Научная статья на тему 'Основные направления всесторонней адаптации курсантов в период обучения в белгородском юридическом институте МВД России'

Основные направления всесторонней адаптации курсантов в период обучения в белгородском юридическом институте МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
252
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / СЛУЖБА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ADAPTATION / POLICEMAN / SERVICE / TRAINING / EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хрисанов В. А., Михайликов В. Л., Ермоленко С. А.

В статье рассматриваются вопросы активной психологической адаптации курсантов и слушателей Бел ЮИ МВД России к качественно иной среде при поступлении в образовательную организацию высшего образования. Проводится более детальный анализ зависимости уровня адаптации курсанта от его личностных особенностей и характеристик, акцентируется внимание на выводах и рекомендациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хрисанов В. А., Михайликов В. Л., Ермоленко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of all-round adaptation of cadets in training at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the questions of active psychological adaptation of cadets and listeners of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia to qualitatively other environment at entering an educational organisation of higher education. It conducts more detailed analysis of dependence of adaptation level of the cadet from his/her personal features and characteristics, and also the attention is focused on conclusions and recommendations.

Текст научной работы на тему «Основные направления всесторонней адаптации курсантов в период обучения в белгородском юридическом институте МВД России»

т ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Ш подготовки сотрудников ОВД

основные направления всесторонней адаптации курсантов в период обучения в белгородском юридическом институте

МВд РОССИИ

THE BASIC DIRECTIONS OF ALL-ROUND ADAPTATION OF CADETS IN TRAINING AT THE BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 37.062:378.6:351.74-057.875(470.325)

W.

В.А. ХРИСАНОВ,

доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России)

V.A. KHRISANOV,

the doctor of geographical sciences, the professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

В.Л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

V.L. MIKHAJLIKOV,

the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

С.А. ЕРМОЛЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России)

S.A. ERMOLENKO

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы активной психологической адаптации курсантов и слушателей Бел ЮИ МВД России к качественно иной среде при поступлении в образовательную организацию высшего образования. Проводится более детальный анализ зависимости уровня адаптации курсанта от его личностных особенностей и характеристик, акцентируется внимание на выводах и рекомендациях.

Ключевые слова: адаптация, полицейский, служба, образование, воспитание, общество.

Abstract: The article deals with the questions of active psychological adaptation of cadets and listeners of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia to qualitatively

other environment at entering an educational organisation of higher education. It conducts more detailed analysis of dependence of adaptation level of the cadet from his/her personal features and characteristics, and also the attention is focused on conclusions and recommendations.

Keywords: adaptation, policeman, service, training, education, society.

Для современного общества актуальным является формирование личности, способной жить и эффективно трудиться в новых социально-экономических условиях. В результате глубоких преобразований всех сфер нашего общества человеку все труднее стало ориентироваться в огромном потоке информации, трудно сформировать свой собственный взгляд на происходящие события. Изменить сложившееся мировоззрение у сформировавшихся молодых людей довольно сложно и весьма болезненно для них же самих. В этой ситуации гораздо эффективнее не стремиться полностью изменить, а формировать нужного обществу человека с правильными приоритетами и активной жизненной позицией. Этот процесс идет поступательно, начиная со школьной скамьи и продолжаясь обучением вчерашних школьников в образовательных организациях высшего образования, в том числе системы МВД России.

С первых дней поступления в названные высшие образовательные организации наиболее остро стоит проблема активной психологической адаптации курсантов к качественно иной среде. До настоящего времени недостаточно изучено, какие именно изменения претерпевает личность курсанта вуза МВД России как в случае нарушения адаптации, так и при успешном процессе обучения.

Сама среда и условия курсантской деятельности предъявляют особые требования к личности юноши и девушки, причем не только самой спецификой службы, но и достаточно непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в экономической и социальной обстановке государства.

Анализ литературы показал, что вопрос всесторонней адаптации курсантов, обучающихся в ведомственных образовательных организациях, в частности, организациях системы МВД России, в настоящее время изучен недостаточно глубоко. В этом направлении существует ряд сложностей и проблем, которые требуют более детального изучения.

