Итак, формирование экологической компетентности учащихся СПО - это не только овладение главными ее составляющими, но и овладение всеми элементами экологической деятельности образовательного учреждения. Поскольку только в экологически направленной деятельности, специально созданной экологической среде формируются главные качества и ценности экологической ком-
Библиографический список
петентности как главного инструментария разработки и защиты всевозможных экологических проектов, ориентированных на сохранение зеленых насаждений, их преумножение, включая участки и живые уголки, что в итоге будет способствовать предупреждению экологических катастроф и активному экологическому сознанию учащихся.
1. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов. Москва: Аделант, 2014.
2. Скоростинская А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире. Студенческий: электронный научный журнал. 2018; № 13 (33). Available at: https://sibac.info/journal/student/33/114646
3. Лаврентьева Л.А. Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура. Известия Байкальского государственного университета. 2012; № 4 (55): 34 - 42.
4. Яхонтова Л.К., Зверева В.П. Экологические последствия гипергенных (техногенных) процессов. Основы минералогии гипергенеза: учебное пособие. Владивосток: Дальнаука, 2000.
5. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Refеrences
1. Egorova T. V. Slovar' inostrannyh slov. Moskva: Adelant, 2014.
2. Skorostinskaya A.A., Danilenko Yu.A., Bunin A.A. 'Ekologicheskoe vospitanie i ego rol' v sovremennom mire. Studencheskij: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018; № 13 (33). Available at: https://sibac.info/journal/student/33/114646
3. Lavrent'eva L.A. 'Ekologicheskaya kompetentnosf v sovremennyh issledovaniyah: suschnost', soderzhanie i struktura. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 4 (55): 34 - 42.
4. Yahontova L.K., Zvereva V.P. 'Ekologicheskie posledstviya gipergennyh (tehnogennyh) processov. Osnovy mineralogii gipergeneza: uchebnoe posobie. Vladivostok: Dal'-nauka, 2000.
5. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 378.3
Medveditskova L.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia),
E-mail: lusia_stavropol@mail.ru
DISCIPLINE OF THE EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: THE CONTENT AND WAYS OF FORMATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article deals with the problem of discipline of the employee of the Internal Affairs bodies - its main components, stages of formation in the process of training of future police officers in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. The article considers four types of discipline of employees. Carrying out during training systematic educational work aimed at maintaining and strengthening service discipline in educational units is the key to further professional growth of young employees of Internal Affairs. The author concludes that discipline and its formation is an important pedagogical problem. It is especially relevant for police officers, since it forms the basis of the orientation of the employee's personality and determines the nature of his professional activity.
Key word: employees of departments of Internal Affairs, discipline, stages of formation of discipline.
Л.В. Медеедицкоеа, канд. юридич. наук, доц., нач. каф. криминалистики Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России,
г. Ставрополь, E-mail: lusia_stavropol@mail.ru
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается проблема дисциплинированности сотрудника органов внутренних дел - её основные компоненты, этапы формирования в процессе обучения будущих сотрудников ОВД в высших образовательных учреждениях системы МВД. В статье рассмотрены четыре типа дисциплинированности сотрудников. Проведение в период обучения систематической воспитательной работы, направленной на поддержание и укрепление служебной дисциплины в учебных подразделениях, выступает залогом дальнейшего профессионального роста молодых сотрудников органов внутренних дел. Автор делает вывод о том, что дисциплинированность и её формирование является важной педагогической проблемой. Особенно она актуальна для сотрудников ОВД, так как составляет основу направленности личности сотрудника и предопределяет характер его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники отделов внутренних дел, дисциплинированность, этапы формирования дисциплинированности.
В последнее время, как отмечают многие учёные-практики [1 - 7 и др.], в подразделениях ОВД прослеживается снижение служебной дисциплины. Данный факт нацеливает на поиск новых путей и средств в решении проблемы формирования дисциплинированности у сотрудников органов правопорядка.
Для учреждений высшего образования системы МВД РФ проблема формирования дисциплинированности приобретает особую актуальность, поскольку у будущих молодых сотрудников ОВД в ходе образовательного процесса необходимо сформировать основы дисциплинированного поведения. Выпускникам предстоит решать служебные, профессиональные задачи, принимать самостоятельные решения, вести оперативно-служебную деятельность, что невозможно без выстроенной внутренней личностной дисциплинированности. В связи с чем условие дальнейшего успешного выполнения служебных обязанностей для сегодняшних курсантов институтов системы МВД РФ - это решение педагогической проблемы воспитания дисциплинированности, поиск эффективных методов и средств для решения данной проблемы. Плановая, системная воспитательная работа в вузе, направленная на формирование и укрепление личностной и служебной дисциплины курсантов, является детерминантом профессионального роста, развития курсантов, в дальнейшем - молодых сотрудников ОВД.
