Научная статья на тему 'Межвузовская кооперация в условиях конкурентной среды'

Межвузовская кооперация в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / COMPETITION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION / COMPETITIVE ADVANTAGE / EDUCATIONAL SYSTEM / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко В.И., Соколова О.А.

Проведен системный анализ факторов, повышающих конкурентность регионального и отраслевого рынка образовательных услуг, выявлены его доминирующие тенденции и их влияние на межвузовские интеграционные процессы. На основе сравнительного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина и Белгородского государственного института искусств и культуры, имеющих многолетнее продуктивное сотрудничество, выделены приоритетные направления дальнейшего расширения форм кооперации этих вузов. Определены факторы конкурентной среды: сокращение и укрупнение российских вузов; борьба вузов за государственные задания на подготовку выпускников, бюджетное финансирование и за абитуриентов; снижение качества подготовленности абитуриентов к обучению в вузе; внешне заданные критерии оценивания эффективности деятельности вуза не стимулируют развитие образовательной системы; сокращение востребованности специалистов с высшим образованием. Рост конкуренции и соперничество, с одной стороны, способствуют развитию конкурентных преимуществ каждого вуза, но, с другой стороны, тормозят либо разрушают интегративные процессы между ними. Интеграция является действенным механизмом не только обмена имеющимся опытом подготовки кадров, но и эффективным механизмом развития культурно-образовательной среды каждого вуза в отдельности и региональной культурно-образовательной среды в целом, взаимное обогащение идеями, стратегиями, смыслами, образами. Необходимо расширять имеющиеся формы кооперации, налаживать совместную работу по повышению педагогической компетентности педагогов, сотрудников учебно-методических и обеспечивающих образовательный процесс служб, по освоению и внедрению инновационных педагогических средств и технологий личностного развития курсантов и студентов, по формированию у них социального опыта, необходимого для будущей профессии и жизнедеятельности в изменяющемся, разделенном социуме. Продуктивной формой кооперации может стать межвузовский научно-образовательный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic analysis of factors increasing competitiveness of regional and sectoral educational services market has been done, its prevailing trends and their influence on inter-University integration processes has been revealed. Priority areas for further expansion forms of cooperation of Belgorod Law University of the MIA of Russia named after I.D. Putilin and Belgorod State University of Arts and Culture are highlighted according the comparative analysis of competitive advantages and weaknesses of these universities. The authors defined factors of competitive environment, among them: the reduction and consolidation of Russian universities; the struggle of universities for the applicants, training graduates and budget; quality decline of the applicants’ preparedness to study at the University; externally defined criteria of evaluation of efficiency of activities of the University do not encourage the development of the educational system; reduction of the being in demand specialists with higher education. The growth of competition, on the one hand, contributes to the development of competitive advantages of each University, but, on the other hand, inhibits or destroys the integrative processes between them. Integration is an effective mechanism for not only sharing the experience of training, but also an effective mechanism for the development of cultural and educational environment of each University separately, and regional cultural and educational environment in the whole, cross-fertilization of ideas, strategies, meanings, and images. There is a need to extend existing forms of cooperation, collaboration on improving the pedagogical competence of teachers, teaching staff and Guidance Departments, providing educational services process on the development and implementation of innovative pedagogical tools and technologies of the students’ personal development, formation of their social experience necessary for their future profession and life in a changing, and divided society. The authors consider Scientific-educational complex as a productive form of the inter-University cooperation.

Текст научной работы на тему «Межвузовская кооперация в условиях конкурентной среды»

МЕЖВУЗОВСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ1

INTER-UNIVERSITY COOPERATION IN THE COMPETITIVE

ENVIRONMENT

УДК 378.14

В.И. КОВАЛЕНКО,

доктор педагогических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) kovalprom@list.ru

VICTOR I. KOVALENKO,

doctor of pedagogical sciences, professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

О.А. СОКОЛОВА,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, Белгород) pmpo@bgiik.ru

OLGA A. SOKOLOVA,

candidate of pedagogical sciences, associate professor (Belgorod State University of Arts and Culture, Russia, Belgorod)

