ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИАПРОСТРАНСТВА ВУЗА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
HARNESSING THE POWEROF THE UNIVERSITY MEDIA SPACE DURING THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL POLICE
OFFICERS
УДК 316.77:351.74
Л.В. КАВЕРИНА,
кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) [email protected]
L.V. KAVERINA,
candidate of philological sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Е.И. ПЕЛЮХ,
кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) [email protected]
E.I. PELYUKH,
ccandidate of philosophical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
М.М. СТАРОСЕЛЬЦЕВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) [email protected]
M.M. STAROSELCEVА,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
В.Н. ШАРУТЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) [email protected]
V.N. SHARUTENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье изложены возможности медиапространства образовательной организации МВД России в формировании личности сотрудника органов внутренних дел. Рассмотрены корпоративные средства массовой информации, образующие медиапространство (официальный сайт вуза, корпоративное телевидение, печатные издания) и их образовательные перспективы в процессе формирования личности будущего специалиста в области правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: медиапространство, вуз, сотрудник органов внутренних дел.
Abstract: the article describes the possibilities of media space educational organization the Russian Interior Ministry in the formation of the individual police officers. We consider corporate media, forming a media space (the official website of the university, corporate television, publications) and their educational prospects in the process of formation of the person of the future expert in the field of law enforcement.
Keywords: mediaspace, university, police officers.
Система высшего образования в современной России ориентирована на качественное повышение образовательного уровня общества, что, в свою очередь, определяет основную задачу педагогики - формирование такого специалиста, который испытывает потребность в постоянном самосовершенствовании, освоении общей и профессиональной культуры. Становление будущего специалиста в области правоохранительной деятельности предполагает у него наличие следующих компетенций: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности; способность к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии; способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке; способность работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
Федеральное законодательство, ведомственные нормативные акты устанавливают четкие требования к сотруднику органов внутренних дел, определяют приоритетные направления кадровой политики и в целом направлены на формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД, а также на укрепление их авторитета в обществе. Соответственно, перед образовательными организациями МВД России поставлена задача качественной подготовки будущих сотрудников ОВД, которые в своей повседневной деятельности наиболее тесно будут взаимодействовать с гражданами. Результатом этого взаимодействия станет общественное мнение, которое согласно
статье 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» является одним из основных критериев оценки их работы. Следует отметить, что общественное мнение напрямую связано с имиджем органов внутренних дел, в нем отражается степень доверия населения к системе.
Современные исследователи отмечают важность создания положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел для системы МВД России в целом [1]. Несомненную помощь в этом на начальном профессиональном этапе может оказать медиапространство образовательной организации системы МВД России. На сегодняшний день существует проблема использования возможностей медиапространства вуза МВД России в процессе формирования личности сотрудника органов внутренних дел, которая требует более тщательного изучения.
Эксперты в области образования (Г.Г. Плотникова, А.В. Федоров, Е.А. Ножин, М.Г. Ханин и др.) признают, что в современный образовательный процесс активно внедряются все типы медиасредств - Интернет, телевидение, радио, печатные издания. При этом отмечается, что на их основе формируются отдельные социальные институты, выполняющие функции распространения информации, а феномен, возникающий в процессе взаимодействия аудитории и масс-медиа, называют медиапространством. Данный феномен представляет интерес для специалистов в разных областях знаний и потому является объектом междисциплинарного научного интереса.
Вузовское медиапространство, часто отождествляемое с медиасредой, рассматривается как «ценностно-смысловая пространственно-временная реальность, результат согласованной деятельности организационно-управляемой воспитательной системы университета, обеспечивающей творческий процесс непосредственной активности личности, которая эмоционально и интеллектуально вступает в коммуникативное взаимодействие со всеми субъектами» [8]. Г.П. Максимова отмечает важное свойство исследуемого феномена - сохраняться и постоянно на-
полняться, обогащая культурно-воспитательную среду вуза.
Отличительной особенностью вузовского медиапространства является целый спектр коммуникативных возможностей, среди которых приоритетными выступают ценностно-смысловые связи между обучающимися и профессорско-преподавательским составом, жизнедеятельностью отдельного обучающегося и жизнью целого учебного заведения, творческой деятельностью обучающихся и образовательным процессом. Ме-диапространство вуза образовательной организации аккумулирует информационные процессы, направленные на формирование положительного имиджа вуза, пропаганду его традиций, символики и т.д. Все эти информационные процессы активизируют корпоративные масс-медиа вуза, которые собственно и создают медиапространство: официальный сайт, телевидение, радио, печатные издания, публичные станицы в социальных сетях. Использование всех возможностей медиа-пространства вуза представляет колоссальные образовательные перспективы, в том числе и при формировании личности будущего сотрудника органов внутренних дел. В вузах системы МВД России данное направление еще недостаточно используется в образовательном процессе.