Дисциплинированность как качество личности основывается на ее внутренних убеждениях, опирается на способность личности управлять своим поведением. Дисциплинированность сотрудника ОВД базируется на трудовом распорядке, особенностях служебной дисциплины, на положениях «Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», способности сотрудника управлять своими эмоциями, привычками, готовности действовать в любой сложной обстановке в соответствии с требованиями устава.
Выделены требования к каждому сотруднику по соблюдению служебной дисциплины:
1) неукоснительное соблюдение Конституции и других законов РФ;
2) уважительное отношение и соблюдение прав и свобод человека, гражданина РФ;
3) добросовестное отношение и выполнение служебных обязанностей, обязательность в выполнении приказов вышестоящих начальников;
4) достойное поведение в преодолении трудностей, связанных со служебной деятельностью в ОВД;
5) мужественность, честность, бдительность сотрудников;
Таблица 1
Типы и характеристики дисциплинированности
№ пп Типы дисциплинированности Характеристики дисциплинированности
1. Сознательная, истинная дисциплинированность Обусловлена личностными и социально значимыми мотивами, такими как долг стремление к самореализации, внесение личностного вклада в решение общих задач и т.д.
2. Конформная (подражательная) дисциплинированность Характеризуется неустойчивым поведением сотрудников, ориентированностью на поведение командиров, сослуживцев и др. - подражательное поведение.
3. Прагматическая дисциплинированность Обусловлена (на основе уставного поведения) стремлением получить определенные льготы и иные привилегии, расположить к себе начальствующий состав.
4. Критическая дисциплинированность Проявляется как вынужденное поведение сотрудника из-за боязни наказаний, служебных санкций и др. в результате недобросовестного выполнения служебных обязанностей и уставных требований.
6) охранять правовой порядок, что установлено законами РФ и Конституцией РФ, сохранять служебную и государственную тайну;
7) уважительное отношение к старшим по званию, содействие в решении служебных задач, направленных на укрепление дисциплины и порядка;
8) соблюдение форменного стиля, поддерживание культуры офицера (вежливость, отдания чести и т.д.);
9) развитие и совершенствование своих профессиональных знаний, умений и навыков;
10) знание и бережное отношение к оружию и специальной технике.
По дисциплинированному поведению сотрудника ОВД можно судить о его общей дисциплинированности, поскольку поведение есть проявление устойчивых сформированных качеств. Дисциплинированное поведение - это волевая саморегуляция личности (сотрудника) своего поведения, оптимальное использование предметов, процессов в конкретных служебных профессиональных ситуациях. Проявляется дисциплинированность в ответственном отношении к работе, выполнении своих служебных обязанностей, служебных требований, в строгом соответствии работы требованиям устава, приказов, распоряжений. Дисциплинированность - это проявление ответственности личности перед обществом, ближайшим окружением, перед собой. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера, темперамента, способностей работника.
Педагоги (В.Я. Кикоть, В.М. Статный и др.) [3], рассматривающие проблему формирования дисциплинированности, выделили в дисциплинированности две стороны - внутреннюю и внешнюю. Основная роль отводится внутренней стороне, поскольку внешние воздействия не могут стать регуляторами поведения, необходима саморефлексия, принятие норм и правил поведения. Исследования (А.С. Битев, Р.Е. Капелюшник, Л.А. Саенко, В.М. Статный и др.) [4, 6, 7] показывают, что для личности необходима смысловая идентификация всех внешних требований, необходимо положительное осмысление, включение этих требований в иерархию личностных ценностей, что будет стимулировать появление внутренних мотивов. Следовательно, формирование дисциплинированности - это, прежде всего, развитие у курсантов мотивов уставного, дисциплинированного поведения. В.М. Статный отмечает, что «все внешние воздействия на личность связаны с психическим эффектом, все преломляется через «внутренний мир» личности» [10].
В процессе формирования дисциплинированности курсантов, каждое воздействие офицеров должно нести определенную воспитательную нагрузку, активизировать смысло-аналитическую работу курсантов. Курсант (будущий сотрудник органов ОВД) оценивает требования, которые к нему предъявляются, затем сравнивает эти требования с собственными представлениями о дисциплинированном поведении и в конце выстраивает свое отношение к данному требованию, оценивает его важность и значение. Такая оценка различных обстоятельств (объективных и субъективных), его собственных действий формируют у будущих сотрудников ОВД способность к личностной оценке действий, выявления смысла служебных требований. Так формируется положительный мотив дисциплиниро-
ванного поведения сотрудника ОВД. Советский психолог С.Л. Рубинштейн указывал, что «мотив к осознанному действию у человека появляется лишь после того, как человек оценивает, учитывает, взвешивает различные обстоятельства. Осознанность цели, стоящей перед ним, возникает, когда появляется мотив. Только тогда в сознании формируются пути достижения цели, все наполняется смысловым содержанием, появляются реальные действия» (В.М. Статный, А.С. Душкин, И.Ю. Кобозев) [6].
