Научная статья на тему 'Применение облачных сервисов при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям'

Применение облачных сервисов при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2137
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / LEARNING CONTENT / УСЛУГИ / SERVICES / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ONLINE EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишнев Борис Федорович, Пупцев Александр Евгеньевич

Облачные технологии и образовательные сервисы, предоставляемые на их основе, уже в ближайшие годы должны изменить технологии обучения в вузах. Скорее всего, ожидаемая цифровая трансформация высшего образования будет основана на облачных сервисах, которые еще больше увеличат эффект глобализации и потребуют коренного пересмотра учебного процесса. В данной работе описаны сегодняшние возможности облачных образовательных сервисов и проанализированы различия их применения при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям. Рассмотрены различные виды учебной деятельности студентов как естественнонаучных, так и гуманитарных программ, и описаны возможные изменения технологии обучения при использовании конкретных облачных сервисов. Обсуждаются практические примеры использования облачных образовательных сервисов в двух вузах (Европейский гуманитарный университет, Институт транспорта и связи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cloud technologies and educational services provided on their basis, in the coming years should change the technology of education in universities. Most likely, the expected digital transformation of higher education will be based on cloud services, which will further increase the effect of globalization and require a radical revision of the educational process. In this paper, the current capabilities of cloud-based educational services are described and the differences in their application are analyzed for training in universities of the natural sciences and humanities. Different types of educational activity of students as natural-scientific and humanitarian programs are considered, and possible changes in the technology of training are described with the use of specific cloud services. Practical examples of using cloud educational services in two universities (European Humanitarian University, Transport and Telecommunications Institute) are discussed.

Текст научной работы на тему «Применение облачных сервисов при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям»

Применение облачных сервисов при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям

Мишнев Борис Федорович профессор, д.инж.н., кафедра программного обеспечения, Институт транспорта и связи, ул. Ломоносова, 1, г. Рига, Латвия, LV-1019, (371) 67100390 bfm@tsi.lv

Пупцев Александр Евгеньевич доцент, к.пед.н., Академический департамент гуманитарных наук и искусств, Европейский гуманитарный университет, ул. Тауро, 12, г. Вильнюс, Литва, LT-1114, (370) 52639650 alexander.puptsev@ehu.lt

Аннотация

Облачные технологии и образовательные сервисы, предоставляемые на их основе, уже в ближайшие годы должны изменить технологии обучения в вузах. Скорее всего, ожидаемая цифровая трансформация высшего образования будет основана на облачных сервисах, которые еще больше увеличат эффект глобализации и потребуют коренного пересмотра учебного процесса. В данной работе описаны сегодняшние возможности облачных образовательных сервисов и проанализированы различия их применения при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям. Рассмотрены различные виды учебной деятельности студентов как естественнонаучных, так и гуманитарных программ, и описаны возможные изменения технологии обучения при использовании конкретных облачных сервисов. Обсуждаются практические примеры использования облачных образовательных сервисов в двух вузах (Европейский гуманитарный университет, Институт транспорта и связи).

Cloud technologies and educational services provided on their basis, in the coming years should change the technology of education in universities. Most likely, the expected digital transformation of higher education will be based on cloud services, which will further increase the effect of globalization and require a radical revision of the educational process. In this paper, the current capabilities of cloud-based educational services are described and the differences in their application are analyzed for training in universities of the natural sciences and humanities. Different types of educational activity of students as natural-scientific and humanitarian programs are considered, and possible changes in the technology of training are described with the use of specific cloud services. Practical examples of using cloud educational services in two universities (European Humanitarian University, Transport and Telecommunications Institute) are discussed.

Ключевые слова

учебный контент, услуги, онлайн образование, компетенции learning content, services, on-line education, competencies

Введение

Облачные вычисления имеют большой потенциал и будут играть жизненно важную роль в «цифровом» преобразовании образования (digital transformation). Но сначала необходимо преобразовать их в практические, последовательные и доступные формы для разных видов и уровней образования.

Чтобы понять облачные вычисления в контексте образования, надо начать с цифровой интерпретации понятия «сервис».

