3. Бурлыков, В. Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурлыков В. Д. - Волгоград, 2006. - 24 с.
4. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.
5. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивности развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А.В. Перков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 55-59.
6. Хасин, Л.А. Тестирование и тренировка физической подготовленности школьников : методическое пособие / Л.А. Хасин, В.В. Громыко, А.Б. Рафалович. - Малаховка : [б. и.], 2004. - 52 с.
7. Пипко, Е.А. Креативный комплекс средств оздоровления студентов вуза / Е.А. Пипко, И.Т. Балдашинов // Вестник Университета Российской академии образования. - 2007. - № 1. - С. 69-72.
REFERENCE
1. Kaldarikov, E.N. (2012), "Perspective directions of development of physical culture and sports in the Republic of Kalmykia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 65-69.
2. Arshinnik, S.V., Thor V.I. and Shiyan, V.M. (2011), Physical development and readiness of students of educational institutions, publishing house "KGUFKST", Krasnodar..
3. Burlykov, V.D. (2006), Methods of physical education in schools, the Republic of Kalmykia on the basis of monitoring of their physical development and the physical culture, dissertation, Volgograd.
4. Lukyanenko, V.P. (2005), Current state and the concept of reforming the system of general education in the field ofphysical culture: monograph, Soviet Sport, Moscow.
5. Perkov, A.V. (2010), "Age period of intensive development of basic physical qualities of students in lower grades of secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 55-59.
6. Hasin, L.A., Gromyko, V.V. and Rafalovich A.B. (2004), Testing and training of physical fitness of students: handbook, publishing house "MGAFK", Malakhovka.
7. Pipco, E.A. and Baldashinov, I.T. (2007), "Creative complex of improvement University student's health", Bulletin of University of Russian Academy of education, No. 1, pp. 69-72.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796.011
ПРИВЫЧКИ УСТАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ - ОСНОВА ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Александр Юрьевич Клопов, кандидат педагогических наук, Университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Яна Павловна Тугунова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по разработке, обоснованию и апробированию педагогических технологий формирования и укрепления привычек уставного поведения курсантов вуза, в частности, путём достижения высокой дисциплины строя во всех служебных передвижениях и акцентирования внимания на практической стороне изучаемых воинских уставов. Раскрыты взаимосвязи привычек уставного поведения с показателями военно-профессионального поведения, познавательных процессов и психических свойств курсантов военно-физкультурного вуза, их дисциплинированностью и успеваемостью. Дана характеристика привычкам уставного поведения как органическим компонентам общей дисциплинированности курсантов военно-физкультурного вуза в практическом её выражении. Объективным показателем высокой эффектив-
ности разработанных педагогических технологий формирования и укрепления привычек уставного поведения в учебно-воспитательном процессе является формирование и укрепление у будущих офицеров привычек уставного поведения, повышение дисциплинированности в целом, позитивное отношение к дисциплине как нравственной категории.
Ключевые слова: формирование и укрепление привычек уставного поведения, воинская дисциплина курсантов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p66-70
HABITS OF CHARTER BEHAVIOR AS A BASIS EDUCATION OF MILITARY HIGH
SCHOOLS
Alexander Yuryevich Klopov, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics,
Yana Pavlovna Tugunova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of a research on development, justification and approbation pedagogical techniques of forming and strengthening the habits of charter behavior among students of military high school students. In particular by achieving a high order of discipline in all official movements and focusing on the practical side of the studied military regulations. The interconnections of habits of charter behavior with indicators of military-professional behavior, cognitive processes and mental properties of cadets in military-sports high school, their discipline and academic performance are disclosed. The characteristic to the habits of charter behavior as an organic component of the cadets' general discipline in its practical terms is given. An objective indicator of high efficiency of developed pedagogical technologies of formation and strengthening habits of charter behavior in the educational process is the organization and strengthening of future officers' habits of charter behavior, increasing discipline in general, a positive attitude toward discipline as a moral category.
Keywords: formation and strengthening habits of charter behavior, military discipline of cadets.
