Научная статья на тему 'Обоснование и разработка модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости курсантов военного вуза'

Обоснование и разработка модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬНОРЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ / КАЛЕНДАРНЫЙ МОДУЛЬ / РУБЕЖНЫЙ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИТОГОВАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / MILITARY HIGHER SCHOOL / STUDENTS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / VOCATIONAL TRAINING / MODULE-RATING SYSTEM / ASSESSMENT OF PROGRESS IN STUDIES / DISCIPLINARY MODULE / CALENDAR MODULE / MIDTERM RATING ASSESSMENT / INTERMEDIATE CONTROL / SUMMATIVE RATING ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Дмитрий Николаевич

В статье представлена инновационная практика обоснования и разработки модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости курсантов в структуре педагогической деятельности военного вуза. Система оценки воспринимается как комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения учебных программ. Рассмотрены взаимосвязи между понятиями: дисциплинарный модуль, календарный модуль, рубежный рейтинг-контроль, промежуточный контроль, итоговая рейтинговая оценка. Оговорены условия функционирования модели учебного процесса при применении модульной технологии обучения; определена методология исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анищенко Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF THE MODULE RATING SYSTEM OF EDUCATION AND ASSESSMENT OF THE MILITARY UNIVERSITY STUDENTS’ PROGRESS

The article discusses the innovative practice of substantiation and development of the module rating system of training and assessment of military higher school students’ progress in studies in the structure of pedagogical activity. The evaluation system is seen as a complex system of step-by-step evaluation of the level of curriculum mastering. The author examines the correlation of following concepts: a disciplinary module, a calendar module, midterm rating assessment, intermediate control, summative rating assessment. The paper stipulates conditions for successful functioning of the educational process model with application of modular technology of training, and defines the research methodology.

Текст научной работы на тему «Обоснование и разработка модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости курсантов военного вуза»

УДК 378

Анищенко Дмитрий Николаевич

военнослужащий филиала Военной академии связи, г. Краснодар

ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Anishchenko Dmitry Nikolayevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF THE MODULE RATING SYSTEM OF EDUCATION AND ASSESSMENT OF THE MILITARY UNIVERSITY STUDENTS' PROGRESS

Аннотация:

В статье представлена инновационная практика обоснования и разработки модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости курсантов в структуре педагогической деятельности военного вуза. Система оценки воспринимается как комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения учебных программ. Рассмотрены взаимосвязи между понятиями: дисциплинарный модуль, календарный модуль, рубежный рейтинг-контроль, промежуточный контроль, итоговая рейтинговая оценка. Оговорены условия функционирования модели учебного процесса при применении модульной технологии обучения; определена методология исследования.

Ключевые слова:

военный вуз, курсанты, педагогический эксперимент, профессиональная подготовка, модульно-рейтинговая система, оценка успеваемости, дисциплинарный модуль, календарный модуль, рубежный рейтинг-контроль, промежуточный контроль, итоговая рейтинговая оценка.

Summary:

The article discusses the innovative practice of substantiation and development of the module rating system of training and assessment of military higher school students' progress in studies in the structure of pedagogical activity. The evaluation system is seen as a complex system of step-by-step evaluation of the level of curriculum mastering. The author examines the correlation of following concepts: a disciplinary module, a calendar module, midterm rating assessment, intermediate control, summative rating assessment. The paper stipulates conditions for successful functioning of the educational process model with application of modular technology of training, and defines the research methodology.

Keywords:

military higher school, students, pedagogical experiment, vocational training, module-rating system, assessment of progress in studies, disciplinary module, calendar module, midterm rating assessment, intermediate control, summative rating assessment.

Сегодня, в соответствии с приказом министра обороны РФ [1], определяются правила организации и осуществления образовательной деятельности военных вузов Российской Федерации по основным профессиональным образовательным программам. Ранее Министерством образования и науки Российской Федерации Приказом от 15 февраля 2005 г. № 40 и утвержденным Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования на 2005-2010 гг. было рекомендовано внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО и переход на модульную организацию учебного процесса. На основании этого осуществлялось использование балльно-рейтинговой системы при оценивании качества усвоения курсантами учебных дисциплин, которое было рекомендовано в документах о «Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» (Приложение к письму Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 15-55-357ин/15).

Эти разработки привлекли внимание ученых и в настоящее время не потеряли своей актуальности в основных понятиях и терминах, используемых в образовательно-воспитательной практике филиала Военной академии связи (ВАС) (г. Краснодар). Так, например, система обучения курсантов в военном вузе и система оценки их успеваемости воспринимается как комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения гуманитарных и специально-профильных учебных программ в русле воинской специальности с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом ее необходимо осуществлять в структурировании содержания отдельной вышеуказанной дисциплины, подразделяя учебный материал на дисциплинарные модули, и проводить систематизированный текущий контроль успеваемости курсантов по каждому дисциплинарному модулю и учебной дисциплине в целом. В этом аспекте календарный модуль понимается как структурированная часть учебного года, в течение которой одновременно изучается блок учебных гуманитарных и специально-профильных дисциплин, определенных рабочим учебным планом данного военного вуза.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)

Блок учебных гуманитарных и специально-профильных дисциплин, одновременно изучаемых в военном вузе в течение одного календарного модуля, объединен в соответствии со структурно-логической схемой образовательной программы по направлению основной воинской специальности [2]. Он необходим для обеспечения концентрации усилий курсантов, направленных на освоение в определенный период времени вышеобозначенных учебных дисциплин.

