УДК 373.3.032 ББК 74.200
СОВРЕМЕННЫЙ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена осмыслению социальной ситуации развития современного младшего школьника. Воспитание личности младшего школьника осуществляется в образовательной среде, которая носит поликультурный характер. Взаимоотношения поликультурной среды и младшего школьника выражаются в современных образовательных парадигмах, налагающих отпечаток на особенности формирования личности в младшем школьном возрасте. Решение проблем воспитания ребенка автор видит в отборе содержания образования и программного обеспечения образовательного процесса на ступени начального общего образования, в которое должна быть включена художественная культура разных народов.
Ключевые слова: младший школьник, воспитание личности, поликультурная среда, образовательная парадигма, содержание образования, народная художественная культура.
MODERN PRIMARY SCHOOL PUPIL IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT: EDUCATIONAL PARADIGMS' VARIATION AND EDUCATION
Ilinskaya I.P., the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Belgorod state national research University Belgorod, Russia
Abstract. The article is devoted to understanding the social situation of modern primary school pupil s development. Primary school boy's education of personality is carried out in an educational environment, which has polyticultural character. The relationship of polycultural environment and primary school pupil is expressed in modern educational paradigms which impose imprint on formation of the personality's features at primary school age. The solution to child rearing's problems, the author sees in the selection of educational content and the educational process's software at the step of the primary general education, in which national art culture must be included.
Key words: a primary school pupil, education of the personality, a polyicultural environment, an educational paradigm, educational an content, national art culture.
Ильинская Ирина Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
OF THE PERSONALITY
Подрастающее поколение - наше будущее, будущее нации, каждого народа. Формирование ценностных ориентаций, вопросы нравственного и эстетического воспитания младших школьников всегда находятся в фокусе общества, государства. Несмотря на то, что социокультурная ситуация бывает далека от идеальных представлений, основными ценностями всегда остаются Добро, Красота, Истина, а к основным ценностным характеристикам личности относятся честность, свободолюбие, демократизм, отзывчивость, милосердие, готовность принять людей разных социальных слоев, рас, национальностей, внимание к другим людям, уважительное отношением к ним, твердость духа, патриотизм и др. Процесс передачи ценностей от поколения к поколению, трансляция их к младшему школьнику проходит с ориентацией на три педагогические цели: передачу информации (знаний и представлений о ценностях, их содержании); включение ребенка в активную творческую деятельность по усвоению и присвоению этих знаний; стимулирование активного поведения личности, основанного на понимании, терпимости, диалоге, самоуважении и уважении окружающих.
Глобализация мирового пространства, культур и народов, современного социума актуализирует проблемы поликультурного воспитания подрастающего поколения. Среди таких проблем на первый план выступают формирование толерантной личности, этнокультурная идентификация и самоидентификация, формирование национального самосознания, маргинализация и др. Разрешение этих проблем происходит в образовательной среде школы, которая должна создавать необходимые для этого условия. При моделировании поликультурной образовательной среды особенно важен учет возрастных особенностей школьников. В зависимости от возраста ребенка меняется значимость средовых факторов, сила их влияния на личность [1]. Так, например, говоря о подростке, важно помнить, что одним из наиболее значимых факторов является его общение со сверстниками, взаимодействие с малыми социальными группами по интересам, чего нельзя сказать о младшем школьнике, для которого семья и первая учительница более компетентны, чем дворовая компания сверстников, а,
значит, выступают в качестве средовых факторов, имеющих более сильное влияние. Однако герои мультипликационных фильмов имеют более значительное влияние на формирование личности в младшем школьном возрасте, чем в подростковом. В младшем школьном возрасте (6-10 лет) происходит национальная самоидентификация личности, поэтому так важна дифференциация воспринимаемой ребенком информации с точки зрения формирования его социокультурного опыта.
Социокультурная ситуация в обществе, в сложившейся социокультурной среде, самым непосредственным образом определяет внутренний духовный строй каждой отдельной личности, ее стремления, жизненные цели, способы самореализации и самоутверждения, содержание деятельности и всю палитру отношений с социальной средой. Античные философы, характеризуя результат социального воспитания, пользовались понятием «парадигма» для характеристики взаимоотношений духовного (внутреннего) и социального (внешнего) мира. По сути, парадигма выступает некоей универсальной моделью общественно необходимого человека, продуцируемого системой образования. Такая модель человека предполагает набор устойчивых личностных характеристик и качеств, позволяющих ему естественно, органично вписаться в общественную жизнь, в складывающуюся систему общественных отношений.
