СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Бел ЮИ МВД РОССИИ
ENHANCEMENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN
TRAINING CADETS AND LISTENERS IN THE CONDITIONS OF
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN RUSSIA
УДК 37.013.3:001.895:378.6:351.74-057.875(470)
А.М. ДМИТРАКОВ, В.А. ХРИСАНОВ,
доктор географических наук;
В.Л. МИХАЙЛИКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы совершенствования педагогических технологий обучения курсантов и слушателей в условиях инновационного развития Бел ЮИ МВД России как Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется вопросам формирования у обучающихся не только профессиональных навыков и умений, но и моральнонравственных качеств, которые способствуют воспитанию сотрудников ОВД России в духе патриотизма и уважения к закону.
Ключевые слова: обучение, технология, инновация, педагогика, развитие.
A.M. Dmitrakov, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;
V.A. Khrisanov, the doctor of geographical sciences, the senior lecturer, the professor of the chair of special tactics and firearms training Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;
V.L. Mikhajlikov, the candidate of jurisprudence, the chief of the chair of special tactics and firearms training Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.
Abstract: The article is devoted to questions of enhancement of pedagogical technologies in training cadets and listeners in the conditions of innovative development of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia as Federal state educational institution of the higher vocational training. The special attention is given to questions of forming only professional skills and abilities of trainees, but also their moral qualities which promote education of employees of IAD of Russia in the spirit of patriotism and respect for the Law.
Keywords: training, technology, an innovation, pedagogy, development.
Реформа МВД РФ требует нового подхода к профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел. Полиция должна стать новым правоохранительным институтом, отвечающим всем современным требованиям, единой мобильной и технически оснащенной структурой, укомплектованной специалистами самого высокого уровня.
Важную роль в профессиональной подго-
товке личного состава органов внутренних дел РФ играет общетеоретическая, правовая подготовка, непосредственно направленная на формирование у сотрудников ОВД, в том числе и как будущих руководителей, системы теоретических и практических знаний, использование которых поможет переосмыслить и скорректировать практику обеспечения прав и свобод граждан [3].
Подготовка молодых специалистов на более высоком и качественном уровне должна проводиться на основе достижений передовых знаний в области педагогики, науки и практики, которые направлены на совершенствование средств и методов обучения специалистов для Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Качество подготовки в большей мере зависит от применения профессорско-преподавательским составом в процессе обучения
- современных образовательных технологий. Мы рассматриваем педагогическую технологию в условиях юридического института как искусство, мастерство, умение, применение широкого спектра педагогических методов для достижения гарантированного результата обучения и воспитания курсантов и слушателей системы МВД России.
Под инновацией в педагогическом процессе в рамках института, на наш взгляд, следует понимать нововведения, направленные на улучшение результатов учебно-воспитательной деятельности обучающихся.
В настоящее время объектами пристального внимания со стороны профессорско-преподавательского состава Бел ЮИ МВД России при проведении различных видов занятий являются следующие направления деятельности:
• повышение мотивации обучающихся к качественному восприятию учебного материала, их заинтересованность в получении знаний и умений с дальнейшей перспективой их использования в практической деятельности;
• увеличение объема изучаемого материала за счет внедрения в учебный процесс инновационных программ обучения, технологий, современного оборудования;
• практическая направленность учебного процесса, с целью дальнейшей более быстрой адаптации выпускников учебного заведения к условиям повседневной службы. Особо важное место в этих случаях занимают выездные занятия с обучающимися в различных специализированных подразделениях (ОМОН, спецназ, «Витязь» и др.);
• духовно-нравственная составляющая подготовки высококвалифицированного специалиста, знающего закон и умеющего правильно применять его на практике.
Из числа средств развития образовательного процесса в первую очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному созданию педагогического проекта, нацеленного на конечный результат.
Основной вопрос педагогических технологий - как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность.