Аннотация: проведен системный анализ факторов, повышающих конкурентность регионального и отраслевого рынка образовательных услуг, выявлены его доминирующие тенденции и их влияние на межвузовские интеграционные процессы. На основе сравнительного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина и Белгородского государственного института искусств и культуры, имеющих многолетнее продуктивное сотрудничество, выделены приоритетные направления дальнейшего расширения форм кооперации этих вузов. Определены факторы конкурентной среды: сокращение и укрупнение российских вузов; борьба вузов за государственные задания на подготовку выпускников, бюджетное финансирование и за абитуриентов; снижение качества подготовленности абитуриентов к обучению в вузе; внешне заданные критерии оценивания эффективности деятельности вуза не стимулируют развитие образовательной системы; сокращение востребованности специалистов с высшим образованием. Рост конкуренции и соперничество, с одной стороны, способствуют развитию конкурентных преимуществ каждого вуза, но, с другой стороны, тормозят либо разрушают интегративные процессы между ними. Интеграция является действенным механизмом не только обмена имеющимся опытом подготовки кадров, но и эффективным механизмом развития культурно-образовательной среды каждого вуза в отдельности и региональной культурно-образовательной среды в целом, взаимное обогащение идеями, стратегиями, смыслами, образами. Необходимо расширять имеющиеся формы кооперации, налаживать совместную работу по повышению педагогической компетентности педагогов, сотрудников учебно-методических и обеспечивающих образовательный процесс служб, по освоению и внедрению инновационных педагогических средств и технологий личностного развития курсантов и студентов, по формированию у них социального опыта, необходимого для будущей профессии и жизнедеятельности

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 16-16-31009) и Правительства Белгородской области (договор № 9-гр от 3 июля 2017 г.).

в изменяющемся, разделенном социуме. Продуктивной формой кооперации может стать межвузовский научно-образовательный комплекс.

Ключевые слова: конкуренция, образовательная среда, высшее образование, конкурентные преимущества, образовательная система, развитие.

Abstract: systematic analysis of factors increasing competitiveness of regional and sectoral educational services market has been done, its prevailing trends and their influence on inter-University integration processes has been revealed. Priority areas for further expansion forms of cooperation of Belgorod Law University of the MIA of Russia named after I.D. Putilin and Belgorod State University of Arts and Culture are highlighted according the comparative analysis of competitive advantages and weaknesses of these universities. The authors defined factors of competitive environment, among them: the reduction and consolidation of Russian universities; the struggle of universities for the applicants, training graduates and budget; quality decline of the applicants' preparedness to study at the University; externally defined criteria of evaluation of efficiency of activities of the University do not encourage the development of the educational system; reduction of the being in demand specialists with higher education. The growth of competition, on the one hand, contributes to the development of competitive advantages of each University, but, on the other hand, inhibits or destroys the integrative processes between them. Integration is an effective mechanism for not only sharing the experience of training, but also an effective mechanism for the development of cultural and educational environment of each University separately, and regional cultural and educational environment in the whole, cross-fertilization of ideas, strategies, meanings, and images. There is a need to extend existing forms of cooperation, collaboration on improving the pedagogical competence of teachers, teaching staff and Guidance Departments, providing educational services process on the development and implementation of innovative pedagogical tools and technologies of the students' personal development, formation of their social experience necessary for their future profession and life in a changing, and divided society. The authors consider Scientific-educational complex as a productive form of the inter-University cooperation.

Keywords: competition, educational environment, higher education, competitive advantage, educational system, development.

Введение. Вхождение российской системы образования в сферу рыночных отношений сопровождается процессами межвузовской дезинтеграции, возрастанием конкуренции и соперничества между образовательными организациями, что, с одной стороны, стимулирует развитие их конкурентных преимуществ, а с другой - блокирует и разрушает механизмы сотрудничества и взаимообмена. В целом это негативно влияет на состояние культурно-образовательной среды региона и ведет к обособлению и «закукливанию» каждого вуза. Процессы дифференциации и интеграции, закономерно сменяющие друг друга, являются механизмами развития открытых саморазвивающихся систем, каковыми выступают вузы [1]. Фиксация акцентов в управлении развитием систем лишь на конкурентных свойствах управляемой системы приводит к появлению в ней слабых звеньев, которые в силу своей недо-оцененности впоследствии приводят к ослаблению всей системы. Эта тенденция наблюдается сегодня в большинстве российских вузов, слабым звеном в которых становится образовательная подсистема и сам педагогический процесс. Патронаж государства над высшим образованием остался в прошлом. Вузам предоставлены широкие академические свободы в части органи-