Парадигма - ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований. Не случайно сегодня в одном из словарей читаем: смена образовательной парадигмы - изменение системы образования [8]. Кратко парадигму можно определить так: теория, выражающая важные, существенные черты действительности.
Парадигма предполагает выработку социального эталона, некоего общественно значимого образца, которому должен соответствовать продукт деятельности системы образования - социально зрелая личность. Такой эталон особенно важен для образовательных систем, рассматривающих такой эталон в качестве цели образования, модели человека, порождаемого школой. Конечно, каждая эпоха порождает свой тип общественно востребованной личности. Такой тип задается, прежде
всего, системой социально-экономических отношений, складывающихся в обществе.
В условиях рыночной модели общественного мироустройства вполне ожидаемо появление и рыночного типа личности с соответствующим набором социально заданных личностных свойств. Такой тип личности становится сегодня наиболее массовым, типичным. Даже самый беглый взгляд на проблему типологии социальности личности и ориентации системы воспитания на воспроизводство наиболее востребованного в реальных нынешних социокультурных и исторических условиях рыночного типа личности показывает, что такой тип прочно связан с господствующей идеологией, с социальными установками власти, с представлениями о результатах социального воспитания господствующей общественной элиты. Не случайно М. Вебер за основу своей типологии взял специфику социального действия; К. Маркс - формационную и классовую принадлежность индивида; Э. Фромм - господствующий тип характера как форму связи индивида и социума. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделял несколько типов социального характера: рецептивный или пассивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. Современная социология и социальная психология выделяют типы личности в зависимости от ценностных ориентаций индивида: традиционалисты - ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, зако-нопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельности у этого типа личности весьма низкая; идеалисты - обладают более выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью, пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие; фрустрированный тип личности обнаруживает низкую самооценку, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни; реалисты -сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь» и «сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает форму удовлетворения потребительских желаний [7].
В современной гуманитаристике принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип реально преобладает в данном обществе; идеальный - не привязан к конкретным условиям социального существования, он лишь некое ожидание в будущем, некий прообраз желаемого типа личности; базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
Каковы наиболее вероятные образовательные парадигмы, обусловленные современной поликультурной средой? Такими парадигмами, на наш взгляд, являются рецептивная (приспособительная); религиозная; гуманистическая; интернациональная; националистическая. В каждой из этих парадигм существует своя система ценностей, ретранслируемая институтами социального воспитания и образования.
Рецептивная парадигма связана с актуализацией адаптационных ресурсов личности, ее приспособлением к сложившейся системе социально-экономических отношений. В самом приспособлении человека к существующим условиям нет ничего негативного. Это вполне нормальный и естественный процесс установления баланса, некоего равновесия личности и социальной среды. Однако в этом случае человек занимает скорее пассивную, приспособительную позицию, не предполагающую целенаправленное изменение, преобразование среды, приведение ее в соответствие с растущими потребностями самого человека и общества. Такая позиция порождает социально инертный тип личности, для которой обстоятельства оказываются выше субъективно значимых личностных целей. Заметим, что это прямо противоречит тому, что писал в свое время К. Маркс: «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» [6, с. 37]. Рецептивная позиция и рецептивный тип личности опасны отсутствием или низкой выраженностью субъектности личности, такой человек в определенные исторические периоды может быть социально опасен, поскольку для него личные интересы могут оказаться выше общественных, а физическое выживание важнее морального долга. Это тип «мальчишей-плохишей», ищущих свою выгоду и не желающих поступиться личными интересами ради общественных.
Религиозный тип парадигмы связан с уходом человека в сферу конкретных конфессиональных ценностей. В самом таком уходе нет ничего социально опасного, поскольку предполагает погружение личности и принятие ею системы нравственных императивов, культивируемых в конкретной религии. Однако самая большая опасность такого типа личности состоит в вероятности перехода в число ортодоксов, фундаменталистов, религиозных фанатиков, примыкания к крайне агрессивным и даже националистическим тоталитарным течениям. Примеров перехода из нормальной религиозности в фундаментализм посредством деятельности образовательных институтов сегодня достаточно много. Результатом их деятельности являются молодые люди, сознательно идущие на самопожертвование во имя псевдорелигиозных и античеловеческих идей, участвующие в совершении террористических актов, включенных в националистические движения, пропагандирующих ксенофобию, национализм, религиозный экстремизм.
