НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
MODULNO-RATING SYSTEM OF AN ESTIMATION OF KNOWLEDGE AS MEANS OF ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 378.6:371.261
Ю.И. АНДРИЕНКО,
кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: andrienko-51@mail.ru
Y.I. ANDRIENKO,
candidate of political sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению модульно-рейтинговой оценки знаний курсантов как средства активизации познавательной деятельности и организации самостоятельной подготовки.
Ключевые слова: модуль, рейтинг, система, качество, функция, модульно-рейтинговый комплекс, мониторинг, технология.
Abstract: article is devoted consideration of a modulno-rating estimation of knowledge of cadets as means of activization of informative activity and the organisation of independent preparation.
Keywords: the module, rating, system, quality, function, modulno-rating complex, monitoring, technology.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта проектирования и использования технологий обучения курсантов юридических институтов МВД России при изучении дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» позволил прийти к выводу о существовании следующих противоречий: а) между складывающейся новой парадигмой (полицейской деонтологией) высшего профессионального образования и преобладанием традиционноконсервативных подходов к его организации в ведомственных образовательных организациях; б) между необходимостью творческого развития и саморазвития, активизации познавательной деятельности курсантов в контексте непрерывного образования и недостаточными возможностями их обеспечить применяемыми в учебном процессе технологиями обучения; в) между наличием в образовательной практике инновационных технологий, обеспечивающих формирование
профессиональной культуры и культуры познавательной деятельности в процессе изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», и недостаточной разработанностью научно обоснованных рекомендаций и инструментария их применения.
Качество обучения курсантов определяется совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса и основных его компонентов, и контроль качества обучения является неотъемлемым компонентом учебного процесса. К его основным функциям относятся обучающая, воспитывающая и развивающая, ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности студентов [1]. От оценки успе-
21
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
хов курсантов будет зависеть и мотивация к овладению знаниями, и успехи в учёбе. Современные курсанты весьма критичны к любой несправедливости и к принижению их человеческого достоинства. И преподавателю важно проявлять максимальную доброжелательность в сочетании с требовательностью и индивидуальным подходом. От объективности и регулярности оценки успехов курсантов зависит их психологический настрой, стремление к самореализации себя в коллективе, личностный рост и мотивация к изучению той или иной учебной дисциплины [2].
В настоящее время особую актуальность приобретает инновационное образование, подразумевающее личностный подход, фундаментальность, творческое начало. На решение этой проблемы направлена модульно-рейтинговая оценка знаний курсантов как средство активизации познавательной активности, навыков самоконтроля, самостоятельной работы во время периода обучения. Под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля. Модульный метод от традиционного обучения отличают следующие составные части: в его основу закладываются такие концепции обучения, как активность, обратная связь с преподавателем; осмысление курсантом целей обучения; основная подготовка курсанта ориентируется на его индивидуальные особенности; преподаватели модульного курса должны быть обеспечены определенным набором методических приемов и средств активизации учебного процесса, чтобы сделать этот курс привлекательным для всех курсантов. Необходимо курсанта сделать субъектом-объектом учебного процесса.
Курс, который преподается по системе модульного обучения, должен обладать следующими характеристиками: глубокая проработка программы и структурно-логической схемы преподавания; точные термины, научное руководство преподавателями учебно-воспитательным процессом; должна быть доведена до курсантов вся информация об особенностях модульно-рейтинговой системы оценки знаний; пересмотр традиционного способа чтения лекций (его при модульном методе обучения должны заменить лекции-дискуссии); четкое методическое обеспечение курса; четкая система
оценки знаний курсантов. Для работы по модульно-рейтинговой технологии крайне важно регулировать контроль знаний [3]. Модульно-рейтинговый комплекс содержит две составляющие: средства управления учебным процессом (реализуются через модульную структуру курса) и систему контроля. Содержание курса разделено на соответствующие разделы-модули, а модули разделены на субмодули. Оценка модулей идет в рейтинг со своей абсолютной величиной. Наиболее продуктивным способом количественной оценки учебных достижений курсантов является рейтинговый контроль, при котором итоговая оценка получается в результате суммирования текущих оценок (баллов). Рейтинговая система оценки знаний курсантов базируется на трёх основных показателях: рубежный рейтинг, итоговый рейтинг и суммарный рейтинг [4]. Первостепенное значение придается оценке ответов курсантов на поставленные проблемные вопросы: определяется их правильность, логичность, обоснованность. При этом также выявляется уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать. Таким образом, внедрение модульно-рейтинговой системы оценки качества образования позволяет осуществлять регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, развивать стремление к регулярным занятиям, закреплять позитивные достижения в учебной деятельности. Оценка знаний и умений курсантов является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В специальной литературе указывается, что оценка является так называемой “обратной связью” между курсантом и преподавателем, тем этапом учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности обучения предмету [5].
