Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
References
1. Amelchakov I.F. On increasing of practice oriented training in Begorod Law Institute of the Russia’s MIA // Problems of Law Enforcement. 2013. №1. PP.3-8.
2. Amelchakov I.F., Chinyonov E.V. On possibilities of interchair forensic training site use during training at Begorod Law Institute of the Russia’s MIA // Papers of Begorod Law Institute of the Russia’s MIA. 2012. №1. PP.2-5.
3. Federal Law of the Russian Federation “On police” №3-FL of February 7, 2011 - Legal Reference System “Consultant+”.
4. Chinyonov EV, Chursin A.V. Crime scene environment - the source of getting information about unknown offender // Problems of Law Enforcement. 2012. №1. PP.12-17.
(Статья сдана в редакцию 23.01.2014)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В БЕЛГОРОДСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ институте мвд россии
GENDER FEATuREs of TEAcHING AND EDucATioNAL process at the belgorod law institute of the ministry of internal affairs of russia
УДК 159.922.1:378.6(470.325)
В.А. ХРИСАНОВ,
доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России) тел. (4722)52-88-26
В.Л. МИХАЙЛИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: mihailikov.vitalii/@mail.ru
С.В. СВИРИДОВ
(Белгородский юридический институт МВД России ) тел. (4722)52-88-26
V.A. KHRISANOV,
the doctor of geographical sciences, the professor
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
V.L. MIKHAJLIKOV,
the candidate of jurisprudence assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
S.V. SVIRIDOV
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы гендерного воспитания курсантов (слушателей) в ведомственных вузах на примере Белгородского юридического института МВД России. Акцентируется внимание на особенностях гендерного воспитания с учетом половозрастных характеристик обучающихся, специфики службы в ОВД, что позволяет соПроблемы правоохранительной деятельности 2’14
16
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
хранить их физическое и психологическое здоровье, проявлять толерантность в общении с коллегами и гражданами.
Ключевые слова: гендерное воспитание, курсанты, слушатели, юноши, девушки, служба, профессиональная подготовка.
Abstract: The article touches upon the questions of gender education of cadets (listeners) in departmental educational institutions on an example of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The attention is focused on the features of gender education with accounting trainees’ sexual-aged characteristics, specificity of service in the DIA that allows to keep their physical and psychological health, to show tolerance in dialogue with colleagues and citizens.
Keywords: gender education, cadets, listeners, young men, girls, service, vocational training.
«Осознание в обществе социально-психологических и ролевых различий мужчин и женщин обусловило введение понятия «гендер» и его производных: гендерная психология, гендерные различия, гендерные стереотипы, гендерная идентичность. В отличие от понятия «пол», гендер акцентирует внимание не на природных, а на социально-психологических и культурологических характеристиках социализации мужчин и женщин. В исследованиях по социальной психологии установлено, что гендерный подход отвечает потребности утверждения равных социальных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.
Термин «гендер» оказал влияние и на педагогику, в результате чего появились новые термины «гендерное обучение», «гендерное воспитание», «гендерная педагогика». При этом различаются термины «гендерное воспитание» и «половое воспитание», которые решают различные задачи в процессе личностного развития юношей и девушек, мужчин и женщин.
Особенно за последние 50 лет произошли значительные изменения в самосознании женщин, изменились нормы поведения и ценностные ориентации большей части из них. Этот процесс нашёл своё отражение во многих сферах социальной жизни. В частности, существенно возросла численность женщин, осваивающих традиционно мужские профессии, в том числе и в системе МВД России [1].