Сервис (услуга) - это тип функциональной программы или возможность, доступная в любое время и в любом месте с помощью вычислительного устройства, такого как ноутбук, настольный компьютер, карманный PDA или сотовый телефон. Некоторые из наиболее распространенных примеров облачных сервисов - это Google Apps, Amazon EC2, MS Azur и GitHub. Другие, более общие услуги включают вики (wiki), блоги и электронную почту [1,2].

С точки зрения пользователя облако может сделать все эти услуги доступными таким образом, чтобы он не беспокоился о том, где услуги возникают или даже о том, где службы работают. Услуги находятся просто «где-то там, в облаке», и пользователь может получить к ним доступ в любое время, с любого устройства (рис. 1)._'_'_'_.

PDA - Персональный цифровой помощник

Рис. 1. Облачные сервисы (услуги)

В реальности облачные сервисы могут возникнуть в одном месте, но фактически использоваться в другом - на автономном ноутбуке, мобильном телефоне или на сервере где-то в киберпространстве. Это также возможно для работы одной службы на некотором сочетании устройств. Гугл Земля (Google Earth), например, может работать автономно на индивидуальном ноутбуке, но когда изображение Земли на ноутбуке необходимо обновить, обновления поступают из одного или комбинации центров обработки данных Google, расположенных по всему миру.

Облачные вычисления (Cloud Computing) объединяют три идеи:

1) аренда необходимых мощностей;

2) аутсорсинг непрофильных процессов;

3) удаленная обработка данных.

Существуют следующие модели предоставления облачных сервисов:

- SaaS - Software as a Service (программное обеспечение как сервис);

- PaaS - Platform as a Service (платформа как сервис);

- IaaS - Infrastructure as a Service (инфраструктура как сервис).

В результате пользователь имеет следующие преимущества.

1. Клиенту не нужно платить за покупку и обновление оборудования, что является очень дорогостоящим удовольствием для вузов.

2. После сбоя клиенту не нужно настраивать процедуры мониторинга и восстановления.

3. Скорость развертывания новых услуг в IaaS ограничена часами, в то время как в организации покупать и устанавливать новое оборудование -вопрос на месяц.

4. Если вы прекратите оказывать (отключите) какую-то облачную услугу, то вы не останетесь с ненужными аппаратными средствами, лицензиями и т.д. - вы просто перестаете платить за аренду.

Облачные сервисы в высшем образовании

Если вам нужно повысить эффективность преподавания и обучения, улучшить управление деятельностью вашего вуза или получать доступ к высокопроизводительным вычислениям для научных и исследовательских проектов, то облачные сервисы уже сегодня могут предложить реальное и легкодоступное решение.

Для поддержки преобразований в образовании, облачные вычисления также могут помочь государственным лидерам и лицам, принимающим решения в области ИТ, ответить на такие стратегические вопросы:

• Что является самым быстрым, эффективным и доступным способом обеспечения образования?

• Как развивать у учащихся компетенции 21 -ого века и подготовить студентов к новым рынкам труда?

• Как поощрять местные инновации в пределах страны или региона?

• Как распределять образовательные ресурсы по районам, регионам или всей стране?

Современный вуз имеет сложную многослойную структуру, которая может очень хорошо обеспечиваться внешними облачными сервисами. До недавнего времени вузы должны были решать свои управленческие и образовательные задачи с помощью корпоративных информационных систем. На рисунке 2 представлена диаграмма прецедентов использования (Use-Case), отображающая основных пользователей корпоративной информационной системы вуза и основные варианты ее использования (основные подсистемы).

Рис. 2. Основные подсистемы и пользователи корпоративной информационной

системы вуза

Если вуз переходит от корпоративных информационных систем (а их, как правило, несколько) к использованию облачных сервисов, то выстраивается следующая картина, которая далее представлена на рисунке 3. Размещенные в центре обработки данных корпоративные системы заменяются арендой облачных сервисов, которые будут являться типовыми, но требующими трудоемкой настройки на особенности каждого вуза. На рисунке изображены только основные сервисы, но они могут быть непрерывно расширяемыми путем добавления новых услуг студентам, администрации и преподавательскому составу.

Рис. 3. Основные пользователи типовых образовательных сервисов в вузе

Многие университеты Великобритании используют Office 365 или Google Apps для электронной почты, а также приложения и хранилища данных для студентов

и сотрудников. Тем не менее, некоторые вузы используют платные услуги интернет-провайдеров для электронной почты сотрудников или, по крайней мере, решений, отличающихся от решений для студентов. Это также относится к административным приложениям, например SAP или LMS, а в учебном процессе некоторым нравится Moodle или Blackboard [5].