Можно выделить ряд причин, порождающих у профессорско-преподавательского состава кафедр пристальный интерес к педагогическим технологиям, в частности: необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход;
потребность реализовать дифференци-рованость образовательного процесса и индивидуально-развивающее обучение;
исключить малоэффективные способы передачи знаний;
проектирование технологической цепочки взаимодействия преподавателя с обучающимся.
Понятие «технология» обладает системным воздействием, которое состоит в том, что побуждает ученых и практиков находить основания результативной деятельности в обучении курсантов, мобилизовать лучшие достижения науки и техники, практического опыта, обеспечивающие требуемый результат; опираясь на прогнозирование и проектирование конечного, планируемого результата.
Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности преподавателя, означающей переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса.
Современному преподавателю любого высшего учебного заведения, включая учебные заведения системы МВД России, необходимо знать, в чем же состоит отличие методики от технологии?
Если методика в большинстве случаев
- это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса обучающихся, то технология - это гарантированность конечного результата обучения.
Анализ показывает, что преподаватели Бел ЮИ МВД России свою образовательную технологию строят, опираясь на определенную научно обоснованную учебную цель, выполняя при этом требования федерального государственного образовательного стандарта.
Вышеназванная технология строится на научно-педагогическом анализе деятельности обучаемого, формировании тех качеств,
знаний, умений и навыков, которые будут ему необходимы в дальнейшей как учебной, так и служебной деятельности. После этого идет этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть необходимость, и только потом - этап ее реализации в естественных условиях обучения.
Современному преподавателю в условиях инновационного развития учебного заведения необходимо помнить, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого обучаемого, т.е. его адаптация к особенностям содержания, методов, форм образовательного процесса и максимальная ориентация на самостоятельное решение практических задач.
Хотелось бы акцентировать внимание на имеющихся не предметных, а общих технологиях обучения, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения (проблемное, программированное, адаптированное, модульное, личностноориентированное, существенное обучение, деловые игры и др.). Это именно технологии обучения, основанные на научном подходе, диагностичной конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности обучающихся и прочих особенностях, им присущих.
Педагогические технологии используют общеизвестные педагогические принципы. Таковыми являются:
1. Целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой.
2. Основательность, т.е. сущностный подход. Каждая дисциплина содержит в себе базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной области, пополнять их самостоятельно за счет самообразования.
3. Культуросообразность в сочетании с
инновационными способами и методами обучения. В образовательном процессе, при проведении каждого из видов занятий обязательным элементом должны присутствовать духовно-нравственная составляющая, ценностное ориентирование личного состава на соблюдение норм морали и нравственности, воспитание в себе чувства патриотизма, гордости за отечество.
В наши дни для качественного обучения крайне недостаточно использование только традиционных методов и способов обучения, поэтому, идя в ногу со временем, профессорско-преподавательский состав института широко использует современные технические средства обучения, наглядные пособия, средства мультимедийной связи, возможности Интернета.
4. Гуманитаризация и гуманизация обучения. Гуманитаризация - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: всё для человека, ради человека, во имя человека.
При проектировании педагогической технологии каждый преподаватель может и должен осуществлять этот принцип, ибо, рассматривая ту или иную проблему в области своей науки с точки зрения полезности её для общества, раскрывая её историческое значение и т.п., он вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения.
5. Профессиональный подход к обучению. Предусматривает собой такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой.
По мнению ряда авторов, чтобы повысить качество практической составляющей обучения юристов, необходимы адаптированные к практике учебники и пособия [4]. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются, поэтому необходимо их своевременно применять на практике.
6. Непрерывность образования, т.е. подготовка учащихся к необходимости продолжать свою учёбу и совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки в течение всей жизни. Научить на всю жизнь нельзя, т.к. информация меняется и дополняется каждые 5-10 лет, следовательно, этот принцип предусматривает, что преподаватель в своей технологии уделит достаточно внимания самостоятельной работе курсантов и слушателей.