Другая часть учебной гуманитарной или специально-профильной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется промежуточный контроль знаний курсантов военного вуза, представлена в виде рубежного рейтинг-контроля. Количество дисциплинарных модулей определяется в зависимости от содержания и трудоемкости учебной дисциплины. В этих условиях входной контроль направлен на выявление остаточных знаний у курсантов по ранее изученным смежным дисциплинам, изучаемым в военном вузе. В целом текущая работа, как и все виды аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы курсантов военного вуза по каждому дисциплинарному модулю, оценивается до промежуточного контроля.

Промежуточный контроль - это проверка у курсантов военного вуза всей полноты знаний по освоенному материалу дисциплинарного модуля, тогда как итоговый контроль - это подведение итогов текущей работы и промежуточного контроля по всем дисциплинарным модулям. Следует отметить, что итоговый контроль не предполагает подсчет только количества баллов на момент проведения экзаменов в соответствии с учебным планом военного вуза. В этом направлении особое место занимает рейтинговая оценка по учебной дисциплине в календарном модуле, которая показывает оценку знаний курсантов военного вуза. Она складывается из количества баллов, набранных ими за текущую работу и полученных при промежуточном контроле по совокупности дисциплинарных модулей.

Результатом является итоговая рейтинговая оценка по конкретной дисциплине. Ее следует воспринимать за интегрированную оценку знаний курсантов военного вуза по определенной учебной дисциплине за все календарные модули, в течение которых она изучалась. При этом следует учитывать, что если данная учебная дисциплина изучается в течение только одного календарного модуля, то итоговая рейтинговая оценка по этой дисциплине может совпасть с рейтинговой оценкой по дисциплине в календарном модуле.

Безусловно, оговаривая понятие «рейтинг», нельзя не остановиться на этом более подробно. Итак, рейтинг среди курсантов военного вуза - это интегральная оценка, отраженная по 100-балльной шкале результатов всех видов их учебной деятельности, включающей в себя изучение всех гуманитарных и специально-профильных учебных дисциплин, написание и защиту курсовых работ, прохождение всех видов воинской практики, итоговую государственную аттестацию. Включается и совокупная оценка результатов деятельности курсантов по всем видам их участия в культурных и спортивных воинских мероприятиях, проводимых в военном вузе во внеучебное время.

Непосредственно технология оценивания результатов обучения курсантов военного вуза основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение учебных поручений, ответов, подготовку и результаты выполнения контрольно-тестовых заданий по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля в период изучения любой учебной дисциплины согласно учебному плану.

Из личного опыта автора статьи исходит мнение, что нельзя обойтись без промежуточной аттестации, основанной на подведении итогов обучения курсантов за определенный срок в течение учебного года с целью принятия решения о переводе его на следующий курс либо об отчислении. В качестве текущего рейтинг-контроля служат результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы курсантов, выраженных в 100-балльном отношении в период изучения той или иной учебной дисциплины. На этом фоне рубежный рейтинг-контроль рассматривается как оценка знаний, умений и навыков курсантов по результатам выполнения контрольно-тестовых заданий по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля.

Если говорить о рейтинге по дисциплинарному модулю, то следует подчеркнуть, что это сумма баллов, полученных курсантами по результатам оценивания рубежного рейтинг-контроля и постоянного контроля текущей работы в период изучения дисциплинарного модуля. Разумеется, для получения общей информации о рейтинге обучения курсантов необходим суммарный рейтинг по учебной дисциплине, в котором сумма баллов складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям.

Вся вышеописанная деятельность естественным образом входит в рейтинг-план дисциплины в виде документа, определяющего количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях. Для оптимизации работы требуется сформировать модель этого процесса, с помощью которой возможно было бы не только представить педагогическое взаимодействие гуманитарных блоков в учебных дисциплинах, но и понять основы педагогического процесса, оказывающего

влияние на содержательную часть конкретной учебной дисциплины, выявить положительные и отрицательные стороны в сложном алгоритме действий преподавателей и курсантов в условиях применения модульной технологии обучения [3].

Чтобы модель функционировала, необходимо соблюдать ряд условий. Первое, между моделью и реальным процессом обучения курсантов должны быть отношения сходства, которые явно выражены и точно зафиксированы. И второе, модель в процессе ее научного познания должна являться как бы заместителем изучаемого объекта, то есть научное познание в рамках педагогического моделирования должно являться, по сути, репрезентативным. Как очевидно, подобный метод моделирования обусловливает различные общеизвестные подходы к созданию определенного ряда моделей, среди которых - свободная, личностная, развивающая, активизирующая, формирующая, обогащающая модели. Выбор модели зависит от поставленных целей и решаемых задач обучения. Реализация модели осуществляется на основе совокупности научных принципов: целостности, целенаправленности, культуросообразности, интеркультурной коммуникации, аксиологизации, гуманизма, индивидуализации.

Изучение автором педагогической действительности военного вуза на протяжении двух лет определило методологию исследования рейтинговой системы, обусловленной принципами, формами и методами научного познания педагогической действительности военного вуза, с опорой на:

- философскую методологию, которая выражает мировоззренческую интерпретацию результатов научной деятельности, форм и методов научного мышления в отражении воинской действительности;

- общенаучные принципы, формы, подходы к отражению воинской действительности (системный подход, моделирование, статистический подход);

- научную методологию (совокупность методов, форм, принципов исследования);

- дисциплинарную методологию (совокупность методов, форм, принципов исследования, используемых в образовательно-воспитательной практике военного вуза), что в целом позволяет говорить о методологии междисциплинарных педагогических исследований.

Ссылки:

1. Приложение № 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670.

2. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.