Несколько лет назад Университет Лафборо (Франция) использовал гибридную модель облаков, в которой инфраструктура была размещена в вузе, а приложения хранились частным оператором, который при необходимости обеспечивал гибкое пространство для хранения.

Проект UnivCloud - первое межвузовское облако Франции. Этот проект исследований и разработок является частью французской государственной инвестиционной схемы. UnivCloud стремится объединить информационную систему и цифровую инфраструктуру для высшего образования и исследований. Цель состоит в том, чтобы предлагать гибкую общую платформу для всех вузов и местных органов власти, чтобы они могли развертывать и использовать цифровые услуги по требованию (вузовские услуги, услуги студенческой жизни, местные услуги и т. д.) [6].

Еще об одном моменте, связанном с глобализацией образования в Европе. Как известно [3], программа EU 2020 нацелена на то, чтобы 20% студентов высшего образования должны быть мобильными во время учебы, что приводит к дополнительной нагрузке для всех высших учебных заведений, поскольку мобильность студентов часто порождает трудоемкие задачи.

Одной из таких задач является администрирование студентов в совместных программах. В 2017 году финансируемый ЕС проект EMREX (http://emrex.eu) представил решение для электронного перевода студенческих записей между высшими учебными заведениями в Европе. EMREX предлагает более эффективную и удобную передачу данных, сокращая административную работу, связанную с выдачей совместных, множественных и двойных дипломов. Все это законно, быстро и надежно, с учетом местных процедур и целостности данных учащихся. Это может быть одним из реально востребованных сервисов на уровне вуза. EMREX уже был представлен в Швеции и Польше [3].

Важным для вузов является вопрос безопасности и качества закупаемых (арендуемых) облачных сервисов. Университет в Делавэре решает этот вопрос следующим образом (University of Delaware, USA) [7].

Во-первых, университет признает, что услуги облачных вычислений позволяют университету выгодно передавать на аутсорсинг обработку информации, размещение программного обеспечения или элементы инфраструктуры специализированным сторонним поставщикам. Эти службы могут потенциально обеспечивать гибкие эффективные инструменты для деятельности вуза, включая научные исследования и научное сотрудничество. Подразделения университета могут приобретать облачные сервисы для поддержки своих миссий и расширения их возможностей.

Во-вторых, университет предупреждает, что аутсорсинг обработки информации и других услуг представляет собой риск для университета. Облачные сервисы должны быть тщательно отобраны и реализованы для обеспечения надлежащего управления связанными с ними рисками. Отдел ИТ, службы закупок и юристы будут сотрудничать с вами для оценки технологических, юридических и других рисков, связанных с поставщиками облачных услуг, и в переговорах по контракту, который позволит вам приобрести качественные услуги без ненужных рисков.

В дополнение к этому Университет в Делавэре имеет специальную процедуру закупок облачных сервисов (Cloud Service Acquisition Procedure -http://www1.udel.edu/security/policies/cloudserviceacquisition.html). В частности, процедура предусматривает предварительную оценку каждого поставщика облачных

сервисов на предмет безопасности и качества услуги, а также обязательное заключение договора с взаимными обязательствами.

Использование облачных сервисов в гуманитарном образовании

Последние годы Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) в Литве активно развивает дистанционное обучение для студентов бакалаврских программ гуманитарных специальностей продолжающейся (заочной) формы обучения в связи с тем, что большинство обучаемых являются гражданами Беларуси, России и Казахстана.

В процессе дистанционного обучения используются различные программные средства и инструменты: система дистанционного обучения Moodle, сервисы Web 2.0, облачные сервисы, социальные сети, видеоконференции и др.

Среди инструментов, обеспечивающих реализацию облачных сервисов и широко используемых в ЕГУ, выделим Google Apps, общедоступные в процессе дистанционного обучения учебные Wiki, форумы, блоги, e-portfolio, глоссарии, а также облачные сервисы, дополненные другими инструментами, которые мы отнесем к информационно-коммуникационным технологиям и медиа.