Таким образом, разница технологий за-
ключается в используемых методах, алгоритме, формах работы. Так, в проблемном обучении основным методом познания является проблемный, суть которого в создании состояния интеллектуального затруднения, побуждающего познавательную деятельность человека. В программированном обучении - поэтапный метод при жесткой алгоритмизации; деловые игры - метод моделирования учебных ситуаций и т.д.
Используя все эти формы обучения, применяя современные методы обучения
- объяснительно-иллюстрированный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, профессорско-преподавательскому составу необходимо развивать у обучающихся следующие навыки:
1. Аналитические.
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
3. Творческие.
Одной логикой, как правило, не все решается. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные.
Среди них можно выделить такие, как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих; использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные.
В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки, в частности: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссию или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и
этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения. Принимая во внимание, что неотъемлемой частью обучения является и воспитательная часть, то в условиях инновационного развития высшего учебного заведения необходимо готовить не только профессионалов, но и всесторонне развитых личностей.
В качестве вывода хотелось бы присоединиться к мнению о том, что сейчас в нашей стране происходят сложные процессы в развитии государства и права. Продолжается процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество до сих пор переживает последствия экономического и социального кризиса, который существенно отразился на уровне жизни людей и резко высветил те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства [5].
В этих условиях большие надежды государство возлагает именно на систему правоохранительных органов, которые должны стать надежной опорой в становлении правового государства, соблюдении законности и правопорядка в обществе, где во главу угла ставится защита конституционных прав и свобод граждан.
В настоящее время и руководство нашей страны, и общественность постоянно обращают внимание на низкое качество обучения в большинстве юридических вузов. В этой связи своевременной и необходимой, на наш взгляд, представляется инициатива Президента Российской Федерации, который в своем Указе [2], специально посвященном юридическому образованию, упомянул о необходимости увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Профессиональная некомпетентность сотрудников правоохранительных органов должна быть полностью исключена. Это должно происходить, на наш взгляд, во-первых, за счет качественного кадрового отбора поступающих на службу в ОВД и, во-вторых, за счет совершенствования педагогических технологий обучения курсантов и слушателей в условиях инновационного развития образовательных учреждений системы МВД России.
Литература
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием) от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Фе-
дерации : Указ Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 // Российская газета. 2009. № 97 (4921). С. 13.
3. Бутылин, В. Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности орга-
нов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций / В. Н. Бутылин, И. В. Гончаров, В. В. Барбин. - М.: Академия управления МВД России, 2007. 340 с.
4. Гармаев, Ю. П. Руководство для следователя и его общественного помощника : учебно-
практическое пособие / отв. ред. Ю. П. Гармаев // СПС Консультант Плюс. 2010.
5. Абдуллаев, М. И. Правоведение : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдула-
ев, Ю. В. Берладир, М. В. Колганова и др.; под ред. М. И. Абдулаева. - М. : Магистр-Пресс, 2004. 560 с.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (accepted by national voting) from 12.12.1993 //
The Rossijskaay newspaper. № 237. 25.12.1993.
2. The Decree of the RF President 26.05.2009 № 599 “About measures on enhancement of the
higher juridical education in the Russian Federation” // The Rossijskaay newspaper. 2009. May, 29th. № 97 (4921). P. 13.
3. Butylin V.N, Goncharov I.V., Barbin V.V. Guaanteeing of the rights and freedom of the person and
citizen in activity of law-enforcement bodies (organized legal aspects): The course of lectures. М: Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 340 p.
4. Garmaev U.P. Manual for the investigator and his/her public assistant: the practical textbook /
ex. ed. U.P. Garmaev // SPS Konsultant Plus. 2010.
5. Jurisprudence: The textbook for higher educational institutions / M.I. Abdulaev, J.V. Berladir, M.V. Kolganova, etc.; under the editorship of M.I. Abdulaeva. М: The Magistr-Press, 2004. 560 p.