УДК 378
Коник Алексей Алексеевич
кандидат педагогических наук [email protected]
Алексеев Николай Алексеевич
профессор.
Кутергин Николай Борисович
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России [email protected]
Технология
ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ
Aleksei A. Konik
candidate of pedagogical Sciences. [email protected]
Nikolai A. Alekseev
Professor.
[email protected] Nikolai B. Kutergin
candidate of pedagogical Sciences, docent, deputy chief of the Department of physical preparation Belgorod Legal Institute of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
The technology of
IMPROVING THE PHYSICAL PERFORMANCE OF NON-SPORTS HIGHER SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF WELLNESS CLASSES WITH WEIGHTS
Аннотация. В статье рассматривается проблема снижения двигательной активности и ухудшения показателей здоровья студенческой молодежи в период обучения в вузе. Одним из способов решения данной проблемы является повышение привлекательности плановых занятий по физической культуре и формирование устойчивой мотивации к самостоятельным занятиям. Учитывая растущую популярность занятий атлетической гимнастикой, представляется актуальным активная интеграция занятий с отягощениями в занятия по физической культуре в вузе. В статье описана технология занятий студентов с отягощениями, направленная на повышение двигательной активности, физической работоспособности студентов.
Ключевые слова: технология, физическая работоспособность, атлетическая гимнастика, студенты вузов, отягощения.
Annotation. The article considers the problem of reducing motor activity and the deterioration in the health of the students in the period of study at the University. One of the ways of solving this problem is to increase the attractiveness of the planned activities for physical culture and formation of a stable motivation for independent training. Taking into attention the growing popularity of the practice of athletic exercises, the topical active integration of training with weights in classes in physical culture at the University is very pressing. The article describes the technology of training of the students with encumbrances aimed at increasing physical activity, and physical health of students.
Keywords: technology, physical performance, athletic gymnastics, university students, burdening.
Ухудшение здоровья студенческой молодёжи является одной из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед высшей школой. Здоровье человека - не только одна из высших ценностей, но и очевидное необходимое условие для развития личности, осуществления ею многообразных социальных функций.
Профессор Д.Н. Давиденко констатирует, что в подавляющем большинстве высших учебных заведениях Государственный Образовательный Стандарт по физической культуре выполняется недостаточно эффективно [1]. Исследования
показывают, что в процессе обучения студентов в вузе положительной динамики уровня физической подготовленности, потенциала соматического здоровья и уровня сформированное™ мотивационно - ценностной составляющей физической культуры у студентов не наблюдается, что наглядно показывает уровень недостаточной эффективности образовательного процесса. Во многом снижение показателей физического здоровья и подготовленности студентов обусловлено интенсификацией учебного процесса в образовательных организациях [2, 6]. В связи с этим времени на дополнительные занятия физиче-
41
скими упражнениями у обучающихся студентов становится все меньше. В сложившейся ситуации необходим поиск новых форм двигательной активности и методов их применения для привлечения студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их функциональной подготовленности. Одним из наиболее доступных способов решения проблемы дефицита двигательной активности являются занятия атлетической гимнастикой, пользующиеся большой популярностью в последнее время в студенческой среде [5].
Мы рассматриваем атлетическую гимнастику как вид оздоровительной гимнастики, представляющий собой систему физических упражнений с отягощениями и сопротивлениями, направленную на развитие силовых качеств и формирование телосложения. Росту ее популярности способствует появление новых научно обоснованных методик и технологий тренировок не только со спортивной, но и с оздоровительной рекреативной направленностью.
Организация оздоровительной физической тренировки с использованием тренажеров, проводимой в оптимальном нагрузочном режиме, с определенной структурой и содержанием, способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, совершенствованию физических качеств. Тренировки с отягощениями имеют ряд достоинств: обеспечивают эффект тренировочных занятий уже в течение нескольких месяцев; позволяют изолированно воздействовать на слаборазвитые мышечные группы и легко дозировать нагрузку; являются наиболее эффективным средством для коррекции объёма и композиции мышечной системы [2, 4].
Оздоровительный эффект от занятий с отягощениями проявляется за счет способности воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы, причем не только на каждую мышечную группу или мышцу, но во многих случаях и на различные части отдельной мышцы можно подобрать несколько разных упражнений. Состояние здоровья находится в тесной взаимосвязи с работоспособностью личности, прежде всего физической, это предопределяет важность разработки инновационных физкультурно-оздоровительных технологий [2, 3].
В целях оценки влияния занятий силовой тренировки на повышение физической работоспособности студентов был организован педагогический эксперимент на базе Белгородского университета кооперации, экономики и права с сентября 2010 г. по май 2011 г.
Педагогическая технология в контексте нашего исследования предполагала определенную последовательность действий и содержала в своей структуре соответствующие компоненты: диагностический компонент; целеполагающий компонент; практический компонент; компенсационнокоррекционный компонент и оценочно-аналитический компонент. Обеспечение мотивационной поддержки студентов на протяжении педагогиче-
ского эксперимента осуществлялось за счёт соблюдения следующих условий: для разнообразия тренировочного процесса студентов, в тренировочные комплексы вносились изменения каждые 1-2 месяца, или же они менялись полностью; был исключён метод «до отказа», не применялись максимальные нагрузки, кроме контрольных испытаний, а также были исключены упражнения, отличающиеся повышенной трав-матичностью; в тренировочном процессе использовался принцип «шокирования мышц»; направленность занятий на их процесс, а не на конечный результат; выбор удобного для занимающихся темпа при выполнении упражнений, но не противоречащего технике безопасности; промежутки отдыха между подходами и повторениями индивидуально скорректированы и регламентировались временем восстановления ЧСС испытуемых до 90-100 ударов в минуту. Таким образом, данные занятия можно считать тренировками оздоровительной - рекреативной направленности, так как они не вызывают переутомления занимающихся студентов, способствуют эмоциональному отдыху занимающихся.