В данной статье предпринимается попытка обобщения имеющегося теоретического материала по данному вопросу, а также

проведения более детального анализа зависимости уровня адаптации курсанта от его личностных особенностей и характеристик, акцентируется внимание на выводах и рекомендациях.

Сегодня, несмотря на большой интерес к проблеме адаптации курсантов образовательных организаций МВД России, она остается мало изученной, что обуславливает ее актуальность и значимость. На наш взгляд, существует острый недостаток психологопедагогического наблюдения (контроля) за личностью обучаемого, которая, попадая в непривычные для себя условия, пытается к ним приспособиться. Процесс адаптации может проходить по-разному. Это связано, прежде всего, с особенностью каждой отдельной личности. Быстрая и правильная адаптация не может в дальнейшем положительно не сказаться на успеваемости курсанта, будет способствовать сплоченности вновь созданного коллектива, формированию дисциплины, воспитанию чувства патриотизма и высокой нравственности.

Под социально-психологической адаптацией в современных условиях следует понимать успешное освоение курсантами новых условий своей деятельности, включение в борьбу за существование в образовательном пространстве, вхождение в систему новых разносторонних взаимоотношений, приобретение своего нового статуса, овладение теми или иными навыками адаптивного характера.

В конечном итоге адаптация - это состояние взаимоотношений курсанта и группы курсантов, когда он без длительных внешних и внутренних конфликтов, депрессивного состояния, активно и продуктивно выполняет свою основную функцию по удовлетворению социальных и духовных потребностей, безболезненно переживая при этом состояние самоутверждения, свободного выражения своих умственных, физических, психологических, трудовых, творческих, а также нравственных потребностей. По завершению адаптивного процесса личность преобразуется, первоначальное депрессивное состояние, если оно имело место быть, исчезает, курсант формируется как неотъемлемая часть субкультуры во всем многообразии

ее положительных проявлений, способный решать поставленные перед ним задачи.

Рассматривая вопросы адаптации личности к новым условиям существования, хотелось бы обратиться к мнению специалистов в рассматриваемой сфере, которые анализируют данный феномен через призму его многогранности, в то же время, стараясь выработать единый подход к решению существующих проблем в указанной сфере.

По определению В.И. Медведева, «адаптация - это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса» [1]. Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность.

По мнению А.И. Воложина, Ю.К. Субботина, «адаптация - это составная часть приспособительных реакций системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменения, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого» [2].

В зависимости от степени выраженности реакций организма, В.П. Казначеев различает несколько типов адаптационных состояний:

• состояние «физиологической» адаптации

- обычное состояние организма в меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функциональных систем;

• состояние напряженной адаптации - когда возникает необходимость перестройки, изменения существующих параметров деятельности, что всегда требует определенного напряжения в работе заинтересованных функциональных систем;

•состояние патологической адаптации, которое наступает при превышении резервных возможностей организма, т.е. его взаимодействие со средой определяется работой функциональных систем, значительно отличающихся от оптимума (например, болезнь). На стадии патологической адаптации возможно полное истощение адаптационных механизмов.

Большое внимание в области психологии уделяется классификации видов адаптации по различным основаниям. В источниках выделяют такие ее виды, как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.

В частности, под психологической адаптацией понимается процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [3].

Психологическая адаптация включает в себя три аспекта:

- поддержание психологического гомеостаза (удовлетворение всей системы первичных и приобретенных потребностей);

- оптимизация постоянного взаимодействия индивида со средой;

- установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Говоря об адаптации в образовании, необходимо отметить, что, несмотря на разницу в целях, формах и содержании учебных организаций, проблема адаптации остается единой для всех подсистем образования. Факторы, оказывающие влияние на адаптацию к обучению в вузах, объединяют в три блока: социальный, психологический и педагогический.

Социальный блок включает такие факторы, как возраст, социальное происхождение, тип образования.

Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социальнопсихологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Педагогический блок, в свою очередь, имеет следующие факторы: уровень педагогического мастерства, организация среды, материально-техническая база и др.

По мнению ряда авторов, к настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий, в основе которых лежит идея создания адаптивных условий для каждого обучаемого, т.е. его адаптация к особенностям содержания, методов, форм образовательного процесса и максимальная ориентация на самостоятельное решение практических задач [4].

