УДК 37.062.2
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
PRACTICAL EXPERIENCE OF TOLERANCE FORMATION AT ADOLESCENTS UNDER THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATION
Е. В. Лыткина E. V. Lytkina
ФГБОУВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар
Аннотация. В статье проанализировано состояние проблемы формирования толерантности подростков классным руководителем в условиях поликультурного воспитания в средней общеобразовательной школе в практическом ее преломлении, представлена программа «Республика Коми нас объединила».
Abstract. The article presents the state of the problem of tolerance formation at adolescents by their class teacher under the conditions of multicultural education in the secondary school in its practical refraction. The program «The Komi Republic has united us» is presented.
Ключевые слова: воспитание, толерантность, поликультурность, подростки, школа, классный руководитель.
Keywords: education, tolerance, multiculture, adolescents, school, class teacher.
Актуальность исследуемой проблемы. Значимость поликультурного воспитания в средней общеобразовательной школе сегодня чрезвычайно велика. Это связано и с современной социокультурной ситуацией в целом, и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества - многонационального и поликультурного.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для организованной педагогической деятельности и поликультурного воспитания учащихся. Эти возможности могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению, взаимоуважению, сохранению индивидуальности, открытому диалогу, предупреждению конфликтов, самоопределению и здоровому межнациональному общению. Поэтому задачу воспитания толерантной личности (а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма) можно признать одной из важнейших в современной российской школе.
Материал и методика исследований. Практическое опытно-экспериментальное исследование проводилось в МАОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара Республики Коми. Школа выбрана не случайно. Во-первых, это школа (одна из немногих в г. Сыктывкаре), которая по составу учащихся является многонациональной. Во-вторых, с 2006 года в школе внедрена программа развития общеобразовательного учреждения «Школа этнокультурного полилога».
Школа работает по двум учебным планам: для общеобразовательных классов и классов с углубленным изучением немецкого языка. На всех учащихся распространяется система воспитательной работы, что способствует активному участию учащихся в подготовке и проведении мероприятий этнокультурной и финно-угорской направленности.
В исследовании по определению уровня толерантности принимали участие 186 учеников 5 «Б», 5 «В», 6 «Б», 6 «В», 7 «А», 7 «Г» экспериментальных и общеобразовательных классов.
Цель исследования состояла в изучении и разработке механизмов повышения эффективности толерантности среди школьников.
Результаты исследований и их обсуждение. Толерантность мы рассматриваем как «уважение - понимание - принятие», как заведомое стремление к консонансу и согласию [1]. Учитываем тот факт, что в настоящее время как за рубежом (М. Уолцер [9]), так и в России (А. Н. Джуринский [2], Г. Д. Дмитриев [3], Л. М. Захарова [4], М. Б. Кожанова [5], М. С. Мац-ковский [6], А. В. Рыбаков [7], В. А. Сергеева [8]) проблема толерантности все чаще изучается в контексте поликультурного воспитания. Поликультурность понимается как наличие в обществе разнообразных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности людей. К пониманию общего происхождения добавляется понятие их общей культуры, включающей такие отличительные характеристики, как язык, религия, образ жизни.
Первый этап исследования - выявление и диагностирование уровня толерантности подростков, определение уровня толерантности и межкультурной коммуникации.
На втором этапе потребовалась определенная организация педагогической деятельности по формированию толерантности подростков с использованием потенциала поликультурного воспитания. В связи с этим была предложена авторская программа «Республика Коми нас объединила», которая позволила познакомить учащихся с межнациональным многообразием современного мира.
Содержание данной программы состоит из двух направлений (модулей). Первый тематический модуль «Позволь другим быть другими» включает разнообразные формы и методы работы с учащимися по формированию толерантной личности, второй модуль «Палитра культур» направлен на развитие межкультурной коммуникации. Уникальность предлагаемой программы состоит в том, что она «переносима», т. е. может быть использована в любой школе и адаптирована к специфике региона. Содержание каждого из блоков представлено ниже (табл. 1).
