Научная статья на тему 'О некоторых проблемных вопросах организации научно-исследовательской деятельности курсантов (слушателей) вузов МВД России'

О некоторых проблемных вопросах организации научно-исследовательской деятельности курсантов (слушателей) вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / RESEARCH ACTIVITIES / THE STUDENTS / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарутенко В. Н.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы организационного характера, возникающие в процессе организации научно-исследовательской деятельности курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарутенко В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some issues of concern the organization of research activities of students (trainees) Russian Ministry of Internal Affairs of universities

The article discusses some of the problematic organizational issues that arise in the process of organizing research activities of students and students at educational institutions of the Russian Interior Ministry, and the ways to solve them.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемных вопросах организации научно-исследовательской деятельности курсантов (слушателей) вузов МВД России»

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ВУЗОВ МВД РОССИИ

ON SOME ISSUES OF CONCERN THE ORGANIZATION OF

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS (TRAINEES) RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF UNIVERSITIES

УДК 001.8:378.6:351.74-057.875(470)

В.Н. ШАРУТЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы организационного характера, возникающие в процессе организации научно-исследовательской деятельности курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, курсанты, слушатели, образовательный процесс.

V.N. Sharutenko, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: The article discusses some of the problematic organizational issues that arise in the process of organizing research activities of students and students at educational institutions of the Russian Interior Ministry, and the ways to solve them.

Keywords: research activities, the students, the students, the educational process.

В вузах МВД России придается большое значение научно-исследовательской деятельности курсантов (слушателей) как составной части образовательного процесса, повышающей качество образования в целом. Эта деятельность должна соответствовать тенденциям развития государства, инновационным идеям, новым технологическим возможностям, новому содержанию профессионального образования, ориентированному на непрерывность и многоуровневость.

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирование мощного источника новых идей и технологий в системе высшего образования. Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов [1- 5].

Именно поэтому Президент и руководство МВД России уделяют большое внимание вопросам совершенствования работы по подготовке кадров для органов внутренних дел.

Научная деятельность курсантов (слушателей) является важным средством повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов для ОВД, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научнотехнического прогресса, адаптироваться к современным условиям развития общества. Она входит в число основных задач любой образовательной организации, которые решаются на базе единства учебного процесса, воспитательной работы и научно-исследовательской деятельности.

Главными задачами организации и развития научно-исследовательской деятельности курсантов (слушателей) являются формирование у них навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, подготовка руководителей высокой квалификации, имеющих навыки управленческой деятельности, умеющих применять юридические знания на практике.

Существующая в настоящее время система организации научно-исследовательской

ПРАКТИКА.

деятельности обучающихся в вузах МВД России, как, впрочем, и любая иная система, имеет определенные недостатки и проблемные места.

18 марта 2013 года в МВД России был подписан приказ «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», который закрепил основы организации научной деятельности в системе МВД России. К сожалению, также как и ранее действовавший приказ МВД России № 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», данный приказ совершенно не регулирует научно-исследовательскую деятельность обучающихся.

С одной стороны, отсутствие правовой регламентации организации научно-исследовательской деятельности курсантов (слушателей) предоставляет образовательным организациям системы МВД России широкое поле деятельности для разработки и внедрения новых форм и методов привлечения обучающихся к данной деятельности.

Так, в Белгородском юридическом институте МВД России в 2007 году была разработана и на протяжении многих лет успешно применяется такая форма привлечения обучающихся к научно-исследовательской деятельности, как работа с перспективными в сфере учебной и научной деятельности курсантами (слушателями).

Положение о работе с перспективными в сфере учебной и научной деятельности курсантами (слушателями) Белгородского юридического института МВД России разработано научно-исследовательским отделом в инициативном порядке и утверждено приказом начальника института. Реализация положения направлена на создание системы подготовки высококвалифицированных юристов. Закрепленные в положении формы работы направлены на развитие научно-исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей курсантов (слушателей), способных к самостоятельной организации и осуществлению эффективной деятельности. Базовым принципом, составляющим основу работы с обучающимися этой категории, выступает принцип «обучение через науку, наука через обучение».

К категории «Перспективные курсанты и слушатели БелЮИ МВД России» относятся

курсанты (слушатели), успешно, не ниже чем на оценку «хорошо» осваивающие основную образовательную программу, не имеющие дисциплинарных взысканий и достигшие высоких результатов в научно-исследовательской деятельности (призеры вузовских, межвузовских, региональных, всероссийских и иных конкурсов научных работ, отмеченные дипломами и грамотами регионального, федерального и международного уровней, выигравшие гранты на проведение научноисследовательских работ, имеющие научные публикации, участвующие в межвузовских, всероссийских и международных научных конференциях и семинарах и т.п.).

