ВЫПОЛНЯЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, ГОТОВИМ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ
PERFORMING THE SOCIAL ORDER OF OUR SOCIETY, WE
TRAIN MODERN POLICEMEN
УДК 378:351.74
И.Ш. ГЕВОРКЯН
(Белгородский юридический институт МВД России)
I.SH. GEVORKYAN
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
В.А. ХРИСАНОВ,
доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России)
V.A. KHRISANOV,
the doctor of geographical sciences, the professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
В.Л. МИХАЙЛИКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
V.L. MIKHAJLIKOV,
the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы активизации комплексного воспитания курсантов в вузах МВД России с целью подготовки всесторонне развитого выпускника
- офицера полиции. Особое внимание обращается на трудовое, нравственное, эстетическое, патриотическое, политическое и духовное воспитание.
Ключевые слова: полицейский, подготовка, профессионализм, воспитание, общество, социальный заказ.
Abstract: the article deals with the questions of actuation of complex education of cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to train a comprehensively developed graduate - a police officer. The authors of the article pay special attention on labour, moral, aesthetic, patriotic, political and spiritual education.
Keywords: policeman, training, professionalism, education, society, social order.
Проблема комплексного подхода к воспитанию сотрудников ОВД связана с состоянием законности, дисциплины среди личного состава ОВД в целом, что вызывает обоснованную тревогу в обществе, способствует процессу формирования негативного
отношения граждан к деятельности полицейского, к значимости его работы. Все это, так или иначе, снижает эффективность мер, принимаемых Министерством внутренних дел по укреплению правопорядка и законности внутри самого ведомства.
Сегодня уже не секрет то, что на протяжении последних лет наблюдалась тенденция роста правонарушений среди личного состава ОВД. Выявлялись многочисленные факты участия работников органов внутренних дел в деятельности коммерческих структур, связей с коррумпированными элементами, злоупотребления служебным положением, нарушений норм уголовнопроцессуального законодательства. До недавних пор оставался высоким уровень пьянства среди личного состава, утрат табельного оружия и служебных документов, дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, присутствовали элементы грубости и хамства в обращении с гражданами. Данные факты определялись и всегда будут определяться уровнем развития личности, что обусловлено необходимостью формирования всесторонне развитого сотрудника ОВД с социальнонравственной направленностью.
Проблема комплексного воспитания молодых специалистов рассматриваемой сферы связана также и со сложившимися определенными проблемами в современном обществе.
Такими проблемами является социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений; идеологическая неопределенность, наступившая вследствие развала коммунистической идеологии; массовизация культуры и ее вестернизация; демографический кризис; криминализация поведения и сознания россиян; рост социального неравенства и поляризация социальных слоев российского населения и др.
В 1990-х годах, да и по сей день, динамика ценностей в молодежной среде характеризуется следующими общероссийскими тенденциями: высокая значимость семьи в ценностной иерархии молодежи; изменение трудовых ценностей и ценности труда прежде всего; акцент на индивидуалистических ценностях как наиболее оптимальных для достижения жизненного успеха и материального благополучия; доминирование дифференцирующих, а не интегрирующих ценностей, как в советское время.
На сегодня социокультурное и ценностное пространство России продолжает оставаться неустойчивым. В этой связи духовно-нравственный потенциал российского общества представляет собой хаотическое переплетение результатов социальной трансформации, в котором формируются социальные ресурсы молодежи. Определить
духовно-нравственный потенциал общества
- значит, определить его трансформационный потенциал, который, в свою очередь, обусловлен социальными и духовно-нравственными ресурсами молодежи. Их анализ выявил наличие противоречивых тенденций в формировании духовно-нравственного облика молодого поколения России, соответствующих противоречиям биполярного ценностного пространства современного российского общества.
Понимая всю эту направленность, Белгородский юридический институт МВД России ставит перед собой задачу с первых дней поступления обучающихся в наш вуз активно проводить работу по комплексному их воспитанию [5].
Дело в том, что сегодня формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкладывается в это понятие?
В развитии и формировании личности немалое значение имеет физическое воспитание. Укрепление сил и здоровья воспитанника, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять в должном объеме волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать его развитию в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности курсантов (слушателей) должно выступать главным в механизме всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.
Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями (включая средства практической направленности по роду будущей служебной деятельности). Это создает предпосылки для подготовки курсантов к жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.
Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. Прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обуславливает необходимость действенного морального воспитания личности обучаемого.
Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к истинным ценностям литературы, архитектуры, живописи, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует глубокого нравственно-эстетического воспитания.
На наш взгляд, есть еще два весьма содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности, в том числе развития личности современного полицейского, отвечающего всем требованиям социального заказа общества.