Рейтинг (англ. rating - отметка) понимается как: некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия; индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке; метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей; метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. Обычно под
22
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения [6].
В нашем случае рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания курсантов по дисциплине в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [7]. Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний курсантов, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности, показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения [8]. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности курсантов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
С января 2014 года в 232 взводе Белгородского юридического института МВД России учебный процесс по освоению дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» осуществлялся с применением модульно-рейтинговой системы оценки знаний и успеваемости курсантов в целях наблюдения за прогрессом и достижениями курсантов при внедрении в образовательный процесс образовательных инноваций.
Согласно требованиям Стандартов и рекомендаций (Бергенское коммюнике, 2005; Декларация о европейском пространстве высшего образования, Будапешт-Вена, 12 марта 2010 г.; Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования и Европейские стандарты для агентств гарантии качества; Лондонское коммюнике, 2007; Пражское коммюнике, 2001) для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве вузы должны осуществлять наблюдение за прогрессом и достижениями обучающихся. Накопленный
вузами опыт применения рейтинговых технологий свидетельствует о необходимости их широкого внедрения в учебный процесс как формы мониторинга образовательной деятельности курсантов. Модульно-рейтинговая система оценки знаний курсантов представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, базирующихся на учебно-методическом обеспечении всех видов деятельности по данной дисциплине, и включает непрерывный мониторинг учебной деятельности курсантов, дифференциацию оценки успеваемости, график контрольных мероприятий, рейтинговую оценку знаний по дисциплине. Целями модульно-рейтинговой системы оценки знаний курсантов являлись: стимулирование повседневной систематической работы курсантов; повышение качества учебной и научно-исследовательской работы курсантов; мониторинг динамики образовательного процесса; внедрение в образовательный процесс инноваций; модернизация технологий обучения и воспитания; активизация познавательной деятельности курсантов; самосовершенствование личности, включающее в себя самовоспитание как процесс формирования и развития качеств курсантов в соответствии с требованиями общества и деонтологического характера предстоящей служебной деятельности, а также самообразование, представляющее собой самостоятельную работу курсанта по приобретению, углублению и практическому применению знаний, умений и навыков; совершенствование педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава; снижение роли случайных факторов при оценке знаний курсантов. Итоговая оценка носит интегральный характер и формируется на основе различных составляющих: работа во время обсуждения проблемных вопросов на семинарских занятиях, индивидуальных собеседованиях, подготовка докладов-сообщений, участие в проведении деловой игры, участие в научно-практических конференциях, публикация статей, выполнение исследовательской работы, тестирование, выполнение итоговой письменной работы. Главными задачами рейтинговой системы оценки знаний являются: во-первых, повышение мотивации курсантов к освоению учебной программы дисциплины; во-вторых, совершенствование планирования и организации учебного процесса посредством увеличения роли индивидуальных форм работы с курсантами;
23
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
в-третьих, вооружение курсантов ценными и полезными в жизни и службе знаниями, и на этой основе развитие у них ума и сознания; в-четвертых, стимулирование курсантов к регулярной самостоятельной работе над дисциплиной; в-пятых, активизация познавательной деятельности курсантов; в-шестых, отслеживание текущей успеваемости курсантов; в-седьмых, создание объективных критериев при определении итоговой оценки курсантов; в-восьмых, активизация самостоятельной работы курсантов; в-девятых, повышение уровня профессиональной компетенции профессорско-преподавательского состава института в области обеспечения качества освоения учебной дисциплины; в-десятых, повышение прозрачности учебного процесса; в-одиннадцатых, применение акмеологии - науки, находящейся на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающей закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении наиболее высокого уровня.