На протяжении всей истории военной педагогики уставное поведение военнослужащих оценивалось как основная часть воинской дисциплины. С течением времени изменялись подходы к воинскому обучению, менялись взгляды военачальников и военных педагогов на содержание уставов, в том числе и дисциплинарного. Но одно оставалось и остается незыблемым: воспитание военнослужащих в духе высокой дисциплинированности, обязательное следование требованиям Присяги и уставов.
В процессе работы по укреплению воинской дисциплины у военнослужащих формируются привычки уставного поведения, наличие которых позволяет им быстро и точно, без лишних затрат физических и моральных сил, выполнять приказы командиров.
Цель данного исследования - определить значение привычек уставного поведения в содержании воинской дисциплины и рассмотреть педагогические технологии, способствующие их укреплению.
Исследование было осуществлено в Военном институте физической культуры [1].
Изучая мемуары и исследования великих полководцев и военных педагогов, мы сопоставили их взгляды на дисциплинарное воспитание, оценили его связь с правовыми нормами исторических эпох и выявили практическую составляющую дисциплинарного воспитания - привычку уставного поведения.
Поскольку мы исследовали привычки уставного поведения не только в служебной деятельности, но и в быту, внимание уделялось и оценке личностных психических свойств в их взаимодействии с убеждениями и навыками уставного поведения. (Рис. 1).
В ЭГ удовлетворительно и хорошо были оценены теоретические знания дисциплинарного, строевого уставов, уставов внутренней, караульной и гарнизонной служб. Оценки личностных психических качеств также были на удовлетворительном и хорошем уровне. Практическое же выполнение такого взаимодействия оценено значительно ниже.
Можно сделать вывод, что навыки уставного поведения у испытуемых еще не сформированы. Определившиеся различия однонаправленны.
Знания общие и знания социальных ценностей
Убеждение Навыки
Привычки поведения Умение
Личностные Физические качества
психические свойства
Рис. 1. Гипотетическая модель взаимосвязи знаний, убеждений, привычек поведения, навыков, умений, личностных психических свойств и физических качеств человека
В процессе исследования определилось высокое значение строевой подготовки, что немаловажно с точки зрения формирования и укрепления привычек уставного поведения и общего укрепления дисциплины.
Военная дисциплина, согласно Дисциплинарному уставу (2007), понимается как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами.
Таким образом, понятия «воинская дисциплина» и «привычки уставного поведения» включают в себя обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями.
Необходимо подчеркнуть, что воинская дисциплина не имеет цели ущемить права личности, не отвергает инициативу и не унижает личного достоинства военнослужащего.
Применяемые нами педагогические технологии воспитания включали в свой состав убеждение, пример, упражнения, поощрение и принуждение. Перечисленные методы напрямую относятся и к формированию нравственных качеств как чрезвычайно важной цели воспитания.
При формировании привычек уставного поведения более важную роль играет упражнение. Оно предполагает многократное, сознательное повторение определенных приемов и действий, что имеет непосредственную связь и с дисциплиной.
В проведённом нами исследовании определилось высокое значение строевой подготовки, достижение высокой дисциплины строя для общего укрепления дисциплины и для формирования и укрепления привычек уставного поведения. (Рис. 2).
Дополнительно в процессе формирования привычек уставного поведения мы опирались на метод формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседа, дискуссия, метод примера) и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, создание воспитательных ситуаций). Большое внимание уделяли постоянному и чёткому соблюдению дисциплины строя. Основными элементами воспитания являлись ежедневные передвижения в составе курса, передвижения в группах, построения перед занятиями. Задачи по соблюдению дисциплины строя и на соблюдение уставного поведения в ходе теоретических занятий ставились командирам учебных групп, давались рекомендации преподавателям. При наличии психодиагностической информации о склонности к не-
адекватным поведенческим реакциям в индивидуальных беседах ставился вопрос о наказании за нарушения уставного поведения.
После проведённого эксперимента ожидаемым и логичным результатом оказалось существенное преимущество ЭГ в изменениях показателя ЧХТ, характеризующее наличие социопатических проявлений: исх. 3,94±0,27; кон. 3,04±0,21 (из числа 20 негативных показателей); Р<0,05. В ЭГ определялось также снижение показателя лживости (по ЧХТ), но оно статистически не значимо, хотя близко к значимой величине: исх. 2,81±0,15; кон. - 2,43±0,15.1=1,81; Р>0,05.