Формирование мотивов дисциплинированного поведения является процессом, направленным на усиление побуждения курсантов (а в дальнейшем и сотрудников ОВД) следовать той модели поведения, которая заложена в уставах. Поскольку модель поведения «следование уставу» не может воспроизвести поведение во всех его деталях, а только отражает наиболее существенных черты, то сотрудник должен сам для себя создать модель поведения. Такая «собственная модель» должна соответствовать и отражать реальные условия работы, службы, опыт профессиональной деятельности сотрудника.
Уставное поведение может быть детерминировано мотивами, различными по их зрелости. Эти мотивы можно свести в четыре группы. На основании такой группировки, определяются четыре типа дисциплинированности (табл. 1).
Второй, третий и четвертый типы дисциплинированности образуют низший уровень развития этого качества, поскольку поведение в этих случаях не определяется сознательностью сотрудника. «Дисциплина не является сознательной, если подчинение диктуется такими мотивами, как страх наказания, соображения выгоды и расчет на другие подобные стимулы».
В поведении всех рассмотренных типов дисциплинированности имеются существенные особенности, учет которых позволит руководителю правильно строить свою деятельность.
Выделяют следующие основные мотивы недисциплинированности: 1) социальные и психологические факторы; 2) уклонение от трудностей службы; 3) отрицательное отношение к непосредственному руководству; 4) вредные (негативные) привычки; 5) безнаказанность (или ложная уверенность в безнаказанности).
Под влиянием социальных норм, то есть в процессе социализации личности сотрудника происходит формирование ценностей и мотивов дисциплинированного поведения. Институтами профессиональной социализации в условиях правоохранитиельной деятельности являются социально-психологические явления в подразделении, стилевые особенности руководителя по поддержанию служебной дисциплины и его личностные особенности.
Ведущие мотивы недисциплинированного поведения формируются главным образом на основе материальных потребностей. «Духовные» побуждения представлены в виде интересов развлечения, самоутверждения, достижения материального благополучия, стремления к различного рода удовольствиям. При этом мотивы долга ограничены ложным пониманием товарищества, давлением референтной группы. В деятельности руководителя по поддержанию служебной дисциплины основными трудностями являются мотивационный и операциональный дефицит, низкая эмоционально-волевая устойчивость. По этой причине у руководителей встречались такие недостатки, как копирование приемов, исполь-
Таблица 2
Этапы и характеристики служебной деятельности, обусловливающие формирование дисциплинированности
№ пп Этапы служебной деятельности Характеристика этапа служебной деятельности
1. Первый этап - профессиональный отбор Психологический профессиональный отбор, прохождение всех необходимых процедур, прохождение испытательного срока, стажировки.
2. Второй этап - первичная адаптация Первичная психологическая адаптация сотрудника к новому месту службы, к выдвигаемым требованиям, личностным особенностям начальствующего состава и сотрудникам. Вырабатываются приемы психологической защиты, происходит процесс привыкания, освоения социальных условий и норм.
3. Третий этап - развитие профессиональной идентичности Формирование собственной (персональной) идентичности и развитие профессионализма. Этот этап характеризуется активной рефлексией сотрудника, включением в активную социализацию.
4. Четвертый этап - сознательная дисциплинированность Формирование осознанной дисциплинированности, построение иерархии ценностей, в которую включены как личностные, так и профессиональные цели, идеалы, пути достижения. На данном этапе формирование персональной и профессиональной идентичности завершается.
зуемых другими руководителями без учета конкретной ситуации; перенос в свою деятельность приемов, которые в прошлом обеспечивали успех; абсолютизация некоторых приемов воздействия и их активное использование в ущерб другим приемам; подверженность шаблону и стереотипам в оценке поведения подчинённого. Учёными установлены четыре этапа службы, связанных с развитием дисциплинированности (табл. 2).
При этом можно отметить, что на основе проведённой учёными-практиками работы и наших личных наблюдений можно говорить о том, что на первом этапе требования служебной дисциплины выступают как внешние для данной личности. От курсанта требуется только их выполнять. Это период характеризуется становлением внешней дисциплины курсанта. Дисциплинированность личности формируется как волевая черта характера курсанта.
Далее на втором этапе формирования дисциплинированности преподаватели стараются развивать дисциплинированность у курсантов. Как отмечают учёные (М.А. Егоров, В.Я. Кикоть и др.) [2], [3], на этом этапе усиливается коллективное воздействие со стороны учебной группы на личность каждого отдельного курсанта.
