Научная статья на тему 'Модель информационной образовательной среды вузов МВД России в условиях корпоративного обучения'

Модель информационной образовательной среды вузов МВД России в условиях корпоративного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / CORPORATE TRAINING / CLOUD COMPUTING / INFORMATION SYSTEMS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савотченко С. Е., Акапьев В. Л., Дрога А. А.

В работе рассмотрены аспекты корпоративного обучения в преломлении к проблемам профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. Предлагается использование облачных сервисов при реализации программ профессионального образования в вузах МВД России. Разработана модель централизованной информационной образовательной среды вузов МВД России. Определена структура данной модели и предложены возможные варианты ее использования. Показано, что ведение образовательной деятельности в рамках сформулированной модели может привести в конечном итоге к снижению финансовых затрат, повышению эффективности работы профессорско-преподавательского состава и качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савотченко С. Е., Акапьев В. Л., Дрога А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspects of corporate training as they relate to the problems of professional training for the internal affairs bodies are considered in this paper. The using of cloud services in the implementation of professional training programs in interior Russia universities is proposed. The model of centralized information educational environment of interior universities of Russia is derived. The structure of this model is determined and the options for its use are proposed. It is shown that carrying out educational activities in the framework of the formulated model may lead eventually to a decrease in financial expenses and to the improvement of the efficiency of the teaching staff and the quality of education.

Текст научной работы на тему «Модель информационной образовательной среды вузов МВД России в условиях корпоративного обучения»

-WLi -

T ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

модель информационной образовательной среды

вузов мвд россии в условиях корпоративного

обучения

the information educational environment model of interior russia universities under conditions of

corporate training

УДК 004.77

С.Е. САВОТЧЕНКО,

доктор физико-математических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

S.E. SAVOTCHENKO,

doctor of physical and mathematical sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

В.Л. АКАПЬЕВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

V.L. AKAPEV,

candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

А.А. ДРОГА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

A.A. DROGA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в работе рассмотрены аспекты корпоративного обучения в преломлении к проблемам профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. Предлагается использование облачных сервисов при реализации программ профессионального образования в вузах МВД России. Разработана модель централизованной информационной образовательной среды вузов МВД России. Определена структура данной модели и предложены возможные варианты ее использования. Показано, что ведение образовательной деятельности в рамках сформулированной модели может привести в конечном итоге к снижению финансовых затрат, повышению эффективности работы профессорско-преподавательского состава и качества обучения.

Ключевые слова: корпоративное обучение, облачные технологии, информационные системы, электронные образовательные ресурсы.

Abstract: the aspects of corporate training as they relate to the problems of professional training for the internal affairs bodies are considered in this paper. The using of cloud services in the implementation of professional training programs in interior Russia universities is proposed. The model of centralized information educational environment of interior universities of Russia is derived. The structure of this model is determined and the options for its use are proposed. It is shown that carrying out educational activities in the framework of the formulated model may lead eventually to a decrease in financial expenses and to the improvement of the efficiency of the teaching staff and the quality of education.

Keywords: corporate training, cloud computing, information systems, electronic educational resources.

Для успешного выполнения задач на высоком профессиональном уровне в современном мире сотрудникам органов внутренних дел необходимо постоянно проходить обучение, подтверждать и повышать собственную квалификацию. Одним из достаточно эффективных способов реализации программ профессионального образования можно считать корпоративное обучение.

Следует отметить, что понятие корпоративного обучения достаточно размыто и нечетко определено в педагогической теории к настоящему моменту. Данное понятие сформировано в результате практической деятельности крупных компаний, корпораций и организаций, объединяемых в конкретной отрасли [1].

Под корпорацией понимается совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Термин «корпоративный» применяется в тех случаях, когда возникает необходимость выделить что-либо в виде единого целого, централизованного, обладающего специфическими, узкогрупповыми интересами, заключенного в пределах данной корпорации. Следует подчеркнуть, что корпоративное обучение не всегда является чисто коммерческим проектом. В данное понятие может входить построение централизованной системы обучения профессиональных кадров для конкретного ведомства или его подразделений. Именно в таком контексте и будет обсуждаться проблема формирования образовательной информационной среды в условия корпоративного обучения, где под «корпорацией» может пониматься система вузов МВД России.

Корпоративное обучение:

1) представляет собой особую систему обучения, ориентированную на подготовку кадров, специализирующихся на решении задач, специфических именно для данного направления;

2) проходит в основном на подведомственной территории, в специализированных учебных центрах и учебных заведениях с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.