Гуманистический тип парадигмы предполагает ориентацию личности на развитие субъ-ектности человека, уважения его права быть самими собой, признание определяющей роли общечеловеческих ценностей в строительстве личностью своей социальной и профессиональной судьбы. Гуманизм выступает основой строительства отношений между личностью и обществом, между индивидом и социальной средой. Доминирующими принципами таких отношений служат социальная свобода, признание социального равенства всех людей независимо от расовой или религиозной принадлежности, уважение человеческого достоинства, недопустимость применения физической силы в разрешении межэтнических, межконфессиональных, межкультурных конфликтов. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск личности. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании. Для гуманистического типа личности характерны высокая степень развития эмпатии, рефлексии, сфор-мированность установки на социальное взаимодействие, сотрудничество, равноценное партнерство. Такой человек постоянно соотносит
личное и общественное, ищет точку установления баланса между личными стремлениями и общественной необходимостью, ориентируется на ценности долга, достоинства, справедливости, ответственности. Однако такой тип личности иногда может уходить в сферу общечеловеческого, «забывая» о национально-типичном, признавая преимущество общечеловеческих ценностей над этническими.
Интернациональный тип парадигмы ориентирует на формирование « гражданина мира», «человека вселенной», живущего интересами всех людей, проповедующего равенство и братство всех народов, руководствующегося идеями строительства справедливого и гуманного мира, в котором утверждаются идеи толерантности, ненасилия, мирного сосуществования. Интернационалист - человек, прочно опирающийся на идеологию интернационализма, солидарности с представителями всех этносов и культур, чуждый идеологии национализма, буржуазного космополитизма, понимаемого как отрицание всех национальных проявлений этнических культур и аксиологических систем. В общих чертах интернационализм - это идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями. Опасностью этого типа парадигмы является возможный отрыв человека от национальной культуры, истории своего народа, увлечение общечеловеческими ценностями в ущерб этнотипичным. Еще один из возможных рисков заключается в уходе личности от культурной, этнической идентификации и пребывание ее в состоянии маргинализации, в состоянии «вне культуры», когда личность не наследует ни одной из существующих систем этнических ценностей. Отсутствие принадлежности к какой-либо системе этнических ценностей приводит к утрате и нравственных императивов.
Националистический тип парадигмы связан с доминированием в содержании социального воспитания узко националистических ценностей и идеалов, пропагандой шовинизма, национализма, расового превосходства отдельной нации. Опасность такой парадигмы состоит в том, что ее «продуктом» является личность с искаженным мировоззрением, деформированной системой нравственных ценностей, деструктивными социальными установками. Такой человек опасен крайними проявлениями
агрессивности, отсутствием установки на взаимопонимание, сотрудничество, поиск компромиссов, руководствуется исключительно субъективными представлениями о социальной справедливости, равенстве, свободе. Появление такого типа личности чаще всего связано с целенаправленной деятельностью детских, подростковых и молодежных организаций, ориентирующихся на строительство национального государства, ограничение контактов и взаимодействия с представителями других этносов и культур. Такая личность в определенные исторические периоды выгодна представителям власти, пытающихся удержать в своих руках рычаги общественного управления и контролировать финансовые потоки за счет манипуляции той частью молодежи, которая в силу недостаточной этнокультурной образованности, знания, подлинной национальной истории оказывается инструментом борьбы с инакомыслием, оппозиционными настроениями, политическими оппонентами. В сущности появление националистических элементов в обществе чаще всего сопряжено с целенаправленной политикой национальной элиты, пропагандирующей откровенный национализм, а носителями национализма оказывается значительная часть радикально настроенной молодежи. Характерные примеры такого разрушительного поведения подростков и молодежи предлагает не только современная история Украины, но и общественная жизнь России, когда на площади и улицы городов выливается толпа подростков и юношей, низвергающих кумиров прошлого, отказывающихся от завоеваний и ценностей прежних эпох, крушащих идеи и ценности своих собственных отцов и дедов.
