Л. Т. Бородавко (г. Санкт-Петербург) СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
SUPPORT OF STUDENTS' CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF THE INTERIOR
Основная идея статьи - раскрыть механизмы сопровождения процесса формирования и непрерывного развития личности и профессионала. Показано, что определяющее значение для развития профессионала в органах внутренних дел (ОВД) РФ имеет непрерывный и опережающий характер образования. Этому способствует развивающее сопровождение непрерывного профессионального развития обучающихся в образовательных учреждениях МВД России Ключевые слова: развивающее сопровождение, непрерывное профессиональное образование, опережающее образование, профессиональное развитие, Санкт-Петербургское Суворовское военное училище М ВД России
The main idea of the article is revealing the mechanisms of development and support of continuing personal and professional development. It is shown that continuing and advancing education has crucial significance for development of professionals in the bodies of Ministry of the Interior of Russia. Developing support of students' continuing professional development in educational institutions of the Russian Ministry of the Interior contributes to this aim
Keywords: developmental support, continuous professional training, advanced education, professional development, St. Petersburg Suvorov Military School of Russian Ministry of the Interior
Главная проблема, которая в действительности пока не решена, - проблема помощи молодому человеку в осуществлении правильного выбора профессии, в развитии профессиональных способностей, накапливании профессионального опыта и рациональном его использовании в интересах специалиста, организации и страны. Н. И. Пилюгина отмечает, что профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения его профессиональной компетентности, социальных профессиональных качеств через разрешение противоречий между индивидуальным уровнем развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью [7, с. 11]. Процесс профессионального становления и профессионального развития обучающихся суворовцев и курсантов предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов органов внут-
ренних дел (ОВД] профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств, что составляет фундамент кадрового потенциала в системе МВД. Наиболее значимым компонентом профессионального обучения должно являться нравственное воспитание и ориентация на непрерывное образование в течение всей жизни.
Системообразующим приоритетом Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [9] и Государственной программы развития образования на 2013-2020 гг. [3] является формирование системы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование становится основным вектором развития, по мнению Европейского союза и российской общественности.
Непрерывное образование помогает достижению главной цели современного образо-
вания, отвечающей социальным запросам, -формирование личности с активной жизненной позицией, с высокой степенью подвижности, способной к реализации своих возможностей и принятию нестандартных решений, социально устойчивой и одновременно мобильной, творческой, креативной, адаптирующейся к современным реалиям, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни. Эта цель, миссия образования закреплена в ряде стратегических государственных документов: Государственной программе развития российского образования на 20132020 гг. («реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России» [3, с. 28-29]], Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. («развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций» [9]], Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Российской модели образования для экономики, основанной на знаниях (2020 г.), и в нормативно-правовых документах: Федеральном Законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах и др.
Невозможно отрицать необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека: «... быстрая смена технологий, беспрецедентный динамизм развития всех сфер человеческой деятельности приводят к тому, что никакого раз полученного образования для продуктивной работы становится недостаточно... Непрерывное образование необходимо человеку как естественная составная часть его образа жизни» [5].
Это касается и непосредственно профессионального становления человека, особенно в сфере органов внутренних дел, где сопровождение непрерывного профессионального развития суворовцев является важной задачей администрации и преподавательского состава. В училище необходимо создать разви-
вающую среду, обеспечить непрерывное развивающее сопровождение карьерного роста обучающихся [10], направленное на реализацию их возможностей и развитие их личностного потенциала, на опережение себя самого.
Если идею «непрерывности» профессионального образования можно рассматривать как идею постоянного развития и саморазвития личности, то идея «опережения» профессионального образования связана, во-первых, с осознанным стремлением обучающегося к пока еще не освоенному знанию, с элементами прогнозирования перспектив своего развития и их реализации в контексте труда и жизни и, во-вторых, со стремлением обучающегося к опережению имеющегося уровня развития общества в целом.
Опережающее образование рассматривается большинством ученых как «модель формирования потенциала саморазвития личности, где в качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б.М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности (В. Гор-шенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем» [6, с. 80-81].
Санкт-Петербургское суворовское военное училище МВД РФ входит в систему профессионального образования МВД России и призвано хранить и умножать традиции военно-патриотического воспитания молодёжи, поддерживать высокий образовательный уровень учебных заведений МВД России и успешно решать вопросы ранней профессиональной ориентации молодёжи.
Базовыми социальными функциями учреждений суворовского (кадетского) образо-
вания исторически были и остаются государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников, а также ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы [2]. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации и осуществляется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся [8].
Концепция организации системы непрерывного профессионального развития обучающихся образовательных учреждений МВД России должна основываться на следующих теоретических положениях:
- целью непрерывного профессионального развития суворовцев и курсантов является формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта не только учебного, но и непрерывного профессионального труда;
- психологическим механизмом формирования адекватного и целостного образа профессии и образа Я-профессионала является принятие субъектом социальной роли специалиста и требований непрерывного профессионального самосовершенствования, которые практическая деятельность предъявляет к способностям и мотивации субъекта;
- специфика профессионального развития обучающихся образовательных учреждений МВД РФ определяется противоречиями между требованиями учебной, служебной и профессиональной деятельности сотрудников ОВД, требует их согласования и интеграции на основе ключевых профессиональных компетенций, объединяющих в себе знания, умения, способности и мотивацию специалиста;
- предметом педагогического внимания субъектов профессионального развития яв-
ляются различные характеристики профессионального самосознания, регулирующие процесс освоения профессии и самосовершенствования: образ-Я (Я-концепция) специалиста, образ профессии, критерии самооценки, уровень определенности профессиональных намерений.