Касаемо механизма социально-психологической адаптации курсантов в образовательных организациях МВД России, на наш взгляд, он имеет свои специфические особенности, которые могут быть выражены в следующем:

1) возникает препятствие перед целенаправленной деятельностью (блокада);

2) переживание трудности, которую курсанту предстоит преодолеть;

3) возникают эмоциональные переживания, которые чаще всего являются отрицательными;

4) временное незнание способов и путей решения задач;

5) необходимость принятия какого-либо решения.

Таким образом, наблюдения в этой сфере, а также анализ литературных источников показывает, что возможны два этапа прохождения адаптационного процесса. Первый

- это успешный вариант с использованием незащитных механизмов и успешных вариантов поведения. Второй этап предполагает использование целого арсенала (комплекса) защитных механизмов, а также способов поведения, не всегда облегчающих взаимодействие с окружающими. Однако и первый, и второй этапы могут привести к успешной адаптированности, несмотря на то, что использование второго варианта предполагает большие затраты временного и психологического ресурсов личности. Выбор тех или иных адаптивных механизмов, способов проведения зависит не только от индивидуально-личностных особенностей, но и от социального окружения, от отношения в семейном кругу и многих других факторов. То есть адаптация - это всегда в какой-то мере защита от себя, от ситуации, от окружающих.

Рассматривая процесс адаптации курсантов при поступлении и в дальнейшем обучении в Бел ЮИ МВД России, необходимо отметить, что поступающий на учебу абитуриент попадает совершенно в новые условия жизни, которые так или иначе не могут не сказаться на его дальнейшем мышлении, поведении, образе жизни, отношении к окружающим. Эти условия в современной действительности всячески способствуют благотворной и быстрой адаптации курсантов, положительному влиянию на их сознание, профессиональное и культурное развитие.

Так, в первую очередь, со стороны руководства вуза, профессорско-преподавательского состава пристальное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию курсантов и слушателей нашего вуза. Во многом по-новому проводится воспитательная работа. Отделом морально-психологического обеспечения уделяется пристальное

внимание всей совокупности адаптационных проблем, которые могут возникнуть у курсанта при поступлении и дальнейшем обучении в институте. Все возникающие проблемы и трудности решаются и преодолеваются с помощью профессиональных психологов, воспитателей, опытных курсовых офицеров и, конечно же, с помощью профессиональной педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Большое влияние на духовно-нравственное просвещение и эстетическое воспитание курсантов и слушателей института оказывает деятельность университета культуры при институте, учредителями которого являются Белгородский государственный драматический театр им. М.С. Щепкина, Государственный институт культуры и искусства, Белгородское государственное музыкальное училище им. С.А. Дегтярева. Деятельность университета культуры является актуальной темой для рассмотрения не только на совещаниях, проводимых в рамках вуза и его подразделений, но также составляющей в деятельности профессорско-преподавательского состава при написании научных статей и рекомендаций по его дальнейшему развитию [5].

Серьезное внимание в институте уделяется патриотическому и эстетическому воспитанию курсантов и слушателей. Организовывается и постоянно проводится культурно-массовая работа, курсанты вместе с опытными наставниками принимают активное участие в жизни института. Они занимаются в различных спортивных секциях, участвуют в конкурсах художественной самодеятельности, являются членами научных кружков. Гордостью института является его духовой оркестр, который сопровождает все торжественные мероприятия как института, так и города. Важное место в воспитательной работе отводится пропаганде добрых традиций преемственности поколений. Институт гордится своими ветеранами. Они и поныне в строю, и служат примером для молодых сотрудников, передают им свой богатый опыт.

На базе института неоднократно проводились всероссийские конкурсы профессионального мастерства сотрудников ОВД, соревнования по стрельбе из боевого оружия среди образовательных учреждений МВД России, систематически проводятся международные, всероссийские, межвузовские научно-практические конференции, семинары, «круглые столы» по актуальным про-

блемам правоохранительной деятельности. Тесным образом налажено сотрудничество вуза с органами местного самоуправления. Профессорско-преподавательский состав института участвует в разработке нормативных правовых актов Белгородской областной Думы и администрации области.

