Научная статья на тему 'Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности - актуальная проблема современности'

Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности - актуальная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА / НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Хусаинов Артур Ямилевич

Статья содержит обоснование изучения проблемы воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности. Сформированы объективно существующие противоречия, которые обуславливают актуальность данной проблемы. Дано авторское определение понятия «дисциплинированность». Авторы рассматривают структуру модели процесса воспитания данного интегративного качества у курсантов военных вузов, формулируют условия эффективного функционирования модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of discipline at cadets of military higher education institution as moral quality of personality - actual problem of the present time

Article contains the justification of studying of the problem of the military higher education institution cadets’ discipline training as a moral quality of the personality. Objectively existing contradictions, which cause the relevance of this problem, have been determined. Author's definition of the concept "discipline" is given. Authors consider the structure for the model of the training to this integrative quality at cadets of military higher education institutions; formulating the conditions for the effective functioning of the model.

Текст научной работы на тему «Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности - актуальная проблема современности»

Начальные показатели по группе девушек в прыжках в длину очень низкие. В упражнении на силу большинство девушек имеют хороший исходный уровень, и качественный показатель отмечается на уровне серебряного и золотого знаков отличия. С нормативом на гибкость успешно справилась вся группа, имея хорошие качественные показатели. Следовательно, показателю по прыжкам в длину с места нужно больше уделять внимания, начиная со школы. После прохождения специальной подготовки мы можем наблюдать заметное увеличение количества девушек, справляющихся с нормативом на силу, и качественное улучшение этого показателя. В тесте на гибкость также наблюдается качественное улучшение показателя.

ВЫВОДЫ. Разработанная и апробированная нами программа по формированию уровня готовности студентов в ТИ (ф) СВФУ к выполнению нормативов ВФСК ГТО дала положительные результаты и нацеливает нас на продолжение данной работы со всем контингентом студентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пашин, А.А. Структурно-динамические характеристики ценностного отношения студенческой молодежи к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.А. Пашин, А.М. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 30-32.

2. Прокопенко, Л.А. О самостоятельных занятиях физическими упражнениями студентов в ТИ (ф) СВФУ в преддверии внедрения в вузах ВФСК ГТО / Л.А. Прокопенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 10. - С. 647-649.

3. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160703/. - Дата обращения 01.12.2016.

REFERENCES

1. Pashm, A.A. and Vasilyeva, A.M. (2016), "Structural and dynamic characteristics of the valuable relation of students to the introduction of the All-Russian sports complex RLD", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 30-32.

2. Prokopenko, L.A. (2016), "About self-employment physical exercise students in the TI (f) NEFU in anticipation of the introduction in universities VFSK RLD", International Journal of Applied and Basic Research, No. 10, pp. 647-649.

3. Presidential Decree of 03.24.2014, № 172 "On the All-Russian sports complex" Ready for Labor and Defense "(RLD), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160703/.

Контактная информация: larisana4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.12.2016

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Раиса Анатольевна Рогожникова, доктор педагогических наук, профессор, Артур Ямилевич Хусаинов, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

Статья содержит обоснование изучения проблемы воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности. Сформированы объективно существующие противоречия, которые обуславливают актуальность данной проблемы. Дано авторское определение понятия «дисциплинированность». Авторы рассматривают структуру модели процесса воспитания данного интегративного качества у курсантов военных вузов, формулируют условия эффективного функционирования модели.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, курсант военного вуза, нравственное качество личности, уровень дисциплинированности, модель процесса воспитания дисциплинированности личности, условия реализации модели.

EDUCATION OF DISCIPLINE AT CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS MORAL QUALITY OF PERSONALITY - ACTUAL PROBLEM OF

THE PRESENT TIME

Raisa Anatolievna Rogozhnikova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Artur Yamilevich Khusainov, the adjunct, Perm Military Institute of the National Guard of Russian Federation, Perm

Annotation

Article contains the justification of studying of the problem of the military higher education institution cadets' discipline training as a moral quality of the personality. Objectively existing contradictions, which cause the relevance of this problem, have been determined. Author's definition of the concept "discipline" is given. Authors consider the structure for the model of the training to this integrative quality at cadets of military higher education institutions; formulating the conditions for the effective functioning of the model.

Keywords: discipline, cadet of military higher education institution, moral quality of the personality, discipline level, model for process of discipline training for the personality, condition of realization of model.

В настоящее время проблема дисциплины и дисциплинированности личности является ключевой проблемой общества. Жизнедеятельность всех Российских силовых структур происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях.