В «чистом» виде все перечисленные парадигмы встречаются крайне редко, чаще всего мы видим симбиоз парадигм, их взаимное переплетение. Но, как правило, устойчивой реальностью поликультурного образования оказывается соединение двух и более парадигм, иногда даже взаимно исключающих друг друга (например, декларирование воспитания патриотов-интернационалистов с акцентом на откровенном национализме, раздувании и искусственном преувеличении национального, этнотипичного). Доминирование любой из охарактеризованных парадигм проявляет себя в формулировании целей воспитания, отборе
содержания воспитания, культивируемых и внедряемых в сознание детей и молодежи культурных норм, ценностей, смыслов. Парадигма оказывается в этом случае неким отсроченным образцом, проекцией желаемого эталона человека, формируемого системой социального воспитания. Причем такая парадигма не всегда может быть лексически четко выражена, вполне определенно сформулирована, - нередко педагоги интуитивно предвосхищают ее, до конца не осознавая и не артикулируя «контуры» того человека, которого они хотят получить на выходе из образовательной системы. Подобная ситуация чрезвычайно опасна не только эклектическим смешением парадигм, совмещением несовместимого, но и отсутствием необходимого и оптимального содержания воспитания, способного желаемую личность сформировать. Именно по этой причине в планах работы классных руководителей сегодня нередко можно встретить соединение идеи коллективистского воспитания с идеями воспитания рыночного типа личности, очертания которой уже присутствуют в нынешнем Законе об образовании, где заявлена самодостаточная, предприимчивая, готовая к самореализации личность как цель социального воспитания.
В этом контексте особое значение имеет младший школьный возраст, когда закладываются базовые фундаментальные основы личности, когда формируется мировоззрение человека, когда возникает и закрепляется в индивидуальном опыте личности вся палитра социальных отношений индивида. Окружающая ребенка среда предопределяет эту палитру отношений, задает ценности и стандарты социального поведения, порождает в ребенке представления об этнокультурной идентичности, способах интеграции человека в близкую и этнически родную для него среду. Поликультурное образование выступает средством формирования этнокультурной идентичности ребенка, инструментом его социокультурной интеграции. При этом интеграция предполагает не только обретение социальной идентичности, но и обособление индивида, понимание уникальности его собственного «Я».
Психологи отмечают специфичность и особенности современного младшего школьника, связывая их с определяющим влиянием социокультурной ситуации в обществе. К та-
ким особенностям относятся следующие характеристики: 1) несовпадение уровней физического и социального развития, 2) отсутствие взаимопонимания со взрослым, 3) самодостаточность, 4) конструирование своей собственной реальности, 5) усиление ориентации на процесс саморазвития, отчужденность от взрослого, 6) изменение (диффузия, моделирование, деформация) мировосприятия ребенка в соответствии с социальной ситуацией (тенденциями социального развития).
Каковы же основные причины возникновения этих возрастных характеристик?
1. Стремительно развивающаяся рыночная ориентация в обществе. Родитель не в состоянии осознать проблем ребенка в силу психолого-педагогической неграмотности и духовно-нравственной черствости. Рыночная ориентация характера приводит к смещению содержания ценностно-смысловой основы жизни в сторону материальных ценностей.
2. Идеи о нравственности, альтруизм, духовные ценности обесцениваются. Воспитанию ребенка как социальной функции семьи не придается такого огромного значения, как прежде. Лозунг о воспитании нации у современных молодых родителей (а часто и у учителей) вызывает улыбку, а не поддержку, что свидетельствует об утрате глубинного смысла, значения воспитания ребенка для дальнейшего развития и процветания нации, общества. Этнические традиции воспитания подрастающего поколения, народный педагогический опыт, накапливаемый веками, не находит своего отражения в воспитании ребенка в современной семье. Можно констатировать отсутствие каналов трансляции ценностей национальной культуры, в частности осознания молодежью процесса воспитания ребенка как одной из наивысших общечеловеческих ценностей.
3. Высокий темп жизни, большая занятость родителей, отягощение их сознания идеями о зарабатывании и накоплении материальных благ. И, как следствие, отсутствие времени и возможности для духовных усилий, направленных на воспитание ребенка.
4. Стремительное увеличение информационного поля (В.И. Вернадский), для ориентировки в котором ребенку требуется помощь взрослого, которую подрастающий малыш
чаще не получает или получает не систематически и в недостаточном количестве.
5. Виртуализация сознания, порождаемая развитием информационных технологий и излишнего их применения в игровой сфере;
- шоуизация сознания, порождаемая средствами массовой информации;
- эгоизация сознания, порождаемая стремлением к индивидуализму в ущерб коллективизму (стремление к обособлению, культивирование закрытости, недоверия, излишней осторожности), эгоцентрация сознания как регрессивная тенденция стремления оправдать свои ошибки и неприглядные поступки («я как все», «не хуже других», «у всех так же плохо, неправильно и под.».
