Научная статья на тему 'Основные направления воспитания дисциплинированности у курсантов Белгородского юридического института МВД России'

Основные направления воспитания дисциплинированности у курсантов Белгородского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / DISCIPLINE / EDUCATIONAL SYSTEM / INDISCIPLINE / CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитраков А.М., Хрисанов В.А., Дубровский В.Ю., Чирков Е.Н.

В статье рассматриваются особенности системы воспитания дисциплинированности у курсантов института, раскрыты причины недисциплинированного поведения отдельных курсантов и раскрыты основные направления, способствующие повышению эффективности процесса воспитания дисциплинированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of education of cadets’ discipline in the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the features of an educational system of cadets’ discipline in institute, and reveals the reasons of undisciplined behavior. The authors focus the basic lines of the activity promoting the increase of effective process in the discipline.

Текст научной работы на тему «Основные направления воспитания дисциплинированности у курсантов Белгородского юридического института МВД России»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУРСАНТОВ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

the basic directions of education of cadets’ discipline in the belgorod law institute of the ministry of internal affairs of russia

УДК 378.6(470.325)

А.М. ДМИТРАКОВ,

заместитель начальника по работе с личным составом (Белгородский юридический институт МВД России) тел. (4722) 55-71-16

A.M. DMITRAKOV,

Deputy Head (Staff work)

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

В.Ю. ДУБРОВСКИЙ

(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: d.d.d.vlad@rambler.ru

В.А. ХРИСАНОВ,

доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: vitally.hrisanov@yandex.ru

V.A. KHRISANOV,

doctor of geographical sciences, professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Е.Н. ЧИРКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: chirkov31@mail.ru

V.U. DUBROVSKY

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

E.N. CHIRKOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

29

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Аннотация: в статье рассматриваются особенности системы воспитания дисциплинированности у курсантов института, раскрыты причины недисциплинированного поведения отдельных курсантов и раскрыты основные направления, способствующие повышению эффективности процесса воспитания дисциплинированности.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, система воспитания, недисциплинированность.

Abstract: the article deals with the features of an educational system of cadets’ discipline in institute, and reveals the reasons of undisciplined behavior. The authors focus the basic lines of the activity promoting the increase of effective process in the discipline.

Keywords: cadet, discipline, educational system, indiscipline.

Анализ качества подготовки офицеров - выпускников вузов МВД России, а также особенностей их профессионального становления в подразделениях после окончания учебных заведений показывает, что часть выпускников оказываются недостаточно дисциплинированны и не всегда четко и оперативно выполняют задачи полицейской службы, по причинам низкой ответственности за выполнение профессионального долга допускается халатное исполнение служебных обязанностей.

На наш взгляд, такому положению дел способствует отсутствие эффективных методов и систематичности по воспитанию дисциплинированности у курсантов( слушателей) в период их обучения в вузах.

Дисциплина - это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Она - необходимое условие нормального существования любого общества, любого коллектива, в том числе и нашего вуза.

Сегодня понятие «дисциплина курсантов (слушателей)» в Белгородском юридическом институте МВД России включает в себя:

1. Совпадение поставленных задач законности и дисциплины курсантов.

2. Постоянное единое требование для всех курсантов института.

3. Обязательное соблюдение нравственных норм, определённых уставом института.

4. Дисциплинарную ответственность курсантов за нарушение правил, норм не только в вузовской, но и во внеурочной обстановке.

5. Определение четкой регламентации правил поведения по всем направлениям учебно-воспитательной деятельности.

6. Правовую ответственность за нарушение порядка и правил поведения курсантов.

В отличие от понятия «дисциплина», дис-

циплинированность - это основные требования дисциплины, исполнение которых стало бы для курсантов (слушателей) глубокой внутренней потребностью, привычкой выполнять все уставные положения. Она является проявлением законопослушности, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, преподавателя, личные интересы - интересам всего подразделения.

Таким образом, мы видим, что понятие «дисциплинированность» - это сформированное качество курсанта, обеспечивающее устойчивое, правильное поведение его в условиях обучения в институте. Её характеризуют следующие показатели:

- четкое выполнение указаний и распоряжений преподавателей и начальников;

- строгое соблюдение установленного в нашем институте внутривузовского порядка;

- соблюдение ношения формы одежды и в целом опрятный внешний вид;

- бережное отношение к имуществу, оборудованию.

Внутренние показатели дисциплины:

- знание уставов и наставлений, требований внутривузовской службы;

- глубокое внутреннее убеждение каждого курсанта в необходимости дисциплины;

- умение управлять собой в соответствии с требованиями курсантской дисциплины;

- постоянный самоконтроль.

