ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FEATURES TRAINING POLICE OFFICIALS TO ENSURE PERSONAL SAFETY DURING PERFORMANCE MANAGEMENT
УДК 351.74
А.А. ТАРАСЕНКО,
кандидат педагогических наук
(Управление федеральной службы исполнения наказания по Белгородской области)
П.Н. ВОЙНОВ,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина)
[email protected] А.А. НЕВМОВЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина)
A.A. TARASENKO,
candidate of pedagogical sciences (Office of the Federal Penitentiary Service in the
Belgorod region)
P.N. VOYNOV,
candidate of sociological sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior ofRussia)
A.A. NEVMOVENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к обеспечению личной безопасности в процессе служебной деятельности. Определяются пути совершенствования практических умений и навыков в данной сфере образовательной деятельности.
Ключевые слова: личная безопасность, служебные задачи, моделирование ситуаций, комплексный подход, техническая подготовленность, тактическая подготовленность.
Abstract: the article features the training of law-enforcement bodies to ensure personal safety during the performance. Identify ways of improving practical skills in the field of educational activities.
Keywords: personal security, housekeeping tasks, simulations, comprehensive approach, technical readiness, tactical training.
В процессе выполнения служебных задач сотрудниками полиции возникает необходимость в обеспечении их личной безопасности. Это связано с увеличившимся риском для жизни и здоровья личного состава органов внутренних дел вследствие криминальной активности преступных элементов, а также несчастных случаев. Неправильная оценка ситуации, ее опасности, возможности проявления агрессивных действий и иных негативных факторов может повлечь за собой крайне тяжелые последствия. Степень тяжести этих последствий зависит от уровня профессиональной, морально-волевой и физической подготовленности.
Тенденции роста преступности, ее агрессивности и жестокости, техническая и боевая
оснащенность дают повод задуматься о совершенствовании подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. Наличие высокого уровня профессиональной подготовленности не только способствует успешному решению служебных задач, но и обеспечению личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в условиях повседневной деятельности. В этой связи большое значение приобретает проблема совершенствования тактики и методики личной безопасности сотрудников органов внутренних дел.
Главной задачей подготовки является выработка способности правильного принятия решения в сложных условиях, с использованием моделирования ситуаций оперативно-служебной
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
20161
деятельности. Особое внимание необходимо уделять действиям, предусматривающим неожиданные нападения и проявление тактических навыков. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять в практическое обучение комплексные средства и методы, обеспечивающие максимальную эффективность боевой подготовки сотрудников полиции.
Совершенствование тактико-технических элементов, обеспечивающих личную безопасность, предполагает формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, способствующих выполнению служебных задач любой сложности.
Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в различных ситуациях повседневной деятельности требует комплексного совершенствования технических действий в рамках физической, огневой и тактико-специальной подготовки. Комплексная подготовка характеризует завершающий этап обучения сотрудников с учетом освоения базовых тактико-технических навыков.
Подготовка сотрудников органов внутренних дел к обеспечению личной безопасности в противоборстве с преступниками является сложной, многоуровневой системой. Особенности этой системы предполагают использование методов моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности.
Обеспечение личной профессиональной безопасности предполагает наличие не только физической, но и психологической составляющей. Устойчивость к психологическим перегрузкам, стрессу, накоплению усталости в связи с осуществлением профессиональной деятельности не менее важна, чем физическая безопасность.
Личная безопасность сотрудников полиции обеспечивается всесторонним комплексным подходом в подготовке. В этой связи необходимо учитывать:
- специфику служебной деятельности;
- степень защищенности в профессиональной деятельности;
- наличие материальных, технических и управленческих специальных мероприятий;
- общую и профессиональную подготовленность сотрудников;
- эффективность тактико-технических действий.
Профессионально значимые качества, влияющие на обеспечение личной безопасности, характеризуются нравственной активностью, эмоциональной устойчивостью, развитыми педагогическими и коммуникативными способностями, психологической устойчивостью к службе и окружающей среде. Формирование профессионально значимых качеств, связанных с обеспечением личной безопасности включает в себя физическую, техниче-
скую, стрелковую, тактическую, волевую и профессионально-психологическую подготовленность.
