраняется и сегодня. Наши наблюдения, беседы, исследования подтверждают слова Владимира Александровича о непонимании современными педагогами (вплоть до административной верхушки школы) глубинной сути, значения и смысла воспитательной работы в школе, более того, многие уверены, что такая работа неинтересна ни детям (то есть обучающимся), ни их родителям. В итоге мы приходим к выводу, точнее констатации факта (вслед за В.А. Разумным) об «изгнании» из современной школы не только производительного труда детей, имеющего колоссальный воспитательный потенциал, но и «радостной художественно-творческой деятельности». На сегодняшний день в России, пожалуй, нет ни одного областного центра, где бы мы не встретили школу (а, как правило, несколько школ, если не большинство), в которой не ведется кружковая работа предметно-прикладного характера, будь то художественная деятельность («Кружок вязания, рисования» и др.) или техническое творчество учащихся («Кружок «Умелые руки» и под.). Такая работа не ведется по разным причинам, но часто совершенно официально

обоснованным, например, определенным профилем, статусом школы и др. Но возможно ли найти замену таким мощным педагогическим средствам, как труд и искусство? Такому средству, как непосредственная предметно-практическая деятельность детей, особенно на первой ступени общего образования? Напрашивается и еще один вопрос: каким образом прививать те самые духовные ценности, те ценностно-целевые ориентиры, которые должны послужить якорем в жизни и деятельности, поступках подрастающего поколения? Какими педагогическими средствами, если не трудом и искусством формировать патриотов, воспитывать высокоразвитых в духовно-нравственном смысле людей, будущих членов российского общества?

Мы признаем, что указанные нами ценности -не единственные педагогические средства, не умаляем значения других средств, например, слова, но настаиваем на том, что они универсальны, доступны и необходимы в реализации поставленных перед современной отечественной системой образования целей и задач. И здесь нельзя не подчеркнуть тот факт, что выполнение системой образования требований, предъявляемых к ней со стороны личности, общества и государства осложняется необходимостью учета социокультурной ситуации, среды развития и становления личности сегодняшнего школьника. Проблемы глобализации, интеграции и дифференциации культур, неустойчивость и расслоение современного общества, увеличение темпа жизни человека, нарастающие в обществе проблемы агрессии, нетерпимости, социальной глухоты, формирования ложных потребностей не могут быть незамеченными подрастающим поколением, ведь это их эпоха, их жизнь... Современные тенденции общественного развития (как негативные, так и позитивные) не могут игнорироваться и современной системой образования. Именно поэтому в последнее время особое внимание уделяется вопросам поликультурного воспитания детей и молодежи, вопросам конструирования и организации поликультурной образовательной среды.

Поликультурное воспитание на сегодняшний день понимается двояко. В узком смысле оно сводится к решению вопросов полиэтнического взаимодействия, в широком - охватывает весь спектр взаимодействия и взаимопроникновения культур. Современный ребенок растет и развивается в поликультурной среде. В современной социальной среде наблюдается бытование и функционирование различных культур, начиная от индивидуальной культуры каждой личности, семьи, сообщества (культура села -культура города) и заканчивая культурой общества в целом. Выделяют профессиональную культуру,

возрастную (культура детства, подростковая культура и под.), культуру этническую, культуру различных конфессий и под. Все это многообразие культур находится в постоянном взаимодействии, но степень взаимодействия этих культур, безусловно, разная, и еще более отличается характер взаимодействия и взаимовлияния этих культур. Этот факт и позволяет утверждать, что современный ребенок растет и развивается в поликультурной среде, насыщенной для каждого отдельного индивида инокультурными проявлениями.