Таблица 1
Программа «Республика Коми нас объединила»
№ п/п Наименование мероприятия Форма мероприятия Срок реализации Часы Ответственные
1 Проведение педагогического совета по реализации Программы, вопросам планирования работы и организации различных мероприятий совет сентябрь 1 час Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
2 Информирование родителей о целях и задачах, основных мероприятиях и направлениях Программы собрание сентябрь 1 час Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Классные руководители
3 Анкетирование учащихся «Определение уровня толерантности среди учащихся» (предварительное) анкетирование сентябрь 1 час Классные руководители
№ Наименование мероприятия Форма Срок Часы Ответственные
п/п мероприятия реализации
I. Позволь другим быть другими
1.1 Вводное занятие (информирование учащихся о целях и задачах Программы, планируемых мероприятиях, знакомство с понятием толерантности) беседа октябрь 1 час Классные руководители
1.2 Права человека: пределы толерантности - ограничения и ответственность деловая игра октябрь 1 час Классные руководители
1.3 Программа мероприятий ко Дню толерантности: - конкурс рисованных книг по правовым знаниям; - конкурс видеорепортажей «Мои права» конкурсы, уроки ноябрь 2 часа Заместитель директора по воспитательной работе. Классные руководители
1.4 «Жить в мире и согласии с собой и другими» тренинг ноябрь -декабрь 1 час Классные руководители Юношеская библиотека Республики Коми
1.5 Тематические классные часы «Государственные символы России», «Обычаи и традиции своей страны» беседа декабрь 2 часа Классные руководители
1.6 Участие в марафоне по толерантности «Ладошка в ладошке» марафон февраль -ноябрь 1 час Классные руководители Национальная детская библиотека им. С. Я. Маршака (по согласованию)
1.7 Приглашение инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста Центра противодействия экстремизму при МВД РК беседа март 1 час Классные руководители. Отдел по работе с несовершеннолетними УМВД г. Сыктывкара
«Шесть шагов к разрешению конфликта» тренинг май 1 час Классные руководители
II. Палитра культур
2.1 Посещение Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (в рамках Дней родственных финно-угорских народов) экскурсия, просмотр фильма октябрь 1 час Классные руководители. Финно-угорский культурный центр РФ (по согласованию)
2.2 Просмотр концертной программы фестиваля «Мелодии единства» фестиваль ноябрь 2 часа Классные руководители. Финно-угорский культурный центр Республики Коми (по согласованию)
2.3 «Чипсан, полян, сигудок - важдысьшы-совыль ног сет...» (знакомство с коми национальными музыкальными инструментами, просмотр диска) просмотр диска январь 2 часа Классные руководители
2.4 «Праздник рыбного пирога» (изучение особенностей традиционных праздников коми) просмотр диска февраль 2 часа Классные руководители
2.5 Встреча с активистами коми молодежного объединения Республики Коми «МИ» беседа февраль 1 час Классные руководители КМО РК «МИ» (по согласованию)
№ п/п Наименование мероприятия Форма мероприятия Срок реализации Часы Ответственные
2.6 Посещение отдела этнографии Национального музея Республики Коми, участие в выставке-мастерской «Женщина - мама, мастерица, красавица» экскурсия февраль 1 час Классные руководители, Национальный музей Республики Коми (по согласованию)
2.7 Фестиваль «Республика Коми - наш общий дом» фестиваль март -апрель 2 часа Заместитель директора по воспитательной работе. Классные руководители
2.8 Встречи с представителями национально-культурных объединений (в рамках подготовки к фестивалю) беседа апрель 1 час Классные руководители Финно-угорский культурный центр Республики Коми
2.9 Анкетирование учащихся «Определение уровня толерантности среди учащихся» (итоговое) анкетирование май 1 час Классные руководители
Подведение итогов Программы совет май Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Классные руководители
Программа была апробирована на уроках внеклассной работы и получила положительную оценку как со стороны педагогического коллектива, так и учащихся.