Следует отметить, что начинать активно использовать возможности собственного медиа-пространства необходимо еще при проведении профориентационной работы, когда решается очень важная задача - привлечь для обучения абитуриентов, наиболее мотивированных и ориентированных на дальнейшую службу в органах внутренних дел. Значительную роль в этом процессе играет привлекательный имидж вуза, создание которого является одним из эффективных способов мотивации. Сегодня вузы МВД России имеют хорошую репутацию, но вопросам формирования собственного имиджа ими уделяется мало внимания, хотя эта деятельность приносит успех только тогда, когда она носит системный характер, планируется, развивается, поддерживается и адаптируется к современным условиям рынка образовательных услуг.
Имидж выступает феноменом массового сознания и трактуется как коммуникативная единица, идеально соответствующая требованиям коммуникативного пространства. Для формирования эффективного имиджа требуется управление информационными потоками, которые должны быть направлены на формирование в обществе восприятия вуза МВД России как активной образовательной организации, которая ведет многовекторную социально значимую деятельность: готовит современные полицейские кадры, занимается активной научной работой по изучению проблем
правоохранительной деятельности, формирует правовую культуру населения, участвует в благотворительной деятельности.
В практике Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина это выражается, в первую очередь, в комплексном подходе к подготовке PR-текстов (информационных сообщений, пресс-релизов). При этом учитываются следующие составляющие имиджа, выделяемые современными исследователями: функциональная, интерактивная, личностная, внешняя. С.Н. Павлов указывает: «Для того чтобы создать узнаваемое лицо вуза, запоминающийся имидж, необходимо задействовать информационную политику, механизмы формирования общественного мнения, внешние и внутренние коммуникации для влияния на целевые группы, используя различные способы связей с общественностью...» [3, с. 26].
Начиная с первого курса, обучающиеся погружаются в медиасреду вуза МВД России. И здесь важную роль при формировании личности стража правопорядка играет функциональный компонент, который представляет собой позитивное отражение в информационном пространстве реальных дел (функций), которые осуществляются сотрудниками, курсантами, слушателями.
Интерактивный компонент имиджа формируется из повседневной практики взаимодействия Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина с представителями СМИ, которые выступают посредниками во взаимодействии вуза и широкой общественности. При этом преследуется основная цель - создавать атмосферу открытости вуза МВД России для общества. Этой цели должен служить также личностный компонент имиджа, который раскрывается через имидж руководителя и личностные характеристики сотрудников вуза. В позиционировании личности руководителя особо обращается внимание на личностные, социальные, профессиональные качества.
Главными каналами распространения имиджевой информации являются масс-медиа, особенно корпоративные.
Средства массовой информации имеют мощный потенциал влияния на массы и общественное мнение, а поэтому активно используются как эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием. Использование средств массовой коммуникации позволяет оптимизировать процесс построения имиджа.
Сегодня каждый вуз МВД России имеет целый комплекс корпоративных СМИ: печатные и электронные газеты, журналы, собственные радио- и телепередачи (чаще новостного характера), а также интернет-сайт образовательной организации. В Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина издаются два
научных журнала «Проблемы правоохранительной деятельности» и «Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина», газета «Вести Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина», функционирует официальный сайт института, корпоративное телевидение. Указанные медиа-проекты как раз и образуют медиапространство.
Печатные издания являются наиболее мощным средством медиапространства вуза, так как «печатное слово живет дольше, чем телевизионный сюжет или стремительно замещаемое иными новостями слово в сети» [6, с. 124]. С помощью материалов газеты «Вести Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина» демонстрируется активная жизненная позиция профессионального сообщества офицеров и курсантов, слушателей, адъюнктов. Привлечение обучающихся к подготовке материалов для корпоративной газеты развивает коммуникативные навыки: например, моделирование ситуации «репортер-интервьюер», когда на вопросы курсанта отвечает преподаватель, начальник факультета, начальник института, предполагает готовность к ведению диалога, что, в свою очередь, развивает способность аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести дискуссии и полемику, предусмотренную федеральными государственными стандартами высшего образования.
Среди не менее важных функций медиа-средств вуза назовем идеологическую, т.е. функцию формирования корпоративной культуры, коммуникативную, информационную, интеграционную, имиджевую, организационно-агитационную, образовательно-просветительскую. Для сотрудника органов внутренних дел очень важно овладевать корпоративной культурой, чувствовать себя частью большого профессионального сообщества, научиться не противопоставлять ему себя и свои интересы.
Масс-медиа образовательных организаций МВД России выполняют преимущественно те же задачи, что и другие корпоративные СМИ: способствуют формированию корпоративной культуры, корпоративной этики, положительного имиджа вуза, внедрению определенных ценностей, созданию в коллективе атмосферы единства и сплоченности, налаживанию вертикальных и горизонтальных коммуникаций при условии реализации конструктивных диалоговых отношений, распространению актуальной информации, мобилизации членов коллектива (корпорации) на добросовестную работу или учёбу.
