УДК 37.013.32 ББК 74
оценка уровни эффективности
используемых систем
педагогического контроля знаний в вузах мвд россии
АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ БОЙКО,
соискатель кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: ale11102@yandex.ru; ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА МИЛЕВСКАЯ, преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, E-mail: milevskaya.julya@yandex.ru АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДОРОШИН, доцент кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
E-mail: daa48@mail.ru; Научная специальность 13.00.08 — педагогика
Citation-индекс е электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается методика подготовки специалистов в ВУЗах МВД России, в частности оценка эффективности контроля знаний. Формулируются цели образовательного процесса, требования к подготовке профессиональных кадров и критерии оценки качества усвоения учебного материала. На основе рассмотренного материала предложено использование рейтинговой системы контроля знаний как средства активизации творческой деятельности курсантов, что, в свою очередь, приведет к значительному повышению качества усвоения знаний.
Ключевые слова: учебный процесс, контроль, силовая структура, рейтинг, тест,ранг,блок,модуль,успеваемость.
Annotation. Work is devoted to methods of preparation of specialists in the higher schools of the Ministry of Interior of Russia in particular to the estimation of efficiency of knowledge control. The author sets forth the aims of educational process, requirements to training of professional staff and criteria of estimation of quality of mastering of educational material. The use of the rating control of knowledge system, as the means of activation of creative activity is offered on the basis of the considered material.
Keywords: educational process, control, force unit, rating, test, grade, block, module, progress.
Основная цель образовательного процесса в вузах МВД России — подготовка высококвалифицированных офицерских кадров, и достигается она формированием у обучаемых высоких профессиональных качеств, нравственных качеств гражданина, привитием высокой общей и служебной культуры.
Понятие «профессионализм выпускника ВУЗа МВД» подразумевает:
• овладение профессиональными компетенциями;
• психологическую устойчивость в любой обстановке;
• высокий уровень физической готовности. Максимальное требование к выпускнику — это
владение профессией в совершенстве, что в реаль-
ных условиях пока остается благим пожеланием. Минимальное — компетентность в объеме требований ФГОС. Между приведенными уровнями min-max значительная разница, и, тем не менее, подготовка высококлассных специалистов для службы в полиции — достижимая задача для ВУЗов МВД.
Современные требования к подготовке профессиональных кадров заставляют по-новому взглянуть на содержание, организацию, методику образовательного процесса, результаты учебной деятельности курсантов.
Особое место в этом занимает контроль степени усвоения учебного материала, уровня овладения профессиональными навыками. От качества и полноты такого контроля напрямую зависит эффективность обра-
зовательного процесса и соответственно — качество выпускников.
Показателем эффективности работы преподавателя является качество знаний обучающегося, совершенствование формы контроля которого является актуальной задачей в условиях быстрого развития современного общества.
Проведенные исследования результативности учебной работы курсантов различных ВУЗов, а также изучение психолого-педагогической литературы в данной области позволили сформулировать следующие критерии оценки качества усвоения учебного материала:
I. Внутренние (по отношению к субъекту — курсанту):
• результат (объем, качество знаний по тому или иному предмету). В качестве показателей выступает уровень знаний, оцениваемый соответственно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в традиционной системе или по 10- или 100-балльной шкале в рейтинговых системах;
• удовлетворенность образовательным процессом (желание и стремление совершенствовать себя в избранной специальности; учебная мотивация в целом и по конкретным предметам);
• активность (самостоятельность, творчество, самоуправляемость);
• инструментальный критерий (умения и навыки получения и обработки информации, конспектирования, поиска нужной литературы, подготовки докладов, контрольных и курсовых работ, выступлений и дискуссий на занятиях);
Показателями являются соответственно высокие, средние, низкие и очень низкие уровни проявления названных критериев, связанные с деятельностью контролирующих лиц):
II. Внешние:
• вариативность контроля (разнообразие средств, форм для осуществления различных видов контроля);
• гуманистический критерий (отношение обучаемых к контролю, способам предъявления требований со стороны преподавателей, других контролирующих структур).
Все перечисленные критерии в совокупности представляют собой идеальный вариант решения всех задач контроля знаний, умений и навыков курсантов. Сравнивая с ним реальное состояние контроля можно установить степень соответствия или расхождения.
Критерии и показатели можно охарактеризовать не только с качественной, но и количественной стороны.
Это делает сравнение более наглядным, контрастным, точным и позволяет рельефнее выделять положительные, отрицательные моменты, "взвешивать" главное и второстепенное. С этой целью каждому показателю выставляется соответствующая оценка. Использование 4-х балльной шкалы позволяет приблизить оценивание к действующей системе оценок, сделать его более удобным, не создавать особых трудностей в работе экспертов.