Основными компонентами гендерной идентичности являются биологический пол и социально-психологические конструкты, реализующиеся в следующих категориях: маскулинность, феминность, андрогинность [1]. C научной точки зрения определено, что
сущностью гендерного воспитания является формирование личности, которая в процессе жизненной самореализации гармонично сочетает природное предназначение мужчины и женщины и собственные социальные устремления. До настоящего времени система образования была ориентирована на мужскую модель самореализации, что способствовало маскулинизации женского поведения. Особенно ярко эти тенденции проявляются при освоении женщинами традиционно мужских профессий. В своей статье мы постарались показать, что особое значение гендерное воспитание приобретает в системе образовательных организаций МВД России и, в частности, в Белгородском юридическом институте как одном из ведущих вузов МВД России. Это воспитание помогает сохранить курсантам-девушкам, обучающимся в нашем институте, их женственность в процессе социально-профессиональной самореализации, что позволяет им в будущем гармонично сочетать профессиональную и личную сферу жизни, и, безусловно, положительно влияет на их общую удовлетворенность. Наблюдения показывают, что если гендерное воспитание данной категории обучающихся не осуществляется, то это нередко приводит к формированию у них мужских черт поведения и к более быстрой профессиональной деформации сотрудника. Гендерное воспитание курсантов-юношей формирует истинное понятие о мужественности, готовит сотрудников, свободных от влияния гендерных стереотипов и знающих особенности женской психологии. Это важно при работе с гражданами и в общении с сотрудниками противоположного пола.
Половое просвещение и осознание особенностей поведения людей с различным набором феминно-маскулинных качеств
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
17
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье сотрудников и проявлять толерантность в общении с коллегами и гражданами.
По мнению исследователей, какое бы содержание не вкладывалось в понятие «гендер» - будь то совокупность профессиональных и личностных качеств мужчин и женщин; отношения субординации между биологическими полами в обществе; набор социальных ролей и стереотипов оценки соответствия им; процесс освоения личностью социальных моделей поведения и др., существует два субъекта формирования этого феномена.
С одной стороны, это общество, которое стремится к структурированию полоролевых отношений и закрепляет в сознании людей определенные социально-культурные стереотипы, ограничивающие участие каждого пола в различных видах деятельности. Однако, так как содержание гендера не является постоянным, подобно биологическому полу или расе, то существует возможность переосмысления этой «системы символов» межсоциальных отношений в целях достижения обществом более высокого уровня бытия сознания. При рассмотрении гендера в таком ключе наибольшее значение приобретают такие его характеристики, как динамичность, процессуальность, культурологическая обусловленность и социальная функциональность.
С другой стороны, следует полагать, что личность совершенно безвольно соглашается на исполнение той социальной роли, которую общественные стереотипы накладывают на нее. Вся история человеческого общества, многие исторические события и социальные потрясения связаны со стремлением угнетаемого гендера скинуть с себя эту «смирительную рубашку».
Сегодня, когда во многих государствах права женщин и мужчин законодательно уравнены, первоочередной становится задача осознания значения гендера самой личностью, активизации ее субъективности, в определении навязываемой извне социальной роли. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось серьезными изменениями во всех сферах жизни человека, и прогрессивные изменения гендерной стратификации, возможно, станут одним из основных показателей современной эпохи. При этом гендерные исследования - это изучение того, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном
сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, какие последствия это распределение имеет для них. Такое изучение осуществляется в рамках гендерологии - соответствующей научной дисциплины [2].
В последние годы получили широкое распространение исторические, философские, филологические, экономические и психологические гендерные исследования. К сожалению, в нашей стране это пока не в полной мере относится к гендерным психолого-педагогическим исследованиям.
В отличие от полоролевого подхода, основанного на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам, гендерный подход учитывает именно возможности и способности личности, а не ее половую принадлежность. Гендерный подход ориентирует на нейтрализацию и смягчение различий между полами; поощряет виды деятельности, соответствующие интересам личности; способствует выбору поведения, исходя из конкретной ситуации; обосновывает нецелесообразность раздельного по полу обучения; дает возможность отступлений от традиционных стереотипов.
Гендерный подход предполагает исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей, в связи с чем данный подход в образовании актуализирует два понятия: «личностный пол» и «андрогиния».
Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие о возрастающей маскулинизации женщин. И.В. Г рошев отмечает, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов» [3].
В настоящий момент эти процессы идут наиболее интенсивно и накладывают определенный отпечаток на формирование гендерных стереотипов поведения современной молодежи. Гендерный подход предполагает освоение позитивных поведенческих моделей, способных минимизировать риск возникновения гендерных конфликтов в образовательной среде.
Юноши и девушки, поступающие в вузы
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
18
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
МВД России, уже имеют достаточно сформированные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, который, к сожалению, не всегда является позитивным. Поэтому в процессе обучения в Белгородском юридическом институте МВД России уделяется большое внимание формированию у курсантов обоих полов толерантного отношения к проявлению черт, свойственных противоположному полу.
