УДК 37.034
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12458
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Арябкина Ирина Валентиновна
д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ямщикова Екатерина Витальевна
магистрант факультета педагогики и психологии Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск
Аннотация: в статье раскрыта значимая для современной педагогической науки и практики проблема, касающаяся формирования позитивных привычек у младших школьников как результата успешного становления у них ценностных ориентиров и системы взглядов на мир. Обоснована необходимость формирования позитивных привычек личности, дано научное обоснование сущности данного процесса как одного из средств предотвращения социальной дезадаптации обучающегося в начальной школе. Отмечается, что актуальность формирования позитивных привычек у младших школьников возрастает в период материальной, социальной, экономической и духовной нестабильности общества, усугубляющейся в условиях пандемии (и, как следствия, самоизоляции). Подчеркивается, что обоснование и реализация психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования позитивных привычек у детей, начиная с раннего возраста, становятся особо востребованными как родителями, так и педагогическим сообществом в ситуациях необходимости общения участников образовательного процесса в удаленном формате.
Ключевые слова: позитивная привычка, девиантное поведение, социальная дезадаптация, социальная патология, индивидуальный опыт ребенка, педагогическая деятельность, внеурочная деятельность, дистанционный формат работы.
FORMATION OF POSITIVE HABITS IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN AS AN
ACTUAL PEDAGOGICAL PROBLEM
Aryabkina Irina V.
PhD, Professor of the Department of preschool and primary General education
Yamschikova Ekaterina V.
undergraduate of the Department of pedagogy and psychology Ulyanovsk State Pedagogical University Russia, Ulyanovsk
Abstract: the article reveals a significant problem for modern pedagogical science and practice concerning the formation of positive habits in younger students as a result of successful formation of their value orientations and worldview. The necessity of forming positive habits of the individual is proved, the scientific substantiation of the essence of this process as one of the means of preventing social maladaptation of students in primary school is given. It is noted that the relevance of forming positive habits in primary school children increases during the period of material, social, economic and spiritual instability of society, which is aggravated by the pandemic (and, as a consequence, self-isolation). It is emphasized that the rationale and implementation of psycho-pedagogical conditions promoting efficiency of formation of positive habits in children
from an early age, become very popular as parents and teaching community in situations of need communication of participants of educational process in a remote format.
Keywords: positive habit, deviant behavior, social maladaptation, social pathology, individual experience of the child, pedagogical activity, extracurricular activities, remote work format.
В ситуации материальной, социальной, экономической и духовной нестабильности общества существует опасность возрастания потерь людьми чувства удовлетворенности от жизни, что, в свою очередь, приводит к росту склонности к получению быстрого и легкого удовольствия от негативных пристрастий. Тяжелая экономическая ситуация и отрицательный социальный фон, дестабилизирующие семейную обстановку, приводят к тому, что дети зачастую не способны испытывать счастье от повседневных событий жизни, не могут самостоятельно выбирать форму успешного поведения, боятся окружающей действительности, ожидают от нее только страданий. Особенно это проявилось в эпоху противодействия распространению коронавирусной инфекции, когда самоизоляция всей семьи, потеря родителями работы, вынужденное совместное пребывание, перевод детей на дистанционное обучение привели к повышению уровня внутрисемейной агрессии, снижению влияния воспитательной составляющей школьного и внешкольного обучения, повышению чувства тревожности у взрослых членов семьи и чувства неуверенности в себе. Формирующееся таким образом отрицательное отношение к жизни, к окружающим и к самим себе инициирует социальную дезадаптацию детей, приводящую к поиску ими новых острых переживаний, к подмене ощущения счастья искусственно полученными ощущениями. Данный процесс выходит за пределы реальной жизни и является одной из главных причин появления вредных привычек как базиса для появления в дальнейшем социальных патологий (наркомания, токсикомания, алкоголизм, проституция, суицид, насилие, жестокость и т.п.), предпосылки и первые проявления которых отмечены именно в младшем школьном возрасте.
По мнению П.С. Гуревича [4], А.Г. Здравомыслова [6], В.А. Лекторского [7], оздоровление сложившейся обстановки в обществе возможно в ситуации не просто провозглашения новых идей, но и формирования в общественном сознании новых ценностных ориентаций, позитивного отношения к жизни. При этом ряд исследователей (в частности, В. В. Абраменкова [1], Н. Г. Емузова [5], Л.И. Новикова [8] и др.) подчеркивают, что именно формирование в сознании как индивида, так и группы, ценностной ориентации на счастливое проживание как комплекса положительных отношений человека к окружающему, к людям, к самому себе позволяет осуществить естественный переход к обществу, которое соединено не мотивами и потребностями, а, в первую очередь, духовными идеями и ценностями. Все это свидетельствует о необходимости определения характеристик положительных привычек младшего школьника с точки зрения педагогической проблематики.