Использование облачных сервисов для студентов гуманитарных специальностей университета начинается с их знакомства с этими технологиями на первом курсе обучения.

В прошлые годы в университете для всех студентов гуманитарных программ проводился обязательный общеуниверситетский курс «Современные информационные технологии», в рамках которого выполнялась пропедевтическая подготовка к активному использованию облачных сервисов.

Но в последние годы концепция обучения использованию облачных сервисов без тесной «привязки» к заданиям, формирующим общегуманитарные и профессиональные компетенции студентов, утратила свою актуальность. Поэтому на преподавателей гуманитарных дисциплин первого года обучения возложена огромная ответственность, не только формировать у студентов общегуманитарные и профессиональные умения и навыки, но обучать их применению облачных сервисов при выполнении различных заданий. Такой подход требует от преподавателей гуманитарных дисциплин очень высокого уровня компетенций в области применения информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения. Поэтому в течение последних 3-4 лет в университете была проведена целая серия курсов повышения квалификации преподавателей по следующим направлениям:

- синхронные и асинхронные средства и инструменты в дистанционном обучении;

- видео- и аудиосредства для учения и обучения;

- сервисы Web 2.0 и облачные сервисы;

- педагогические технологии, методы и приемы обучения для работы на совместных электронных площадках и хранилищах данных.

Применение синхронных и асинхронных средств в обучении

Блоги как традиционные в настоящее время средства совместного доступа к общим виртуальным пространствам университет активно использует для создания студентами своих электронных портфолио, проведения дебатов, ведения проектной деятельности.

Это позволяет формировать у студентов знания о порядке создания блогов средствами различных Интернет-сервисов. Например, студентам предлагается зарегистрироваться и создать блог на www.blogger.com на заданную тематику, выбрать дизайн, настроить структуру страницы блога, создать сообщение в стиле личного

дневника, добавить изображения, ярлыки (теги), настроить доступ к блогу для других студентов, предложить прокомментировать блог.

Одним из эффективных виртуальных площадок для совместного доступа в системе Moodle являются учебные глоссарии, которые самостоятельно создаются студентами для размещения дефиниций определенной тематики. Работа с такими глоссариями осуществляется в асинхронном режиме продолжительностью 3-4 дня в дистанционном курсе. Все дефиниции глоссария не должны повторяться, при этом они доступны всем членам группы. При необходимости студенты группы могут дополнить понятия новой информацией.

В университете для обучения активно применяются учебные Wiki для совместного написания эссе. При этом применяется асинхронный режим работы продолжительностью 2-3 дня в дистанционном курсе.

С помощью возможностей системы Moodle преподаватель создает учебные Wiki. Группа обучаемых разделяется на подгруппы. Пространство каждой статьи учебного Wiki закрепляется за одной подгруппой. Обсуждение подготовки эссе в подгруппах осуществляется под руководством преподавателя в системе Web-конференций Blue Jeans [2, c. 116].

Использование педагогических технологий на совместных площадках для обучения

При обучении с применением с одной стороны педагогических технологий, а с другой стороны информационных облачных технологий отметим универсальные технологии, организуемые в группах сотрудничества, виртуальные дискуссии, метод проектов, педагогические мастерские и др.

Например, работа в гетерогенных группах сотрудничества (студенты группы разнородны по подготовке и успеваемости) часто применяется для совместного создания мультимедийных презентаций на заданную тему. При этом обычно используется синхронный режим работы. Студентам каждой группы предлагается войти в один из сетевых сервисов коллективного пользования, например Google Docs. Студенты создают одну групповую презентацию. В каждой группе определяется главный модератор, который организует для остальных студентов группы виртуальное пространство и обеспечивает им доступ к нему.

Эффективной универсальной педагогической технологией является виртуальная педагогическая мастерская. Модель алгоритма такой технологии строится на этапах специального назначения, например, индукция - социализация -разрыв - рефлексия.

Индукция обычно предполагает знакомство студентов с видео, аудио фрагментом или компьютерной моделью в дистанционном формате. Социализация реализуется в форме обсуждения студентами увиденного или прослушанного в совместном форуме. Разрыв предполагает научное объяснение обсуждаемого фрагмента средствами медиа, а рефлексия позволяет сравнить предварительные выводы студентов с научными объяснениями. Это сравнение может быть выполнено в очном или дистанционном формате.