Первый из них - это творческий подход к выполнению любого дела (поставленной задачи).
Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.
В целом, воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.
В последнее время понятие «всестороннее и гармоничное развитие личности» иной раз трактуется как разностороннее ее развитие.
Этот отход от устоявшегося понятия является, на наш взгляд, не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социальноэкономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы процесс воспитания способствовал умственному, техническому, трудовому, духовно-нравственному, эстетическому и физическому формированию этой личности. Понятие же «разностороннее развитие» не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего, к примеру, того же эстетического воспитания.
Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы в нашем институте. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания.
В первую очередь этому способствует сама современная среда нашего образовательного учреждения. В институте имеется богатейший библиотечный фонд, который соответствует самым высоким стандартам образования. В составе фонда литература по юридическим, естественным и математическим наукам, социологии, истории, политологии, экономике, языкознанию, философии, психологии и другим отраслям знаний. Структура фондов включает в себя научную, учебную, учебно-методическую, справочную, официальную литературу, периодические и прочие издания. В институте имеется высокоскоростное подключение к сети Интернет, действует электронная библиотечная система, ведется систематическая работа по сотрудничеству с высшими образовательными учреждениями как Белгородской области, так и России в целом. Большое внимание уделяется вопросам международного сотрудничества и обмену опытом.
Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с планами научной деятельности вуза, которые формируются с учетом требований приказов МВД России. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее
- ФГОС ВПО). Значительный блок научных разработок направлен на исследование
проблем профилактики, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и преступлений против собственности.
Важным направлением научной деятельности института является участие курсантов, студентов и слушателей в научных конкурсах различного уровня.
Научно-исследовательская работа курсантов (слушателей) и студентов института выступает важным средством оптимизации учебного процесса. Для реализации мероприятий по повышению практической направленности обучения в учебном процессе института используются комплексы материальных и технических средств, включающих: учебный ситуационный центр оперативного управления, фотолабораторию (лаборатория цифровой фотографии); криминалистический полигон; полигоны для отработки навыков служебной деятельности; центр (класс) деловых игр; интерактивный и стрелковый тир; спортивные залы, хорошо оборудованные учебные кабинеты. При прохождении начальной профессиональной подготовки, а также проведении занятий по дисциплинам кафедры тактико-специальной и огневой подготовки активно используется загородная учебная база.
В настоящее время учебный процесс института немыслим без использования вычислительной техники, средств мультимедиа, комплексов проекционного мультимедийного оборудования, аудио- и видеотехники. Каждое занятие проходит с использованием технических средств обучения.
Современная среда нашего учебного заведения обеспечивает развитие общекультурных и социально-личностных компетенций будущих выпускников. В институте сформирована благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая возможность формирования общекультурных компетенций выпускника, всестороннего развития личности, а также непосредственно способствующая освоению основной образовательной программы соответствующего направления подготовки.
Основными целями внеучебной воспитательной работы являются:
- воспитание всесторонне развитой личности курсанта (слушателя), формирование его социальных качеств, таких как гражданственность, уважение к закону, чувство ответственности, патриотизм,толерантность, порядочность, интеллигентность, формирование уважения к правам и свободам личности;
- развитие корпоративной солидарности;
- ориентация на выбор позитивного образа жизни и другие.
В связи с этим в институте поставлены и реализуются следующие основные задачи:
- привлечение курсантов (слушателей) к творческой деятельности (художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, научные и экспериментальные исследования);
- участие в благотворительной деятельности;
- организация культурно-досуговой деятельности.
Воспитательная работа в институте организована и проводится в соответствии с требованиями приказа МВД России от 01.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» [1].
Основное внимание при планировании и организации воспитательного процесса уделяется профессионально-нравственному и культурно-эстетическому воспитанию, морально-психологической подготовке, обеспечению гарантий правовой и социальной защиты сотрудников ОВД. Индивидуальновоспитательная профилактическая работа организована в соответствии с требованиями приказа МВД России от 11.02.2010г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [2]. Морально-психологическое обеспечение учебно-служебной деятельности курсантов (слушателей) института проводится в соответствии с требованиями приказа МВД России от 10.08.2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [3].
В музее института систематизируются материалы из истории учебного заведения, о ветеранах и сотрудниках, на стендах и витринах экспонируются фотографии, форменное обмундирование, награды, документы, оружие. Проводятся экскурсии в музей института для личного состава, школьников, студентов вузов области, воспитанников военно-патриотических клубов и др. В профессиональнонравственном и культурно-эстетическом воспитании личного состава в институте широко используются мероприятия, посвященные государственным праздникам, памятным датам, служебные ритуалы (принятие Присяги курсантами первых курсов, вручение первых офицерских погон слушателям пятого курса,
выпуску специалистов для органов внутренних дел и другие).