Одним из способов активизации творческой деятельности обучаемых является применение рейтинговой системы. Образовательные технологии, основанные на рейтинговой системе оценки качества подготовки, активно применяются во многих высших заведениях, например в Воронежском институте МВД России, Го-лицынском военном институту ФПС России.
Рейтинговая система оценки успеваемости основана на лучших традициях русской педагогической школы. Она соединила в себе творческие идеи педагогов — новаторов сегодняшнего дня и приемы и методы дидактики, проверенные десятилетиями, На самом деле фундаментальные основы рейтинговой системы зародились свыше 100 лет назад. Отдельные элементы этой системы существуют и в существующей педагогической системе, что проявляется в подведении итогов, подсчета среднего бала успеваемости обучаемых и т.д.
Рейтинговая система базируется на концепции поэтапного формирования умственных действий и предлагает блочно — модульную структуру построения материала учебной дисциплины, обязательную отчетность обучаемых за материал блока — модуля, гласность и сравнимость результатов, применение многобальной оценки.
Блочно — модульное построение материала основывается на принципах систематичности, последовательности и комплексности в обучении. Системность, как доказал еще И.П. Павлов, является весьма важным свойством высшей нервной деятельности человека. Возникновение и закрепление взаимосвязанных ассоциаций вносит в сознание человека ясность, активизирует его умственную деятельность, содействует лучшему пониманию изучаемых явлений, запоминанию знаний и их практическому применению.
Одним из основных показателей, определяющих сам «способ» образовательного процесса, является образовательный мониторинг. Он подразумевает контроль качества образовательного процесса на всех его стадиях. Основываясь на данных мониторинга, удается оперативно отслеживать изменение уровня подготовки обучаемых и своевременно принимать конкретные шаги по корректировки методики преподавания.
Систематический контроль за процессом усвое-
ния учебного материала обеспечивает оперативную корректировку содержания и методики проведения учебно — воспитательной работы. Кроме того, это стимулирует курсантов, побуждает их настойчиво овладевать знаниями, способствует развитию у них чувство ответственности, аккуратности и ритмичности в работе. Обучаемые, имеющие высокий итоговой рейтинг, соответствующий оценке «отлично», по решению начальника кафедры могут освобождаться от сдачи экзамена (зачета).
Применение рейтинга при широком использовании тестов позволяет качественно изменить положение и исключает практику подтягивания хвостов, авралов, штурмовщины. Поскольку рейтинг — это шкала достижений обучаемых, то совершенно очевидно, что он должен быть стандартным инструментом измерения. Таким инструментом может быть правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, является педагогическим тестом достижений. При этом в тесте не должно быть заданий, на которые можно найти ответ в учебнике, а возможность списывания должна быть практически исключена.
Качественно иным в рейтинговой системе должен быть и контроль, в нем главное внимание должно обращаться не на процесс доведения информации, а на выявление степени усвоения знаний, умений, навыков обучаемости, т. е. больше внимания уделять конкретным занятиям. Это снижает субъективность в оценке деятельности педагогов и курсантов.
Расчет рейтинга основывается на данных учета успеваемости. Учет ведется в журнале учебной группы, личном журнале преподавателя и ежемесячно анализируется начальником курса. Учет может осуществляться в виде базы данных на компьютере, а также отображаться в виде карты достижений в подразделении.
Тест-рейтинговая система контроля и оценки успеваемости — это комплекс учебных, организационных и методических мероприятий, направленных на обеспечение систематической творческой работы обучаемых, повышение их самостоятельности и состязательности в учебе и позволяющих осуществлять объективный контроль знаний, умений, проводить ранжирование за определенный период по различным дисциплинам (группам дисциплин) и другим видам образовательной деятельности.
Тест — контрольный учебный материал, по результатам усвоения которого можно полно и объективно судить об уровне знаний, умений, навыков обучаемых в относительно короткое время, как с применением компьютерной техники, так и без нее. Объ-
ем и содержание тестового задания определяет преподаватель (кафедра).
Рейтинг — это количественная оценка качества усвоения учебного материала курсантом по учебной дисциплине (группе или всем учебным дисциплинам) за определенный период (месяц, семестр, учебный год, период обучения). Определяется по разработанной схеме как сумма единичных оценок.
Ранг — место каждого обучаемого в группе, на курсе или факультете по выраженному в нормализованной шкале рейтингу за учебную дисциплину (группу дисциплин) за определенный период (месяц, семестр, учебный год, период обучения).
Успеваемость — степень усвоения учебного материала обучаемым. Применяется в переходный период от традиционной системы обучения к новому, блочно-модульному обучению с тест-рейтинговым контролем и оценкой знаний. Представляет собой соответствие рейтинга курсанта традиционной четырехбалльной системе.
В ВУЗе организуется входной, текущий, рубежный и выходной (итоговый) контроль.