С развитием информационных и других технологий взаимодействие и взаимопроникновение культур становится все теснее, и мы все больше замечаем отличие «иных» культур от «нашей». Поликультурный характер носит и современная образовательная среда, то есть те условия, в которых не только растет и развивается человек, но получает образование, и прежде всего, это школьная среда. В нашем понимании поликультурная образовательная среда - это совокупность условий совместного существования и развития представителей двух и более культур, создаваемых субъектами образовательного учреждения или системой образовательных учреждений, которая характеризуется этнической идентификацией, способствует диалогу культур, направленному на эффективное межкультурное взаимодействие. Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что для успешного позитивного участия личности в межкультурном диалоге важно изначальное постижение ребенком своей этнической культуры, усвоение родных традиций, формирование ценностного отношения к ним. Только в том случае, если человек знает и любит свою национальную культуру и традиции, он способен принять и понять национальную культуру и традиции других народов.

Поликультурная многонациональная среда страны, региона, в которой признается равноценность и равноправие всех этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста, должна помочь личности осознать свои корни и тем самым определить то место, которое она занимает в мире, а также привить ей уважение к другим культурам, воспитать толерантность, сформировать более многогранную картину мира и обеспечить быструю адаптацию в изменяющихся условиях существования [7, с. 130-136; 8, с. 83-87].

На современном этапе образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональ-

266

ной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства. Сегодня ощущается потребность в формировании национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, поликультурного образования в теснейшей связи с общечеловеческими ценностями. Требуется новый подход к построению образовательной системы, чтобы содержание и структура учебно-воспитательной работы оптимально содействовали осознанию и адекватному восприятию нравственно-эстетических традиций и духовной культуры этноса как части своей жизнедеятельности, а это требует, в первую очередь, подготовки педагогов с новым мышлением, способных решить сложнейшие социально-педагогические, национально-ценностные задачи исторической значимости. Воспитание младших школьников в поликультурной среде должно осуществляться на принципах толерантности, идентификации, осведомленности, на основах познания других культур в творческой деятельности и мотивации к познанию и взаимодействию с другими культурами. Педагогические задачи должны выстраиваться в соответствии с содержанием, целями и принципами поликультурного образования и быть направленными на постижение младшими школьниками характерных особенностей тех культур, с которыми они сталкиваются в процессе своей жизнедеятельности, на развитие мотивационной сферы младших школьников как основы их творческой деятельности по ознакомлению с другими культурами, на воспитание толерантного отношения к инокультурным проявлениям в их жизни, на идентификацию младших школьников по этническому признаку. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны осознавать свою национальную принадлежность, идентифицировать себя с культурой своего народа, края, региона, уважительно относиться к своей культуре и культурам других народов. Цели и задачи поликультурного воспитания тесно переплетаются с целями и задачами формирования эстетической культуры младшего школьника. Так, например, «одним из основных ценностно-целевых ориентиров формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде нам представляется формирование эстетической идентичности личности младшего школьника средствами народной художественной культуры - как способности к переживанию, и сопереживанию воспринятого, к вчувствованию в воспринимаемое, как усвоение эстетического опыта предшествующих поколений с целью его активного воспроизводства» [12, с. 39-51]. Проблемы сохранения этнокультурной

идентичности и «воспитания красотой» волновали многих отечественных и зарубежных педагогов, среди которых видное место занимает опыт и концепция В.А. Сухомлинского, позволяющая «сохранить устойчивое равновесие, помочь входящему во взрослый мир ребенку сохранить свой собственный язык и голос, не стать безликим придатком постиндустриальной эпохи.» [10, с. 219-225].

Каким образом достичь реализации поставленных целей и задач? Безусловно, путем ослабления факторов, негативно влияющих на процесс становления личности, и усиления факторов позитивного влияния. Ответ прост: поставленные задачи возможно решать посредством правильного воспитания детей - будущего нации. Но это стратегия, а каковы технологии и каковы средства достижения поставленных целей? Вслед за В.А. Разумным в своих исследованиях мы отдаем предпочтение именно искусству и считаем, что оно является одним из мощных средств решения данной проблемы.