В результате анализа выявлена специфика непрерывного профессионального развития обучающихся образовательных учреждений МВД РФ, которая, во-первых, определяется включенностью суворовцев и курсантов с первых месяцев обучения в служебную деятельность; во-вторых, адаптация к условиям службы в качестве рядового милиции (для высшего образования) формирует образ профессии сотрудника ОВД и самооценку пригодности к ней, но этот образ включает лишь общепрофессиональные требования и не содержит требований конкретной деятельности, в которую включается выпускник вуза в качестве офицера подразделений ОВД; в-третьих, сложность и разнонаправленность функциональных обязанностей сотрудников ОВД в разных сферах правоохранительной деятельности требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки
для формирования образа профессии и профессионала; в-четвертых, образовательные организации МВД имеют в штатном составе освобожденных специалистов (руководство отдела по кадровой и воспитательной работе, начальников курсов, их заместителей, младших командиров), в функции которых входит сопроводительная деятельность [1].
Результаты проводимого нами исследования подтверждают гипотезу о том, что непрерывное профессиональное развитие обучающихся суворовцев и курсантов является неотъемлемой и важнейшей составляющей профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Системная организация в образовательных организациях МВД России сопровождения непрерывного профессионального образования обучающихся позволяет формировать такие внутренние регуляторы поведения и деятельности выпу-
скников, которые определяют эффективность учебной, служебной и профессиональной деятельности за счет расширения мотивации и жизненных перспектив на основе адекватного образа профессиональной деятельности и оценки собственной пригодности к ней. Непрерывное и опережающее профессиональное развитие, являясь сложной многоуровневой системой, в которую включено множество субъектов с разнонаправленной мотивацией, требует организации сопровождения развития обучающихся на единой методологической и концептуальной основе. Отсюда следует ряд частных выводов.
Развивающее сопровождение обучающихся будет способствовать формированию личностных и субъектных регуляторов непрерывного профессионального развития и саморазвития суворовцев и курсантов, если:
- система развивающего сопровождения в образовательных учреждениях будет организована как целостное развивающее, стимулирующее пространство, субъекты и структуры которого взаимосвязаны единой методологией, принципами, преемственностью и дополнительностью; процесс развивающего сопровождения организован в соответствии с закономерностями становления субъектных и личностных качеств суворовца и курсанта на разных этапах его вхождения в профессию, а также с учетом индивидуальных особенностей адаптации и освоения выбранной профессии;
- содержанием развивающего сопровождения обучающихся станет формирование у суворовцев и курсантов адекватного образа профессии и образа профессионала, стремление к непрерывному и опережающему развитию, отношение к профессиональному сообществу, ориентация на определенный образ жизни, основанных на профессиональной
адаптации к условиям службы и профессиональных способностях обучаемых;
- преемственность содержания сопровождения обучающихся и непрерывного профессионального развития в процессе учебной, служебной и внеучебной деятельности суворовцев и курсантов в образовательном учреждении будет основана на выделении ключевых профессиональных компетентно-стей, интегрально отражающих требования и изменчивые условия профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- предметом аксиологической деятельности в образовательном учреждении МВД РФ будет уровень профессионального самосознания суворовцев и курсантов на разных уровнях его сформированности («Я-образ», «Я-концеп-ция»];
- критерии аттестации суворовцев и курсантов, а также результативности системы сопровождения в образовательном учреждении будут расширены за счет учета характеристик, важных не только для дисциплинированных и успевающих суворовца и курсанта, но и для инициативного и ответственного профессионала.
Содержание развивающего сопровождения непрерывного профессионального развития обучающихся образовательных учреждений МВД РФ следует дифференцировать по этапам вхождения в профессию и учитывать индивидуальные особенности в соответствии с проблемами профессионального становления и развития суворовцев и курсантов. На каждом из этапов сопровождение непрерывного профессионального развития раскрывает целенаправленный подбор содержания и форм работы, способствующей развитию профессионально-личностных и профессионально-субъектных ориентаций суворовцев и курсантов.
Литература
1. Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2005. - 300 с.
2. Герасимов А. П. Социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев в специализированных военных образовательных учреждениях // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Решением Правительства РФ от 15 мая 2013 г., № 792-р) [Электронный ресурс] // Консультантплюс. ру. Информационно-правовой портал Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/.
4. Кежов А. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования карьерной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород, 2015. - 152 с.
5. Купцов В. И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века.
- СПб.: Алетейя, 2009. - 428 с.
6. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых // Человек и образование. - 2013.
- № 3 (36). - С. 77-82.
7. Пилюгина Н. И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПбУПМ, ИОВ, 1997. - 134 с.
8. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 515, ст. 9 [Электронный ресурс] // Российская газета. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс] // Гарант. ру. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/.
10. Шерайзина Р. М., Каплунович Т. А., Александрова М. В. Развивающее сопровождение карьерного роста педагога. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - 204 с.
- > -