Как показывает проведенный нами среди курсантов (слушателей) института социологический опрос, около 80% обучающихся с положительной стороны отмечают прием на службу и совместное обучение юношей и девушек в вузах Министерства внутренних дел Российской Федерации и лишь 20% опрошенных относится к этому негативно. В данном случае ими акцентируется внимание на проблемах, связанных именно с половой принадлежностью курсантов-девушек, у которых после окончания обучения в вузе возникают сложности в части адаптации к работе в тех территориальных подразделениях органов внутренних дел, где в большей степени, по специфике профессиональной деятельности, трудятся сотрудники полиции мужского пола.
Гендерный подход к обучению и воспитанию курсантов (слушателей) в вузах МВД России должен позволить «отойти» от традиционных трактовок и представлений о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами индивида и культуры. Использование гендерного подхода в нашем вузе обусловлено востребованностью целостной, саморазвивающейся, самореализующейся, конкурентоспособной личности сотрудника полиции, способной эффективно выполнять свои профессиональные и служебные обязанности в условиях продолжающегося реформирования МВД России.
В настоящее время, на наш взгляд, существует необходимость научного обоснования ценностно-целевого содержания учебновоспитательного процесса во всех вузах Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом гендерного потенциала. При этом следует заметить, что если научных исследований, касающихся развития и социализации курсантов-юношей имеется достаточное количество, то те же самые направления относительно девушек-курсантов освещены недостаточно, что потребовало более подробного рассмотрения этой проблемы.
Мы хотели бы рассмотреть существующие особенности социализации и адаптации девушек-курсантов с учетом проведения гендерной политики и индивидуального подхода к каждому обучающемуся в Белгородском юридическом институте МВД России.
Первая особенность, на наш взгляд, связана с этапностью включения данной категории обучающихся в выполнение своих служебных обязанностей, которые с первых дней пребывания в нашем вузе, как и курсанты-юноши, осуществляют новую для себя профессионально-служебную деятельность.
Вторая особенность заключается в системности проводимой индивидуальной воспитательной работы руководством института, всеми службами и подразделениями вуза, направленной на формирование правильной гендерной политики.
Третья - выражается в комплексном подходе в осуществлении мероприятий, учитывающих половозрастные особенности обучающихся, а также специфику их будущей профессии.
Практика показывает, что особую сложность для девушек-курсантов представляет необходимость научиться жить строго по распорядку дня, при этом соблюдать все требования по ношению форменной одежды, не пытаясь «усовершенствовать» ее на свой вкус. Делать «здесь и сейчас» не то, что хочется, а то, что требуют обязанности и интересы профессиональной службы [4].
Служебная деятельность выступает тем видом деятельности, вокруг которого осуществляется центрирование всех других видов деятельности курсантов (слушателей) института. Происходит это не по их личному выбору, а в силу объективной необходимости, так как всякая другая деятельность, будь то учебная, научная, так или иначе связана с выполнением курсантом своих должностных обязанностей и подчинением правилам внутреннего служебного распорядка [5].
Что касается девушек-курсантов, то необходимо отметить, что их профессиональное обучение, как и курсантов-юношей, направлено на освоение ими различных форм практического опыта по выполнению в последующем функциональных обязанностей на первичных офицерских должностях в территориальных отделах полиции. В то же время они сталкиваются со значительными трудностями, в первую очередь связанными с организацией работы подчиненного им личного состава, неуверенностью, сомнениями в оптимальности принимаемых ре-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
19
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
шений, неоправданной задержкой времени на их принятие. Конечно, зачастую эти же трудности присущи и курсантам-юношам, а в последующем офицерам. В то же время «природа» этих трудностей у одной категории и у другой абсолютно разная. У юношей это, главным образом, недостаток знаний. У девушек, в данном случае, на первый план выходит именно нравственная, эмоциональная составляющая.