В настоящее время происходит постоянное укрепление и расширение научных и профессиональных связей нашего вуза с ведомственными и гражданскими вузами России. Активно развивается международное сотрудничество института с учебными организациями и практическими органами полиции Федеративной Республики Германии (МВД Саксонии, Институт Саксонской полиции). В рамках сотрудничества осуществляются такие формы работы, как проведение совместных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, разработка новых моделей борьбы с преступностью, оказание взаимной поддержки при проведении исследовательских проектов и развитии методов обучения и повышения квалификации кадров правоохранительных органов, осуществление обмена студенческими делегациями в рамках изучения обязательных предметов и практики, взаимные стажировки преподавателей с целью повышения квалификации, издание совместных сборников научных трудов.

Основным учебно-научным звеном института, организующим образовательный процесс, являются кафедры. Эти подразделения главной своей задачей видят подготовку высококвалифицированных, образованных, культурных специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации. Курсанты и слушатели получают объективное представление о мире, связях между различными областями знаний, месте и роли профессиональной деятельности в общественной жизни. Весь этот процесс неразрывно связан сначала с первичной адаптацией личности курсанта, а затем с последующим профессиональным становлением сотрудника полиции, способного выполнять стоящие перед ним задачи на высоком качественном уровне с учетом постоянных изменений, происходящих в нашем обществе и государстве в целом.

В институте большое внимание уделяется практической направленности обучения. Эта составляющая образовательного процесса позволяет максимально ускорить адаптацию молодых специалистов к особенностям службы в реальных жизненных обстоятельс-

твах, закрепить полученные теоретические знания, приобрести профессиональные навыки и умения, почувствовать всю полноту ответственности за свои действия и принимаемые решения.

Хотелось бы отметить, что в условиях современного общества имеются равные возможности поступления абитуриентов из числа всех групп молодежи в образовательные учреждения МВД России. Все они проходят необходимый медицинский и психологический отбор. Попадая в образовательное учреждение, курсант сразу включается в учебно-воспитательный процесс, который представляет собой систему целеустремленной, планомерно осуществляемой деятельности профессорско-преподавательского состава, воспитателей и самих обучающихся. Этот процесс имеет ряд особенностей, отличающих его от такого же процесса гражданских учебных заведений.

Важнейшие из этих особенностей состоят, во-первых, в том, что, наряду со всесторонним развитием личности, курсанты получают специальное профессиональное образование определенного уровня и профиля. Во-вторых, учебная организация системы МВД России готовит не просто квалифицированного сотрудника ОВД, но и руководителя, педагога, воспитателя одновременно. Это отчетливо понимает профессорско-преподавательский состав кафедр и руководство института. В-третьих, учебно-воспитательный процесс осуществляется в обстановке строгого соблюдения курсантами и слушателями дисциплины и законности, являющихся важнейшим условием воспитания будущих стражей правопорядка. В-четвертых, значительная часть учебных занятий проводится не в обычных аудиториях и кабинетах, а имеют выездной характер, что обусловлено практической направленностью обучения. Все это исключительно положительно сказывается как на профессиональной, так и на психологической подготовке обучаемого к службе в ОВД, его быстрой адаптации. В-пятых, особенностью учебно-воспитательного процесса учебных организаций МВД России является сочетание не только дисциплины с учебным процессом, но и активная научноисследовательская работа обучаемого на всем протяжении его нахождения в вузе.

Общая масса курсантов делится на взвода, т.е. создаются своего рода новые коллективы. Содержание личностных особенностей курсанта проявляется и развивается в ходе его учебы, несения службы, участия в мероп-

риятиях культурного и спортивно-массового характера.

Основными видами деятельности курсанта являются: учебно-теоретическая, учебнопрактическая, служебная деятельность и так называемый самоконтроль (самообслуживание).

Учебно-теоретическая деятельность заключается в овладении обучающимся знаниями и занимает ведущее место. При правильной организации учебного труда курсантов у них формируется интерес к познавательной деятельности, потребность следить за развитием науки, способность аргументированно защищать свои убеждения, быть выдержанным и тактичным в спорах и диспутах.

Учебно-практическая деятельность - это деятельность курсанта по практическому освоению техники и оружия, овладение навыками и умениями по их использованию в процессе различных видов занятий в лабораториях, ситуационных центрах, криминалистических полигонах в период практики и стажировки.