Дисциплинированность курсанта (слушателя) тесно связана с патриотическими, профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому к понятию «дисциплинированность» необходимо подходить комплексно [1].

Дисциплинированность не рождается вместе с человеком. Она формируется и развивается в процессе его курсантской

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

30

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

жизни и деятельности. Привитие курсантам (слушателям) этого качества невозможно без систематического контроля за полным и точным соблюдением ими требований внутривузовского устава и правил внутреннего служебного распорядка. Сотрудник вуза постоянно должен разъяснять курсанту, почему и как надо поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Такая его деятельность помогает, в первую очередь, первокурсникам преодолеть сложности, вызываемые трудностями службы, особенно в начальный период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов.

Наши наблюдения показывают, что курсант легче достигает желаемых результатов тогда, когда он сам внутренне активно вовлечен в разносторонний учебно-воспитательный процесс. Речь идет о самовоспитании дисциплинированности.

Нам необходимо добиваться того, чтобы каждый курсант понял, что выработка у себя качеств, соответствующих требованиям присяги и уставов, не самоцель, а потребность нашего ведомственного институтского уклада повседневной жизни. При этом нельзя забывать о развитии самосознания курсанта, которое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в повседневной учебной и внеучебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором, влияющим на формирование самооценки и в целом жизненной позиции человека, определяет его отношение к стоящим задачам.

Преподавателям необходимо помнить, что курсанты (слушатели) многому учатся, следуя их примерам, примерам командиров, сокурсников. Большую помощь в развитии самооценки курсанта оказывают произведения литературы, искусства, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

При повседневном воспитании курсантов в нашем институте мы нацеливаем на самоконтроль - уметь критически взглянуть на свои поступки, учитывая требования уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Чем больше в коллективе курсанты проявляют требовательность друг к другу, тем больше каждый проявляет ее к себе.

Важными компонентами самосознания, способствующими самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеалы, мечта,

жизненная цель, интересы, которые как компас помогают курсанту ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса.

На наш взгляд, самые подходящие методы для воспитания дисциплинированности - это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т.п.

Наряду с дисциплинированностью всё же наблюдаются случаи нарушения дисциплины среди наших курсантов (слушателей). Основными причинами нарушения дисциплины являются:

1. Комплекс причин, обусловленный низкой сознательностью курсанта.

2. Низкая воспитательная работа со стороны преподавателей, командиров по привитию курсантам качеств личной дисциплинированности.

3. Слабое знание требований уставов о порядке и правилах поведения курсантов и отсутствие привычки дисциплинированного поведения (главным образом у курсантов первого курса).

4. Причины, связанные с условиями формирования личности до поступления в наш юридический институт.

В нашем институте для курсантов (слушателей) годами отработаны правила внутреннего служебного распорядка. Этими правилами предусматриваются все мероприятия, проводимые в течение дня - от подъема до отбоя. На каждое из них отводится время, рассчитанное до минуты. Систематическое, изо дня в день повторяемое выполнение всех мероприятий, предусмотренных распорядком дня, есть своего рода тренировка, упражнение, в результате чего вырабатываются устойчивые привычки дисциплинированного поведения курсантов.

Проведенные наблюдения за курсантами различных курсов отмечают высокое качество организации учебного процесса, что оказывает действенное влияние на формирование дисциплинированности курсантов.

Вместе с тем важной ролью в укреплении дисциплины среди курсантов (слушателей) нашего института играет слаженная деятельность кафедр, факультетов и отделов вуза.

Морально-психологическое обеспечение учебно-служебной деятельности нашего института включает следующие виды деятельности: воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, работу по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава.

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

31

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Она включает в себя единое вузовское планирование воспитательной работы, составление расписания занятий, взаимопосещение занятий и взаимопроверки кафедр. Приглашение для проведения занятий и на экзамены сотрудников практических органов - отличных профессионалов своего дела. Различные совещания, заседания, собрания и многое другое.

Если рассмотреть организацию дисциплины курсантов на примере деятельности кафедры тактико-специальной подготовки, то необходимо отметить, что руководитель подразделения систематически проводит заседания кафедры, на которых остро ставит вопросы перед преподавателями о выполнении ими учебных планов, качества проведения занятий. Преподаватель должен требовать от курсанта не только глубоких знаний предмета, но также соблюдение служебной дисциплины, и дисциплины на занятии.

Можно взглянуть на положение дисциплины на примере проведения занятий преподавателями кафедры огневой подготовки, где особо важно соблюдать не только правила служебной дисциплины, но и четко знать и выполнять меры безопасности при обращении с оружием, так как это одно из главных условий безопасного проведения такого специфического предмета. Именно поэтому на кафедре уделяют особое внимание каждому курсанту, слушателю и офицеру в процессе изучения такого предмета, как огневая подготовка. Каждое действие с оружием и без него выполняется четко по командам руководителя стрельб или его помощника.