При внедрении модульно-рейтинговой системы использовались следующие ее принципы: структурирование содержания модулей учебной дисциплины; интенсификация самостоятельной работы курсантов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов; рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации курсантов при освоении ими учебной программы дисциплины; регулярность и объективность оценки результатов работы курсантов. Курсанты при такой организации контроля успеваемости получают возможность: осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине; четко понимать систему формирования оценок по дисциплине, что исключает конфликтные ситуации при получении итоговой оценки; своевременно оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины; углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра; вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы. Преподавателю такая организация обучения позволяет рационально планировать учебный процесс по дисциплине и стимулировать работу курсантов по освоению учебного материала; иметь объективную картину усво-
ения изучаемого материала; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости; обеспечить балльной системой более точную градацию оценки по сравнению с традиционной 4-х балльной системой оценки знаний курсантов. Внесение духа соревнования и соперничества находит оптимальный выход в добровольной форме изучения дисциплины курсантами и развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией курсантов и способствует постепенному стиранию жёстких дистанционных границ между преподавателем и курсантом. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями курсантов, система поощрения хорошо успевающих курсантов [9].
Модульно-рейтинговое обучение предполагает отказ от «чистого» управления учебно-педагогическим процессом, т.к. слишком жесткое управление лишает обучаемых инициативы и самостоятельности, приводит к снижению активности познавательной деятельности курсантов. Результативности модульного обучения способствует алгоритмический подход. Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний заключается в следующем: весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен; по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний курсантов с оценкой в баллах; в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Курсанты, имеющие итоговую сумму баллов по определенному рейтингу, могут быть освобождены от экзамена по дисциплине [10]. Информация о модульно-рейтинговой системе доводится до сведения курсантов на первом занятии по данной дисциплине во время проведения входящего контроля знаний. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса. Система предполагает постоянный контроль знаний, умений и навыков курсантов. Контроль может осуществляться в виде индивидуальных собеседований, семинаров, письменных работ, тестов, подготов-
24
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
ки рефератов, участия курсантов в научной работе. Курсанты на каждом занятии информируются преподавателем об изменении их рейтинговой оценки по дисциплине. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к учебным занятиям и проведение достаточного количества консультаций, которое не учитывается в расчете учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. Однако с приобретением преподавательского опыта острота проблемы снижается. Курсанты очень быстро убеждаются в необходимости осваивать дисциплину, так как отвечать приходится без конспекта по всем модулям [11]. Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности курсантов. Таким образом, технология рейтинговой оценки учебной успешности курсантов представляет собой многофакторную технологию оценки обучения. Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости курсантов - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом. Модульно-рейтинговая система обучения и оценки знаний курсантов должна вводиться сначала в порядке эксперимента в одном или нескольких взводах. Сам эксперимент должен проводиться не менее двух лет. После апробации модульно-рейтинговой системы по решению ученого совета института она может быть использована выборочно на 1-3 курсах, а после накопления опыта и на старших курсах всех факультетов [12].
Процесс перехода на модульное обучение очень непрост. Для этого необходимо: во-первых, начать с разработки структурнологической схемы преподавания дисциплины и определения междисциплинарных связей; во-вторых, подготовить концепцию рейтинговой оценки контроля успеваемости (разрабатываются модули и субмодули с определением целей каждого и их взаимосвязи; баллы набираются курсантом в
течение всего периода изучения дисциплины за различные виды успешно выполненных работ; рейтинг успеваемости формируется из баллов текущей сдачи модулей; для определения рейтинга по учебной дисциплине необходимо рассчитать рейтинговые показатели по всем модулям и субмодулям); в-третьих, готовится методическое и учебно-техническое обеспечение модульного учебного процесса; в-четвертых, разрабатываются единые требования к курсантам, проводится обсуждение на заседании кафедры, согласования с учебным отделом и утверждение методики преподавания на методическом совете института [9].