Действительно, современные социокультурные условия столь многообразны, что подрастающее поколение, на наш взгляд, как никогда прежде, нуждается в устойчивых ценностях и ориентирах, отражением которых на протяжении эпох является искусство. Во все времена искусству как средству обучения, воспитания и развития личности придавалось особое значение. Без искусства сложно представить развитие эмоциональной сферы личности, становление ее нравственно-мировоззренческих идеалов, эстетическое воспитание и развитие человека и человечества в целом. Искусство раскрывает возможности для развития когнитивной, эмоциональной и деятельностной сторон личности, «обогащая и удовлетворяя ее познавательные потребности и потребности в творческой деятельности. Познание человеком мира через искусство, его творческая деятельность в сфере искусства стимулируют активность личности на основе ее врожденной тяги и стремлению к красоте, к прекрасному, к идеалу, к совершенству и гармонии» [6, с. 106-114].

В.А. Разумный понимал искусство широко, как наднациональную сущность развития эмоционального мира человека, его творческих способностей и творческой деятельности во всех сферах жизни, как доминанту эстетического образования, что делает особенно актуальным его наследие на современном этапе развития отечественного образования. «Доминантой здесь выступает художественно-образное действие или то, что мы в расширительном смысле именуем искусством, место которому есть и в интеллектуальном образовании, и в освоении трудовых навыков и умений, и в любой, самой бесшабашной либо изощренной игре, от детской до сложнейшей

спортивной» [16, с.13]. Далее, описывая принципы и сущность художественной педагогики, В.А. Разумный пишет, что она существовала как явление духовной жизни «в обширном и поливариантном эмоциональном опыте разных этносов и древнейших цивилизаций» задолго до появления первых трактатов, что в нашем понимании очень тесно сближает ее с народной художественной культурой. Именно народную художественную культуру, различные виды художественного творчества разных народов мы положили в основу содержания авторской программы и технологии формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде [13].

В основу понимания эстетического образования подрастающего поколения, художественной педагогики В.А. Разумный вкладывает теорию развития творческих способностей личности. Вместе с тем нельзя не отметить мощной теоретической основы его рассуждений, отражающей широкое понимание автором идеи эстетического воспитания подрастающего поколения. Раскрывая сущность эстетического воспитания, В.А. Разумный говорит о более широком и емком, более корректном термине - эстетическом образовании, призванном «подчеркнуть целостность процесса эстетического образования и художественного, в широком смысле слова, обучения» [16, с.12]. Именно педагогику эстетического образования Владимир Александрович и именует художественной педагогикой, в основе которой лежит разработанная им универсальная формула педагогического процесса - П - П - Д, то есть потребность - переживание - действие. «Согласно этой формуле, любое педагогическое воздействие на всю структуру устойчивых потребностей человека возможно лишь через действие и только через действие. Эстетическое образование в этой связи осуществляется через педагогически регулируемую многоплановую и одновременно целостную совокупность действий: предметно-творческих, интеллектуальных, художественно-образных и игровых.» [16, с.12].

Представляя целостную концепцию художественной педагогики, В.А. Разумный выделяет ее общие и частные принципы. Наиболее общие принципы любой художественно-творческой деятельности, по мнению автора, «имеют надэпохальное значение, проявляются в любой системе эстетических координат (в узком смысле слова - во всем много-цветии стилей, методов, направлений), безотносительно к индивидуальности эмоционального мира каждого из нас» [16, с. 19]. К ним он относит постижение, «как путь к открытию в сфере эмоциональных переживаний», «как открытие нового в сфере

истины»; оценку, концентрирующуюся в обобщенной, художественно-образной форме и предопределяющую, в соответствии с устоявшимися традициями духовной жизни людей и многообразием форм коммуникаций между ними, такое качество, как выразительность; заразительность как результат эмоционального движения к истине, то есть наслаждение. При этом заразительность как специфический признак художественной педагогики, по мнению

B.А. Разумного, «естественно корреспондируется с этническим своеобразием эмоционально-образного творчества». Подчас мы не проникаемся величием памятников культуры прошлых эпох, «уникальные шедевры исчезнувших культур» «не будоражат воображение нынешней генерации человечества», иногда же, напротив, ушедшие в прошлое «эмоциональные знаковые цивилизации народов» оказываются «дрожжами для вызревания наиболее эмоционально-заразительных художественных ценностей» [16, с.24].