Комбинированные методы обучения

Студенты гуманитарных специальностей все больше предпочитают работать с электронными текстами взамен текстов на бумажных носителях. Весьма актуальными являются методики и технологии по работе с текстами, разработанные ведущими специалистами Института «Письма и мышления» (Institute for Writing and Thinking), функционирующем на базе Бард колледжа (Bard College, США, штат Нью-Йорк). В этом институте разработаны уникальные методики по развитию критического мышления слушателей при работе с текстами различного назначения, представленными в основном на бумажных носителях. Эти методики реализованы в

традиционном очном формате получения образования и позволяют формировать у слушателей умения чтения текстов различными способами [2, с. 87].

Однако дистанционное обучение предполагает работу в первую очередь с электронными текстами. В этой ситуации в ЕГУ накоплен конструктивный практический опыт переноса универсальных разработанных Институтом «Языка и мышления» методик в дистанционное обучение на базе облачных сервисов. Представим пример такого опыта обучения.

При работе со студентами гуманитарных программ преподавателями университета часто предлагаются задания по визуализации изучаемых описаний, процессов, явлений или событий, представленных электронными текстами. Для этого студентам необходимо абстрагироваться и визуализировать прочитанный материал. В этой ситуации преподаватели, как правило, делят группу студентов на несколько подгрупп по 3-5 человек. В совместном доступе в Google Docs студенты осуществляют процесс визуализации текста. После этого через систему Web-конференций Blue Jeans вся группа вместе с преподавателем просматривает результаты и обсуждает полноту и точность изображений или рисунков.

В настоящее время возможности применения облачных сервисов в обучении еще не реализованы в полной мере и поиск качественных методик, построенных на этих сервисах, продолжается.

Использование облачных сервисов в естественнонаучном образовании

Институт транспорта и связи, который позиционирует себя как единственный негосударственный технический университет в Латвии, исторически был связан с использованием ИТ технологий в высшем образовании. Еще в 60-е годы прошлого столетия в вузе был создан факультет автоматики и вычислительной техники, который и сегодня остается в числе лидеров в Прибалтике по подготовке ИТ специалистов. На базе этого факультета новейшие достижения вычислительной техники и информационных технологий постоянно внедрялись в учебной процесс вуза в течение более 50 лет [4].

Переход к облачным технологиям в учебном процессе и администрировании вуза был облегчен существовавшим опытом широкого использования дистанционного обучения и оригинальной информационной системы, поддерживавшихся вузовским Центром обработки данных.

Институт транспорта и связи предлагает образовательные программы в трех основных направлениях:

1) вычислительная техника (компьютерные сети, электроника) и информационные технологии;

2) логистика разных видов;

3) техническое обслуживание на авиационном транспорте и др.

Реализация учебного процесса всех этих программ, которые относят к

категории STEM (Science, Technology, Engineering and Math), не возможна без наличия доступа студентов к реальным техническим системам (компьютерным сетям, измерительной аппаратуре, транспортным средствам и пр.). Этот доступ ранее обеспечивался собственной лабораторной базой вуза и производственной практикой на оборудовании работодателей-партнеров. Требование иметь современную, постоянно обновляемую техническую базу для обучения в вузе существенно удорожает себестоимость обучения по естественнонаучным программам и часто ограничивает возможности подготовки современных специалистов. Особенно это сказывается на программах подготовки разработчиков программного обеспечения и

информационных систем, причиной чего является феноменальная скорость обновления индустриальных технологий в этой области (влияние закона Мура [8]).

Обучение разработке программного обеспечения

Современные технологии разработки программного обеспечения предполагают организацию работы в виде проекта с большим количеством исполнителей. Все этапы разработки поддерживаются специальными программными средствами, которые обеспечивают не только планирование, проектирование, реализацию и тестирование программного продукта, но и поставку его заказчику (пользователю). Уже сегодня реализуется автоматизация выполнения многих процессов в ИТ проекте, что также является предметом изучения в вузе.

Развернуть в вузе современную инфраструктуру разработки программного обеспечения, обеспечить лицензирование и своевременное обновление до настоящего времени было весьма трудозатратным и дорогим, поэтому обучение студентов проводилось в упрощенной учебной среде, часто с использованием устаревших версий. Облачные сервисы изменили ситуацию в принципе, позволив вузам на льготных, а часто и бесплатных условиях, получить доступ к самым новейшим инструментам разработки программного обеспечения.