С постепенным освоением собственного медиапространства связано и создание интернет-сайта института, который успешно функционирует с 2005 года. Вообще следует сказать,
что вузовским сайтам в этой ситуации отводится особая роль, они часто выступают не только как самостоятельные масс-медиа, но и функционируют в качестве интегративной площадки различных средств массовой информации вуза, обладают большими возможностями для оперативного обмена информацией. Аудитория газеты или телересурса ограничена пространственно-временными рамками, аудитория читателей официального сайта образовательной организации таковых не имеет. Оперативное размещение новостной информации, анонс событий, их дублирование в социальных сетях позволяют получить обратную связь с целевой аудиторией, обучающиеся уже на данном этапе видят приятие или неприятие интернет-аудиторией тех или иных событий, могут анализировать ошибки в подаче информации и вносить коррективы в свою деятельность.
Подводя итог изложенному в данной статье, подчеркнем, что главная цель при формировании личности сотрудника органов внутренних дел посредством медиапространства образовательной организации МВД России - обеспечить доступность актуальной информации о вузе, его деятельности, перспективах для внутривузов-ской аудитории. Вузовские СМИ, конечно же, должны быть ориентированы и на широкий круг читателей. Существование различных масс-медиа в одном вузе объясняется не только необходимостью удовлетворять информационные потребности членов вузовской корпорации посредством как можно более разнообразных каналов коммуникации. Не последнюю роль здесь играет усиливающаяся конкуренция между образовательными организациями, потому что корпоративное СМИ, которое является «лицом» вуза и очень часто именно с него начинается знакомство с образовательной организацией, ответственно за создание первого впечатления о вузе. В связи с этим образовательным организациям МВД России при формировании личности сотрудника органов внутренних дел следует подходить комплексно к использованию возможностей медиапространства вуза, выбору имиджевых мероприятий, активнее применять новые формы освоения медиапространства: издавать помимо печатных изданий электронные газеты и журналы, которые можно не только размещать на интернет-сайте, но распространять по бесплатной рассылке подписчикам, установить на территории вуза мобильные (интерактивные) киоски с возможностью выхода на сайт института и просмотра других вузовских электронных ресурсов, активнее привлекать к взаимодействию в корпоративных масс-медиа обучающихся.
Литература
1. Каданцева Н.П. Формирование имиджа сотрудника ОВД в процессе профессионального образования в вузах МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2013.
2. Кошлякова М.О. Имидж в системе массовой коммуникации // Социология и жизнь. 2011. № 1. С. 218-224.
3. Павлов С.Н. Связи с общественностью как инструмент формирования позитивного отношения к вузу с целью создания эффективного имиджа: теория и практика // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1. С. 25-29.
4. Краткий словарь современных понятий и терминов. - 3-е изд., дораб. и доп. / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. - М.: Республика, 2000. 670 с.
5. Менщикова В.В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью службами PublikRelations (социально-психологический аспект): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.
6. Малая Е.В. Модель процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапро-странстве вуза // Интеграция образования. 2014. № 3. С. 121-127.
7. Кулибаба С.И. Медиапространство и трансляция духовных ценностей / Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: материалы междунар. науч. конф. Т. 2. - Екатеринбург, 2007. С. 125-134.
8. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2007.
9. ЮдинаЕ.Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения): дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2008.
10. Каверина Л.В. Корпоративные масс-медиа как средство овладения корпоративной культурой курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2. С. 37-39.
= References =
1. Kadantseva N.P. Shaping the image of the police officer in the process of professional education in educational institutions of the MIA of Russia: аvtoref. dis.... сand. ped. Sciences. - SPb., 2013.
2. Koshlyakova M.O. Image in the system of mass communication // Sociology and life. 2011. № 1. P. 218-224.
3. Pavlov S.N. Public relations as a tool of formation of positive attitude towards the University in order to create an effective image: theory and practice // Vestnik of the Chelyabinsk state Academy of culture and arts. 2013. № 1. P. 25-29.
4. Concise dictionary of modern concepts and terms. / N.T. Bunimovich, G.G. Zharkova, T.M. Kornilov, and others. - M.: Respublika, 2000. 670 p.
5. Menshchikova V.V. Regulation of the organization's relationship with the public services PublikRelations (socio-psychological aspect): аvtoref. dis. ... сand. of psycho. Sciences. - M., 1998.
6. Malaia E.V. Model of formation of speech culture of the future specialist in the sphere of education in the media of the University // Integration of education. 2014. № 3. P. 121-127.
7. Kulibaba S.I. Media and stream spiritual values / media culture of new Russia: methodology, technology, practice: materials of Intern. scientific. Conf. Vol. 2. - Ekaterinburg, 2007. Р. 125-134.
8. Maximov G.P. Modernization of education in higher education based on the integration of pedagogy and art in the media environment. - Rostov-on-don: Publishing house of Rostov state University «rinkh», 2007.
9. Yudina E.N. The development of media space of modern Russia (on the example of television): dis. ... d-ra soc. sciences. - M., 2008.
10. Kaver.та L.V. Corporate media as a means of mastering the corporate culture of cadets of educational institutions of the MIA of Russia // Bulletin of the Belgorod law Institute of MIA Russia. 2013. № 2. P. 37-39.
(статья сдана в редакцию 30.01.2017)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'17
96