Частные, специфические принципы конкретной художественной педагогики основываются на фундаментальных психологических исследованиях

C.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского. К ним относятся принцип выделения доминирующей способности, принцип иррадиации способностей, и выработка и закрепление новых, неведомых прошлому человечества способностей, порождающихся во многом изменяющимися социокультурными условиями.

В своих трудах В.А. Разумный обосновывал необходимость массового эстетического образования подрастающего поколения. В противовес дилетантскому и мелкому пониманию эстетического воспитания как совокупности специфических мероприятий (реализации этого процесса в рамках меропри-ятийного подхода) великий мыслитель, наш современник говорил о том, что эстетическое образование должно научить ребенка основам профессиональной творческой деятельности в сфере искусства, утверждая, что это крайне необходимо всем и каждому для полноценного развития эмоционального мира личности, становления ее духовной и интеллектуальной культуры. «Мероприятийный подход не только не дал целостного представления о том или ином виде художественного творчества, но и не оказал влияния на мировоззрение личности, в частности, на формирование ее ценностных представлений» [11]. Именно поэтому В.А. Разумный обосновывал целостность педагогического процесса и глубокое постижение искусства на профессиональном уровне для широких масс населения. «Потребности взорвавшегося рынка предопределили лавинообразный рост производителей художественных услуг.

268

Теперь в профессионально-творческую художественную деятельность стали включаться не только избранные представители высокого искусства, но целые армии специалистов, порою - невиданных ранее профессий, завоевывающих себе все новые и новые ниши в художественном производстве. По сути дела, ныне без этого специально подготовленного контингента немыслимо все общественное производство, вся сфера услуг и рекламы, вся деятельность средств массовой информации, прессы. И он рекрутируется не только из выпускников художественных учебных заведений всех степеней, но и преимущественно из числа выпускников общеобразовательных учреждений. Дилетанты решительно потеснили профессионалов, так что можно только предаваться ностальгическим воздыханиям об ограниченной сфере «высокого искусства» в прошлом. В подобной ситуации все образовательные учреждения просто немыслимы без масштабного блока художественно-творческих дисциплин, подготавливающих молодежь к эстетической по типу деятельности. Без этого блока ей попросту нет места на новом рынке труда, где искусство в его новой ипостаси стало самым массовым и ходовым товаром, а владение навыками художественной деятельности - обязательным требованием к работнику любой профессии, любого вида деятельности.

Но это лишь одна, да и то - не самая существенная грань изменения и принципиального решения социальных функций профессиональной художественной педагогики, которая вынуждена спуститься с Олимпа в кипящую коловерть обыденной жизни обычных людей. Ее ждет вся система массового общего и профессионального образования, ибо без эстетического образования миллионов ныне практически невозможен дальнейший научно-технический прогресс» [16, с. 15-16]. К сожалению, идеи интегрированной педагогики, блочной системы художественной педагогики, насыщение содержания образования эстетическим компонентом на сегодняшний день пока не случились. Но наследие великого мыслителя в области художественной педагогики не осталось «гласом вопиющего в пустыне». Оно имеет своих продолжателей.

Развивая идеи В.А. Разумного, мы попытались ответить на один из его основных вопросов, прозвучавших в «Художественной педагогике»: как реализовать теоретические концептуальные положения в образовательной практике современной школы? Каковы пути реализации принципов художественной педагогики? Как «осуществлять массовое эстетическое образование наряду с аналогичным образованием интеллектуальным и духовным» [16, с. 31]? В своем исследовании мы не охватывали всю

школьную систему, а остановились лишь на формировании эстетической культуры младшего школьника в полиэтнической образовательной среде, что, бесспорно, налагает свою специфику и делает нашу концепцию несколько отличной от теоретических положений В.А. Разумного. Вместе с тем, его концепция является одной из основных методологических основ нашего исследования и в разработке принципов [9] реализации процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника, и в разработке модели, механизмов и технологии реализации этого процесса. Отвечая на поставленные вопросы, остановимся на последнем - технологии, точнее на программе формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде.