Итоговым мероприятием в рамках программы стал фестиваль «Республика Коми нас объединила», организованный при поддержке администрации МАОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара и ГБУ РК «Финно-угорский культурный центр Республики Коми».
Фестиваль стартовал в феврале 2013 года, состоялось праздничное открытие, способом жеребьевки учащимися были выбраны национальности (мы остановились на шести национальностях: евреях, русских, немцах, украинцах, азербайджанцах, коми, так как их численность представлена в школе более широко), а также каждый класс получил домашнее задание, позволяющее раскрыть особенности (традиции и культуру) выбранной национальности. Ребят напутствовали добрыми словами представители национально-культурных объединений и Финно-угорского культурного центра Республики Коми.
Согласно положению о фестивале представление национальностей состоялось в апреле 2013 года в форме большого праздника. Участники фестиваля представили программу выступлений, которая включала в себя:
■ «визитную карточку»: были представлены этнокультурные особенности народа, историческая справка, национальный костюм, национальный язык с использованием фото- и видеоматериалов посредством мультимедийной установки;
■ «фрагмент традиционного праздника»;
■ «национальное творчество»: традиционные народные и современные вокальные, хоровые, инструментальные, хореографические национальные произведения, декламирование художественного произведения (басня, стихотворение, проза).
Каждый класс подготовил «национальное блюдо».
Жюри после просмотра фестивальных программ определило победителей по номинациям. Классы - участники фестиваля были награждены специальными дипломами и призами.
Фестиваль стал логическим завершением программы, позволил сплотить учащихся и преподавателей, участвующих в эксперименте, проникнуться доброжелательной атмосферой, задействовать родителей, познакомиться с традициями и особенностями национальных культур, которые были представлены учащимися на празднике.
По итогам реализации Программы нами был осуществлен анализ эффективности комплекса педагогических условий по формированию толерантности подростков. 92 % учащихся общеобразовательных и 97 % учащихся экспериментальных классов признали себя толерантным человеком, назвали правильные критерии и показатели толерантности. Затруднились ответить 8 и 3 % соответственно. Данные показатели по сравнению с ответами ребят на констатирующем этапе выросли на 74 (было 18 %) и 65 % (было 32 %) соответственно.
Таким образом, разработанная и апробированная программа «Республика Коми нас объединила» показала необходимость и эффективность воспитания толерантности у школьников. Конечно, нельзя полноценно сформировать ценностную установку за сравнительно небольшое число занятий, но в то же время результаты апробации показали, что предложенная программа является востребованной подростками.
Из таких уроков невозможно построить весь процесс воспитания, но по самой своей сути они привлекательны для учащихся. Занятия по воспитанию толерантности у школьников должны иметь место в системе работы каждого классного руководителя.
Резюме. Практический опыт поликультурного воспитания показывает, что для успешного формирования толерантности подростков необходимо знакомить их с межнациональным многообразием современного мира. Эффективным средством решения этой задачи может служить программа «Республика Коми нас объединила», построенная на блочно-модульной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. - 29 с.
2. Джуринский, А. Н. Педагогика в многонациональном мире : учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 240 с.
3. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М. : Народное образование, 1999. - 208 с.
4. Захарова, Л. М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в истории отечественной педагогики / JI. М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2010. -№ 3. Т. 1. - С. 47-53.
5. Кожанова, М. Б. Теоретические основы поликультурного образования будущих педагогов / М. Б. Кожанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2011. -№ 4 (72). Ч. 2. - С. 61-66.
6. Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования / М. С. Мацковский // Межкультурный диалог: исследования и практика ; под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. - М. : Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. - 304 с.
7. Рыбаков, А. В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона / А. В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2013. -№ 1 (77). Ч. 2. - С. 153-156.
8. Сергеева, В. А. Методика воспитательной работы / В. П. Сергеева. - М.: Академия, 2010. -С. 197-206.
9. Уолтер, Майкл. О терпимости. Лекции по этике, политике и экономике / М. Уолтер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.owl.ru/win/books/terpimost.htm.