Входной контроль осуществляется в ходе сдачи вступительных экзаменов в институт и перед началом изучения учебных дисциплин. Его задача — оценка подготовленности обучаемых по тем учебным дисциплинам, которые являются базовыми для вновь изучаемых дисциплин.
Текущий контроль осуществляется в ходе всех видов учебных занятий, а также при проведении контрольных работ в виде письменных ответов на вопросы, решения летучек, задач и других контрольных мероприятий. Текущий контроль в ходе всех практических, семинарских и им равных занятий проводится с охватом всех обучаемых. Задачи текущего контроля: проверка хода и качества усвоения учебного материала; стимулирование учебной работы обучаемых; совершенствование методики проведения занятий.
Рубежный контроль проводится после изучения модуля (блока) блочно-модульной программы учебной дисциплины. Рубежный контроль изученного модуля (блока) может являться входным контролем следующего модуля (блока). Задачи рубежного контроля: степень достижения учебных и воспитательных целей на занятиях при изучении модуля (блока); определение уровня знаний обучаемых и умения их применять при решении практических и других задач служебно-бое-вой деятельности; определение рейтинга обучаемых по итогам учебно-воспитательной работы; совершенствование организации и технологии учебно-воспитательной работы.
Итоговый контроль завершает изучение блока или дисциплины учебного плана и проводится в виде зачета или экзамена. Он является выходным контролем по блоку или учебной дисциплине.
Задания входного, текущего, рубежного, итогового контроля могут разрабатываться в виде контрольных тестов различного вида.
Задания для всех экзаменов (зачетов) содержат в себе теоретическую и практическую части.
Задачи итогового контроля:
• определение качества подготовки обучаемых, их готовности выполнять функциональные обязанности по специальности;
• определение рейтинга обучаемых по итогам учебно-воспитательной работы;
• совершенствование организации учебно-воспитательной работы.
Качество усвоения учебного материала оценивается рейтингом обучаемого с применением десятибалльной шкалы с «ценой» деления 0,5 балла. При этом предлагается следующее ее соответствие с четырех балльной:
«отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно»
Внедрение рейтинговой системы должно:
• удовлетворять требованиям межкафедральной (межвузовской) унификации. Так обучение ведется по всем дисциплинам на всех кафедрах ввуза;
• опираться на лучшие достижения науки по организации и технологии обучения не только в нашей стране, но и за рубежом;
• удовлетворять требованию максимального использования возможностей ЭВМ для решения рейтинговых задач;
• отличаться простотой механизма мониторинга рейтинга и ранжирования курсантов в зависимости от успеваемости, обеспечивающей выполнение этой работы не только преподавательским, но и лаборантским составом.
На переходном этапе оценки знаний от четырех балльной к рейтинговой шкале важно установить их сопоставимость.
То есть:
• 1,0 ? 0,85 балла от Rmax (Rmax- максималь-
- 10,0 ? балла;
- 8,4? балла;
- 6,4? балла;
- 4,4? балла;
ный рейтинг) соответствует оценке "отлично";
• 0,84 ? 0,65 балла от Rmax соответствует оценке "хорошо";
• 0,64 ? 0,4 балла от Rmax соответствует оценке "удовлетворительно";
• 0,44 ? 0 балла от Яшах соответствует оценке "неудовлетворительно".
При этом следует иметь в виду, что уровень рейтинга ниже 0,44Яшах не обеспечивает допуск курсанта к итоговому (выходному) контролю.
Повышение рейтинга возможно активным участием обучаемого в научной работе (до 0,25Яшах) и рационализаторской (до 0,1Яшах).
Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю, и курсанту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выполнения обучаемыми контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподавателя, субъективизм, вынуждающий курсанта адаптироваться к «слабостям» педагога ради высокой оценки. Обучаемые получают возможность более четко планировать свою работу, у них возникает желание готовить себя к будущей профессиональной деятельности творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.
Вместе с тем при разработке тест-рейтинговой системы контроля и оценки подготовленности обучаемых не следует усложнять ее, чтобы ни курсанту, ни преподавателю не пришлось выполнять непрофессиональную работу, связанную с обеспечением такой технологии. К учету успеваемости обучаемых по тест-рейтинговой системе оценки знаний должен быть подключен и лаборантский состав кафедр и учебный отдел ВУЗа.
Одним из важнейших факторов, определяющих подготовку высоко-профессиональных выпускников-специалистов, является формирование и развитие у курсантов критического мышления, под которым понимается способность человека вести анализ, обсуждение с целью дать оценку, исследовать, проверить достоверность, подлинность положения (решения).
Развитие критического мышления у обучаемых определяется прежде всего степенью активизации процесса обучения.