Сегодня профессия офицера полиции, в большей степени, все же маркируется обществом как мужская. Поэтому гендерный подход в области профессиональной подготовки будущих офицеров (в том числе офицеров-женщин) предполагает рассмотрение различий поведенческой матрицы специалис-та-полицейского, особенностей восприятия им окружающей действительности и поиска собственной гендерной идентичности [6]. Приходится признать, что мир полицейского дела - мир мужской, и в том случае, когда в него попадает женщина, она вынуждена жить в этом мире по мужским законам. Знания, стиль обучения и преподавания, технологии и техники выработки необходимых профессиональных навыков и компетенций также могут быть охарактеризованы как мужские, следовательно, девушки-курсанты, получающие данную профессию, испытывают несомненное влияние руководительской, управленческой, командной матрицы по модели мужского типа.
Исходя из всего этого, возникает необходимость уже с первых лет обучения и воспитания курсантов (слушателей) осуществления разностороннего гендерного учебно-воспитательного процесса, что и является составной частью деятельности руководства нашего вуза, профессорскопреподавательского состава, отделов и служб. Так, в процессе обучения курсантов (слушателей) в учебный материал по определенным темам психолого-педагогических дисциплин включаются сведения об особенностях профессионального и бытового поведения людей разного пола, о качествах, способствующих эффективному построению профессиональных и семейных отношений. Во внеучебное время в рамках индивидуальной воспитательной работы преподавателя-ми-кураторами проводятся индивидуальные беседы, отделом морально-психологического обеспечения совместно с факультетами организуются просмотры художественных и документальных фильмов, проводятся тренинги, направленные на преодоление
гендерной схематизации, на которых анализируются поступки и поведение граждан разных половозрастных групп. В рамках изучения дисциплины «Служебный этикет сотрудников ОВД» анализируются нормы служебного этикета в сравнении с традиционным, особенно с позиции отношения к женщинам, проводятся занятия, ориентированные на формирование гендерного типа поведения. Со слушателями-девушками психологи-воспитатели обсуждают вопросы создания семьи, построения гармоничных отношений, проводится работа, направленная на скорейшую адаптацию после окончания учебного заведения и преодоление трудностей, связанных с практической деятельность сотрудника полиции.
Следует отметить, что важнейшим условием повышения эффективности гендерной политики в вузе является ее внедрение в учебно-воспитательный процесс, осознание ее важности в психолого-педагогическом и гуманитарном образовании, придание данной работе системности и наличие достаточного научно-методического обеспечения.
Таким образом, особенности гендерного воспитания курсантов (слушателей) в нашем институте определяются спецификой их профессионального обучения, комплексным подходом к формированию личности полицейского с учетом половозрастных особенностей и характеристик, а также важностью понимания того, что сотрудник полиции - это не только знание, профессионализм, сила и выносливость, но также терпение, усидчивость, скрупулезность в работе, а где-то и обаяние, что, в большей степени, присуще именно женской половине сотрудников ОВД.
В целом использование разнообразных методов гендерного воспитания курсантов (слушателей) дает положительные результаты в правильном становлении их личности. Гендерное воспитание помогает обучаемым в большей степени раскрыть свои способности, улучшает межличностное общение в социальных, а в последующем и профессиональных, группах. Современная тенденция к сближению стандартов мужественности и женственности приводит к положительным явлениям - обогащению и развитию личности. Такая система воспитания, на наш взгляд, улучшает подготовку сотрудника ОВД к будущей его профессиональной деятельности, осознанию и принятию особенностей поведения людей с разным набором феминно-маскулинных качеств. В связи с этим большое значение приобретает сохранение
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
20
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
феминного начала девушек. Это помогает им преодолевать противоречия между онтологической природой женщины, проявляющейся в ролях «матери» и «супруги», и социальными стереотипами, формирующими стремление к материальной независимости и карьерным достижениям женщины.
Необходимо отметить, что содержание гендерного воспитания заключается в обогащении внутреннего мира курсантов (слушателей), расширении восприятия себя и других, формировании форм и методов гендерного самовоспитания, освоении путей формирования гендерных стереотипов.
Подводя итог вышесказанному, сделаем следующие выводы:
1. Теоретический анализ проблемы гендерного воспитания курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России свидетельствует о том, что оптимизация профессиональной подготовки девушек-кур-сантов - это актуальная на сегодня не только научная, но и практическая задача. Решение ее возможно на базе гендерного подхода путем реализации комплексной программы мониторинга, социологических и психодиагностических исследований, экспертного опроса, а также математического моделирования способа прогнозирования индивидуальной успешности этого процесса.