Указанные проявления дисциплинированности являются следствием не только нашей экспериментальной работы, но и педагогических воздействий всего учебно-воспитательного процесса.
№ 1. Оценки по тактике: г = 0,33
-►
№ 2. Мотивация к военной службе: г = 0,79 _
№ 4. Оценки по дисциплинарному: уставу:
г = 0,76 -►
№ 5. Общая дисциплинированность: г = 0,82 -►
№ 6. Оценки по УВС: г = 0,73_
№ 7. Оценки по УГ и КС: г = 0,65
№ 8. Оценки по строевому уставу: г = 0,73 -►
№ 9. Строевая подготовка: г = 0,77
-►
№ 10. Служба внутреннего наряда: г = 0,79 -►
№ 11. Караульная служба: г = 0,73_
№ 12. Оценки по военной педагогике: г = 0,51 -
- показатели, статистически значимые;
-------показатели, близкие к ним.
Рис. 2. Показатели корреляции вокруг экспертных оценок реализации привычек уставного поведения (значимость: Р<0,05 при г =0,27; Р<0,01 при 1=0,35)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Подготовка профессионала осуществляется в едином учебно-воспитательном процессе, который невозможно представить без единства обучения и воспитания, особенно в учебном процессе подготовки военнослужащих. Привычки уставного поведения способствуют, без увеличения количества занятий, укреплению воинской дисциплины, обеспечивают улучшение строевой подготовки, а, следовательно, положительно влияют непосредственно на весь учебно-воспитательный процесс.
у
и к
V
и р
3 №
№ 13. Количество поощрений:
г = 0,44 <-
№ 14. Количество взысканий:
г = - 0,65 <-
№ 16. Ассоциативное мышление:
г = 0,25 ------------
№ 19. Неуравновешенность характера:
г = - 0,34 Л---
№ 22. Проявление неискренности: г = - 0,32
№ 26. Самооценка уставного поведения: г = - 0,23
Л------------
№ 27. Оценки роли строя для формирования привычек уставного поведения: г = 0,31
■4-
№ 29. Выполнение требований сержантов: г = - 0,25
4------------
№ 35. Проявление агрессивности: г = - 0,37
ЛИТЕРАТУРА
1. Клопов, А.Ю. Формирование и укрепление привычек уставного поведения у курсантов высшего военно-физкультурного учебного заведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Клопов Александр Юрьевич. - СПб., 2007. - 24 с.
REFERENCES
1. Klopov, A.Yu. (2007), Formation and strengthening of habits of authorized behavior at cadets of the highest military and sports educational institution, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796.011
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Виктор Викторович Марке-лов, кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ); Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования методики проектирования и реализации оздоровительных программ на основе комбинированного подхода. Экспериментальным путём доказана эффективность использования методики комбинированного подхода. В качестве экспериментальной базы выбрано сочетание программ по скандинавской ходьбе и шейпингу. Основная цель современной методики комплексного подхода - повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и рост эффективности оздоровительных программ. Представлены материалы экспериментальной работы.
Ключевые слова: методика реализации оздоровительных программ; единый алгоритм проектирования; мотивация студентов; комбинированный подход; адаптационные свойства организма; скандинавская ходьба; шейпинг.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p70-72
NEW DESIGN METHODOLOGY AND IMPLEMENTATION OF WELLNESS
PROGRAMS
Tatyana Evgenyevna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Victor Viktorovich Markelov, the candidate of
technical sciences, senior lecturer, St. Petersburg state Polytechnical University; Vladimir Pavlovich Demesh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University
Annotation
The article describes the use of a new methodology for the design and implementation of wellness programs on the basis of the combined approach. The new technique involves a combined approach using wellness programs for Nordic walking and shaping. The main goal is to create a methodology for a comprehensive approach to encourage students to participate in physical activity and increase the effectiveness of wellness programs. Materials are presented of the experimental work.
Keywords: method of implementation of wellness programs; a general algorithm design; motivation of the students; combined approach; adaptation properties of the organism; Nordic walking; shaping.