Служебная деятельность связана с несением курсантами службы в суточных нарядах, выполнением обязанностей командиров отделений, старшин и др.

Самоконтроль (самообслуживание) как вид деятельности курсанта, на наш взгляд, выражается в умении самостоятельно организовывать и планировать свое время отдыха, умение заниматься самоподготовкой и самообразованием, выполнять работу, связанную с наведением порядка в закрепленных помещениях и на территории.

Анализ перечисленных выше факторов позволяет сделать вывод о том, что основным психогенным воздействием на условия курсантского обучения и службы является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики обучения и службы в ОВД. Спектр этих потребностей довольно широк: от чисто биологических до социальных. Особая общественная значимость и жесткая регламентация служебной деятельности вынуждает человека отказывать себе во многом. На этапе острых психических реакций личность начинает испытывать фрустрирующее влияние среды и происходит активизация адаптационного механизма.

Таким образом, процесс адаптации личности к обучению в ведомственных учебных организациях МВД России - это сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических

реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования. Этот процесс во многом определяется такими личностными качествами курсантов, как низкий уровень тревожности, адекватная самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, дисциплинированность и др.

В заключение, акцентируя внимание на особенностях адаптационного процесса курсантов, обучающихся в Бел ЮИ МВД России, и его качественного улучшения, хотелось бы высказать ряд предложений, которые, на наш взгляд, должны способствовать успешной их адаптации к условиям учебы и службы:

1. При поступлении в вузы МВД России должен более качественно проводиться конкурсный отбор абитуриентов, учитывая при этом не только коэффициент интеллектуального развития личности, но и ее особенности, а также морально-нравственные приоритеты.

2. На первом курсе обучения за курсантами необходимо назначать опытных кураторов учебных взводов из числа не только профессорско-преподавательского состава, но и психологов, воспитателей, ветеранов института, которые должны пристально изучать психологические особенности личности обучаемого, а также на своем личном примере демонстрировать правильные манеры поведения.

3. С большей ответственностью руководителям факультетов и курсов необходимо подходить к выбору и назначению во взводах младших командиров, которые, зачастую, по своим морально-психологическим качествам просто не в состоянии осуществлять возложенные на них обязанности на должном уровне.

4. Как со стороны курсового руководства, так и профессорско-преподавательского состава должен быть найден индивидуальный, дифференцированный подход к каждому курсанту, который позволит, в свою очередь, раскрыть его личностные особенности и будет способствовать успешной адаптации.

5. При выявлении из числа поступивших курсантов лиц, склонных к нарушению дисциплины и законности, уже на первом курсе обучения, предпринимать все необходимые меры, направленные на переориентацию обучаемого в русло законности и правопорядка. Если названные меры с его стороны будут встречать активное сопротивление и

нежелание меняться в лучшую сторону, то ститута ставить вопрос о целесообразности

необходимо на аттестационной комиссии ин- его дальнейшего нахождения в вузе.

Литература —

1. Физиология трудовой деятельности / под ред. В.И. Медведева - СПб.: Наука, 1993.

2. Золотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.

3. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстримальным условиям: опыт прогнозирования, 2-е изд. - Л.: Наука, 1988.

4. Долин В.А. Университет культуры при Белгородском юридическом институте МВД России: традиции и пути дальнейшего развития // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 17-20.

5. Дмитраков А.М., Хрисанов ВА., Михайликов В.Л. Совершенствование педагогических технологий обучения курсантов и слушателей в условиях инновационного развития Бел ЮИ МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 5-9.

References

1. Physiology of labour activity / under the editorship of V.I. Medvedev - SPb.: Science, 1993.

2. Zolotova O.I. Some aspects of social-psychological adaptation of the person // Psychological mechanisms of regulation of social behaviour. М: Science, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ajdaraliev AA, Maximov A.L. Adaptation of the person to extreme conditions: prognosis experience, the 2nd publishing. - L: Science, 1988.

4. Dolin VA. The University of Culture at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia: traditions and ways of the further development // The Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2. P. 17-20.

5. Dmitmkov A.M., Khrisanov V.A, Mikhajlikov V.L. Improvement of pedagogical technologies in training of cadets and listeners under the conditions of innovative development of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2. P. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.