В качестве таких примеров можно назвать облачные сервисы как платформы разработки (PaaS) - Amazon EC2, MS Azur, Salesforce Platform, Google Appl Engine и др. [9]. Можно указать также наиболее популярные интегрированные среды разработки программного обеспечения (IDE), которые доступны как сервисы. Это MS Visual Studio [10], PhpStorm [11], Eclipse [12], Arduino IDE [13] и др.

Обучение работе с аппаратурой

Одним из наилучших примеров виртуализации аппаратуры в целях обучения надо назвать учебные лаборатории CISCO (Cisco Learning Labs) [14]. Например, благодаря Cisco Learning Labs, Cisco IT-пользователи могут получить доступ и практически реализовать маршрутизацию и основные конфигурации лабораторных коммутаторов уровня 2 через Интернет с удобством персонального компьютера.

Сегодня вуз может арендовать аппаратуру любой сложности в виртуальном виде как облачный сервис «Инфраструктура как сервис» (IaaS). Это относится как к вычислительным машинам разной конфигурации, так и к сетевым устройствам.

В качестве примера приведем Amazon EC2 сервис, который представляет собой безопасный и масштабируемый вычислительный ресурс в облаке. Пользователь может запускать на нем свои приложения, когда это необходимо, без предварительных обязательств [15].

Обучение работе с данными

Появление облачных сервисов коренным образом поменяло возможности вузов по работе с данными. Облачная база данных - это база данных, которая обычно работает на платформе облачных вычислений, и доступ к ней предоставляется как услуга. Службы баз данных обеспечивают масштабируемость и высокую доступность базы данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует два основных способа запуска базы данных в облаке: на виртуальной машине и как услугу (DBaaS).

Облачные платформы позволяют вузовским пользователям арендовать экземпляры виртуальной машины в течение ограниченного времени, и запускать базу данных на таких виртуальных машинах.

При использовании базы данных как услуги владельцам приложений не нужно самостоятельно устанавливать и поддерживать базу данных. Вместо этого поставщик услуг базы данных берет на себя ответственность за установку и

обслуживание базы данных, а владельцы приложений взимают плату в зависимости от времени их использования.

Примерами реляционных баз данных, как облачного сервиса, могут быть SAP HANA [16] и Oracle Database Cloud Service [17]. Примерами NoSQL модели облачных баз данных могут служить MongoDB [18], Hadoop [19] и Amazon DynamoDB [20]. Как правило, студенты вузов имеют бесплатный доступ к указанным облачным сервисам. Для вузов, как корпоративных клиентов, существуют специальные образовательные программы использования сервисов.

В качестве примера облачных решений для вуза приведем предложение компании Oracle. Сегодня Oracle предоставляет наиболее полные решения для университетских городков, которые включают [21]:

• студенческое облако;

• цифровой кампус;

• институциональное совершенство;

• предсказания успеха студентов;

• облако «Исследователь / преподаватель IT».

Решение «Студенческое облако» удовлетворяет все запросы и требования современного студента:

- обеспечивает целенаправленную информационно-разъяснительную работу и активное участие в учебном процессе на протяжении всего студенческого цикла.

- обеспечивает регистрацию;

- дает студентам беспрепятственный опыт, который они ожидают;

- персонализирует учебный контент и взаимодействие между каналами и устройствами;

- идентифицирует учащихся с повышенным риском и позволяет своевременно вмешиваться в ситуацию;

- следит за тем, чтобы студенты достигли своих целей.

Решение «Цифровой кампус» оптимизирует работу кампуса посредством автономного управления системами кампуса, предоставляемых Интернетом Вещей (IoT). Поддерживает интерактивные сервисы на основе местоположения, способы поиска, push-каналы уведомлений и расширенную реальность. Содействует успешному обучению студентов, предоставляя учебный контент в режиме реального времени с доступом к мобильному обучению, предупреждениям, уведомлениям и рекомендациям, которые помогают определять их путь к успеху в учебе.

Облачный сервис «Институциональное совершенство» позволяет решать следующие задачи:

- издание современного, интуитивного опыта, который студенты, преподаватели и сотрудники ожидают при осуществлении бизнеса в университетском городке.