В младшем школьном возрасте указанные проблемы особенно актуальны, так как именно данный период является очень значимым для формирования положительных привычек человека как результата успешного становления позитивных ценностных ориентиров и системы взглядов на мир. Именно у детей данного возраста расширяется круг интересов, который включает в себя, помимо прочего, многообразие объектов социума, что, со своей стороны, сопровождается усложнением форм и способов их отражения в сознании человека. В данном возрасте значимыми становятся такие показатели, как обогащение опыта сотрудничества, становление интереса к эмпатии, свидетельствующего о наличии основы формирования позитивного восприятия себя и окружающих людей. Успешное и результативное проживание данного возрастного этапа возможно в таких условиях обучения и воспитания, которые предполагают включение детей в положительные эмоционально значимые отношения с детьми и взрослыми, развитие у них способности к рефлексии, обогащение индивидуального социального опыта, принятие системы норм и
285
ценностей. Для грамотного построения системы педагогической деятельности по данному направлению необходимо, в первую очередь, выявить самые значимые факторы формирования индивидуального опыта ребенка младшего школьного возраста.
Сегодня в педагогической науке и практике существует масса разработок по организации социализации детей в ходе обучения. Однако все усилия массовой школы не дают желаемого результата по причине неразработанности дидактических условий формирования у младшего школьника положительного индивидуального опыта. Стоит также отметить, что и в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) «лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [15]. Бесспорно, что сформированные положительные привычки (как часть позитивного индивидуального опыта ребенка) отражаются, в первую очередь, на культуре поведения детей, их внешнем облике, особенностях речи, на отношении детей к вещам, их характере общения с окружающими. Успешное формирование позитивных привычек в младшем школьном возрасте важно также и потому, что именно в данный период выстраивается иерархия мотивов, определяется иерархия ценностей и многие другие особенности личности.
В исследование и решение проблематики формирования полезных привычек у детей внесли вклад ученые разных стран, эпох и научных направлений. Ученым удалось раскрыть и объяснить причины и механизм формирования негативных привычек у человека, их разновидности, особенности, формы проявления, меры социального воздействия. Исследованием различных педагогических аспектов, связанных с формированием позитивных привычек у детей, в наше время занимаются О.С. Газман [5], В.С. Ильин [9], Е.Н. Степанов [13], П.Г. Ухлебина [14] и многие другие. При этом вопросам организации педагогической деятельности по личностно-эстетическому и культурно-социальному развитию детей младшего школьного возраста посвящено лишь незначительное количество исследований - отчасти освещение данной проблематики можно найти в работах И.В. Арябкиной [3], Н.М. Борытко [4], И.Г. Емузовой [7], И.Б. Котовой [10]. Очевидна необходимость исследования особенностей педагогических условий, способствующих эффективности формирования полезных привычек у детей младшего школьного возраста.
Социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблематики позволяют говорить о необходимости теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования позитивных привычек у младших школьников в условиях внеурочной деятельности. При этом под понятием «полезная привычка» подразумевается не простая способность индивида произвести некое действие, а потребность в его выполнении. Поэтому формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление у младшего школьника побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий, а также основанные на этом понимании принципы деятельности педагога [3].
Список использованной литературы:
1. Абраменкова, В. В. Информационная среда и ее влияние на эмоционально-смысловое поле картины мира ребенка / В. В. Абраменкова. М.: Воронеж: Прогресс, 2018. 128 с.
2. Арябкина. И.В. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ульяновск, 2001 г.
3. Арябкина, И. В., Марковцева, О.Ю. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического вуза /И. В. Арябкина, О.Ю. Марковцева //Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. №№ 2 (34). С. 191-197.
4. Борытко, H. М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / H. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Учитель. 2016. 224 с.
5. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М. :Инноватор, 2015. Вып. 9. С. 27-34.
6. Гуревич, К. О некоторых проявлениях свойств нервной системы школьника / К. Гуревич // Воспитание школьников. 2017. № 7. С. 51-56.
7. Емузова, И. Г. Формирование нравственных отношений личности : учеб. пособие / Н. Г. Емузова. Нальчик : КБГУ, 2015. 188 с.
8. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Гардарики, 2016. 212 с.
9. Ильин, В. С. Формирование личности школьника как целостный процесс / В. С. Ильин. М. : Педагогика, 2018. 148 с.
10. Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. И. Шиянов. Ростов на/Д. : Феникс, 2005. 342 с.
11. Лекторский, В. А. Идеалы и реальность гуманизма / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 22-28.
12. Новикова, Л. И. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-134.
13. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М. : Сфера, 2008. 224 с.
14. Ухлебина П.Г. Формирование полезных привычек у младших школьников как проблема информационного общества // Международный студенческий научный вестник. - Электронный ресурс. 2016. № 5-1. -URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15304 (дата обращения: 23.06.2020).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). - Электронный ресурс: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 23.05.2020).