Работа с перспективными обучающимися в институте представляет собой неразрывную совокупность учебной и научной деятельности.

Учебная деятельность организуется с использованием следующих форм:

- выполнение учебных заданий с элементами НИР (подготовка рефератов, аннотаций, решение учебных поисковых и нестандартных задач, написание курсовых и дипломных работ и т.п.);

- подготовка сообщений и докладов;

- выступления на учебных занятиях с элементами научных исследований.

Научная работа осуществляется в следующих формах:

- самостоятельное выполнение НИР;

- участие совместно с профессорско-преподавательским составом в выполнении НИР;

- участие в работе научного общества курсантов (слушателей) института, научных кружков;

- участие в работе межвузовских, региональных и иных научных студенческих обществ;

- выполнение научно-библиографических поисков, обзоров научной литературы и других источников;

- участие в работе круглых столов, обсуждениях и дискуссиях;

- выступление с научными сообщениями и докладами на конференциях, семинарах и иных форумах;

- участие в конкурсах научно-исследовательских работ различных уровней;

- публикация результатов НИР в сборниках работ института и других вузов.

Наработанные перспективными обучающимися материалы (статьи, плановые научные работы, конкурсные работы) в своей совокупности могут представлять основу

дипломной работы выпускника. За каждым перспективным курсантом в период обучения на 1-2 курсах закрепляется научный руководитель из числа ведущих специалистов профессорско-преподавательского состава, который осуществляет научное руководство его научной деятельностью в течение всего периода обучения и, как правило, выступает руководителем дипломной работы. В этот период перспективный курсант (слушатель) совместно со своим научным руководителем определяют тему (направление) научного исследования на весь период обучения. Выпускная квалификационная работа (диплом) также пишется под руководством этого научного руководителя в рамках заявленного и разрабатываемого научного направления. В институте поставлена задача приблизить проводимые исследования к основным научным направлениям, определяемым МВД России, и добиться, чтобы темы фундаментальных научных исследований (темы докторских диссертаций) научных руководителей курсантов (слушателей), совпадали с научными направлениями перспективных обучающихся и их дипломными работами, а в дальнейшем, после окончания института, темами их диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Таким образом, по нашему мнению, можно формировать, в стадии обучения в вузе, будущих ученых и научные школы.

Наиболее отличившимся обучающимся присваивается почетное звание «Лучший исследователь БелЮИ МВД России» и вручается нагрудный знак.

В положении предусмотрены и другие меры поощрения, при этом определяющими факторами являются результаты их труда на протяжении относительно длительного периода времени и в разных сферах. Это способствует выработке у курсантов (слушателей) качеств и навыков, необходимых сотруднику органов внутренних дел.

Вообще говоря, вопросы стимулирования (и не только материального) научно-исследовательской деятельности обучающихся очень важны, особенно на стадии формирования у них мотивации к занятию научноисследовательской деятельностью. Данные вопросы могут решаться в образовательных организациях самостоятельно, на основании локальных нормативных актов.

Следует упомянуть и о негативных моментах отсутствия правовой регламентации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Такое состояние дел приводит

к возникновению ряда вопросов в основном организационного характера: как, где и сколько хранить выполненные НИРы, где их использовать, каким образом нужно отчитываться за выполнение плановых НИР и др.

Существует и еще один принципиальный вопрос в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.

В плане научной деятельности образовательного учреждения на календарный год (далее - План), согласно Приложению № 1 к Требованиям по оформлению планово-отчетной документации научной деятельности образовательных учреждений и научноисследовательских организаций системы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 18.03.2013 № 150, имеется раздел III «Проведение научно-исследовательских работ курсантами и слушателями». И если для НИР, выполняемых профессорско-преподавательским составом как в инициативном порядке, так и по заказу, вопрос о необходимости включения в План не стоит, то смысл включения раздела III в План не совсем понятен.

Кроме затрат служебного времени на его формирование, никакой иной нагрузки данный раздел не несет. Сами по себе НИР гуманитарного плана, выполняемые курсантами (слушателями), носят по большей части не научно-исследовательский, а учебно-исследовательский характер и, как правило, не имеют ни научной, ни практической ценности. По большому счету, отчеты по этим НИР остаются невостребованными.