зации образовательной деятельности, выбора содержания образования и применяемых образовательных технологий. Со стороны органов государственного управления контролируются лишь параметры мониторинга эффективности деятельности вузов, которые не стимулируют развитие образовательной системы [2]. Ситуация отсутствия внешних критериев оценивания состояния образовательной системы вуза обусловливает необходимость разработки таких критериев самим вузом. Как показывает практика, все вузы имеют разный организационно-педагогический потенциал, разную способность к самоорганизации и саморазвитию, но на всех в равной степени расслабляюще действует отсутствие внешнего контроля за качеством образовательного процесса. Одни вузы в силу своей закрытости (к примеру, отраслевые вузы силовых структур) сохранили традиционную систему обучения и воспитания, что замедляет их реагирование на динамичные изменения социальной среды. Другие в силу своей творческой направленности (например, вузы сферы искусств и культуры), сконцентрированы в образовательном процессе на узком творческом спектре становления профессионала. При этом каждый вуз по-своему уникален в своей миссии и стратегии поступательного движения, каждый

имеет неповторимый внутренний колорит культурно-образовательной среды, уникальный кадровый потенциал и педагогический опыт, своеобразие взаимодействия образовательных субъектов между собой и с внешней средой. Этот уникальный опыт адаптации и развития в современной конкурентной среде, содержащиеся в нем успехи, находки, идеи, механизмы развития крайне важны для других вузов в качестве предмета изучения, заимствования, внедрения, дальнейшего совместного совершенствования.

Постановка проблемы. В сложившейся ситуации налицо существенное противоречие в системе высшего профессионального образования между объективной социальной потребностью в межвузовской интеграции, с одной стороны, и неготовностью вузовского сообщества к кооперации собственных потенциалов и усилий в условиях возрастающего блокирующего влияния на этот процесс факторов конкурентной среды рынка образовательных услуг, с другой стороны. Проблема исследования формулируется следующим образом: «Каковы механизмы и формы продуктивной межвузовской кооперации в условиях конкурентной среды?»

Метод и описание исследования. В качестве ведущего метода исследования применялся системный анализ [3]. Предметной областью изучения явились состояние и формы взаимодействия вузов разной отраслевой принадлежности, функционирующих в одном городе. Сбор эмпирического материала осуществлялся на базе вузов г. Белгорода: Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина) и Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК). Обращение к методу системного анализа обусловлено сложностью самих исследуемых систем вузов и изучаемой проблемы. Динамизм конкурентной среды функционирования вузов и дефицит эмпирической информации, описывающей неявные состояние и формы взаимодействия этих систем, определили этот выбор. Системный анализ позволяет исследовать эту реальность на уровне обобщенных содержательных и качественных характеристик целей систем, их структур и функций, абстрагируясь от частных признаков. С учетом схемы реагирования открытой системы на вызовы среды по В.Н. Лаптеву [4] он позволяет прогнозировать возможные пути перехода управляемой системы из типичного в новое качественное состояние, т.е. в состояние развития.

Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина и БГИИК связывает десятилетнее сотрудничество в

сфере повышения общей и эстетической культуры курсантов и слушателей - сотрудников полиции в рамках университета культуры, бессменным ректором которого является заслуженный деятель искусств РФ В.И. Слободчук - художественный руководитель Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина. Эта форма кооперации показала свою эффективность не на словах, а на деле. Более двух тысяч выпускников университета культуры с благодарностью вспоминают педагогов-хореографов БГИИК, пробудивших в них интерес и любовь к классическому танцу, научивших их грациозно двигаться в вихре вальса, без которого уже невозможно представить ни один торжественный выпуск специалистов на институтском плацу, педагогов, помогавших освоить культуру речи иосновы публичного выступления. С теплотой вспоминают они уроки обеденного этикета и сервировки стола, которые так пригодились офицерам полиции в практической жизни и в воспитании своих детей.

Эта форма кооперации возникла на пересечении воспитательной функции юридического института и просветительской, культурно-созидательной функции института искусств и культуры. Интеграция этих функций предопределена и востребована в силу специфики вузов и развивается вне зависимости от конкурентности общего рынка образовательных услуг.