Во исполнение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» для личного состава института проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, органов внутренних дел, учебного заведения, посвященные дням воинской славы и памятным датам России. В Белгородском юридическом институте МВД России осуществляется психологическое обеспечение и организация индивидуальной воспитательной работы. В рамках организации данной работы отделением психологического обеспечения проводится изучение социально-психологического климата в коллективах, анализируется динамика внутригрупповых отношений в учебных взводах.
На комплексное и всестороннее воспитание курсантов (слушателей) нашего вуза оказывает большое влияние правильно организованный повседневный уклад их служебной деятельности. Это четкое выполнение правил внутреннего служебного распорядка, поддержание чистоты в курсантском общежитии и в целом на территории института, организация службы суточного наряда и многое другое.
Отдельно хотелось бы сказать о личном примере отношения к несению службы со стороны, в первую очередь, руководства курсов, которое, на наш взгляд, своей выучкой, достойным внешним видом, строевой подготовкой, требовательностью и педагогическим тактом помогают привить те качества и навыки выпускникам нашего вуза - будущим офицерам, которые присущи интеллигентному и образованному человеку.
Главным звеном всестороннего развития личности обучаемого является создание системы воспитательного воздействия в процессе всего обучения. Важнейшими звеньями такой системы выступают две подсистемы: воспитание курсанта (слушателя) в процессе обучения и формирование его досуга во внеучебное время.
Анализ системы воспитательного воздействия на курсантов (слушателей) в учебном процессе показывает, что к ее основным элементам относятся:
- воспитательная программа формирования и развития личности курсанта (слушателя) в учебном процессе, непосредственная деятельность кафедр и служб по реализации воспитательных программ;
- взаимосвязь всех подразделений института в процессе реализации воспитательных программ;
- ежегодный анализ результативности системы воспитания курсантов (слушателей) в учебное и внеучебное время и ее корректирование в интересах повышения эффективности формирования и развития личности. Исследование содержания самого процесса воспитания в учебном заведении показывает его многогранность и сложность. Если же еще учесть особенности психологического устройства самого человека, то можно утверждать, что нет ничего более сложного и тонкого, чем процесс воспитания личности.
Воспитательный процесс в Белгородском юридическом институте МВД России осуществляется на следующих основных уровнях:
1. Уровень вуза в целом как одного из звеньев образовательных учреждений МВД России. Здесь созданы все необходимые организационно-управленческие условия для осуществления эффективного воспитания обучаемых. При этом в основу содержания воспитания положено эффективное влияние на мотивацию курсантов (слушателей) в интересах решения задач, стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации.
2. Следующий уровень - это кафедры и отделы по профилю деятельности. Ими осуществляется «вооружение» курсантов (слушателей) правовыми, философскими, политологическими, историческими, социологическими, экономическими, культурологическими, специальными и другими знаниями. Акцентируется внимание на формировании у обучаемых научного мировоззрения, необходимых убеждений и представлений, норм морали и нравственности.
В этой структуре большое место отводится кафедре как структурному подразделению, которая является центром воспитания курсантов (слушателей), в учебном процессе прививая им необходимые знания и профессиональные навыки. В соответствии с требованиями к учебному процессу именно кафедра определяет основные задачи воспитательного процесса по каждой учебной дисциплине, разрабатывает учебные программы и всю необходимую методическую литературу, которые, в свою очередь, способствуют практической реализации целей не только обучения, но и воспитания курсанта (слушателя).
Необходимо помнить о том, что кафедра имеет свой огромный потенциал воспитательных возможностей. Каждая тема учебной дисциплины, правильно выбранная форма проведения занятия формируют четко определенную мотивацию курсанта (слушателя) к надлежащему усвоению материала. Исходя из этого, определение воспитательной цели ориентирует преподавателя на поиск путей ее практической реализации в ходе занятия. Она определяется преподавателем в соответствии со спецификой изучаемой дисциплины и поставленными задачами.
После определения цели занятия, преподаватель подбирает необходимый дидактический материал для обеспечения практической реализации задач воспитания. Таким материалом для достижения целей воспитания могут быть: примеры из практической деятельности сотрудников ОВД; личный жизненный опыт преподавателя; конкретные факты, аргументы; отрывки из художественной военно-мемуарной, специальной литературы, периодической печати и др.
