Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
РОЛЬ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ФОРМИРОВАНИИ их
профессиональной направленности
ROLE OF TAcTics-spEciAL TRAINING OF LAw
enforcement officers in forming of their pROFEssiONAL ORiENTATiON
УДК 355.42:351.74
А.А. НЕВМОВЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
А.А. УСТИНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
A.A. NEVMOVENKO
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
A.A. USTINOV
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности и роль тактико-специальной подготовки сотрудников территориальных органов и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России в формировании их профессиональной направленности и готовности выполнять оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях служебной деятельности.
Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, профессиональная направленность, экстремальные условия, формирование профессиональных качеств, оперативно-служебные задачи, профессиональная деятельность, навыки, умения, познавательный интерес.
Abstract: the article deals with the features and a role of tactics-special training of officers of territorial police bodies and cadets of educational institutions of the higher vocational training of the Ministry of Internal Affairs of Russia in forming of their professional orientation and readiness to carry out operatively-service tasks in extreme conditions of service activity.
Keywords: tactics-special training, professional orientation, extreme conditions, forming of professional qualities, operatively-service tasks, professional activity, skills, abilities, informative interest.
Тактико-специальная подготовка сотрудников и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации
представляет собой обучение способам и порядку выполнения специальных действий с использованием сил, средств и возмож-
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
45
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
ностей территориального органа МВД России для решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в повседневной деятельности и при чрезвычайных обстоятельствах. Владение специальной тактикой решения специфических задач составляет необходимую грань профессионализма сотрудников полиции [8, с. 433].
Тактико-специальная подготовка наиболее полно обеспечивает комплексное обучение сотрудников ОВД умелым и слаженным действиям при выполнении оперативнослужебных задач в условиях, максимально приближенных к действительности, где вырабатываются высокое профессиональное мастерство, морально-психологическая устойчивость, физическая закалка и выносливость.
Высокая тактическая выучка сотрудников ОВД достигается систематическим и интенсивным обучением. Возросшие требования к тактической подготовке вынуждают постоянно совершенствовать существующие и изыскивать новые формы, методы и средства обучения. Несомненно, что совершенствовать тактико-специальную выучку можно только на практических занятиях и комплексных учениях.
Основными путями повышения уровня тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД следует считать совершенствование профессионального и методического мастерства командиров подразделений, руководителей занятий, улучшение содержания, организации и методики проведения занятий и учений, распространение передового опыта.
Одной из главных целей тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД является формирование высоких моральнопсихологических, физических, профессиональных качеств и выработка на их основе служебно-боевого мастерства, способности выполнять любую задачу в экстремальных условиях обстановки.
Формируемые способности и качества личности сотрудника ОВД подчиняются требованиям условий службы. К числу основных обязанностей сотрудника полиции относятся: поддержание уровня квалификации, необходимой для надлежащего выполнения служебных обязанностей [1, ст. 27]; прохождение в установленном порядке профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации, стажировки; соответствие по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к
замещаемой должности в органах внутренних дел [2, ст. 12].
Особенностью тактико-специальной подготовки в территориальных органах МВД России является обучение и воспитание субъекта в непосредственной служебной деятельности по месту службы [2, ст. 76], когда формируются практические умения, опыт устойчивого и ответственного поведения, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [3, п. 74].
В процессе тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД формируется профессиональное самосознание, чувство ответственности за свои действия, стремление к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.
Важнейшее значение имеет определение принципов организации и функционирования системы тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД, главной задачей которой является постоянное приведение уровня их квалификации в соответствие с изменяющимися условиями служебной деятельности, формирование высокого профессионализма в решении оперативно-служебных задач.
На протяжении службы у сотрудников ОВД развивается и формируется профессиональная направленность личности, т.е. стремление применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь работой в области своей профессии.
Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее восприятие целей и задач профессиональной деятельности. Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с профессией, появляется стремление хорошо выполнять свои служебные обязанности, желание показать себя квалифицированным специалистом и достичь успеха в работе, усиливается чувство ответственности.
На занятиях по тактико-специальной подготовке моделируются различные ситуации
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
46
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
профессиональной деятельности сотрудников полиции; отрабатываются вопросы служебно-боевого применения подразделений органов внутренних дел в различных условиях оперативной обстановки; приобретаются навыки сбора, систематизации и обобщения разнородной информации, необходимой для принятия решений; вырабатываются навыки работы в составе групп (нарядов); совершенствуется полевая выучка и навыки владения оружием.
Высшей формой процесса формирования профессиональной направленности сотрудников полиции в ходе изучения тактикоспециальной подготовки являются тактикоспециальные учения, на которых не только закрепляются знания и навыки, но и закаляется воля, формируются организаторские и творческие способности, вырабатывается выносливость, укрепляется эмоциональноволевая устойчивость.
Современная система подготовки специалистов для органов внутренних дел требует гармоничного соединения возможностей решения задач обучения профессиональной деятельности в процессе тактико-специальной подготовки и развития личности профессионала, способного в практической деятельности реализовать самого себя [5, с. 36].