При построении тренировочных комплексов учитывалась внутренняя форма упражнений: после упражнений регионального характера (задействованы две и более мышечные группы), например, таких как приседания, со штангой на плечах следовали упражнения локального характера (задействована одна мышечная группа) - разгибания ног в специальном тренажёре. Данный методический приём позволяет не только качественно воздействовать на определённую мышечную группу, но и осуществлять нагрузку на мышцы синергисты. Тренировки проходили 2 раза в неделю. Количество используемых на занятии упражнений - 10-12; количество рабочих серий в каждом упражнении - 3-4.
Для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и уровня общей физической работоспособности был использован «Гарвардский степ-тест» и тест «Проба Руф-фье». Тест «жизненный индекс» характеризует функцию внешнего дыхания, аэробные возможности.
По окончанию педагогического эксперимента у юношей экспериментальной группы зафиксированы статистически достоверные улучшения результатов в тестах «Проба Руффье», «Гарвардский степ-тест» и тест «Жизненный индекс», при p < 0,05.
Итогового результаты в тесте «жизненный индекс» соответствуют верхнему порогу оценки «выше среднего». Данные результаты свидетельствуют о значительном улучшении таких жизненных показателей, как удельная ЖЕЛ, аэробные возможности организма.
Улучшение результатов экспериментальной группы в тесте «Проба Руффье» с оценки «удовлетворительно» до оценки «хорошо» свидетельствует о повышении уровня общей физической работоспособности юношей. Показатели «Гарвардского степ-теста» изменились в экспе-
42
риментальной группе с оценки «средний» до оценки «хорошо», что свидетельствуют о положительном влиянии занятий с отягощениями рекреативной направленности на работоспособность занимающихся.
Таким образом, по итогам эксперимента мы можем сделать вывод о положительном влиянии технологии занятий с отягощениями на физическую работоспособность студентов, что положительно отражается на их оздоровительном потенциале.
Таблица 1
Динамика результатов тестирования юношей экспериментальной группы за время эксперимента
Тест Временной параметр измерения Статистические показатели
X s m p
Жизненный индекс До эксперимента 50,7 11,9 2,7 p < 0,05
После эксперимента 56 8,7 1,9
Проба Руффье До эксперимента 11,5 2,9 0,7 p < 0,05
После эксперимента 8,1 2 0,4
Гарвардский степ-тест До эксперимента 21 1,8 0,4 p < 0,05
После эксперимента 24 1,5 0,3
Литература:
1. Давиденко Д.Н. Основы культуры здоровья студентов : учебное пособие / Д.Н. Давиденко, ВТ. Соколов, ВТ. Степанов, В.А. Чистяков. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2009. 145 с.
2. Коник АЛ. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощениями : дис. ... канд. лед. наук. Белгород, 2013. 190 с.
3. Подскребышева Н.П. Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей на основе интеграции современных технологий физического воспитания : дис. ... канд. лед. наук. М., 2013. 199 с.
4. Ткаченко AM. Педагогический аспект анализа техники физических упражнений / А. И. Ткаченко, Ю.В. Муханов, А.Н. Воротник // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1 С. 35-37.
5. Ткаченко AM. Факторы, определяющие проявление скоростно-силовых качеств в спортивной борьбе. В сборнике: Проблемы правоохранительной деятельности и образования Озеров И.Н., Шарутенко В.Н., Каверина Л.В., Маркова Ю.В., Кулешов ВИ. / А.И. Ткаченко, Ю.В. Муханов, А.Н. Кулиничев // Сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. Белгородский юридический институт МВД РФ. Белгород, 2012. С. 44-46.
6. Щербин Д.В. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе самостоятельных занятий студентов высших учебных заведений / ДБ. Щербин, Н.П. Подскребышева // Культура физическая и здоровье. 2011. № 6 С. 62-66.
Literature:
1. Davidenko D.N. The culture of health students: manual / D.N. Davidenko, V.G. Sokolov, V.S. Stepanov, V.A. Chistyakov. Yoshkar-Ola: MarSTU, 2009. 145 p.
2. Konik A.A. Improving the physical health of nonsports higher schools students on the basis of wellness practice with weights : diss. ... cand. ped. Sciences. Belgorod, 2013. 190 p.
3. Poskrebysheva N.P. The professional training of students of economic specialties based on the integration of modern technologies of physical education. diss. ... cand. ped. Sciences. M., 2013. 199 p.
4. Tkachenko A.I. The pedagogical aspect of the analysis of techniques of physical exercises /
A.I. Tkachenko, Yu.V. Mukhanov, A.N. Kulinichev // Bulletin of the Belgorod Law Institute of MIR. 2014. № 1. P. 35-37.
5. Tkachenko A.I. The factors determining the manifestation of speed-power qualities in wrestling. Problems of law enforcement and education. Ozerov I. N., Sharutenko V. N., Kaverina L. V., Markova Yu.V., Kuleshov V.I. / A.I. Tkachenko, Yu.V. Mukhanov, A.N. Kulinichev collected works of the doctoral students, adjuncts, graduate students, applicants. Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Belgorod, 2012. P. 44-46.
6. Shcherbin D. V. Analysis of the effective use of means of wellness physical education in the system of self-study of students of higher educational institutions / D.V. Shcherbin, N.P. Poskrebysheva // Physical culture and health. 2011. № 6. P. 62-66.
43