Выделяются основные признаки, присущие корпоративному обучению:

1) целенаправленность - ориентация на подготовку кадров для вполне определенных узкоспециализированных сфер;

2) целесообразность - формирование у обучающихся не просто профессиональной компетентности, а выделение тех компетенций, которые необходимы для решения узкоспециализированных задач в данной сфере деятельности;

3) системность и целостность - наличие тесной взаимосвязи как со структурными со-

ставляющими ведомства, так и с обществом и государством в целом.

На основании этого можно сделать вывод о том, что образовательная система вузов МВД России удовлетворяет принципам корпоративного обучения в полной мере. Данное обстоятельство позволяет применять методы корпоративного обучения в условиях подготовки профессиональных кадров для органов внутренних дел.

Корпоративное обучение занимает особое место в системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Оно играет роль не только технологии повышения эффективности функционирования ведомства и развития кадрового потенциала, но представляет собой неотъемлемую часть корпоративной культуры, которая в рассматриваемом контексте представляет собой важный аспект культурно-личностной составляющей сотрудника органов внутренних дел.

Многие образовательные организации на современном этапе либо полностью отказываются от устаревших педагогических технологий, либо модернизируют их, встраивая новые высокотехнологичные элементы, представляющие собой интегрированные облачные сервисы для обучения. С развитием высокоскоростных телекоммуникационных веб-технологий стало возможным активное использование облачных технологий для подготовки профессиональных кадров.

Облачные технологии (облачные вычисления) - это технологии удаленного использования средств обработки и хранения данных [2]. Хорошо известны как достоинства, так и недостатки применения облачных технологий [3]. Если кратко, то яркими преимуществами облачных технологий является управление большими инфраструктурами, обеспечение безопасности, отсутствие зависимости от модификаций компьютеров и программного обеспечения, а к основным недостаткам относятся зависимость от наличия и качества канала связи, риски технических сбоев и правовые вопросы и проблемы информационной безопасности и безопасности хранимых данных. Следует отметить, что одни и те же показатели могут, с одной стороны, представлять достоинства облачных технологий, а с другой - их недостатки.

Совершенно очевидно, что происходит интенсивное развитие процесса информатизации образования, тенденции которого подразумевают все более активное использование облачных технологий. В связи с бурным развитием средств телекоммуникаций и компьютерной техники в последние годы облачные технологи стали занимать особое место не только в повседневной деятельности, но и нашли широкое применение в образовании. Расширение возможностей и распространение облачных сервисов происходит все активнее,

поскольку их используют на мобильных устройствах. Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных образовательных технологий как новых форм сетевых образовательных сред [4]. Существует множество различных облачных технологий в сфере образования и повышения квалификации [5].

В системе вузов МВД России облачные сервисы могли бы занять свое достойное место, если бы была организована централизованная образовательная информационная среда, объединяющая в себе множество различных функций, обеспечивающих эффективную работу учебно-методических служб, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для ОВД. В основе такой централизованной образовательной информационной среды может лежать централизованная информационно-образовательная система вузов МВД России.

Под централизованной информационно-образовательной системой (ЦИОС) вузов МВД России предлагается понимать систему, объединяющую в себе информационные системы (ИС) отдельных вузов, общую информационную систему, банк учебно-методических материалов, банк научно-методических

материалов, интерактивную структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), систему автоматизированных средств диагностического контроля, аттестации и учета.

Ясно, что предлагаемая система является распределенной. В «облачную» часть сервисов можно вынести общую для вузов МВД России информационную систему, а также различные автоматизированные системы, применимые в образовательном процессе. Особенно эффективным при внедрении такой технологии следует считать размещение в «облаке» той части системы, которая содержит банки материалов, электронные образовательные ресурсы и автоматизированные средства контроля. Доступ в облачную часть сервисов может осуществляться из любого места. Сами же информационные системы вузов располагаются на серверах соответствующих вузов. Общая центральная ИС также может быть расположена на выделенных серверах. Ее роль в системе заключается в организации взаимодействия между ИС вузов, централизации отчетности, организации доступа к информационному обеспечению образовательной деятельности вузов МВД в целом и т.д.

Структурная модель предлагаемой системы показана на рис. 1.

Рис. 1. Структурная модель информационно-образовательной системы вузов МВД России

Возможны несколько вариантов таких моделей, различающихся по структуре, по функционалу и, соответственно, по степени сложности таких информационно-образовательных систем вузов МВД России. Рассмотрим их ниже.

Одним из вариантов такой модели является создание единого банка учебных программ дисциплин, соответствующих требованиям действующих образовательных стандартов профессионального

обучения, что существенно бы упростило рутинную работу множества преподавателей, тратящих большое количество времени на разработку фактически однотипных материалов. Здесь важна именно актуальность таких программ, динамичность их структуры и содержания.