Возникающая на основе вышеперечисленных тенденций гедонизация сознания, формирующая ложные потребности.
6. Низкий уровень общей и педагогической культуры родителей, отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний об особенностях развития ребенка, а также отсутствие мотивации для их получения (для овладения ими).
В связи с вышеуказанными причинами представляется возможным раскрыть специфические особенности развития современного младшего школьника несколько шире.
1) Несовпадение уровней физического и социального развития большинства детей младшего школьного возраста обуславливается доступностью СМИ и вхождением информационных технологий в жизнь и быт ребенка с раннего возраста. В старшей группе детского сада (5 лет) мобильный телефон в руках ребенка уже не редкость. Пяти-шестилетний ребенок вполне в состоянии не только включить компьютер, но и использовать его в конкретных целях. Телевидение, популярные книжные и периодические издания, аудио- и видеокниги энциклопедического характера содержат огромный поток информации, которую ребенок легко запоминает и воспроизводит в силу возрастных особенностей развития памяти и мышления, но, к сожалению, очень часто не в состоянии осознать смысл этой информации, тем более ее духовные начала и нравственно-эстетическую ценность. В ходе исследования нам неоднократно приходилось наблюдать такие ситуации. Например, ребенок, увлекшись новомодными журналами
о животных, которые периодически выходят в печати и продаются в комплекте с видеодиском и игрушкой, легко запомнил многие виды животных, особенности их жизни, поведения, кормления детенышей и пр. Обратил он внимание и на такой момент, как спаривание, приняв его как данность, как естественный ход жизненных событий, имеющихся и у животных, и у людей, и являющихся следствием нахождения особью или индивидом пары, с которой он желает создать семью для продолжения жизни, рода, для существования на Земле. Однако, глубинный смысл этого явления полностью постичь ребенок не стремился, к тому же в силу возрастных особенностей сделать этого он не в состоянии. В подготовительной к школе группе детского сада, делясь со сверстниками информацией, этот ребенок попал в зону их насмешек и конфликта, так как многие его ровесники оказались более осведомленными в столь щекотливых вопросах, некоторые же вообще не понимали, в чем суть возникшего разговора. Эта ситуация свидетельствует о том, что дети имеют доступ к той информации, которую в состоянии запомнить, но не в силах осознать, осмыслить, освоить в силу физической и физиологической незрелости.
Еще одним немаловажным фактором, обуславливающим эту возрастную особенность, является нежелание и неумение родителей, а иногда и учителей, ограждать ребенка от ненужной ему информации, от ситуаций, в которых он не может ориентироваться в силу психофизической незрелости. Так, родители во многих семьях не считают нужным во время проведения праздничных застолий категорически запрещать ребенку интересоваться спиртными напитками. Более того, многие молодые родители считают нормой дать ребенку пригубить пива или вина, разрешить «цокнуться» бокалом и под. Также не считают зазорным ссориться при ребенке, бурно выясняя свои отношения, а иногда и призывая его в свидетели несостоятельности «отца» или «матери» и др.
В школе имеют место факты некомпетентного выбора учителем информации для содержания урочных и внеурочных занятий. Так, например, в беседе о донорстве со второклассниками учитель трагическим голосом описывает гибель человека, потерю им крови, равнодушие прохожих, используя при этом чуть ли
не театральные трюки: «Тикали часы, а кровь постепенно уходила из тела человека... С каждым ударом секундной стрелки по капельке крови... По капельке жизни.» Слезы, истерика, испуг - это нормальная реакция ребенка 78 лет. Если же не крайняя степень сочувствия и ужаса, то тогда эта беседа выступает в качестве упражнения в черствости, отсутствии сочувствия и отзывчивости у ребенка. Оказалось, что это было внеклассное занятие, направленное на воспитание милосердия у детей, а донорство -это содержание занятия, в конце которого дети изготавливали каплю крови, соединив свои капли, они получили реки и моря. Возможно приобщение к донорству, его пропаганда - это необходимый элемент духовно-нравственного воспитания детей - будущего нашей нации, но не на этом возрастном этапе, так как физическое развитие ребенка, способного слушать, отвечать на вопросы (пусть по-детски и неправильно), создавать аппликации и рисунки на заданные темы вполне соответствует выбранному содержанию, но не соответствует и еще долго не будет соответствовать предложенная информация уровню развития сознания и духовно-нравственной сферы ребенка.