В системе реформирования армии, наряду с ее оснащением новыми технологиями, вооружением и военной техникой, оптимизацией процесса подготовки военных специалистов, поднимаются вопросы переосмысления процесса воспитания личности военнослужащего. В ряду важнейших проблем - проблема воспитания дисциплины и дисциплинированности курсанта военного вуза. Как показали исследования, в армии превалирует авторитарный стиль общения, граничащий порою с унижением личности военнослужащего. В основе воспитания данного нравственного качества преобладает нормативный подход. Воспитательные меры воздействия диктуются ситуацией и чаще всего связаны с негативными проявлениями в поведении отдельных курсантов. В военных вузах сами командиры не осознают нравственный характер дисциплинированности. Вопрос пересмотра ценностных оснований военного обучения и воспитания предполагает придание военно-педагогическому процессу гуманистического характера, то есть переосмысление его с позиции личностно-ориентированной педагогической концепции, основанной на субъект-субъектных отношениях. Обеспечение нравственной ориентации на человека как высшую ценность повысит уровень дисциплинированности курсанта.

Внимание к проблеме воспитания у курсантов военных вузов со стороны государства подтверждается нормативно-правовыми документами (Уставы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, от 01 июля 2014 года № 483; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"; Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена объективно существующими противоречиями:

- между потребностью армии в военнослужащих с высоким уровнем дисциплинированности, основанных на нравственной ориентации на человека и не разработанностью научных основ воспитания у будущих офицеров данного интегративного качество личности;

- между имеющимися благоприятными возможностями для воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как нравственного качества личности и недостаточной реализацией этих возможностей в образовательном процессе.

Под дисциплиной понимается совокупность норм и правил поведения, установленных в обществе в целях совместной социальной жизнедеятельности людей.

Дисциплинированность - это интегративное качество личности, определяющее нравственное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

Дисциплинированность как проявление нравственного отношения к человеку есть ядро формирующейся дисциплины. Мы тесно связываем понятия «дисциплина» и «дисциплинированность». С точки зрения внешней, социально-объективной, такое отношение выступает как «дисциплина», с точки зрения субъективной, внутренней, индивидуальной, это явление предстает как «дисциплинированность». И дисциплина, и дисциплинированность выступают, прежде всего, как нравственные образования, ибо объектом является человек.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что общетеоретические основы процесса воспитания дисциплинированности изложены в трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Краевского, Р.А. Рогожниковой и других. Теоретические и практические аспекты воспитания данного нравственного качества личности в условиях воинской деятельности изложены А.В. Барабанщиковым, О.В. Дёминым, Н.Ф. Котовым, С.М. Соловьевым, И.М. Мальцевым, А.А. Федотовым и другими. Психологический аспект проблемы дисциплинированности личности рассматривали Л.Я. Дорфман, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко и другие.

Вместе с тем, несмотря на значительный интерес учёных и полученные результаты, проблема воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как нравственного качества личности по-прежнему не решена в должной степени. Недостаточно разработаны компоненты педагогической теории воспитания дисциплинированности. Данная проблема решается, в основном, с нормативных позиций - отсутствует гуманистический аспект. При определении уровня дисциплинированности личности не учитывается личностная структура. Таким образом, гуманистические тенденции в воспитании данного нравственного качества не находят в достаточной мере свое отражение.

Сегодня необходимо обосновать педагогические условия реализации процесса воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности. Мы предполагаем, что процесс воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности будет эффективным, если на основе личностно-ориентированного, деятельностного, системного и аксиологического подходов, а также принципов, которые обеспечивают эффективность данного процесса, будет разработана и реализована модель воспитания у будущих офицеров дисциплинированности.

В модели образовательный процесс будет рассматриваться как структура, состоящая из конкретных элементов, распределенных во времени и пространстве. Мы считаем, что она должна состоять из следующих блоков:

- целевой (воспитание дисциплинированности как нравственного качества личности у курсантов военного вуза);

- мотивационный (формирование у будущих офицеров мотивов, отражающих социальный и личностный смысл дисциплинированности);

- содержательный (отбор содержания образования - теоретических знаний о сущности дисциплины и дисциплинированности как нравственного качества личности, практических умений и навыков дисциплинированного поведения);

- технологический (формы, методы и технологии педагогического процесса, направленные на достижение цели педагогического эксперимента);

- диагностический (разработка уровней сформированности дисциплинированности, отбор диагностического инструментария для их измерения и организация системы контроля);

- результативный (результаты экспериментальной деятельности по формированию у курсантов дисциплинированности как нравственного качества личности).