- повышение эффективности работы за счет устранения завалов данных, бумажных процессов и автоматизации рабочих процессов.

- укрепление финансовых ресурсов путем выявления новых источников доходов и устранения нерентабельных программ.

- предоставление руководству кампуса панелей аналитики в режиме реального времени.

- использование современных передовых методов и технологий для найма на работу, сохранения и повышения квалификации ключевых преподавателей и сотрудников.

Облачное решение «Предсказания успеха студентов» позволяет вузу учитывать и прогнозировать успехи студентов на основе аналитики, которую предлагает Oracle.

Облачное решение «Исследователь / преподаватель 1Т» предлагает исследователям и академическим отделам единый портал с инфраструктурными и облачными сервисами платформы, которые позволяют собирать данные, управлять ими, сотрудничать и масштабно анализировать.

Оценка перспективы облачных технологий в высшем образовании

Как мы уже упоминали выше, роль облачных технологий в высшем образовании должна быть оценена как определяющая. Это обуславливается рядом факторов, из которых главным является растущая глобализация коммуникаций. Самый простой пример — это разнообразные социальные сети, в первую очередь востребованные молодым поколением, учащимися.

Облачные сервисы представляют возможности получения информации доступные пользователям в любое время и в любом месте с помощью ноутбуков, настольных и карманных компьютеров и сотовых телефонов [2].

Тенденция «облачных вычислений» по замене программного обеспечения, традиционно установленного на компьютерах в кампусе (и самих компьютерах) с приложениями, поставляемыми через Интернет, определяется целями снижения сложности и стоимости ИТ ресурсов вузов. В то время, как сегодняшние высшие учебные заведения с облачными ресурсами могут получить значительную гибкость, соответствующая миграция их чувствительных данных в отдаленные, расположенные по всему мира центры обработки данных - само облако - вносит глубокие юридические, административные и политические проблемы. Руководителям учреждений образования необходимо знать, где будут размещаться их данные, особенно если это может быть несколько мест, и они захотят выполнить их ту же самую тщательную проверку, что и для любого другого аутсорсинга. В некоторых странах существуют очень строгие правила трансграничной передачи личной информации, и соблюдение этих правил может быть сложным в виртуальном мире облака.

Чтобы безопасно оценивать параметры облачных вычислений, оценивать поставщиков и внедрять соглашения об обслуживании, колледжи и университеты должны определять свои требования и уделять пристальное внимание критическим проблемам конфиденциальности и безопасности.

Для вузов важно также оценить переносимость своих данных (возможности миграции данных) - для этого надо рассмотреть характер того, что они собираются отправить в облако и в какой форме хранить. Большинство провайдеров облачных вычислений не хотят иметь дело с преобразованием файлов вуза в передаваемый формат, просто чтобы помочь им изменить контракт или уйти к другому провайдеру.

Вузы также должны внимательно изучать критические условия контракта в этой быстро развивающейся области. По мере реализации ИТ-решений предприятия облачные вычисления приводят к прояснению и разрешению целого ряда юридических вопросов. Типичные облачные соглашения определяют соглашения об уровне обслуживания (SLA), устанавливающие ожидаемое время работы и производительность провайдеров [22].

Централизация приложений и данных в центрах обработки данных облачного провайдера приветствуется, как и предоставление высокой степени восстановления данных, особенно для небольших учебных заведений, поскольку крупные поставщики услуг могут теоретически инвестировать в высокопроизводительные инфраструктуры и хостинг для обеспечения доступности программного обеспечения в случае технических сбоев или интенсивного движения. Стандартная задача ИТ-персонала вуза от поддержки мобильных и удаленных пользователей переходит к созданию

«систем самообслуживания» для сотрудников, которые, похоже, хорошо сочетаются с облачными сервисами.

Заключение

В данной работе описаны сегодняшние возможности облачных образовательных сервисов и проанализированы различия их применения при обучении в вузах по естественнонаучным и гуманитарным специальностям. Рассмотрены различные виды учебной деятельности студентов и описаны возможные изменения технологии обучения при использовании конкретных облачных сервисов. Представлены практические примеры использования облачных образовательных сервисов в гуманитарных и естественнонаучных вузах.