2) Отсутствие взаимопонимания со взрослым. В современном мире отношения «ребенок
- взрослый», «ребенок - родители», «ребенок -учитель» часто отягощаются отсутствием взаимопонимания. Родители рано дистанцируются от детей, что приводит к ответной реакции
- ответному дистанцированию. Авторитарные отношения в семье, излишний контроль в жесткой форме, нежелание вникать в проблемы, волнующие ребенка, приводят к тому, что он отдаляется от родителей, слишком рано перестает чувствовать единение с ними. Однако, родители часто спрашивают себя или друг друга: «Как он узнал? Я при нем такого не говорила!» или: «Ну, надо же! Услышал давно, краешком уха, а запомнил!»; «Откуда он это знает?» Глаза - зеркало души, а ребенок - зеркало отношения родителей к окружающим. Усваивая отношения родителей, например, к учителю, современный младший школьник не всегда приходит к первой учительнице как к бесспорному авторитету. Статус учителя в современном обществе уже не так низок, как в начале 90-х гг. прошлого столетия, однако недостаточно высок для того, чтобы рассчитывать на
априори уважительное отношение со стороны современных родителей младшего школьника. Чаще встречается потребительское отношение к учителю, он становится работником сферы обслуживания. Поэтому даже незначительная педагогическая ошибка может породить у ребенка недоверие к учителю, нежелание вступать с ним в близкий контакт, привести к отсутствию взаимопонимания между ребенком и учителем.
3) Самодостаточность ребенка младшего школьного возраста, с одной стороны, является особенностью, которую он приносит с собой еще из дошкольного, а иногда и более раннего детства, а с другой - характерной чертой более зрелой личности. Интерес к самостоятельным играм с игрушками в младшем школьном возрасте проявляется во взаимодействии с компьютером: «Он мой самый лучший друг, мне не нужно другого», с интерактивными книгами, игрушками, телевизором, видеомагнитофоном (БУО-плеером) и иными, более современными «гаджетами». Отсутствие взаимопонимания в отношениях со взрослыми часто становится определяющим при выборе вида деятельности: ребенок не стремится к общению, он знает чем ему заняться, с какой целью, он ощущает себя достаточно комфортно, не требует помощи взрослого для ориентации в социальной ситуации. Он есть, и у него все есть, ему ничего не нужно.
4) Конструирование своей собственной реальности. Детям еще в дошкольном возрасте присущи бурная фантазия и воображение. Они видят в сломанной палочке пистолет и, обнаружив тот факт, что на самом деле это не так, бывают крайне удивлены и разочарованы. В стране фантазии и сказки ребенок пребывает вплоть до поступления в школу, когда он принимает на себя впервые социально значимую «взрослую» роль школьника. Младший школьник еще долго не расстается со сказкой, игрой в куклы и машинки, но уже не так ярки образы, не так часто в играх складывается ситуация «как будто» и «понарошку». Он играет, поет, рисует, кон -струирует не для того, чтобы удивить кого-то, порадовать маму или папу, он живет в этом мире здесь и сейчас, самодостаточный и увлеченный, достаточно самостоятельный, чтобы организовать свою собственную деятельность. Виртуализация сознания младшего школьника,
с психофизиологической точки зрения еще не готового противостоять соблазнам, ограничивать себя в удовольствии, с еще не развитыми до необходимого уровня процессами торможения, но овладевшего компьютером и технологией видеоигры как современного социокультурного блага на достаточном уровне - происходит гораздо быстрее, чем в более зрелом возрасте, возникает зависимость, стираются границы между миром виртуальным и миром реальным. Осуществляется перенос виртуализации с компьютерных, игровых ситуаций в другие игры, в другие виды деятельности, в реальную жизнь. Ребенок моделирует бытовые ситуации, ситуации отношений с детьми и взрослыми, моделирует самостоятельную деятельность, принимая воображаемое за действительное.