Сравнительный анализ миссии и целей деятельности вузов показал их совпадение не только по виду оказываемых услуг (образовательные услуги), но и по направленности социальной функции профессиональной деятельности выпускаемых специалистов: оказание социальных услуг гражданам. В одном случае оказание услуг - в сфере правоохранительной деятельности, в другом - в сфере искусств и культуры. Интегрирующим основанием социальных миссий обоих вузов является созидательный характер направленности образовательной политики - совершенствование российского общества, повышение общей и правовой культуры граждан, их граж-данско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

В русле этой, по сути, одной интегрированной мета-функции имеется существенный, но не реализованный пока потенциал взаимовыгодного сотрудничества. В юридическом институте накоплен большой педагогический опыт формирования в образовательном процессе и во внеучебной деятельности правосознания курсантов, ответственного отношения к делу, дисциплинированности и организованности, служения своей профессии и закону. Он требует обобщения, систематизации, психолого-педагогического исследования и критического осмысления. Критического с позиций

коренных социально-экономических изменений, произошедших в обществе, и смещения духовно-нравственных координат в мировоззрении и сознании людей. В равной мере такого комплексного исследования требует и богатейший педагогический опыт духовно-нравственного и эстетического воспитания студенческой молодежи, аккумулированный в вузе искусств и культуры. Интеграция этих видов педагогического опыта представляется нам естественно необходимой, тем более что для этого имеются и научные, и организационные предпосылки.

Проблема совершенствования управления развитием образовательной системы вуза остается актуальной на всех этапах реформ профессионального образования, обретающих, к сожалению, перманентный характер [5]. Современное состояние высшего образования - яркое тому подтверждение. В системе критериев мониторинга эффективности деятельности вузов, на основе которого деятельность вуза может быть признана неэффективной (а сам он может быть лишен государственной аккредитации), критерий «образовательная деятельность» представлен одним только показателем - уровнем среднего балла по ЕГЭ абитуриентов, поступивших на обучение по очной форме. Отсутствие внешнего контроля за качеством самого образовательного процесса в какой-то степени «расхолодило», расслабило его организаторов. Сработал эффект бюрократического управления - неконтролируемая функция «проседает». Такое проседание одних управленческих функций на фоне усиливающихся других создает угрозу возникновения «слабого звена», появление которого несет угрозу всей системе.

Особую опасность слабое звено представляет для развивающейся социальной системы, в которой за счет концентрации ресурсов и усилий на приоритетных направлениях развития происходит ресурсное (идейное, профессионально-кадровое, энергетическое) истощение и возрастание напряжений в слабом звене.

К великому сожалению, как показали результаты системного анализа двух исследуемых вузов, таким «слабым звеном» сегодня являются их образовательные системы. На это указывают следующие организационно-функциональные противоречия: отсутствие стратегии и тактик развития образовательной системы при наличии достаточно амбициозных, осознаваемых и операционализированных стратегий и тактик позиционирования вуза во внешней среде; ослабление функции организации и обслуживания образовательного процесса на фоне усиления контролирующей функции всех обеспечивающих педагогический процесс служб; возрастание объема выполняемых кафедрой несвойственных ей

видов работ (предложения в планы других служб, отчеты, справки, предоставление сведений, имеющихся в других службах, и т.д.); возрастание пропорции сотрудников управленческого аппарата и обеспечивающих образовательный процесс служб к числу профессорско-преподавательского состава (более выражено в БГИИК); все возрастающие требования к объему научных публикаций разного уровня (РИНЦ, ВАК, Scopus) от достигнутого, при наличии фиксированного норматива научной продуктивности доктора наук при соискании им ученого звания «профессор» - 1 статья за год в течение 5-ти лет в рецензируемых изданиях, рекомендованных перечнем ВАК для публикации результатов кандидатских и докторских диссертационных исследований.

Эти организационно-функциональные противоречия, за исключением последнего, в равной степени присущи обоим вузам. В отличие от юридического института, где побуждение к увеличению числа публикаций носит соревновательный характер при подведении итогов работы кафедр, в БГИИК стимулирование носит предметный характер - влияет на размер стимулирующих выплат. При этом научные исследования не «заточены» на совершенствование образовательного процесса, что должно быть приоритетом в образовательных организациях, претендующих на статус «инновационных».

