Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового воспитания курсантов вузов МВД в процессе занятий физической подготовкой'

Некоторые аспекты правового воспитания курсантов вузов МВД в процессе занятий физической подготовкой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ КУРСАНТА / PHYSICAL TRAINING / SPORT / SPORTS AND SPORTING ACTIVITIES / LEGAL EDUCATION / MORAL DEVELOPMENT / THE IDENTITY OF THE CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко А. Л.

В статье рассматриваются некоторые аспекты правового воспитания курсантов в процессе занятий физической подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of legal education of students of universities MIA during physical training

This article discusses some aspects of legal education of students in the process of physical training.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового воспитания курсантов вузов МВД в процессе занятий физической подготовкой»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

some aspects of legal education of students of universities mia during physical training

УДК 378.6

А.Л. СЛАВКО,

кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России) Тел. (4722) 52-55-35

A.L. SLAVKO,

саndidаte sociological Science (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты правового воспитания курсантов в процессе занятий физической подготовкой.

Ключевые слова: физическая подготовка, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, правовое воспитание, нравственное развитие, личность курсанта.

Abstract: This article discusses some aspects of legal education of students in the process of physical training.

Keywords: physical training, sport, sports and sporting activities, legal education, moral development, the identity of the cadet.

Право, правовое государство, нормативные правовые акты - это непременные условия успешного функционирования любого демократического общества, развития экономики. Закон стоит на страже безопасности и благосостояния граждан. Равенство перед законом - одно из основных условий и принципов демократии. А для сотрудника полиции - «служу закону, служу народу». Правовые нормы, как и нравственные, не остаются неизменными на многие века, о чем свидетельствует история развития общества. Они отражают интересы господствующих групп населения на соответствующих этапах истории и изменяются вместе с общественными формациями, это же касается и реального претворения их в жизнь. Люди к тому же не рождаются запрограммированными к неукоснительному

соблюдению законов. Порой негативное влияние микрогруппы формирует та среда, которая окружает обучаемых. Большое значение в теории и методике воспитания играют положение о влиянии коллектива на личность в совместной деятельности. Именно в такой деятельности определенные правовые отношения, регламентируемые нормативными актами, могут быть определяющими для достижения успеха. Физическая подготовка и спорт по своему содержанию, организации тесно связаны с различными нормативно-правовыми актами, и нормативными документами. Положения о проведении самых различных соревнований и правила имеют много общего с нормативными актами. Обязанности и права спортивных судей, тренеров, руководителей, и представителей команд на соревнованиях, спортивных сбо-

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

52

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

рах строго регламентированы. Так, правила соревнований по различным видам спорта - это особый правовой документ, где четко определено, что можно и что не разрешается спортсмену, спортивному судье, какие меры применяются в случае нарушений условий, указанных в данных правилах, когда и как можно обжаловать то или иное решение судей, когда в организационно-экономической сфере спортивной деятельности полагается административная или материальная ответственность и т.д.

Учебные занятия по физической подготовке, тренировки в спортивных секциях, командные и лично-командные соревнования способствуют установлению и упрочению соответствующих нормативно обусловленных отношений между курсантами, преподавателями, тренерами, судьями, административным составом команд, руководством спортивных обществ. Все это при хорошей организации воспитательной работы может благотворно воздействовать на формирование морально-нравственных качеств курсанта, в том числе и на его позитивное отношение к нормативно-правовым актам, требованиям Конституции, предъявляемым к нему как гражданину, а для сотрудников полиции - к требованиям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Учебные занятия по физической подготовке, регулярные спортивные тренировки по прикладным видам спорта при надлежащей организации могут служить мощным средством коррекции девиантного поведения юношей и девушек, в том числе курсантов и слушателей. Этой проблеме посвящены научные труды А.В. Зюкина [3], Н.В. Романенко, Е.А. Пеньковского. Включение в регулярные занятия физическими упражнениями нередко способствует перестройке мотиваци-онно-потребностной сферы человека, уводит его из области противоправных интересов, создает условия коррекции антисоциального поведения, как отмечает в своих трудах В.К. Бальсевич [2, с. 2-8].

К сожалению, возможности физической подготовки и спорта в решении различных воспитательных задач, в том числе и по правовому воспитанию, далеко не в полной мере используются, об этом также свидетельствуют научные работы Л.И. Лубышевой [5, с.11-14] и др. Однако еще важно учитывать и то обстоятельство, что в ряде случаев занятия спортом могут стимулировать и противоправные действия. Известно много случаев, когда высококвалифицированные

спортсмены, особенно единоборцы, попадали в криминальные группировки. Действия спортивных фанатов, спровоцированных поведением спортсменов, приводили к массовым беспорядкам. В связи с этим обстоятельством даже ставился вопрос о воспитательной работе в спортивных клубах. В данном случае можно также видеть органичную взаимосвязь правового воспитания с нравственным, поскольку обучаемым разъясняли, что применение спортсменом приемов рукопашного боя в бытовых ссорах является не только действием противоправным, но также аморальным.