2. Тенденция возрастающего количества поступающих девушек для обучения в ведомственных вузах Министерства внутренних дел Российской Федерации породила немало новых как организационных, так и
педагогических проблем. Фактором, усложняющим адаптацию девушек-курсантов к условиям обучения в ведомственных вузах, а в последующем и осуществление практической деятельности в территориальных отделах полиции, является их гендерная социализация, в частности гендерные стереотипы, сформировавшиеся за долгие годы, и отдающие предпочтение образу мужчины-полицейского по отношению к по-лицейскому-женщине.
3. Гендерное воспитание должно основываться на формировании гендерного сознания и поведения курсантов (слушателей), которое, в свою очередь, должно быть направлено на сохранение половой идентичности в условиях равных прав и возможностей, независимо от биологического пола.
4. Содержание гендерного воспитания заключается в обогащении внутреннего мира курсантов (слушателей), расширении восприятия себя и других, осознании форм и методов самовоспитания, освоении путей формирования гендерных стереотипов.
5. Задача гендерного воспитания в нашем вузе заключается в предотвращении негативных последствий специализированного обучения личности девушек-курсантов (слушателей). В связи с этим большое значение приобретает сохранение их феминного начала и одновременно формирование присущих сотруднику полиции деловых и профессиональных качеств, необходимых для выполнения своих служебных и должностных обязанностей.
Литература —
1. БраженскаяН.Е. Особенности гендерного воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Спб., 2012.
2. Климчук О.Г. Оптимизация военно-профессиональной подготовки офицеров медицинской службы запаса в медицинских вузах: гендерный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2006. 22 с.
3. Грошев И.В. Психология половых различий: монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. 683 с.
4. Хрисанов ВА, Михайликов В.Л., Ермоленко СА. Основные направления всесторонней адаптации курсантов в период обучения в Белгородском юридическом институте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С.30-37.
5. Геворкян И.Ш., Хрисанов ВА, Михайликов В.Л. Выполняя социальный заказ общества, готовим современных полицейских // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С.8-15.
6. Литвиненко Л. Психологические предпосылки профессиональной карьеры женщин-военнослужащих // Режим доступа: http://utopiya.spb.ru/index.php.
References
1. Brazhenskaya N.E. The feature of gender education of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the dissertation author’s abstract ... of the candidate in pedagogical sciences. - SPb., 2012.
2. Klimchuk O.G. Optimization in military-vocational training of retired officers of medical service in medical higher educational institutions: the gender approach: the dissertation author’s abstract ... of the candidate in pedagogical sciences. - Saratov, 2006. 22 p.
3. Groshev I.V. Psychology of sexual distinctions: the monography. - Tambov: Publishing house TGU of G.R. Derzhavin, 2001. 683 p.
4. Khrisanov V.A, Mikhajlikov V.L, Ermolenko S.A. The main directions of cadets’ all-round adaptation in training at the Belgorod Law Institute // Problems of law-enforcement activity. 2013. № 2. P. 30-37.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
21
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
5. Gevorkyan I.S., Khrisanov V.A, Mikhajlikov V.L. Executing the social order of a society, we prepare modern policemen // Problems of law-enforcement activity. 2013. № 1. P.8-15.
6. Litvinenko L. Psychological preconditions of professional career of women-military officers // An access Mode: http://utopiya.spb.ru/index.php.
(Статья сдана в редакцию 02.04.2014)
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ СИТУАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ОПЕРАТИВНОГО
уПРАВЛЕНИЯ
role play as one of the means of problem
TRAINING AT A SITuATION cENTRE OF Operative
management
УДК 378.147:378.6
В.В. МАНЫШЕВ,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России) Тел. (4722) 54-54-36
V.V. MANYSHEV,
assistant professor
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
А.А. БРАГИН,
кандидат социологических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) Тел. (4722 )54-54-36
A.A. BRAGIN,
candidate of sociological sciences, assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются способы реализации проблемного обучения при проведении деловых игр в учебном ситуационном центре оперативного управления, которые развивают у курсантов оперативное мышление и формируют практические навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах. Проведение деловых игр в ситуационных центрах позволит значительно повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Ключевые слова: проблемное обучение, деловая игра, анализ оперативной обстановки, решение.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
22