Сегодняшние поставщики облачных сервисов предлагают высшему образованию возможность заменить присутствием в «облаке» существующие центры обработки данных, сервера и программные приложения вузов, устранив традиционное «физическое» присутствие этой инфраструктуры в кампусе. Как указано в работе, это потребует решения значительного количества проблем и, по мнению авторов, может занять несколько лет.

Литература

1. Fogel, Robert. Education Cloud: Delivering Education as a Service. URL: https://www.k12blueprint.com/sites/default/files/ITDM education cloud final.pdf (дата обращения: 13.03.2018).

2. Пупцев, А. Методическая последипломная подготовка учителя информатики в области дистанционного обучения. Монография. - Вильнюс: Ciklonas, 2017. - 248 с.

3. Bergstrom, Johan. Digital transfer of achievements supports joint studies and joint degrees. URL: http://www.eunis.org/erai/digital-transfer-of-achievements-supports-j oint-studies-and-j oint-de grees/ (дата обращения: 10.04.2018).

4. B.Misnevs. eLEARNING IN LATVIA: Dimensions of E-Learning Education in Latvia // eLEARNING Practices. Ed. Ugur DEMIRAY. - Chapter 17. - Anadolu University -2010, Eskisehir: Turkey, ISBN 978-975-98590. - Р. 377-408.

5. Bergstrom, Johan. Cloud use in British universities. URL: http://www.eunis.org/erai/cloud-use-in-british-universities/ (дата обращения: 10.04.2018).

6. Bergstrom, Johan. The UnivCloud project - An interview. URL:http://www.eunis.org/erai/the-univcloud-project-an-interview/ (дата обращения: 10.04.2018).

7. Cloud Services at the University (University of Delaware). URL: http://www1.udel.edu/security/cloud/index.html (дата обращения: 10.04.2018).

8. International Roadmap for Devices and systems, 2016 edition. More Moore. White paper URL:https://irds.ieee.org/images/files/pdf/2016 MM.pdf (дата обращения: 16.04.2018).

9. Best Cloud Platform as a Service (PaaS) Software. URL: https://www.g2crowd.com/categories/cloud-platform-as-a-service-paas (дата обращения: 16.04.2018).

10. Visual Studio Team Services (Agile, Git, Continuous integration). URL: https://www.visualstudio.com/vso/ (дата обращения: 16.04.2018).

11. Vink , Mikhail. Getting Started with PhpStorm as Google App Engine PHP IDE. URL: https://confluence.ietbrains.com/displaY/PhpStorm/Getting+Started+with+PhpStorm+as +Google+App+Engine+PHP+IDE (дата обращения: 16.04.2018).

12. Eclipse Cloud Development. URL: http://www.eclipse.org/ecd/ (дата обращения: 16.04.2018).

13. Arduino Cloud IDE. URL: https://codebender.cc/ (дата обращения: 17.04.2018).

14. The Cisco Learning Network Store. URL: https://learningnetworkstore.cisco.com/cisco-learning-labs (дата обращения: 17.04.2018).

15. Amazon EC2. URL: https://aws.amazon.com/ec2/?p=tile (дата обращения: 17.04.2018).

16. SAP HANA and Databases. URL: https://www.sap.com/products/technology-platforms/database-management-system.html (дата обращения: 17.04.2018).

17. Your Oracle Database in the Cloud. URL: https://cloud.oracle.com/database (дата обращения: 17.04.2018).

18. MongoDB Cloud Services. URL: https://www.mongodb.com/cloud https://www.mongodb.com/cloud (дата обращения: 17.04.2018).

19. Blogger, Rack.Cloud Big Data Platform Ready For More Hadoop Apps. URL: https://blog.rackspace.com/cloud-big-data-platform-limited-availability (дата обращения: 17.04.2018).

20. Amazon DynamoDB. URL: https://aws.amazon.com/dynamodb/ (дата обращения: 17.04.2018).

21. Oracle Higher Education Cloud. URL: https://www.oracle.com/industries/higher-education/index.html (дата обращения: 17.04.2018).

22. Nicholson, John. Cloud Computing's Top Issues for Higher Education. URL: https://www.universitybusiness.com/article/cloud-computings-top-issues-higher-education (дата обращения: 17.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.