К преимуществам модульно-рейтинговой системы оценки знаний курсантов можно отнести четкое понимание целей, содержания, а также значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности; возможность курсанту самостоятельно планировать учебное и внеучебное время и наиболее полно реализовывать свои способности; на основе текущего рейтинга спланировать свою дальнейшую деятельность. Преподаватель может своевременно определить возникающие проблемы у курсантов и скорректировать как их, так и собственную деятельность. Существующая традиционная система контроля знаний курсантов в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток, по нашему мнению, заключается в том, что она не в полной мере мотивирует к активной и ритмичной самостоятельной работе курсантов. Кроме того, существующая система усредняет всех: и курсант, сдавший все контрольные задания досрочно, и курсант, сдавший их лишь в зачетную неделю, и курсант, сдавший реферат в зачет по пропущенным темам, формально одинаково успевают. Оценка, получаемая курсантом на экзамене, в определенной степени зависит от ряда случайных факторов (выбора билета, психологического и физического состояния курсанта и экзаменатора, но не зависит от прилагаемых усилий курсанта во время семестра по освоению учебного материала). При такой системе нет достаточной дифференциации в оценке знаний и умений обучаемых, а также практически отсутствует соревновательность между курсантами в овладении знаниями. Таким образом, традиционная система оценки знаний курсантов, базирующаяся только на итоговом контроле в форме экзамена или зачета, не в полной
25
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
мере стимулирует в течение семестра систематическую работу курсантов. Эти и ряд других соображений побуждают обратиться к модульно-рейтинговой системе оценке знаний.
Схема подсчета модульно-рейтинговой оценки знаний курсантов 232 взвода по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»
1. Активное участие в обсуждении учебных вопросов на семинарском занятии + 10 б
2. Правильные и полные ответы на учебные вопросы семинарского занятия + 15 б
3. Выступление с докладом + 30 б
4. Сдача модулей: модуль №1 до + (600); модуль № 2 до + (400); модуль № 3 до + (400); модуль № 4 до + (500); модуль № 5 до + (650); модуль № 6 до + (450); модуль № 7 до + (450); модуль № 8 до + (900). Всего: 4350 б.
5. Проверка ведения конспектов до + 60 б
6. Тестирование до + 100 б
7. Итоговое письменное задание до + 200 б
8. Участие в научной конференции + 150 б
9. Опубликованная научная статья + 150 б
10. Участие в городской (областной) научной конференции курсантов +200 б
11. Участие во всероссийском конкурсе научных работ + 400 б
Для получения оценки необходимо набрать следующее количество баллов:
Отлично: 4000 - 4350 б; Хорошо: 3600 - 3999 б
При получении оценки «отлично» курсант от сдачи экзамена освобождается.
При получении оценки «хорошо»: а) курсант может сдавать экзамен, но отвечает на один вопрос билета по выбору; б) по желанию курсанта выставляется оценка «хорошо».
При получении оценки ниже «хорошо» курсант сдает экзамен на общих основаниях.
Модуль 1 (600 б) Этика как наука о морали.
Модуль 2 (400 б) Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел.
Модуль 3 (400 б) Профессиональная этика госслужащего.
Модуль 4 (500 б) Нравственно-правовое содержание правоохранительной деятельности.
Модуль 5 (650б) Проблемы морального выбора и профессионально-нравственной деформации.
Модуль 6 (450б) Нравственная культура и нравственное формирование личности сотрудника ОВД.
Модуль 7 (450 б) Этика служебных отношений.
Модуль 8 (900 б) Служебный этикет сотрудников правоохранительных органов.
В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок курсанта по данной дисциплине в течение всего периода изучения дисциплины. Рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов работы и контроля знаний: входного контроля, индивидуальной сдачи модулей, активности при проведении семинарских занятий, ведения конспектов, тестирования, выполнения итоговой письменной работы, участия в научно-исследовательской работе. В то же время модульно-рейтинговая система не лишена недостатков. Основные трудности у курсантов связаны с отсутствием навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низким уровнем ответственности и самодисциплины. Таким образом, внедрение модульно-рейтинговой системы оценки знаний курсантов требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она касается планирования работы профессорско-преподавательского состава, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. Но эти проблемы не должны сдерживать внедрение новой формы обучения.