В качестве еще одного важного противоречия этой группы, свидетельствующего об ослаблении образовательной функции, является сворачивание методического сервиса [6] со стороны служб, ответственных за это (учебный отдел, учебно-методическое управление). Как уже отмечалось, место функции методической помощи в разработке, адаптации, внедрении современных образовательных технологий и повышения методической компетентности педагогов заняла функция процессуального контроля. Доминирование процессуального контроля объяснимо тем, что контроль по результату требует от контролирующих более высокого профессионализма и соответствующего методического обеспечения.

Следует отметить, что в Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина системно и продуктивно ведется работа по созданию электронной образовательной среды, существенно расширяющей возможности для самостоятельной работы курсантов и слушателей в удаленном доступе. Новым важным элементом этой среды стал виртуальный методический кабинет, способный оказать значительную информационную поддержку преподавателям, и у которого, на наш взгляд, имеются серьезные перспективы развития как банка образовательных технологий и методик по их освоению. В свою очередь, это потребует повышения

профессионализма преподавателей-методистов и методической компетентности педагогов.

Кроме организационно-функциональных противоречий, лежащих на поверхности, в современном педагогическом процессе вузов накопился и ряд менее заметных, но более существенных психолого-педагогических противоречий, касающихся принципиальных изменений когнитивного развития студенческой молодежи, обусловленных влиянием новой среды информационного общества. Усиление этой группы противоречий - процесс закономерный. Социальная среда изменилась, а педагогический процесс в вузе по своей сущности остается прежним, проявляя устойчивую тенденцию роста фальсификации и имитации [7, с. 19], поэтому и рассматривать природу этих противоречий следует в координатной системе «среда - личность».

Образовательная среда стала другой и продолжает изменяться. Она насытилась новыми информационными ресурсами, которые по степени востребованности молодежью превзошли ресурсы педагогического процесса. Интернет стал более привлекательным источником информации и виртуальной жизни подростков. В нем они, кроме удовлетворения своих познавательных потребностей на высоком эмоциональном фоне, еще и компенсируют дефицит живого общения, более продуктивно решают свои коммуникативные проблемы и внутрилич-ностные противоречия.

В своем образовании студенты и курсанты вышли за стены вуза и самообразовываются в социальной среде, являющейся носителем и производителем новых ценностей и социальных смыслов. По мнению профессора Е.П. Белозерце-ва, культурно-образовательная среда формирует определенный социальный тип человека - носителя ценностей и культурных смыслов [8, с. 373]. В вузовском учебно-воспитательном процессе влияние среды чаще нами рассматривается на уровне традиционного условия, а не на уровне мощного формирующего личность фактора.

Традиционная знаниево-ориентированная педагогика не уделяла достаточного внимания развитию индивидуальности, развитию индивидуальных психических свойств и изучению механизмов развития. Приоритетным являлось формирование ЗУНов (знания, умения, навыки). Компетентностный подход, лежащий в основе современных федеральных государственных образовательных стандартов, в противовес знаниевому является деятельным, однако сама деятельность по формированию компетенций остается для педагогов как общеобразовательной, так и высшей школы малопонятной в силу её методологической неопределенности.

В профессиональном образовании на месте традиционной идеальной модели личности специалиста, обладающего профессионально необходимыми качествами, умениями, навыками, образовался вакуум, заполняемый отдельными фрагментарными компонентами компетентно-стей, компетенций, не образующих интегральной целостности [9, с. 32], которой обладает реальная личность курсанта, слушателя, студента.

Г.А. Берулава и М.Н. Берулава видят причину отсутствия позитивных изменений в современном образовательном процессе в отсутствии новой парадигмы с позиций реалий информационного общества [10, с.12].

Формируя какие-то отдельные компетентности, отдельные фрагменты профессионального опыта в образовательном процессе, педагоги в первую очередь ориентированы на их сознательное усвоение обучающимся, не принимая зачастую наличие у него индивидуальных когнитивных, поведенческих и эмоциональных бессознательных стереотипов, на базе которых и формируется реальное поведения субъекта. Формирование широкого спектра социально приемлемых поведенческих стереотипов должно стать одной из важнейших задач педагогического процесса в вузе.