На формирование высокого уровня дисциплинированности личности в профессиональном коллективе оказывают влияние различные социальные, психологические факторы: мнение общества, сформировавшиеся в коллективе
Библиографический список
нормы поведения и общения, комфортный/некомфортный психологический климат, удовлетворенность членов коллектива своей работой и личной жизнью и т.п. Общий уровень дисциплинированности коллектива зависит от уровня дисциплинированности каждого члена этого коллектива. Следует учитывать такие факторы, как психологическая совместимость/несовместимость, степень организации служебной деятельности, профессиональная подготовленность и компетентность членов коллектива, уровень официальных отношений, возможность неофициального общения, поскольку они также влияют на дисциплинированность членов коллектива.
Как отмечает В.М. Статный [5], [6], в этот период закладывается основа перехода от воспитания к самовоспитанию дисциплинированности. При этом внешние требования преподавателей и коллектива к личности становятся требованиями слушателя к самому себе.
На третьем и четвёртом этапе происходит превращение объективных требований в субъективные. Именно на данном этапе осуществляется развитие дисциплинированности личности, формируются основные идеалы, ценности, чувство ответственности и служебного долга.
Тем самым дисциплинированность и её формирование является важной педагогической проблемой. Особенно она актуальна для сотрудников ОВД, поскольку составляет основу направленности личности сотрудника и предопределяет характер его профессиональной деятельности.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170 - 175.
2. Егоров М.А. Педагогические условия развития патриотизма сотрудников пограничных органов на основе совершенствования критического мышления. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 28 - 30.
3. Капелюшник РЕ. Воспитание дисциплинированности курсантов институтов МВД России. Челябинск, 2002.
4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5 - 2: 141 - 145.
5. Статный В.М. Особенности воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001.
6. Статный В.М., Душкин А.С. и др. Психолого-педагогическая профилактика нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции. Санкт-Петербург, 2015.
7. Медведицкова Л.В. Формирование благоприятного психологического климата в подразделениях ОВД как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 307 - 308.
Refеrences
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170 - 175.
2. Egorov M.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya patriotizma sotrudnikov pogranichnyh organov na osnove sovershenstvovaniya kriticheskogo myshleniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 28 - 30.
3. Kapelyushnik R.E. Vospitanie disciplinirovannosti kursantov institutov MVD Rossii. Chelyabinsk, 2002.
4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5 - 2: 141 - 145.
5. Statnyj V.M. Osobennosti vospitaniya disciplinirovannosti u slushatelej uchebnyh centrov MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.
6. Statnyj V.M., Dushkin A.S. i dr. Psihologo-pedagogicheskaya profilakíika narushenijsluzhebnoj discipliny izakonnostisotrudnikamipolicii. Sankt-Peterburg, 2015.
7. Medvedickova L.V. Formirovanie blagopriyatnogo psihologicheskogo klimata v podrazdeleniyah OVD kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 307 - 308.
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 378
Razuvaev D.S., adjunct, Department of Pedagogy, Federal University for Higher Education "Military University' of the Russian Federation Ministry of Defense
(Russia), E-mail: razyvai25101986@gmail.com
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE METHOD OF EXERCISE IN THE EDUCATION OF SOLDIERS. The article discusses theoretical provisions of the method of exercise in the education of military personnel. The ways and conditions of implementation of the method of exercise in education are prescribed. The importance of the exercise method is considered. The author concludes that of course the use of methods of education of military personnel should be comprehensive and in the absence of this can not achieve the goals of education. The most effective method in the education of military personnel is the method of exercise, since with it we form in the soldier exactly those habits of correct behavior, which he will use not only when performing tasks of daily life, but also in a combat situation. The article also presents conditions of pedagogical effectiveness of exercises.
Key words: method of exercise, education of military personnel, systematic repetition, habits of behavior, military pedagogy, system of methods, integrated approach.
Д.С. Разуваев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва, E-mail: razyvai25101986@gmail.com
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА УПРАЖНЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В статье рассматриваются теоретические положения метода упражнения в воспитании военнослужащих. Прописаны пути и условия реализации метода упражнения в воспитании. Рассматривается его значимость. Автор делает вывод о том, что применение методов воспитания военнослужащих должно быть комплексным, и при отсутствии этого можно не достигнуть целей воспитания. Самый эффективный метод в воспитании военнослужащих, по мнению автора, - это метод упражнения, так как при помощи него мы формируем в военнослужащем именно те привычки правильного поведения, которыми он воспользуется не только при выполнении задач в повседневной жизнедеятельности, но и в условиях боевой обстановки. В статье также представлены условия педагогической эффективности упражнений.
Ключевые слова: метод упражнения, воспитание военнослужащих, систематическое повторение, привычки поведения, военная педагогика, система методов, комплексный подход.