Да, в вузах по-разному находят выход из ситуации, чтобы обучающиеся работали не «на корзину». Так, в Белгородском юридическом институте МВД России, при формировании раздела III Плана научной деятельности научно-исследовательским отделом перед кафедрами ставится задача предварительного изучения тематики всех конкурсов НИР и конференций с участием курсантов (слушателей), проведение которых планируется в наступающем календарном году, с тем чтобы в проект Плана включать выполнение обучающимися НИР, которые впоследствии можно было направить для участия в данных конкурсах или опубликовать в сборниках по результатам конференций. Также в качестве отчета по плановой НИР, по ходатайству научного руководителя, может быть засчитана выпускная квалификационная работа, если в ней присутствуют элементы научных исследований.

Но все это является полумерами, которые

не всегда ведут к оптимизации организации В этой связи, в целях снижения формализ-

НИД обучающихся. ма при организации НИД с обучающимися, с

Кроме того, большее количество НИР обу- учетом того, что, как было сказано выше, на-

чающихся вообще выполняется вне Плана. учно-исследовательская деятельность обу-

Ведь курсанту (слушателю) не всегда уда- чающихся практически не регламентируется

ется (зачастую это просто невозможно) в ведомственными приказами, мы считаем

сентябре запланировать выполнение НИР, целесообразным исключить раздел III «Про-

представлять которую на конкурс нужно в ведение научно-исследовательских работ

ноябре-декабре следующего года. А тема- курсантами и слушателями», и ограничиться

тика многих конкурсов становится известной только отчетами о данной деятельности по

уже после утверждения Плана. итогам года.

Кроме того, лишены возможности вклю- Разумеется, в данной статье затронута

чения в План (или включаются в План по только небольшая часть всех вопросов, ко-

формальному признаку) курсанты 1 курса, торые возникают в процессе организации

которые до октября - момента завершения научно-исследовательской деятельности с

формирования проекта Плана - находятся курсантами (слушателями). Большинство

на учебном сборе. Соответственно, препо- вопросов решается на местах, в образо-

даватели, которые будут работать с ними вательных учреждениях, но некоторые из

на 1 курсе, не в состоянии изучить их осо- них требуют централизованного решения

бенности и не могут объективно оценить (или разъяснения), поэтому мы надеемся,

способности к научно-исследовательской что в последующих публикациях ученые и

деятельности, не говоря уже об определении практики изложат свое видение и продолжат

темы НИР. дискуссии по рассматриваемой проблеме.

Литература

Свистильников А.Б., Шарутенко В.Н. Апробируем новые формы повышения качества подготовки квалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД (на примере Белгородского юридического института МВД России) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2010. № 1-2. С. 64-68.

Селин Б.Н. Культурный ассимилятор как средство формирования поликультурной компетентности курсанта вуза МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2009. № 2. С. 105-107.

Куртынов И.Е. Вопросы организации работы научного кружка курсантов и слушателей // Совершенствование высшего юридического образования: новые цели, стандарты, технологии. - Волгоград, 2009. С. 116-119.

Ширяева Т.И. Научно-исследовательская работа курсантов младших курсов: проблемы и решения // Совершенствование высшего юридического образования: новые цели, стандарты, технологии. - Волгоград, 2009. С. 169-172.

Сборник научно-исследовательских работ курсантов и студентов Белгородского юридического института МВД России за 2007-2008 учебный год. - Белгород: Белг. юр. ин-т, 2008.

References

1. Svistilnikov A.B, Sharutenko V.N. We are trying new forms of improving the quality of the training

of professionals operating units ATS (for example, Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia) // Problems of law enforcement. 2010. № 1-2. P. 64-68.

2. Selin B.N. Cultural assimilator as a means of forming a multicultural competence of the cadet

college Russian Ministry of Internal Affairs / / Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2009. № 2. P. 105-107.

3. Kurtynov I.E. Questions of the organization of the scientific group of students and listeners //

Improvement of legal education: new objectives, standards, and technology. - Volgograd, 2009. P. 116-119.

4. Shiryaev T.I. The research work of students of junior courses: problems and solutions // Improvement of legal education: new objectives, standards, and technology. - Volgograd, 2009. P. 169-172.

5. The collection of research students and students of Belgorod Law Institute of the Russian

Interior Ministry for the 2007-2008 school year. - Belgorod: Belgorod Law Institute, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.