Своего исследования и учета, по мнению вышеуказанных авторов, требуют и проблемы когнитивного диссонанса между эмоционально-образным типом мышления подрастающего поколения, активно пользующегося интернет-технологиями, и абстрактно-логическим типом мышления, на который ориентированы традиционные методики построения учебного материала на лекциях, семинарах и в учебниках [10, с. 13]. Усиливает этот диссонанс практический тип мышления будущего специалиста, формируемый в процессе освоения широкого спектра общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Выделенные выше, как и многие иные, противоречия этой группы требуют глубокого и системного научно-педагогического осмысления, исследования и учета в образовательной деятельности. В структуре БГИИК имеется кафедра педагогики и методики профессионального образования, созданная в 2006 году заслуженным учителем РФ Петром Евдокимовичем Решетниковым, научным наставником авторов настоящей статьи. В рамках его научной школы исследования проблем управления развитием систем в профессиональном образовании защищено более 30 диссертаций по теории и методике профессионального образования, 2 из которых - докторские. Сегодня в составе этой кафедры трудятся 6 докторов педагогических наук, 2 доктора психологических наук и 6 кандидатов педагогических наук. В научное

поле кафедры входит и направление совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции, руководит которым профессор В.И. Коваленко. В настоящее время на кафедре выполняются два докторских исследования: по проблемам развития образовательной системы вуза на основе механизмов интеграции (О.А. Киреева, проректор БГИИК) и по проблеме формирования опыта социального взаимодействия будущего специалиста (Е.В. Коваленко, преподаватель Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина). Даже промежуточные результаты этих исследований крайне актуальны и востребованы образовательной практикой, в том числе и в наших вузах.

Согласованная постановка во главу управленческих стратегий проблемы развития образовательной системы вуза двумя партнерами, для которых эта проблема актуальна, неизбежно повлечет поиск новых продуктивных форм взаимодействия. Одной из возможных форм сотрудничества может стать межвузовский научно-образовательный комплекс, способный объединить научный и образовательный потенциалы наших вузов и придать новый импульс развитию образовательного процесса на основе изучения современных реалий социальной среды и образования. Этот комплекс не должен стать дополнительной бюрократической надстройкой над образовательной системой. Его ведущей функцией должна быть интеграция и координация реализации научного и образовательного потенциалов двух вузов (число которых может и возрасти в будущем) для совершенствования образовательного процесса посредством внедрения результатов этих исследований. Одним из позитивных эффектов такой формы кооперации должен стать синергетический эффект. Координационный совет такого общественного межвузовского объединения из числа ведущих ученых и преподавателей этих вузов смог бы не только координировать направления совместных исследований, но и взял бы на себя организацию совместных форумов, круглых столов, конференций, конкурсов, проектов и других форм живого взаимодействия ученых, преподавателей, курсантов, студентов, магистрантов, аспирантов и адъюнктов.

Направлениями совместных исследований могли бы стать психолого-педагогические аспекты изменяющейся культурно-образовательной среды региона и её роли и возможностей в личностно-развивающем образовании [11] будущего специалиста; проблем разработки и освоения новых форм социально приемлемых и личностно-значимых форм совместной деятельности образовательных субъектов; организации и методического сопровождения взаимодействия курсантов, слушателей и студентов наших вузов в совместных социальных проектах, которые могли бы стать эффективным средством формирования социального опыта, крайне необходимого для вхождения их в предстоящую профессиональную жизнь; проблем совершенствования методической и воспитательной работы на основе современных подходов, обеспечивающих развитие субъектности и интегративной целостности личности и множество других актуальных теоретических и практических проблем профессионального образования.

Заключение. Проведенное исследование показало, что в условиях возрастания конкурентности региональной среды функционирования вузов усиливаются процессы дезинтеграции и обособленности субъектов рынка образовательных услуг.

Снижение внешнего контроля за образовательной деятельностью вузов привело к ослаблению внутренней функции организации и развития этой подсистемы. Внешняя среда и образовательные системы более высокого порядка не способствуют реальному повышению качества подготовки кадров. Этот процесс чаще имитируется.

Между тем в современном педагогическом процессе накопился и ряд существенных психолого-педагогических противоречий, требующих в своем решении не только организационных или методических мер, но глубоких и системных научных исследований.