Современные программно-технические средства вполне позволяют создавать автоматизированные информационные системы, способные свести

формирование конечного документа установленной формы к небольшому количеству действий, связанных только с выбором определенных параметров. В рассматриваемом случае вуза МВД России в качестве востребованного преподавателями документа может выступать, к примеру, рабочая программа учебной дисциплины. Набор действий, выполняемых в ИС, может быть сведен к тому, что пользователь выбирает вуз, специальность/направление подготовки, при необходимости, специализацию, узкую специализацию, указывает курс, семестры, количество часов. А далее система выдает готовую учебную программу, оформленную строго по всем требованиям, с указанием всех необходимых конкретных названий подразделений и фамилий должностных лиц выбранного вуза.

Следует отметить, что создание такой автоматизированной информационной системы не потребует больших финансовых вложений, поскольку вузов в системе МВД России не так много, поэтому общая база данных будет сравнительно небольшой. Очевидно, что в результате существенно повысилось бы качество обучения вследствие более эффективного перераспределения рабочего времени преподавателя. Следует также отметить, что в рассматриваемом случае будет происходить формирование профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел на более глубоком уровне [6, с. 178].

Даже если предлагаемый вариант модели использования облачных сервисов с целью организации централизованной информационно-обучающей системы для вузов МВД оказывается не приемлемым по каким-либо причинам (например, финансовым), возможен и более упрощенный вариант, представляющий собой структурированную совокупность готовых электронных образовательных

ресурсов, соответствующих программам учебных дисциплин направлений подготовки вузов МВД России. Очевидно, что большие перспективы предоставляют не электронные учебники сами по себе, а объединение их с программными средствами, контролирующими не только знания на определенном этапе обучения, но и определяющими уровни владения компетентностями, определенными требованиями образовательных стандартов, а также дополненные общением между преподавателем и учащимися в реальном времени.

Таким образом, создание автоматизированной информационно-образовательной системы, с размещенными в «облаке» определенными подсистемами, объединяющей банки учебно-методических, научных, нормативных, организационных материалов, электронные учебники и средства диагностического контроля, аттестации и учета, вполне могло бы найти применение в системе вузов МВД России.

Следует также отметить, что при таком подходе к использованию облачных сервисов в системе вузов МВД России становится не таким важным вопрос компьютерной безопасности, с точки зрения хранимой информации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что информация, используемая для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузах МВД России, может быть открытой для широкого круга пользователей и нет необходимости в организации ее защиты высокой степени. Очевидно, что все это приводит к снижению финансовой нагрузки на реализацию и обеспечение функционирования ЦИОС. Облачные технологии предоставляют возможности для существенного повышения качества и оперативности принимаемых решений, для улучшения эффективности функционирования всей системы.

Литература

1. Пономарева М.А. Корпоративное обучение: от теории к практике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1156185/

2. Общие сведения об облачных вычислениях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/ courses/12160/1166/lecture/19342

3. Облачные технологии и распределенные вычисления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://it.sander.su

4. Облачные технологии в образовании. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://conhoida.blogspot.ru/p/blog-page_7.html.

5. Сейдаметова З.С., Сейтвелиева С.Н. Облачные сервисы в образовании / Крымский инженерно-педагогический университет. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ite.ksu.ks.ua/ru/webfm_send/211

6. Корнилова Е.А., Савотченко С.Е. О формировании информационно-коммуникационной компетентности педагогов // Научные ведомости «БелГУ». Сер. История. Политология. Информатика. 2014. Вып. 32/1. № 21(192). C.175-181.

= References =

1. Ponomareva M.A. Corporate training: from theory to practice [Electronic resource] - Mode of access: http://www.e-xecutive.ru/ education/adviser/1156185/

2. An overview of cloud computing [Electronic resource] - Mode of access: http://www.intuit.ru/studies/courses/12160Z1166/lecture/19342

3. Cloud technology and distributed computing [Electronic resource] - Mode of access: http://it.sander.su

4. Cloud technology in education. [Electronic resource] - Mode of access: http://conhoida.blogspot.ru/p/blog-page_7.html.

5. Seydametova Z.S., Savelieva S.N. Cloud services in education Crimean engineering-pedagogical University. - [Electronic resource] - Mode of access: http://ite.ksu.ks.ua/ru/webfm_send/211

6. Kornilova E.A., Savotchenko S.E. On the formation of ICT competence of teachers // Scientific Bulletin of «Belgu». Ser. History. Political science. Informatics. 2014. Vol. 32/1. № 21(192). Р. 175-181._

(статья сдана в редакцию 30.12.2016)

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'17 ^^^^^^^^^^^^^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.