Литература
1. Барышева Т.Л. Вариативная система оценки качества обучения студентов технических специальностей в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. 20 с.
2. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 160.
3. Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза // Программные продукты и системы. 2009. № 4. С. 33-37.
4. Вавилова Т.Е. Модульно-рейтинговая система как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 1.
26
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
5. Беличева С.А., Беляева Л.И., Буданов А.В. и др. Юридическая педагогика: учебник ДЛЯ вузов / ПОД ред.
Кикотя В.Я., Столяренко А.М. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 215.
6. Верещагин Ю.Ф., Ерунов ВП. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2003. С. 105.
7. Байрашев КА. Рейтинговая система оценки знаний студентов как показатель качества учебного процесса // Фундаментальные исследования. 2007. №10. С. 74-78.
8. Русских ГА. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. 2004. №12. С. 32-38.
9. Чистов В.В. Оценка качества знаний студентов в вузе // Всероссийская научно-практическая конференция: Оценка качества обучения в образовательных учреждениях. - Екатеринбург, 2012. С. 114-117.
10. Пахомова Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения //http://bologna.mgimo.ru/mgi-mo.php?cat_id=11&docjd=16.
11. Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов // Специалист. 1999. №7. С. 30-32.
12. Хасанова Е.В. Методика формирования рейтинговой системы оценки знаний для повышения качества обучения школьников с использованием сетевых методов обработки информации // http://www.tgc.ru/conf/re-gion/?2000_2/02.html.
13. Дмитраков А.М., Хрисанов ВА, Михайликов В.Л. Совершенствование педагогических технологий обучения курсантов и слушателей в условиях инновационного развития Бел ЮИ МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 5-9.
References
1. Barysheva T.L. Variable system of assessment of quality of training of students of technical specialties in
the University: author. dis. ... candles. ped. Sciences. - M., 2009. 20 р.
2. Galitsky E. Organization of independent work of students // Higher education in Russia. 2004. № 6.
Р. 160.
3. Gerova N.V. Automated system of rating control of knowledge of students // Software products and
systems. 2009. № 4. Р. 33-37.
4. Vavilovа T.E. Module-rating system as a means of creating a culture of cognitive activity of students in
educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2010. № 1.
5. Belicheva SA., Beljaeva L.I, Budanov A.V., etc. Legal pedagogics: the Textbook for high schools / under
the editorship of Kikotja V. Ja, Stoljarenko A.M. - M: it JUNITI-IS given, 2004. P. 215.
6. Vereshchagin J.F., Erunov V.P. Rating system of an estimation of knowledge of students, activity of teachers
and high school divisions: the Manual. - Orenburg: ОGU, 2003. P. 105
7. Bairashev KA. Rating system of an estimation of knowledge of students as an indicator of quality of
educational process // Basic researches. 2007. № 10. P. 74-78.
8. Russkih GA. Technology rating training // Additional education. 2004. №12. P. 32-38.
9. Tchistov V.V. Quality assessment of students ‘ knowledge in the University // All-Russian scientific-practical
conference: Assessing the quality of teaching in educational institutions. - Ekaterinburg, 2012. Р. 114-117.
10. Pakhomovа E.M. Technique of rating system of training as one of developing technologies of training //http://bologna.mgimo.ru/mgi-mo.php?cat_id=11&doc_id=16.
11. Ogaj T.CH. Rating certification students // The Expert. 1999. №7. P. 30-32.
12. Khasanovа E.V. Technique of formation of rating system of an estimation of knowledge for improvement of quality of training of schoolboys with use of network methods of processing of the information// http://www.tgc.ru/conf/re-gion/?2000_2/02.html.
13. Dimitrakov A.M, Khrisanov VA, Mikhalkov V.L. Improvement of teaching technology education students in the conditions of innovative development of White law Institute of MIA of Russia // Bulletin of the Belgorod law Institute of MIA Russia. 2012. № 2. Р. 5-9.
(Статья сдана в редакцию 06.10.2014)
27