Формирование эстетической культуры личности младшего школьника средствами народной художественной культуры осуществляется в практике современной школы разными путями. Один из них отражен в примерной программе для учащихся начальных классов «Эстетические традиции разных народов», которая может выступать как в качестве образовательной или культурно-воспитательной программы, так и быть представлена в виде факультатива. Цель программы - развитие духовного, нравственного и эстетического потенциала личности младшего школьника; формирование эстетической компетентности младшего школьника в поликультурной образовательной среде. Задачами программы выступают: повышение интеллектуального уровня развития младших школьников посредством расширения и углубления знаний о народной художественной культуре разных народов; формирование эстетической культуры младших школьников во всем многообразии ее компонентов средствами художественной культуры разных народов; воспитание толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей среде; развитие способности младших школьников идентифицировать себя по этническим и конфессиональным признакам на основе любви, уважения и бережного отношения к национальной культуре; развитие творческих способностей младших школьников в эстетической деятельности, направленной на постижение, присвоение и преобразование (создание) народной художественной культуры разных народов; формирование потребностно-мотивационной сферы младшего школьника посредством народных художественно-эстетических стимулов на основе сензитивности.

Отбор видов этнических культур может осуществляться на основе демографической ситуации. Так, например, по данным переписи населения 2011 года, в Белгородской области проживают в основном

русские. Однако, достаточно велик процент украинцев, армян, белорусов, азербайджанцев, турок, татар, немцев, молдаван, цыган, грузин, болгар, чувашей поляков, узбеков, греков, мордвы, евреев и др. Всего на территории Белгородской области, как и в России в целом, проживают представители более 100 национальностей. Через средства массовой информации элементы культурной трансляции (детские передачи, мультфильмы, сказки и под.) проникают в Россию достаточно широким потоком, в результате чего детьми наследуются американская, западноевропейская, японская и другие культуры. Таким образом, необходимо отбирать этнокультуры тех народов, которые доминируют по численности и интенсивности влияния. Так, например, пилотажные исследования, проводимые нами в общеобразовательных школах г. Белгорода и области, показали, что на формирование эстетических ценностей у младших школьников большое влияние оказывает телевидение, в частности, просмотр мультипликационных фильмов. В ходе опроса учащиеся указывали на тех героев мультфильмов, которым они симпатизируют больше, чем другим, на тех, которые для них являются образцами для подражания, на которых они хотели бы быть похожими сейчас или когда вырастут. Ответы детей во многом зависели от того, какой мультсериал демонстрируется по телевиденью в данный момент и кто его главный герой (американский пес по кличке Скубиду, английский «Человек-паук», японские «Черепашки-ниндзя» и т.п.). Исходя из этого, в программу могут быть включены элементы или виды народной художественной культуры самых разных народов, в зависимости от степени и интенсивности влияния на ребенка той или иной культуры в данный момент.

Нами были отобраны этнокультуры тех народов, которые доминируют по численности и интенсивности влияния, а также являются яркими представителями компонентов этнической структуры в соответствии с географией расселения народов. Изучение культур различных народов по программе осуществляется в соответствии с четырьмя блоками:

1 блок - «Славянская культура» - русские (титульный этнос), белорусы, украинцы;

2 блок - «Народов дружная семья» - башкиры, татары, турки-месхетинцы, народы Севера (эвенки, нанайцы, эскимосы, чукчи);

3 блок - «Наши соседи» - грузины, армяне, азербайджанцы, узбеки;

4 блок - «Калейдоскоп культур» - молдаване, евреи, немцы, цыгане, китайцы, японцы, индусы, латиноамериканцы, народы Балтии, Африки.