Тактико-специальная подготовка курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России осуществляется посредством комплексного изучения специальных учебных дисциплин, таких как: огневая подготовка, физическая подготовка, основы личной безопасности и тактико-специальная подготовка. Эти учебные дисциплины характеризуются явно выраженной практической направленностью, прививают курсантам навыки оценки оперативной обстановки и профессиональных ситуаций, принятия решения, определения индивидуальных и коллективных способов действий в особых условиях и чрезвычайных обстоятельствах, обеспечения личной безопасности при выполнении боевых задач в экстремальных условиях служебной деятельности.
Учебная дисциплина «Тактико-специальная подготовка» формирует профессиональную направленность, определяет способность выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России выполнять задачи в соответствии с должностными обязанностями и включает три компонента: подготовленность, готовность и надежность.
Подготовленность - это необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств выпускника, гарантирующий успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности органов внутренних дел. Основными составляющими подготовленности являются: тактико-специальные знания, умения и навыки, а также личностные качества сотрудника полиции.
Г отовность имеет сложную динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Настроенность на выполнение предстоящих задач, уверенность в себе, способность выполнять задачи в трудных, динамично меняющихся условиях оперативной обстановки, высокая степень саморегуляции - являются основными элементами готовности выпускников к выполнению служебных обязанностей в территориальных органах МВД России.
Надежность представляет собой способность стабильного выполнения выпускниками управленческих, организационных, контролирующих и др. функций при участии в тактико-специальных мероприятиях служебной деятельности органов внутренних дел.
С учетом непрерывно возрастающих требований общества к профессиональным качествам сотрудников ОВД, основным условием совершенствования тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД России является необходимость формирования профессиональной направленности и развития познавательного интереса обучающихся. Процесс формирования профессиональной направленности необходимо начинать на первом курсе, при этом использовать дидактическую методику программированного обучения и воспитательную технологию суггестии, т.е. внушения посредством частичного неосознаваемого, направленного сигнала [6, с. 307]. Формирование познавательного интереса у курсантов обусловливает необходимость органического единства обучения, воспитания, профессионального и личностного развития [4, с. 113]. Важнейшая роль в формировании широкого диапазона профессионально-познавательного интереса курсантов в процессе тактико-специальной подготовки принадлежит современным педагогическим технологиям [7, с. 37].
Таким образом, в процессе тактико-специальной подготовки в территориальных органах и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
47
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
МВД России необходимо вырабатывать у сотрудников полиции индивидуальные и коллективные навыки и умения тактических способов действий при выполнении служебных задач, развивать профессиональное тактическое мышление, способность самостоятельно принимать организационно-уп-
равленческие решения. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД формирует их профессиональную направленность и готовность оперативно выполнять задачи служебной деятельности в обычных и экстремальных условиях динамично меняющейся оперативной обстановки.
Литература —
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 06.12.2011 № 410-ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
4. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теоретические основы и практика организации: монография. - СПб.: СПбУ МВД России, 2005. 218 с.
5. Будило И.В., Кузнецова Л.В. Профессиональная подготовка кадров: основные требования к управлению учебным процессом в образовательных учреждениях МВД России: учебное пособие. - Москва-Барнаул: Академия управления МВД России, Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. 104 с.
6. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. 432 с.
7. Манышев В.В. Совершенствование методики тактико-специальной подготовки // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2006. № 2. С. 35-38.
8. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 895 с.
9. ДикаревВ.Г. Инновационные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2 (20). С.106-111.
References
1. The Federal Act of the Russian Federation from February, 7th, 2011 № 3-FA «About police» (in edit. from 06.12.2011 № 410-FA).
2. The Federal Act of the Russian Federation from November, 30th, 2011 № 342-FA «About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate legal acts of the Russian Federation».
3. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 3rd, 2012 № 663 «About the confirmation of an organisation order of a professional training for replacing the posts in law-enforcement bodies of the Russian Federation».
4. Borodavko L.T. Professional education of law enforcement officers in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Theoretical bases and organisation practice: The monography. - SPb.: SPbU MIA Russia, 2005. 218 p.
5. Budilo I.V, Kuznetsova L.V. Vocational training of staffs: the basic requirements to management of educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: The textbook. - Moscow-Barnaul: Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003. 104 p.
6. Kravchenko A.I. General psychology: The textbook. - М: The Prospekt, 2009. 432 p.
7. Manyshev V.V. Improvement of the technique of tactics-special training // The Bulletin of Bel LI MIA Russia. 2006. № 2. P. 35-38.
8. Legal pedagogy: The textbook for students of the higher educational institutions trained on specialty 021100 “Jurisprudence” / Under the editorship of prof. V.Ja. Kikot, prof. A.M. Stolyarenko. - М: The JUNITI-DANA, the Law and Right, 2004. 895 p.
9. Dikarev V.G. Innovative forms of training in the system of additional education in the training of law enforcement officers // Law enforcement. 2012. № 2 (20). P. 106-111.
(Статья сдана в редакцию 15.10.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
48