5) Усиление ориентации на процесс саморазвития, отчужденность от взрослого. Младший школьный возраст - это период первых проявлений ситуации саморазвития ребенка. Это новообразование - исключительная прерогатива младшего школьного возраста; дошкольнику эти процессы еще не доступны. Для того чтобы ребенок включился в процесс саморазвития, начал постигать его основы, фундамент, с тем чтобы более активно этот процесс происходил в среднем и старшем школьном возрасте, как правило, требовались особые условия, особые усилия со стороны родителей и педагогов. Современный младший школьник более склонен к самоанализу и сознательной деятельности, направленной на качественные изменения в его личности. Так, профориента-ционная работа со школьниками, как правило, наиболее активно проводилась со школьниками старшего возраста, хотя начиналась она уже в начальной школе. Однако ознакомление младших школьников с миром профессий происходит сегодня несколько иначе. Во многом это обусловлено рыночной ориентацией (Э. Фромм, Г.С. Абрамова), во многом же все увеличивающимся потоком информации, обрушивающимся на ребенка. Например, современные младшие школьники выбирают для себя редкие профессии (водолаз), профессии, связанные с научной деятельностью («Я буду химиком или биологом, так как наша планета когда-нибудь погибнет и необходимо создать подходящие условия жизни для людей на другой планете. Мне нужно создать микроорганиз-
мы, которые помогут создать такие условия. Для этого нужны исследования и новые знания». Дети во многом сориентированы на получение новых знаний и не ждут этого от взрослых, а пытаются добывать их самостоятельно из телепередач, детских книг и журналов. Современному младшему школьнику свойственна деятельность по саморазвитию не только в интеллектуальной, но и в духовной сфере. Познавая себя, ребенок сознательно вырабатывает волю (иногда «назло взрослым»), пытается формировать свой характер («Не хочу, но придется»).
6) Изменение (диффузия, моделирование, деформация) мировосприятия ребенка в соответствии с социальной ситуацией (тенденциями социального развития). Отрыв от природы, компьютеризация сознания, уход в виртуальный мир меняют мировосприятие ребенка. Привычные эталоны заменяются новыми идеями и символами, новыми ассоциациями. Так, восход полной луны на бархатном небосводе, край которого обозначен пышными верхушками темных деревьев, у родителей вызывает восклицание: «Ах, посмотри, как красиво!», у ребенка же: «Ух ты, ничего себе заставка!» - по ассоциации с заставками для компьютерных игр, «обоями» для мобильных телефонов и под. В процессе наблюдения за птицами выясняется, что поведение ласточек напоминает 3-0 графику и под. Отчужденность от взрослого порождает все большую самостоятельность детей. Они способны сами черпать информацию из окружающей жизни и использовать ее для собственного развития. Взрослый часто становится уже не нужен. Он контролер и надзиратель, он способен на отрицательные, «плохие» отзывы, запреты.
Но каковы же ценности, лежащие в основе мировосприятия ребенка, как характеризуются ориентация и направленность личности младшего школьника?
Современные тенденции развития социокультурной ситуации, влияния на его развитие СМИ, компьютерных технологий, современных развивающих игр, игрушек, книг и под. позволяют ребенку моделировать свою реальность и процесс своего развития, создавать иллюзию самодостаточности.
Интересы ребенка направлены на удовлетворение игровых запросов, происходит форми-
рование ложных потребностей, гедонизация сознания, что делает неспособным младшего школьника к усвоению элементарных знаний, умений и навыков (например, навыков самообслуживания).
Рыночный тип социальных отношений, рыночная ориентация характера современных взрослых приводят к тому, что интеллектуальная и мотивационная сферы личности ребенка развиваются спонтанно. Развитие интеллектуальной сферы не влечет за собой духовного развития личности ребенка. Такое развитие интеллекта ребенка иллюзорно, так сводится к умению быстро сориентироваться в новой ситуации лишь на примитивном уровне: умение освоить функции новой модели мобильного телефона создает иллюзию высокой степени сформированности умственных действий, знаний и умений, однако эти умения не применимы в других сферах, не ведут к развитию умений в сфере науки и искусства, равно как и в сфере социального взаимодействия. Твор -ческий перенос имеющихся знаний, умений, навыков в новую ситуацию не возможен или, в крайнем случае, маловероятен.
Низок также и социальный статус признания у сверстников детей, которые занимаются творческой художественной деятельностью или обладают умениями в сфере искусства, художественного образования и эстетической деятельности. Вместе с тем необходимо подчеркнуть сенситивность младшего школьного возраста художественно-творческой деятельности, декоративно-прикладному искусству, народным играм и обрядам, традициям и обычаям, народной художественной культуре в целом [2; 3; 4].
Сегодня в основу содержания образования младшего школьника положена идея о развивающем обучении ребенка как носителя определенных умений, навыков субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка, строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.
