ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИИ КУРСАНТОВ
FORMATION OF INTELLECTUAL ACTIONS OF CADETS
УДК 378.6
Н.Н. НАДЕЖИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
N.N. NADEZHIN,
candidate of Jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Ю.И. АНДРИЕНКО,
кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
N.N. NADEZHIN,
candidate of political sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению формирования психологических условий и содержания процесса развития умственных действий и интеллектуальных качеств у курсантов.
Ключевые слова: умственная деятельность, интеллект, качества, способности, мышление, творчество, эффективность, проблема, развитие, формирование.
Abstract: Article is devoted consideration of formation of psychological conditions and maintenances of development of intellectual actions and intellectual qualities at cadets.
Keywords: Cerebration, intelligence, qualities, abilities, thinking, creativity, efficiency, a problem, development, formation.
Развитие умственных действий и интеллектуальных качеств у курсантов составляют одно из направлений педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава Белгородского юридического института МВД России потому, что
высокоразвитые интеллектуальные качества являются психологической предпосылкой успешного владения сотрудниками органов внутренних дел непрерывно возрастающим объемом информации и необходимостью принятия решений в экстремальных ситуа-
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
24
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
циях. Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел всегда интеллектуально насыщенна и постоянно связана с решением большого числа творческих задач по организации охраны правопорядка [1].
Как никогда ныне актуальны требования Министра МВД России о том, что сотрудник органов внутренних дел должен обладать культурой научного мышления, аналитическим подходом к практике, быть широко мыслящим, образованным, с гражданской активной жизненной позицией, не идущей вразрез с задачами МВД. Он обратил внимание на то, что наиболее характерными направлениями, осуществляемыми в этой области педагогической деятельности, являются: раскрытие сущности интеллекта, изучение механизмов умственной деятельности, определение возможностей интеллектуального развития личности в учебном процессе, разработка и практическая проверка разносторонних методик развивающего обучения [2].
Анализ психолого-педагогических концепций сущности интеллекта позволяет выделить два основных подхода к раскрытию его внутренней структуры: процессуальный (умственная деятельность рассматривается как процесс мышления, тесно связанный с другими познавательными процессами) и личностный (умственная деятельность рассматривается как интегральное свойство личности, находящееся во взаимодействии с другими свойствами, при этом интеллект сотрудника органов внутренних дел выступает как личностное образование, выражающееся в творческом содержании умственной деятельности и умении самостоятельно решать мыслительные задачи определенной познавательной трудности). Умственная деятельность в данном контексте рассматривается как специфический мотивированный мыслительный процесс, направленный на творческое решение возникающих перед человеком задач на основе его личных знаний, интеллектуальных качеств. Этот процесс имеет определенное внутреннее содержание, которое включает в себя: цели, мотивы, приемы, с помощью которых решаются те или иные умственные задачи, способы и конкретные результаты. Наиболее полно умственная деятельность как мыслительный процесс выступает при самостоятельном решении сотрудниками органов внутренних дел возникающих задач. При этом ее творческий характер определяется рядом взаимосвязанных факторов и проблемным содержанием стоящих задач,
высоким уровнем осознания потребностей ее разрешения, многообразием мотивов, применением различных способов и приемов достижения поставленной цели [3].
В образовательном процессе курсантов в Белгородском юридическом институте МВД России необходимо учитывать особенности умственной деятельности, а именно то, что ее целью является не только приобретение определенной суммы знаний, но и в овладение способами их применения, т.е. целью является овладение способами применения теоретических знаний в служебной деятельности. Это осуществляется путем постановки цели и задач по овладению учебным материалом, контролем и мониторингом за качеством и объемом знаний курсантов.
Говоря об основных путях формирования умственных действий у курсантов в процессе их обучения, можно отметить, что процессу развития умственной деятельности присущи как общие, так и специфические закономерности. Эффективное влияние на интеллектуальное развитие курсантов оказывает проблемное изложение учебного материала. Его сущность заключается в том, что преподаватель сообщает учебный материал на фоне систематически создаваемой в ходе учебных занятий проблемной ситуации, постоянно побуждая при этом курсантов к полной или частичной самостоятельной умственной деятельности по решению учебных проблем. Проблемность изложения учебного материала достигается не только подведением курсантов к противоречию и предложением найти его решение, но и изложением различных точек зрения на рассматриваемый вопрос, и
предложением курсантам найти и обосновать правильную точку зрения, а также совместным поиском причин и факторов, влияющих на изменение изучаемых явлений с постановкой проблемных задач [4].