Повышению воспитательной роли каждого учебного занятия, на наш взгляд, способствует следующее:
- четкий ритм, высокая напряженность учебного процесса (они активизируют выработку у обучаемых навыков организованности, собранности, целеустремленности, закаляют волю и характер, формируют убеждения в необходимости строжайшего соблюдения служебной дисциплины);
- тесная связь теории с практикой (при этом дидактический материал следует выбирать такой, который непосредственно связан с практической работой обучаемых);
- широкое использование на занятиях методов активного обучения, способствующих творческой познавательной деятельности курсантов (слушателей).
3. Следующий уровень, на котором хотелось бы акцентировать внимание, - это уровень курса, каждодневная, скрупулезная работа курсовых офицеров, сотрудников отдела морально-психологического обеспечения. Специфика воспитательного процесса здесь состоит в том, что обучаемый должен формироваться не только как всесторонне, гармонично развитая личность, но и как будущий офицер с присущими ему дисциплиной, ответственностью, чувством патриотизма, строевой выучкой.
Особенно велика в процессе воспитания курсантов (слушателей) роль офицера-вос-питателя, которая объясняется не только его
каждодневной работой (общением) с ними, знанием их проблем и участием в их решении, но и тем немаловажным обстоятельством, что именно в строевом подразделении курсанты (слушатели) формируются как будущие руководители разного уровня. В этой связи, на наш взгляд, самое пристальное внимание надо уделять кадровой политике подбора офицеров на должности курсового звена (начальник курса, заместитель начальника курса) [4].
В комплексной программе воспитания курсантов (слушателей) важнейшее значение имеют:
Воспитание гражданственности и патриотизма, четкие представления о политическом устройстве Российского государства, о его истории, многонациональном народе; знание государственных символов; уважительное отношение к русскому языку; интерес к государственным и религиозным праздникам (традициям), важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, города, в котором находится образовательное учреждение; стремление активно участвовать в делах института, семьи и социума в целом.
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.
Включает в себя представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных метах, на природе; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшему поколению; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению и труду.
Уважение к труду и творческое отношение к работе; ценностное отношение к учебе как виду позитивной деятельности; первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении поставленных задач; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда (вверенному имуществу) - все это способствует формированию тех необходимых качеств и навыков, которые должны быть присущи современному выпускнику высшего образо-
вательного учреждения МВД России.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
В данном случае мы говорим о том, что выполнение тех задач, которые ставит перед сотрудниками полиции государство в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, возможно только имея прочный потенциал (запас) здоровья тела и несгибаемость духа. Наши выпускники должны быть физически хорошо развиты, обладать практическими навыками применения силы, специальных средств в совершенстве, что, несомненно, будет в дальнейшем способствовать качественному выполнению их должностных и функциональных обязанностей.
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде. Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни на земле; понимание активной роли человек в природе; бережное отношение к окружающему животному и природному миру; опыт природоохранительной деятельности должны являться неотъемлемым атрибутом воспитательного процесса обучаемых.
Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Это представление о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда, творчества; проявление интереса к чтению, произведениям искусства, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
На основании всего этого комплекса воспитательной работы, слаженной управленческой деятельности руководящего состава, на базе Белгородского юридического института МВД России удается достичь высоких результатов по формированию личности современного полицейского, который после окончания обучения и направления для дальнейшего прохождения службы в территориальных органах полиции действительно по-настоящему близок к народу. Мы добились того, что наши выпускники покидают стены института не только высококлассными специалистами, но и с полным багажом общественной активности, гражданской зрелости, сформировавшимися моральными убеждениями, высокой духовной культурой и нравственностью.
Все это говорит о правильном выборе курса как руководством института, так и профессорско-преподавательским составом вуза, что должно быть отправной точкой в достижении других целей и решении поставленных задач.
Литература :
1. Приказ МВД России от 01.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
3.Приказ МВД России от 10.08.2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
4. Хрисанов В.А. Самообразование и формирование современной профессионально-педагогической культуры преподавателя в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 2. С. 46-51.
5. Амельчаков И.Ф., Надежин Н.Н., Чесовская М.Г. Реформа полиции на современном этапе: «Кадры решают все!» // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С.2-4.
References
1.The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 2/1/2007 № 120 «About complex reforming of system of educational work in law-enforcement bodies».
2.The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 2/11/2010 № 80 «About moral and psychological training of operatively-office activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation».
3.The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 8/10/2012 № 777 «About the organisation of moral and
psychological training in law-enforcement bodies of the Russian Federation».
4. Khrisanov V.A. Selfeducation and formation of modern professional pedagogical methods of teaching in conditions innovative development of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Vestnik of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 2. P. 46-51.
5. Amelchakov I.F., Nadezhin N.N., ChesovskayaM.G. Police reform at this stage: «Personnel decide everything!» // Vestnik
of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2. P. 2-4.