Как показывает анализ существующих сегодня подходов к моделированию содержания образования, на этапе вхождения младшего школьника в образовательную среду обнаруживается определенный дефицит этнокультурного
содержания, позволяющего воспитать поликультурную личность, способную жить в мире и согласии с представителями других рас, религий, культур. При изучении программных документов путем контент-анализа было выявлено место народной художественной культуры разных народов в системе общего начального образования, а также показана взаимосвязь народного и классического (профессионального) искусства как различных форм художественного творчества.
Для анализа были отобраны программы образовательных учреждений, наиболее популярные на современном этапе, а также программы, рекомендованные для реализации несколькими учебно-методическими комплектами (УМК). В соответствии с требованиями ФГОС НОО количество часов на изучение народной художественной культуры по конкретной программе не может быть определено точно, так как нет единого подхода к определению учебно-тематического планирования. В соответствии с этим, для анализа состояния проблемы, нами были отобраны программы и примерное тематическое планирование экспериментальных школ города Белгорода и Белгородской области.
Нами отмечено, что в доминирующем количестве программ общеобразовательных учреждений изучению художественной культуры своего и других народов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, наше теоретическое исследование подтверждает необходимость освоения младшими школьниками эстетических ценностей своего и других народов, что убеждает нас использовать народную художественную культуру в организации полиэтнической образовательной среды как мощное педагогическое средство.
Наряду со сказанным отметим, что в некоторых программах общеобразовательных учреждений («Изобразительное искусство и художественный труд» (программа начальной школы) Б.М. Неменский и др. под рук. Б.М. Неменского; Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.) изучению народной художественной культуры отводится значительное место, но, на наш взгляд, в них не полностью отражены принципы системности, поликультурности, последовательности и др. Также программы общеобразовательных учреждений, предполагающие
изучение народной художественной культуры, ограничиваются, как правило, рамками одного предмета учебного цикла, что нарушает не только предметность и целостность освоения младшими школьниками общечеловеческих ценностей, но и существенно снижает качество этого процесса. Для разрешения означенных проблем, на наш взгляд, необходима программа, способствующая интеграции урочной и внеурочной сфер деятельности младшего школьника, предполагающая активное включение в процесс формирования эстетической культуры личности учащегося всех субъектов полиэтнической образовательной среды. Нами разработана программа, соответствующая таким требованиям и способствующая разрешению вышеозначенных проблем. Она опубликована на страницах центральной печати [5].
Конечно, за учителем остается право выбора образовательной парадигмы, реализации собственных представлений о том, каким должен быть «продукт» деятельности школы. Представление учителя о цели нравственного и эстетического воспитания, поликультурного образования самым тесным образом сопряжено с образовательной парадигмой, с доминирующим типом общественно востребованного человека. Здесь особенно важна сплоченность педагогического сообщества, его согласованное и универсальное представление о том, какой человек нужен обществу сегодня и понадобится ему завтра. Речь идет о мощной социальной технологии воспроизводства человека культурного, способного жить и работать, реализовывать свой творческий созидательный потенциал в поликультурном мире.
Литература:
1. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Курск: «Мечта», 2013. - 465 с.
2. Ильинская, И.П. О взаимосвязи эстетического и поликультурного воспитания современных школьников // Образование и саморазвитие. - 2009. -№ 4 (14). - С. 130-136.
3. Ильинская, И.П. Поликультурная среда как фактор становления личности младшего школьника. - Вестник университета Российской академии образования. - 2009. - № 3. - С. 83-87.
4. Ильинская, И.П., Исаев, И.Ф. Усиление тенденций поликультурности в российском обществе как процесс становления новой социально-педагогической реальности (перелистывая страницы журнала «Пси-
холого-педагогический поиск») // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - № 3 (31). - С. 43-52.
5. Ильинская, И.П. Поликультурное воспитание младших школьников в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности // Начальная школа. -2015. - № 8. - С. 56-59.
6. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология (ноябрь 1845 г. - август 1846 г.) / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 3. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1968. - 425 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.
club/bookreader.php/1041362/Marks_-_Sobranie_ sochineniy_Marksa_i_Engelsa._Tom_3.html (дата обращения: 02.09.2017).
7. Репринцев, А.В. Рыночный тип как продукт «модернизации» современного российского образования: что ждать от реформ? // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 3 (6). - С. 33-43.
8. Словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бу-нимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; Составление и общая редакция В.А. Макаренко. - 4-е изд., дораб. и доп. - М.: Республика, 2002. - 527 с.