В модель предполагается включить уровни дисциплинированности личности. Определяя уровни дисциплинированности курсантов, мы учитываем их нравственную ориентацию на человека. Выделяем следующие уровни качества:

- первый: элементарного соблюдения норм - уровень, когда нравственное отношение не сформировано, но заимствованы из среды внешние проявления дисциплинированности;

- второй: выполнение моральных норм, исходя из эмоционального расположения к человеку - дисциплинированность обусловлена интересом к тем людям, которые связаны деятельностью с субъектом или импонируют;

- третий: привычное исполнение норм, которое обусловлено нравственным мотивом. Дисциплинированность сформировалась как отношение: рациональная и эмоциональная сферы и поведенческие действия слиты воедино. Определяющую роль играют автоматизированные действия, которые со временем, превратившись в привычки, становятся побуждением к действию. Однако если это отношение выступает вразрез с сугубо личными интересами, человек может отступить от привычных действий с нравственной мотивацией;

- четвертый: подчинение дисциплине при отвержении минутных импульсивных желаний. Сформировано чувство долга, которое является регулятором поведения. Движущей силой является сочувствие людям, сопереживание их состоянию, стремление помочь;

- пятый: дисциплина как естественная свобода личности, принявшей необходимое в качестве личностно ценного. Высокая нравственная устойчивость. Цели и интересы личности согласуются с общественными, и характеризуются гуманистической направленностью. Требовательность как взыскательное отношение к поведению окружающих людей. Самореализация.

Модель процесса воспитания дисциплинированности курсантов включает пять основных этапов воспитания данного интегративного качества личности (демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора, этап самореализации).

Каждый этап выводит военнослужащего на соответствующий уровень сформиро-ванности качества.

В целях эффективной реализации модели необходимо обеспечить в образовательном процессе военного вуза педагогические условия её функционирования. На наш взгляд, важнейшими условиями могут стать следующие:

- опора на витагенный опыт курсанта и сформированные у него ценностные ориентации процесса воспитания дисциплинированности;

- гуманизация учебного процесса, осуществляющаяся через гуманитаризацию содержания учебных предметов; совершенствование технологического блока с учетом индивидуальных особенностей курсантов; проверку знаний, умений и навыков, формирующих достоинство личности;

- организация педагогического общения на основе субъект-субъектных отношений в системе «командир-курсант», «преподаватель-курсант», «курсант-курсант»;

- функционирование института наставничества.

Развитие и углубление рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим теоретико-методологическим исследованием на основе персонально-личностного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Краевский, В.В. Ценностные ориентации как основа стратегии образования / В.В. Краевский // Труды научного семинара «Философия - образование - общество». - М., 2005. -Т. 2. - С. 9-21.

3. Рогожникова, Р.А. Подготовка студентов педвузов к воспитанию сознательной дисциплины школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рогожникова Раиса Анатольевна. -Москва, 1992. - 16 с.

4. Рогожникова, Р.А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку : дис. ... д-ра пед. наук / Рогожникова Раиса Анатольевна. - Пермь, 1998. - 327 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (1980), About the person as an object and subject of education, Selected psychological works, Pedagogy, Moscow.

2. Kraevsky V.V. (2005), "Value orientation as the basis for education", Proceedings of scientific seminar "Philosophy - education - society", Vol. 2, publishing house NTA "APFN", (Professional Ser.), Moscow, pp. 9-21.

3. Rogozhnikova, R.A. (1992), Preparation of students of teacher training Universities to educate conscious discipline pupils, dissertation, Moscow.

4. Rogozhnikova, R.A. (1998), Theory and practice of education of discipline of schoolboys on the basis of the valuable relation to a man, dissertation, Perm.

Контактная информация: a.khusainoff2016@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2016

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В АДЪЮНКТУРЕ ВОЕННОГО ВУЗА (ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

ИССЛЕДОВАНИЯ)

Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника института по научной и учебной работе, полковник, Николай Николаевич Миняйлен-ко, кандидат юридических наук, профессор, начальник адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье ставится задача имитационного моделирования процесса обучения офицера в адъюнктуре в рамках в контексте организационно-педагогического управления процессом обучения. Представлено конечно-разностное уравнение числа обучающихся в адъюнктуре и алгоритм составления аналогичных уравнений для других переменных имитационной модели.

Ключевые слова: имитационная модель, адъюнкт, адъюнктура, организационно-педагогическое управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.