Необходимо создавать психологические условия эффективного влияния лекции на развитие у курсантов умственной деятельности и интеллектуальных качеств путем предложения многообразия выбора путей решения стоящих учебных задач, а также созданием противоречий между теоретически возможным путем решения задач и его практической неосуществимостью и противоречием между достигнутым результатом и отсутствием его теоретического обоснования [5].
Самостоятельная работа курсантов в большей степени, чем лекция способствует их
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
25
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
интеллектуальному развитию, но при определенных условиях. Для этого необходимо, чтобы она носила основательно поисковый, творческий и познавательно критический характер. Это побуждает курсантов к творческому овладению учебным материалом, поиску правильного решения задачи, вырабатывает умение связывать учебный материал с практикой. Успешность развития интеллектуальных качеств курсантов в ходе их самостоятельной работы зависит от соблюдения ряда психологических условий. Объединение всех усилий курсантов на самостоятельность и творчество в работе, постепенное усложнение учебного материала и возрастание интеллектуальных нагрузок, а также дифференцированный подход к определению заданий на самостоятельную работу могут быть психологическими условиями успешного развития умственной деятельности у курсантов в ходе самостоятельной работы. Чтобы повысить эффективность формирования умственной деятельности в ходе самостоятельной работы, преподавателю необходимо еще на лекции поставить перед курсантами проблемные задачи для их решения во время самостоятельной работы с последующим обсуждением на групповом занятии, а во время установочной консультации к семинару нацелить курсантов на необходимость постановки новых задач, создав при этом у обучаемых ориентировочную основу действий, а также проинструктировать докладчика, дать рекомендации и советы при подготовке доклада проблемного характера, правильно определить тему доклада [6].
Среди направлений, способствующих решению задач интеллектуального развития курсантов, могут быть следующие: во-первых, учет уровня развития интеллектуальных качеств у курсантов; во-вторых, включение в план семинарского занятия вопросов проблемного характера; в-третьих, подбором литературы, содержащей различные точки зрения на ту или иную проблему; в-четвертых, проведением консультаций поискового характера, целевой установкой на творческое обсуждение вопросов семинарского занятия; в-пятых, применением приемов активизации творческого мышления курсантов. К таким приемам относятся: свободное обсуждение одной или двух самых важных проблем; постановка преподавателем дополнительных вопросов, побуждающих курсантов к творческим размышлениям; целенаправленная подготовка к докладу, реферату, сообщению
и привлечение курсантов к их рецензированию; создание в ходе группового занятия проблемных ситуаций; организация творческой дискуссии и побуждение курсантов к оценке выступления своих товарищей.
Интеллектуальные способности и интеллектуальные качества надо различать. Интеллектуальные способности понимаются как возможности, как предпосылка формирования и развития интеллектуальных качеств, а интеллектуальные качества - это действительность, это чем человек обладает. В качестве интеллектуальной разминки перед вышеперечисленными формами развития умственных действий курсантов эффективно применять тесты. В процессе обучения курсантов происходит формирование у них умственных действий. В функции преподавателя всегда входило не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения. Достижения науки, техническая революция создали возможности для поднятия уровня управления процессом обучения на принципиально новую высоту. Одновременно эти же факторы поставили образовательный процесс перед необходимостью увеличения объема и улучшения качества знаний курсантов, подготовки их к непрерывному образованию, что невозможно без повышения эффективности как управления процессом усвоения, так и учебного труда в целом. Развитие умственных действий или интеллектуальных качеств у будущего сотрудника органов внутренних дел занимает одно из важнейших мест в педагогической деятельности профессорскопреподавательского состава Белгородского юридического института МВД России. Это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, высокоразвитые интеллектуальные качества являются важнейшей психологической предпосылкой успешной подготовки курсантов к сложностям будущей служебной деятельности. Непрерывное возрастание какой-то информации, увеличение объема и усложнение содержания учебного материала, относительная ограниченность времени на его усвоение выдвигает на первый план задачу интенсификации учебного процесса, решить которую невозможно без определенного уровня интеллектуального развития курсантов; во-вторых, служебная деятельность выпускника Белгородского юридического института МВД России всегда интеллектуально насыщенна и постоянно связана с решением большого числа творческих задач.
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
26
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Руководство умственной деятельностью со стороны преподавателя осуществляется через постановку задач и целей по овладению программы и материала, контроль за качеством и объемом знаний. Процессу развития умственной деятельности присущи как общие, так и специфические закономерности. Закономерностью умственного развития курсантов является социальная обусловленность интеллектуального развития [7].