На укрепление дисциплины курсантов направлена разносторонняя воспитательная работа. Так, сотрудники, курсанты и студенты института принимают участие в ежегодных фестивалях и акциях, проводимых МВД России - «Щит и лира» (г.Москва), «Милосердие белых ночей» (г.Санкт Петербург), в конкурсах «Открытый взгляд» и «Доброе слово».

Курсанты, слушатели института активно участвуют в городских и областных конкурсах, представляют свои программы на фестивалях и акциях «Афганский ветер», «Студенческая весна», «Сердце помнит, не забудет никогда...» и др.

В воспитании курсантов важную роль играет действующий на базе клуба университет культуры и 9 коллективов самодеятельного творчества, в которых принимают участие более 170 курсантов, студентов, сотрудников

и работников института: мужской хор, мужская вокальная группа, ансамбль народного танца «Радуга», вокально-инструментальный ансамбль «Импульс», команда КВН «Кенты», женская вокальная группа «Лира», танцевальная группа «Экспрессия», вокальный ансамбль «Романтика», вокальная группа «Ивушка».

Таким образом, все вышеизложенное позволяет нам определить основные педагогические условия, направленные на совершенствование воспитания дисциплинированности у курсантов (слушателей) Белгородского юридического института МВД России:

1. Поэтапное усложнение задач и содержания всех видов деятельности и изменение уровня требовательности к курсанту (слушателю) от этапа к этапу, адекватность требовательности воспитателя по отношению к уставным требованиям в процессе их усвоения курсантами (слушателями).

2. Органическое единство теоретической и практической подготовки, коллективных и индивидуальных форм работы курсантов (слушателей).

3. Соблюдение межпредметных связей и осуществление творческого диалога как формы реализации сотрудничества и субъективного взаимодействия по вопросам дисциплинированности .

4. Целенаправленная профессиональнонравственная подготовка будущего офицера; придание всем видам деятельности курсантов (слушателей) творческой профессионально-нравственной направленности.

5. Соблюдение комплексного подхода в воспитании дисциплинированности у курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России.

6. Совершенствование методов воспитания дисциплинированности с позиции оптимизации всего педагогического процесса в образовательной организации.

В заключение необходимо отметить, что в процессе воспитания и укрепления дисциплины курсантов преподавательскому составу приходится решать немало задач. Как правило, они сводятся к привитию личному составу знаний о повседневной дисциплине, созданию на их основе готовности и способности соблюдать все ее требования. Воспитание дисциплины курсантов невозможно без развития личной дисциплинированности, точного соблюдения уставных норм, правил поведения. Одной из главных задач по воспитанию дисциплины должно быть привитие

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

32

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

каждому курсанту потребности активного участия в повышении уровня дисциплины, борьбе с ее нарушителями.

В целом для улучшения дисциплинированности курсантов необходимо их комплексное воспитание - трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, умственное, патриотическое [2]. Курсант должен быть максимально занят учебой, наукой, работой, физической подготовкой, посещать музеи, театры, кино, заниматься благотворительностью (социально значимой работой), участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и рядом с ним должны быть хорошие педагоги, воспитатели - наставники, профессионалы своего дела и патриоты своего Отечества.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в результате систематической, кропотливой, воспитательной работы сотрудников института наблюдается хорошая дисциплина среди курсантов. Весьма редко проявляются случаи нарушений дисциплины. Во всем этом играют большую роль единые требования сотрудников всех кафедр и подразделений. Руководство института уделяет большое внимание вопросам дисциплины и дисциплинированности среди сотрудников, курсантов и слушателей. В результате наши выпускники имеют хорошую профессиональную подготовку и быстро осваивают специфику работы в коллективе правоохранительных органов, и весьма редко наблюдаются случаи их увольнения на раннем этапе службы.

Литература —

1. Общевоинский устав ВС РФ. - М.: Военное издательство, 1994. 199 с.

2. Геворкян И.Ш., Хрисанов В.А., Михайликов В.Л. Выполняя социальный заказ общества, готовим современных полицейских // Проблемы правоохранительной. 2013. №1. С. 8-14.

References

1. Common military regulation the AF of the RF. - M.: Military publishing house, 1994. 199 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gevorkyan LSh, Krisanov V.A., Mikhajlikov V.L. Executing the social order of a society, we prepare modern policemen. // Problems of law. 2013. №1. Р. 8-14.

(Статья сдана в редакцию 08.10.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.