Под физической подготовленностью понимается возможность преодоления физического противодействия правонарушителей. Важнейшими компонентами физической подготовленности являются сила, выносливость, быстрота и ловкость.
Техническую подготовленность определяют уверенные, эффективные и быстрые действия, связанные с применением боевых приемов борьбы и специальных средств.
Стрелковая подготовленность складывается из устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием, знания материальной части, умений и навыков стрельбы с учетом различных условий и ситуаций оперативно-служебной деятельности.
Тактическая подготовленность характеризуется умением сотрудников выполнять действия, учитывая оценку оперативной обстановки, степень опасности и возможности правонарушителей, а также собственный уровень владения необходимыми умениями и навыками [2].
Волевая подготовленность предполагает возможность сознательного регулирования предпринимаемых действий с преодолением внутренних и внешних препятствий. Волевые качества включают в себя целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Работа по совершенствованию профессионально-психологической подготовленности определяет способность понимать и учитывать психологические аспекты и трудности оперативно-служебной деятельности.
В целях совершенствования указанных качеств сотрудниками полиции на комплексных практических занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы:
- постоянное повышение плотности технических действий;
- выполнение поставленных задач в условиях недостатка информации и наличия элементов опасности;
- применение в ходе занятий непредвиденных сложностей и препятствий;
- создание обстановки, которая требует выбрать оптимальный способ выполнения задачи из нескольких вариантов;
- создание обстановки, ведущей к частичным неудачам и требующей повышения активности;
- создание условий, способствующих немедленному переходу к уверенным и четким действиям;
- организация действий по принципу соревнования;
- моделирование предстоящей деятельности с учетом изменений внутренних и внешних факторов;
20161
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
- максимальное приближение практических занятий к реальным условиям служебной деятельности.
Следование данным рекомендациям способствует развитию тактических реакций, вследствие чего появляются правильные тактико-технические действия.
Наибольший положительный эффект будет достигаться от комплексного проведения практических занятий по личной безопасности, с использованием межпредметного взаимодействия кафедр. Занятия, объединяющие теорию и практику более двух дисциплин, необходимо проводить преподавателям разных кафедр. Это способствует получению более качественных знаний, умений и навыков в рассматриваемой сфере.
Проводя практические занятия, нужно стремиться к обеспечению постоянного контроля и готовности к различным ситуациям. Положитель-
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
ным моментом будет включение в педагогический процесс подвижных игр, развивающих чувство дистанции и способствующих быстрому принятию решения в противостоянии с преступником [1].
Полученные знания, умения и навыки закрепляются на комплексных тактико-специальных учениях. Отрабатываемые на учениях вопросы должны отражать степень готовности сотрудников полиции к действиям по обеспечению личной безопасности.
Осуществляя подведение итогов любого практического занятия, необходимо обращать особое внимание на оригинальные и нестандартные решения сложных ситуаций.
Использование вышеуказанных методических приемов в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел будет способствовать расширению педагогического арсенала и методик обучения, что положительно повлияет на готовность к обеспечению личной безопасности.
Литература
1. Золотенко В.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011.
2. Кузнецов С.В., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в типовых ситуациях несения службы: учебно-практическое пособие. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013.
3. Померанцев Ю.Л. Личная безопасность сотрудников ОВД: сущность проблемы и пути ее решения // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4.
4. Степанюк В.И. Аспекты личной безопасности сотрудников ОВД // Наука и практика. 2015. № 2.
References
1. Zolotenko V.A. Improving the professional-applied physical preparation of cadets in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia: thesis ... of cand. of ped. sciences. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, 2011.
2. Kuznetsov S.V., Ponomarev N.L. Tactics are the actions of employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation in typical situations of military service: training-a practical guide. - N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013.
3. Pomerantsev Y.L. Personal safety of law enforcement officers: the essence of the problem and its solutions // Bulletin of Vladimir Law Institute. 2009. № 4.
4. Stepanuk V.I. Aspects of the personal safety of internal Affairs bodies // Science and Practice. 2015. № 2.
(статья сдана в редакцию 21.01.2016)