Активизация учебного процесса — это прежде всего целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на внедрение таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемых в усвоении знаний, формированию умений и навыков, применению их на практике.
Совершенствование форм и методов обучения достигается:
• широким использованием различных видов проблемного обучения;
• значительным применением коллективных форм познавательной деятельности;
• реализацией индивидуального обучения, (в том числе обучения по индивидуальным планам);
• совершенствованием навыков профессионального педагогического обучения, способствующего мобилизации творческого мышления курсантов;
• использованием передового опыта педагогов-новаторов.
Активное обучение побуждает к совершенствованию мышления, к стремлению самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки и творчески использовать их. Внедрение активного обучения в практику под-готовки курсантов вовсе не исключает использования традиционных форм и методов. Современный учебный процесс должен базироваться на комплексном применении активного и традиционного обучения в их оптимальном сочетании.
Выводы.
Контроль результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех этапах процесса обучения и обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый преподавателем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучаемого), а также служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Проблема контроля была и остается предметом пристального внимания ученых и практиков.
Исследования, проводимые в этой области показывают, что со временем меняются взгляды на понимание сущности учебного процесса и систему ее контроля. Если ранее система контроля знаний сводилась лишь к установлению степени усвоения определенного учебного материала, то сегодня она включает в себя и познавательно-преобразовательную, диагностическую, воспитательную функции. Методы контроля дополняются методами самоконтроля, в т.ч. и с использованием компьютерной техники. Все это позволяет говорить о контроле как о совокупности способов, приемов, средств установления соотношения между планируемыми целями обучения и достигнутыми результатами не только по уровню знаний, навыков и умений, но и теми личностными новообразованиями, происходящи-
ми в ходе этого обучения.
Анализ практики совершенствования контроля в ВУЗах показывает, что она не охватывает всех сторон рассматриваемого явления, не позволяет вскрывать реальные причины затруднений курсантов в учебном процессе.
Предпринимаемые попытки преодоления наталкиваются на недостаток теоретически обоснованных рекомендаций по организации контроля учебного процесса
Применение рейтинговой системы призвано оживить учебный процесс и значительно улучшить все показатели:
Преимущества, связанные с использованием данной системы контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины очевидны, так как они позволяют значительно повысить качество усвоения учебного материала.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес обучаемых к конкретной теме занятия, а, следовательно, и к дисциплине в целом.
Во-вторых, процесс обучения охватывает всех обучаемых, их поведение при этом контролируется преподавателем и однокурсниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией обучаемых, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между преподавателем и обучаемыми. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учетом собственного опыта.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения обучаемого в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
Использование предлагаемого метода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивацион-ный блок и различные каналы приема-передачи учебной информации, воздействующие на обучаемых. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Обучае-мый, «оценивающийся» по рей-
тингу, похож на поднимающегося или опус-кающегося по лестнице.
И если над некоторыми студентами и смеются сокурсники, то не как над «двоечниками», а как над спустившимися в «пропасть», в «подвал». Тут явно вспоминается пословица: «Ученье — свет, а не ученье — тьма». У курсанта появляется желание подняться на «вершину» знаний.
Опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать курсанта на занятиях и в послеурочное время. Написание докладов, выпуск газет, придумывание кроссвордов, тестов (обязательно по изучаемому модулю) углубляет знания, расширяет кругозор. Курсанты, консультирующие своих товарищей, играют роль не обучаемого и даже не учащегося, а обучающего, что поднимает их на ступень выше.
Применение данного метода позволяет полнее раскрыться курсанту, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета, что в свою очередь неминуемо приведет к повышению качества образования.
Литература
1. Кофман Н.Б. Совершенствование системы контроля знаний умений учащихся с применением про-
граммированных заданий: Дисс. к.п.н. Алма-Ата, 1986.
2. Архангельский И.П. О проверке и оценке знаний учащихся начальной и средней школы. Ташкент, 1938.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.
4. Педагогика: Учебное пособие/Под ред. Ю.К.Бабанского. М.,1983.
5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1991.
6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
Reference
1. Kofman N. B. Improving the system of control of knowledge skills of students with the use of programmed tasks: Diss. candidate of pedagogic Sciences, Alma-ATA, 1986.
2. Arkhangelsk, I. P., validation and evaluation of pupils in primary and secondary schools. Tashkent, 1938.
3. The fire V. Introduction to General didactics.- M., 1990.
4. Pedagogy: the textbook/Under the editorship of J. K. Babanskiy. M.,1983.
5. Ingenkamp K. Pedagogical diagnosis: TRANS. with it. -M.: Education, 1991.
6. Smirnov S. D. Pedagogy and psychology of higher education: the activities of the individual. M., 1995.
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 543 с.
Рассматриваются основы теории налогообложения и налогового права, структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания.
Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны.
Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы.