Научная статья на тему 'Региональная модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (на примере Республики Коми)'

Региональная модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (на примере Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / СРЕДА / ENVIRONMENT / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / МОДЕЛЬ / MODEL / POLYCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыткина Елена Васильевна

Статья посвящена изучению региональных особенностей формирования толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания на примере Республики Коми. В ней проанализированы опыт работы учреждений образования и культуры и процесс развития институтов гражданского этнокультурного общества, дана авторская региональная модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (на примере Республики Коми).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MODEL «IMPLEMENTATION OF MULTICULTURAL DIALOGUE AT SECONDARY SCHOOL» (THE REPUBLIC OF KOMI)

The article contains the materials devoted to studying the regional features of tolerance development at teenagers under conditions of multicultural education of the Republic of Komi, analyzes the experience of the institutions of education and culture and the process of development of institutions of a civil ethno-cultural society, presents the author's regional model «Implementation of multicultural dialogue at secondary school» (the Republic of Komi).

Текст научной работы на тему «Региональная модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (на примере Республики Коми)»

УДК 371.8.06

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

REGIONAL MODEL «IMPLEMENTATION OF MULTICULTURAL DIALOGUE AT SECONDARY SCHOOL» (THE REPUBLIC OF KOMI)

Е. В. Лыткина E. V. Lytkina

ФГБОУВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар

Аннотация. Статья посвящена изучению региональных особенностей формирования толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания на примере Республики Коми. В ней проанализированы опыт работы учреждений образования и культуры и процесс развития институтов гражданского этнокультурного общества, дана авторская региональная модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (на примере Республики Коми).

Abstract. The article contains the materials devoted to studying the regional features of tolerance development at teenagers under conditions of multicultural education of the Republic of Komi, analyzes the experience of the institutions of education and culture and the process of development of institutions of a civil ethno-cultural society, presents the author's regional model «Implementation of multicultural dialogue at secondary school» (the Republic of Komi).

Ключевые слова: регион, воспитание, толерантность, среда, стереотип, поликультурность, модель.

Keywords: region, education, tolerance, environment, stereotype, polyculture, model.

Актуальность исследуемой проблемы. Одним из важных факторов формирования толерантности в условиях поликультурного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. В данной статье речь пойдет о Республике Коми. Это многонациональный регион, в котором действует несколько социальных субъектов, активно проводящих свою политику по отношению к образованию, в частности, национальные группы, конфессиональные общины, муниципальные власти, общественные движения и т. п. В связи с этим важными являются вопросы сохранения единого образовательного пространства с учетом этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории Республики Коми, и формирования у подрастающего поколения толерантности в условиях поликультурного воспитания.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось с 2009 по 2013 г. В нем участвовало 198 человек: педагогические коллективы, учащиеся 5-7 общеобразовательных и экспериментальных (с углубленным изучением немецкого языка) классов МАОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара Республики Коми.

В процессе исследования был использован комплекс теоретических (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) и эмпирических методов исследования (наблюдение, беседы, изучение особенностей освоения учащимися национальной культуры, в том числе анализ материалов о регионализации концепции обновления учебно-воспитательной системы, изучение программных документов, фактических материалов работы школ и инновационных технологий, разработка спецкурса по формированию толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания «Республика Коми нас объединила», апробация методических рекомендаций, обработка результатов эксперимента).

Параллельно разрабатывалась региональная модель системы формирования у подростков толерантности, в структуру модели вносились дополнения, способствующие межведомственному взаимодействию.

Результаты исследований и их обсуждение. Проблема толерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России - стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством проблем в межкультурных отношениях.

Один из наиболее распространенных концептов неконфликтного взаимодействия людей в поликультурном социуме - идея толерантности. В нашу страну эта идея пришла во второй половине 1990-х гг. На сегодняшний день наблюдается пристальное внимание многих исследователей, таких как А. Г. Асмолов [1], Г. Л. Бардиер [2], Л. М. Захарова [4], М. Б. Кожанова [5], А. В. Рыбаков [9] и др., к обозначенной нами проблеме.

Научное исследование затрудняет неоформленность понятийного аппарата толерантности, неоднозначность использования методов изучения данного феномена, отсутствие единой системы анализа объективных и субъективных факторов и условий развития толерантности.

К сожалению, нетерпимость через СМИ и социальное окружение детей все чаще проникает в школу. Расизм, профашистские настроения, культурная дискриминация становятся распространенными явлениями в детской среде. Каждый год в школу приходит все больше детей разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, разными материальными возможностями. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Изучение региональных особенностей формирования толерантности у подростков [7], анализ работы учреждений образования и культуры, институтов гражданского этнокультурного общества позволили разработать авторскую региональную модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (рис. 1).

Модель дает возможность представить национально-региональное своеобразие социальных субъектов Республики Коми, их взаимодействие в контексте формирования межэтнического согласия, построения толерантных отношений и профилактики этнического сепаратизма, а также выделить ведущие социально-педагогические направления работы школы и функции образовательно-воспитательного процесса в регионе.

Описывая границы модели, мы отмечаем, что можно говорить о воспитательной среде региона, города, поселка. Мы избрали предметом нашего исследования воспитательную среду МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара Республики Коми, внутри которой организована поликультурная воспитательная среда.

1. Региональные особенности:

- многонациональный состав населения Республики Коми;

- территориальная отдаленность от Центральной России;

- наличие учреждений уголовно-исправительной системы;

- относительно суровые климатические условия;

- активность миграционных потоков населения

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением немецкого языка»

г. Сыктывкара

2. Нормативно-правовое сопровождение

Содержание деятельности по формированию толерантной личности

3. Субъекты взаимодействия в Республике Коми:

Министерство образования РК (вузы, ссузы, СОШ, ДОУ), Министерство национальной политики РК (Финно-угорский этнокультурный парк, Финно-угорский культурный центр), Министерство культуры РК (государственные и муниципальные учреждения культуры РК), Министерство внутренних дел РК, Центры национальных культур, национально-культурные автономии, объединения, религиозные объединения

I

1. Цели:

- определение путей взаимодействия социальных институтов в процессе формирования толе-рант ности подростков;

- разработка региональной модели, системы эффективных средств, форм и методов формирования толерантности подростков в работе клас сного руководителя

2. Задачи:

- раскрыть познавательное, педагогическое значение формирования толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания;

- выявить специфику формирования толерантности учащихся как системы эффективных средств в условиях поликультурного воспитания на примере Республики Коми

3. Функции образовательно-воспитательного процесса:

- формирование мировоззрения подрастающего поколения;

- формирование толерантного сознания;

- интеграция представлений учащихся о Республике Коми как неотъемлемой составной части Российского государства

4. Принципы:

- природосообразности (учет индивидуальных и возрастных особенностей);

- связи воспитания с жизнью и социокультурной средой;

- комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;

- единства действий и требований школы, семьи и общ ественности;

- системного подхода

5. Формы:

классные часы, беседы, дискуссии, тренинги, фестивали, игровые и конкурсные программы, выставки

8. Направления работы:

- образовательное;

- вос питательное;

- просветительское;

- творческое

7. Приемы:

связанные с организацией деятельности детей в классе, с использованием художественной литературы, кинофильмов, диалоговой рефлексии и т. д.

6. Методы:

беседа, дискуссия, пример, поощрение, игровые методы, требование, метод саморегулирования, метод воспитывающих ситуаций, метод анализа деятельности и общения ребенка, поручения

11. Использование различных технологий

(соц иальных, педагогических, психологических, психотерапевтических)

9. Критерии и показатели толерантности:

- высокий уровень общительности;

- владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;

- отсутствие стереотипов, предрассудков; признание многомерности и многообразия человеческой культуры

10. Профессиональные поля деятельности

12. Кадры

14. Управление про цессом воспитания толерантной личности

I

13. Компетенции

(знать, уметь, владеть)

Классный руководитель

I

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Рис. 1. Авторская региональная модель «Реализация поликультурного диалога в средней общеобразовательной школе» (на примере Республики Коми)

Модель делает возможным представление положительного опыта по созданию правовых основ взаимодействия государства и общества в части защиты национальных интересов граждан. С этой целью в Республике Коми сформирована региональная правовая база, достигнуты определенные результаты в развитии национальных систем образования, создана сеть детских этнопедагогических центров. В настоящее время реализуются долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы, работает ряд учебных заведений с углубленным изучением языка, культуры и истории народов республики.

Модель интегрирует содержание и профессиональные поля деятельности по формированию у подростков толерантности, нормативно-правовое сопровождение этой деятельности, субъектов взаимодействия. Деятельность, направленная на формирование толерантности подростков, реализуется через систему различных форм, методов, приемов, технологий [6, 72-73]. В основу данной модели положены следующие подходы:

- региональный, позволяющий учитывать специфику целостной социально-экономической системы Республики Коми. Этот подход способствует объединению всех воспитательно-профилактических возможностей, повышению уровня и качества профессионализма обучаемых, позволяет учитывать наличие и взаимосвязь субъектов, нормативно-правовую базу;

- средовой, дающий возможность использовать среду в педагогическом процессе. Данный подход объединяет воздействие всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система [8];

- личностный, способствующий удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При использовании данного подхода педагог нацелен на развитие в каждом ученике уникальных личностных качеств;

- культурологический, рассматривающий поликультурное воспитание сквозь призму понятия культуры. Данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Задача классного руководителя состоит в приобщении учащихся к культурному потенциалу и формированию на этой основе толерантности и межкультурной грамотности в целях предупреждения образовательной и культурной де-привации, а также конфликтов на межнациональной почве;

- системный, в совокупности рассматривающий все звенья процесса формирования толерантности подростков. В содержательном отношении авторская региональная модель представлена как совокупность взаимодействующих компонентов [3].

Координатором процесса формирования толерантности подростков является классный руководитель, который организует учебно-воспитательную работу в определенном классе, решает ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со сверстниками.

Резюме. Анализ методической литературы и документов, опыта работы школ показал, что деятельность классного руководителя с учащимися, проявляющими интолерант-ность, не отличается системностью и скоординированностью. В регионе не проводятся масштабные исследования по данной проблематике. В системе подготовки и переподготовки специалистов психолого-педагогического профиля специальные учебные курсы не предусмотрены. На местах не хватает хорошо подготовленных специалистов для проведения работы по данному направлению, а также учебных пособий, методических и иных материалов, четких выводов и рекомендаций.

Школа - важнейший институт социализации. Положение подростка в системе межличностных взаимоотношений - существенная предпосылка формирования толерантной личности. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается не только на успеваемости, но и на поведении, что может стать причиной делинквентного поведения, поэтому деятельность по формированию толерантности подростков следует осуществлять в тесном сотрудничестве с родителями и семьями обучающихся.

Социально-педагогическая работа с подростками, построенная на основных положениях вышеуказанной региональной модели, и реализация программы по формированию толерантности «Республика Коми нас объединила» показали свою эффективность. 92 % учащихся общеобразовательных и 97 % учащихся экспериментальных классов признали себя толерантным человеком, назвали правильные критерии и показатели толерантности. Данные показатели выросли по сравнению с начальным этапом на 74 (было 18 %) и 65 % (было 32 %) соответственно.

Таким образом, в Республике Коми сегодня актуализируется влияние всех социальных субъектов, институтов педагогического процесса на формирование толерантности школьников в общеобразовательном учреждении в условиях поликультурного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Толерантность - культура XXI века / А. Асмолов // Век толерантности. - 2004. - № 7. -С. 78-82.

2. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. - СПб. : СПбГУ, 2005. -

119 с.

3. Бережнова, Л. Н. Полиэтническая образовательная среда / Л. Н. Бережнова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 203 с.

4. Захарова, Л. М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в истории отечественной педагогики / Л. М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 1. - С. 47-54.

5. Кожанова, М. Б. Теоретические основы поликультурного образования будущих педагогов / М. Б. Кожанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 61-66.

6. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие / В. С. Кукушин. -Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д. : МарТ ; Феникс, 2010. - 352 с.

7. Лыткина, Е. В. Практический опыт формирования толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания / Е. В. Лыткина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева.-2014.-№1 (81).-С. 132-136.

8. Методика воспитательной работы : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / под ред. В. П. Сергеевой, В. А. Недоспасова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 368 с.

9. Рыбаков, А. В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона / А. В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 153-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.