Реальным ресурсом исправления ситуации является научно-образовательная кооперация заинтересованных вузов в целях совместной выработки оптимальных, научно-обоснованных решений по развитию их образовательных систем и повышению качества образования.

Литература

1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем [Электронный ресурс] Режим доступа - http://spkurdyumov.ru/globalization/

2. Григораш О.В. О показателях оценки эффективности деятельности вузов // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 95(01). с. 1237-1262.

3. Бочарников В.П., Бочарников И.В., Свешников С.В. Основы системного анализа и управления организациями. Теория и практика. Издательство: ДМК Пресс, 2014. 286 с.

4. Симанков В.С., Луценко Е.В., Лаптев В.Н. Системный анализ в адаптивном управлении: монография (научное издание) / под науч. ред. С. Симанкова. - Краснодар: ИСТЭК КубГТУ, 2001. 258 с.

5. Четверикова О.Н. «Ликвидация»: судьба российского образования // Свободная мысль. 2017. № 4. С. 89-106.

6. Тулупова О.В. Эффективный методический сервис в условиях системных изменений в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.openclass.ru/node/233246.

7. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030: аналитический доклад, под ред. В.С.Ефимова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 182 с.

8. Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования. Коллективная монография / под ред. Е.П. Белозерцева. - Москва: АИРО-XXI, 2016. 592 с.

9. Иоголевич Н.И. Теория интегральной индивидуальности и перспективы её использования в рамках полисистемного подхода в исследовании субъекта деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 6 (265). С. 32-36.

10. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. C. 11-20.

11. Сериков В.В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. // Научный электронный журнал. 2013. Выпуск 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа - http:// 10.15393/j5.art.2013.1943.

= References =

1. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Sinergeticheskie printsipy koevolyutsii slozhnykh sistem [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa

- http://spkurdyumov.ru/globalization/

2. Lutsenko E.V. O pokazatelyakh otsenki effektivnosti deyatel'nosti vuzov // Nauchnyi zhurnal KubGAU. 2014. № 95(01).

3. Bocharnikov V.P., Bocharnikov I.V., Sveshnikov S.V. Osnovy sistemnogo analiza i upravleniya organizatsiyami. Teoriya i praktika. Izdatel'stvo: DMK Press. 2014. 286 s.

4. Simankov V.S., Lutsenko E.V., Laptev V.N. Sistemnyi analiz v adaptivnom upravlenii: monografiya (nauchnoe izdanie) / pod nauch. red. S. Simankova. - Krasnodar: ISTEK KubGTU, 2001. 258 s.

5. Chetverikova O.N. «Likvidatsiya»: sud'ba rossiiskogo obrazovaniya // Svobodnaya mysl'. 2017. № 4. S. 89-106.

6. Tulupova O.V. Effektivnyi metodicheskii servis v usloviyakh sistemnykh izmenenii v obrazovanii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa - http://www.openclass.ru/node/233246.

7. Budushchee vysshei shkoly v Rossii: ekspertnyi vzglyad. Forsait-issledovanie-2030: analiticheskii doklad, pod red. V.S.Efimova.

- Krasnoyarsk: Sibirskii federal'nyi universitet, 2012. 182 s.

8. Nauchno-pedagogicheskie shkoly Rossii v kontekste Russkogo mira i obrazovaniya. Kollektivnaya monografiya / pod red. E.P. Belozertseva. - Moskva: AIRO-KhKhI, 2016. 592 s.

9. Iogolevich N.I. Teoriya integral'noi individual'nosti i perspektivy ee ispol'zovaniya v ramkakh polisistemnogo podkhoda v issledovanii sub»ekta deyatel'nosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2012. № 6 (265). S. 32-36.

10. Berulava G.A., Berulava M.N. Novaya metodologiya razvitiya lichnosti v informatsionnom obrazovatel'nom prostranstve // Pedagogika. 2012. № 4. C. 11-20.

11. Serikov V.V. Lichnostno-razvivayushchaya funktsiya nepreryvnogo obrazovaniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. // Nauchnyi elektronnyi zhurnal. 2013. Vypusk 1 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa - http:// 10.15393/j5.art.2013.1943.

(статья сдана в редакцию 27.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.