Поэтому спортивная тренировка, как и занятия по физической подготовке, должны сочетаться с соответствующей воспитательной работой как по нравственному, так и по правовому воспитанию. Необходимо рассматривать возможность поиска и выбора наиболее действенных мероприятий в формировании убежденности, в святости законов, нормативных правовых актов, внутренней потребности их неукоснительного выполнения. Следовательно, идеальной была бы роль правопослушности курсанта при выполнении им действий, связанных со служебной деятельностью, при взаимоотношениях с коллегами в связи с нравственными качествами. Проводя оценку такой функции, меру вхождения субъекта в ту или иную роль, преподавателю необходимо видеть степень осознания курсантом значимости этой роли, принятия ее на уровне убеждения, готовности реализовать ее в служебной деятельности.

Я.А. Коменский [4] всю систему образования и воспитания строил на основе четких правил как определенных нормативных актов. Таким образом, образовалась классноурочная система обучения. Основой нравственного воспитания по Коменскому должна быть дисциплина, которая необходима в организации учебного процесса и является одним из итогов воспитания.

И.Ф. Гербарт смысл воспитания видел в организации четкого управления, как бы на основе определенных нормативных актов. Предусматривалась «угроза» (предупреждение об ответственности за проступки), «надзор» (хорошо организованный контроль за выполнением установленных правил), «приказания и запрещения» (точные и конкретные напоминания о порядке в виде оперативных коррекций поведения и регистрация выявленных отклонений в специальном «кондуите») и, наконец, «наказание», главная суть которого в неотвратимости и

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

53

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

четкой нормативности по соответствующим критериям в связи с тяжестью поступка.

Усвоение юридических знаний в области физической культуры и спорта в комплексе с разъяснениями положений спортивной этики и приобретением разносторонних сведений по смежным теоретическим вопросам, включая эстетику, связь физической подготовки с успехами в служебной деятельности положительно влияет на формирование физической культуры личности курсанта. Свою роль играет при этом включение в структуру занятий по физической подготовке определенных вербальных воздействий с информацией правового, нравственного, эстетического и патриотического содержания.

В аспектах физической культуры личности рассматривается не только решение воспитательных задач на уровне нравственности, то есть воспитание таких нравственных качеств, как коллективизм, дисциплинированность, но также и целенаправленное совершенствование целого ряда психологических процессов. Опосредованно, например, в плане повышения готовности курсантов к применению боевых приемов борьбы в различных ситуациях, все это может быть связано и с правовым воспитанием средствами

физической подготовки и спорта.

Однако, только юридических знаний для воспитания правопослушных курсантов недостаточно. Необходима интериоризация этих знаний, формирование убеждений. Необходимо опираться на совокупность тех качеств и параметров личности, наличие которых, по мнению сотрудников, соответствуют личности, обладающей нравственной культурой. [1, с. 36-41] Этому может способствовать эмоционально окрашенная практическая деятельность, в ходе которой четко соблюдаются те или иные нормативные акты, осуществляется волевое ограничение противоправных действий.

Правовые убеждения и привычки поведения в духе уставов, законов формируются в ходе всех форм организации физической подготовки в вузе МВД России. Это обеспечивается систематичностью, комплексностью и непрерывностью воспитательной работы, проведением мероприятий по предупреждению правонарушений, соединением предупредительных мер с решением повседневных задач, индивидуализацией воспитательных мероприятий. Физическая подготовка и спорт представляют для этого широкие возможности.

Литература —

1. Алексеев Н.А., Зайцев В.П. Социально-педагогический аспект формирования нравственно-волевой личности курсанта, занимающегося физической подготовкой // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. № 4. С. 36-41.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура, молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.

3. Зюкин А.В., Романенко Н.В. Проблемы гуманитаризации физкультурного образования и формирования высокой духовности курсантов и слушателей Военного института физической культуры. - СПб.: ВИФК, 1996.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М., 1939.

5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. № 2. С.11-14.

6. Погонина Е.А. Воспитание будущих специалистов полиции в образовательных учреждениях МВД России // Общество: экономика, политика, право. 2012. № 1. С. 35-37.

References

1. AlekseevN.A, Zajtsev V.P. Socio-pedagogical aspect of the formation of morally-strong-wiNed personality of the cadet, engaged in physical training / Physical education of the students in the creative arts. 2002. № 4. P. 36-41.

2. Balsevich V.K. Physical education, youth and modernity // Theory and Practice of Physical Culture. 1995. № 4. Р. 2-8.

3. Zyukin A.V., Romanenko N.V. Problems humanization sports education and the formation of high spirituality students and cadets of the Military Institute of Physical Culture. - St. Petersburg: VIFK, 1996.

4. Comenius YA.A. Great didactics. - M., 1939.

5. Lubysheva LJ. Physical Culture and Sports: content, relationships and dissociation // Theory and Practice of Physical Culture. 2002 . № 2. Р. 11-14.

6. Pogonina E.A. Education of future specialists of the police in the educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // Society: Economics, Politics, Law. 2012. № 1. Р. 35-37.

(Статья сдана в редакцию 07.10.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.