В организацию самостоятельной подготовки курсантов в Белгородском юридическом институте МВД России можно внести инновацию: начальники курсов заводят журналы учета проведения самостоятельной подготовки курсантов и групповых консультаций преподавателей. По заявкам преподавателей начальники курсов будут определять время групповых консультаций за 1 -2 дня до запланированного практического или семинарского занятия. Этим достигается не только учет подготовки курсантов к конкретным семинарским и практическим занятиям, но и обеспечивается систематическое участие профессорско-преподавательского состава в организации самостоятельной подготовки курсантов [8].
Если организовать модульное обучение курсантов, то решение задач интеллектуального развития обеспечивается в ходе сдачи модулей следующим образом: вначале учитывается уровень развития интеллектуальных качеств у курсантов, затем рабочая
программа обучения по дисциплине делится на модули, которые каждому курсанту необходимо будет сдавать во время семинарских занятий, вопросы которых должны носить проблемный характер.
Как правило, к приемам активизации творческого мышления относят следующие: свободное обсуждение одной или двух самых важных проблем; постановка преподавателем дополнительных вопросов, побуждающих курсантов к творческим размышлениям; целенаправленная подготовка к докладу, реферату и сообщению, создание в ходе опросов заранее подготовленных проблемных ситуаций; организация творческой дискуссии и побуждение курсантов к оценке знаний своих товарищей [9].
Таким образом, основными направлениями по интеллектуальному развитию обучаемых являются: вооружение курсантов знаниями закономерностей эффективной умственной деятельности; овладение курсантами методикой самостоятельной умственной работы; формирование и развитие познавательных интересов курсантов; обучение на высоком уровне интеллектуальной деятельности, верное изложение и обсуждение учебного материала, решение проблемных задач; создание в ходе занятий проблемных ситуаций; стимулирование творческой деятельности курсантов; организация на занятиях творческих дискуссий; направленность умственной деятельности курсантов.
Литература —
1. Коровкин А.Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2011.
2 Колокольцев В. Основные векторы развития МВД России // Полиция России. 2013. № 11.
3. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. - 3-e изд., стер. - серия: Высшее образование. Изд-во: Новое знание, ИНФРА-М, издательский дом, 2011. С. 336.
4. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. С. 474
5. Чурилова Е.Ю., Лях В.И., Феськова Е.В. Условия развития культуры интеллектуальной деятельности студентов - будущих педагогов в учебном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.
6. Богоявленская ДБ. Что выявляют тесты интеллекта и креативности?// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С. 54-65.
7. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004. С. 29-39.
8. Положение об организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом Бел ЮИ МВД России от 03.10.2013 № 318.
9. Лизунова Е.М. Методические основы проектирования модульно-рейтинговой системы обучения студентов ИТО - Марий Эл - 2008 // Информационные технологии в обучении [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu. ru/2008/MariyEl/N/N-0-33.html
10. Гук О.Б. Интеграция учебной и научной деятельности студентов бакалавриата как фактор повышения качества профессиональной подготовки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 1(19). С. 130-133.
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
27
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
References
1. Korovkin A. Ju. Formation of professional competence at cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... candles. PED. Sciences. - Moscow, 2011.
2. Kolokoltsev V The Basic vectors of development of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Police of Russia. 2013. № 11.
3. Psychology and pedagogics bases: the Manual / N.A.Berezovin, V.T.Chepikov, M.I.Chehovsky. - 3-e ed., has erased. - a series: Higher education. Publishing house: New knowledge, INFRA TH, publishing house, 2011. Р. 336.
4. Kukushkin V.S. The theory and a training technique / V.S.Kukushkin. - Rostov н/Д.: the Phoenix, 2005. Р. 474.
5. Churilova E.J., Lyah VJ, Feskova E.V. Condition of development of culture of intellectual activity of students - the future teachers in educational process//Modern problems of science and education. 2012. № 4. URL: www.science-education.ru
6. Bogojavlensky D.B. That reveal tests of intelligence and Kpea™BHOc™?//Psychology. Magazine of the Higher school of economy. 2004. Т. 1. № 2. P. 54-65.
7. Lyusin D.V. Modern of representation about emotional intelligence // Social intelligence. The theory, measurement, researches / under the editorship of D.V.Ushakov, D.V.Lyusina. - М, 2004. P. 29-39.
8. Position about the organisation of independent preparation of cadets and listeners in federal state state educational institution of the higher vocational training «Belgorod legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», confirmed by order of the Belgorod law Institute of MIA of Russia from 10/3/2013 № 318.
9. Lizunova E.M. Methodical bases of designing of modulno-rating system of training of students ИТО - Mary El - 2008 // Information technology in training. URL: http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/II/N-0-33.html/.
10. Guk O.B. Integration of educational and research activities of undergraduate students as a factor in improving the quality of vocational training // Law enforcement. 2012. № 1(19). P. 130-133.
(Статья сдана в редакцию 07.10.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
28