Содержание программы подразделяется на 9 блоков, представляющих виды народной художе-

ственной культуры. В содержании программы представлены следующие виды народной художественной культуры: устное народное творчество (сказки, поговорки, пословицы и под.); песенное творчество; декоративно-прикладное искусство; хореографическое искусство; народные традиции (бытовые, семейные); обряды (свадьба, родины); народные праздники; архитектура (устройство жилища, подворья); народный костюм. Каждый из видов народной художественной культуры имеет ритуальное, смысловое, символическое, культурологическое или эмоционально-чувственное значение, становится неисчерпаемым источником эстетического и нравственного развития младших школьников. Важно, чтобы учитель использовал его потенциал в полной мере, осознавая все стороны и сферы возможного применения национальной культуры как универсального педагогического средства, способного эффективно формировать все составляющие эстетической культуры личности: эстетические чувства, эмоции, переживания, эстетическое восприятие, эстетический вкус, взгляды, эстетические идеалы, эстетические суждения, оценки, отношения, эстетические знания, эстетические потребности, мотивы, интересы, эстетические действия.

Программа рассчитана на 264 часа в течение четырехлетнего обучения. На изучение каждого раздела программы отводилось определенное количество часов в рамках урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Логика усвоения программы младшими школьниками строилась таким образом, чтобы учащиеся имели возможность не только для освоения предложенного учебного материала, но и для сравнения полученной информации. Так, в процессе изучения раздела «Народный костюм», на протяжении четырех лет обучения, учащиеся знакомятся с народными костюмами разных народов по принципу «от ближнего к дальнему» и имеют возможность найти сходные, общие и отличительные черты в одежде представителей разных этносов, сравнить различные этнические представления и предпочтения, выбрать наиболее созвучный для своего внутреннего мировосприятия образец.

В программе представлены различные виды деятельности младших школьников, что позволяет говорить об эффективности результатов ее освоения; воздействии в ходе реализации программы на все сферы личности младшего школьника, что является залогом успешного формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде. Многообразие техник и тем программы позволяют создать условия для раскрытия способностей и талантов каждого ребенка и приобщить их к истокам народной художественной

270

культуры. Реализуя одно из основных положений эстетического образования, выдвинутых В.А. Разумным, необходимо особенно подчеркнуть деятельно-стный характер всего обучения по программе. Младшие школьника максимально вовлекаются в различные виды эстетической деятельности, художественной предметно-практической деятельности, имеют постоянную возможность для реализации самостоятельной творческой деятельности. Программа направлена на включение младших школьников в непосредственную деятельность, поэтому максимальное количество часов отводится именно на практическую деятельность по изучению народного искусства разных этносов.

В соответствии с программой учащиеся, помимо урочной деятельности, вовлекаются во внеурочную. Одной из наиболее распространенных форм внеурочной деятельности в соответствии с программой являются кружковые занятия по художественному труду. Основной формой проведения занятий является выполнение индивидуального задания учащимися, также используется коллективное выполнение общего задания. На занятиях используются такие методы обучения, как демонстрация техники выполнения работ, иллюстраций и готовых изделий; беседы; дискуссии; познавательные игры; соревнования; проектная деятельность. Знания, полученные детьми в процессе обучения, контролируются посредством опроса теоретического материала, оценки изготовленных изделий, проведения различных выставок. Наиболее одаренные дети получают дополнительные индивидуальные или усложненные задания. В рамках реализации наследия В.А. Разумного необходимо подчеркнуть интегрированный характер образовательной программы, поскольку по своей сути она включает не только различные виды деятельности, но и способствует реализации межпредметных связей, а также необходимой и особенно декларируемой взаимосвязи урочной и внеурочной видов деятельности.

Несмотря на то, что народное искусство, с одной стороны, носит ярко выраженный этнический характер, с другой - оно наднационально. Искусство является своеобразным мостом, соединяющим людей независимо от возраста, интересов, особенностей, языка, независимо от национальной принадлежности. Искусство - особый мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека. Мы находим нечто очень похожее у разных народов, живущих в разных частях света: движение танца, музыкальная фраза, мотив росписи, орнамента, предметы искусства и др. Чем ближе друг к другу этносы, тем больше похожего в их культурах, эстетически и художественно насыщенных традициях,

чем дальше - тем больше проступают черты непохожести, тем сложнее и интереснее становится общение. Но в любом из вариантов постижение искусства - это движение к наслаждению, это «зона вне конфликта», ведь мы одинаково наслаждаемся песнями, танцами, предметами декоративно-прикладного искусства своего и других народов. Именно поэтому искусство (а для младшего школьника в силу его возрастных особенностей, прежде всего, искусство народное), художественное творчество разных народов служит не только решению задач эстетического образования, но и поликультурного воспитания подрастающего поколения, становления личности ребенка в целом. Таким образом, концептуальные идеи В.А. Разумного востребованы сегодня в практике отечественного образования, помогая педагогам воспитывать истинных патриотов своей Родины, готовых жить и трудиться в современном поликультурном мире.

Список литературы:

1. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы. Изд 2-е, доп. - Курск: Мечта, 2013.

2. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. Монография. - Курск: Мечта, 2011.

3. Булатников, И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №4 (24). - С.23-35.

4. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали [Текст] // Психол.-пед. поиск. - 2012. - № 3. -С. 56-67.

5. Булатников И.Е., Исаев, И.Ф. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. - 2012. - №4. - С. 76-92.

6. Ильинская, И.П. Методологические проблемы интеграции искусства в образовательный процесс начальной школы XXI века [Текст] // Психол.-пед. поиск. -2011. - № 3 (19). - С. 106-114.

7. Ильинская, И.П. О взаимосвязи эстетического и поликультурного воспитания современных школьников [Текст] // Образование и саморазвитие. - № 4 (14). -2009. - С.130-136

8. Ильинская, И.П. Поликультурная среда как фактор становления личности младшего школьника [Текст] // Вестн. УРАО. - 2009. - № 3. - С. 83-87.

9. Ильинская, И.П. Принципы формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде [Текст] / И.П. Ильинская, И.Ф. Исаев // Психол.-пед. поиск. - 2012. - № 1(21). -С. 14-27.

10. Ильинская, И.П. Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников в педагогическом насле-

дии В.А. Сухомлинского [Текст] // Берегиня - 777 -Сова. Научный журнал. - 2013. - № 3 (18). - С. 219-225.

11. Ильинская, И.П. Формирование эстетической картины мира младшего школьника в поликультурной образовательной среде [Текст] / И.П. Ильинская, В.М. Розин // Психол.-пед. поиск. - 2013. - № 1(25). - С. 39-49.

12. Ильинская, И.П. Ценностно-целевые ориентиры формирования эстетической культуры младших школьников в контексте развития современной философии образования [Текст] // Психол.-пед. поиск. - 2011. -№ 1(17). - С. 39-51.

13. Ильинская, И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов. - Белгород: ИД «БелГУ», 2014 - 232 с.

14. Разумный, В.А. Драматизм бытия или обретение смысла [Текст] - М.: Пихта, 2000. - 680 с.

15. Разумный, В.А. Творчество народа и современность [Текст] / В.А. Разумный. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1990. - 127 с.

16. Разумный, В.А. Художественная педагогика [Текст]. -М., 2000. - 42 с.

17. Разумный, В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение [Текст] / В.А. Разумный. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1987. - 88 с.

18. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы [Текст] / В.А. Разумный. - М.: Мысль, 1969. - 188с.

19. Репринцее, A.B. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

20. Репринцее, A.B. Что происходит с эстетическим воспитанием в современной школе? // Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - Ч. I. -С. 137-142.

21. Репринцее, A.B. Учителю об эстетическом воспитании младших школьников. - Курск: Изд-во КГПУ, 1998.

22. Репринцее, A.B. Учителю об эстетическом воспитании подростков. - Курск: Изд-во КГПУ, 199.

23. Репринцее, A.B. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000, 182 с.

24. Репринцееа, E.A. Проблемы и тенденции в развитии игровой культуры молодежи: тревоги и сомнения [Текст] // Психол.-пед. поиск. - 2006. - № 1 (4). -С. 82-89.

25. Розин, B.M. Метаморфозы российского менталитета. -М.: Либроком, 2011.

26. Розин, B.M. Теория культуры. - М.: Nota Bene, 2005.

27. Розин, B.M. Философия образования: Этюды-исследования. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2007.

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.