в подготовке дзюдоисток высокой квалификации в макроцикле в различные годы четырехлетнего цикла / С.Б. Элипханов // Вестник АГУ. - 2011. - № 4. - С. 185-192.
REFERENCES
1. Koblev, Ya.K. (1990), System of long-term training of sportsmen international level in judo, Theses of Doctor of Pedagogy dissertation, Moscow, USSR.
2. Elipkhanov, S.B. (2011), "Strength training in women's judo", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 68-72.
3. Elipkhanov, S.B. (2011), "Possibilities of concentration of power loading in training of female judo-wrestlers of high qualification in a macrocycle in different years of a four-year cycle", The Bulletin of the Adyghe State University, No. 4, pp. 185-192.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.07.2013.
УДК 796:338.28; 796.078
СОЧЕТАНИЕ НАГРУЗОК АЭРОБНОГО И АНАЭРОБНОГО ХАРАКТЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Сергей Евгеньевич Гогинава, соискатель, старший преподаватель, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Ольга Геннадьевна Румба, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник,
ФГНУ «Институт социализации и образования» Российской академии образования,
Москва
Аннотация
В статье представлены результаты научного исследования, доказывающие, что сочетание нагрузок аэробного и анаэробного характеров на физкультурных занятиях в вузе способствует достоверному повышению уровня соматического здоровья студентов основного учебного отделения. Логика построения исследования характеризуется: анализом теоретических данных о механизмах оздоровительного воздействия нагрузок аэробного и анаэробного характеров; экспериментальной оценкой результативности применения оздоровительного плавания в качестве средства аэробной тренировки студентов и атлетической гимнастики - в качестве средства анаэробной тренировки; теоретическим и экспериментальным обоснованием целесообразности сочетания нагрузок обоего типа в физкультурных занятиях со студентами; разработкой и экспериментальной проверкой эффективности авторской методики сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на занятиях по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: оздоровительные физкультурные занятия в вузе, студенты основного учебного отделения, аэробная нагрузка, анаэробная нагрузка, атлетическая гимнастика, оздоровительное плавание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p38-43
COMBINATION OF THE LOADS OF AEROBIC AND ANAEROBIC CHARACTERS DURING THE PHYSICAL CULTURE CLASSES IN HIGHER EDUCATION
INSTITUTION
Sergey Evgenyevich Goginava, the competitor, senior teacher,
Belgorod State National Research University,
Olga Gennadyevna Rumba, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,
senior research associate,
Socialization and Education Institute of the Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
The article presents the results of the scientific research proving that the combination of the loads of aerobic and anaerobic characters during the sports occupations in higher education institution promotes
the reliable increase in level of the students' somatic health of the main educational department. The logic of the research structuring is characterized: by the analysis of the theoretical data on the mechanisms of health improving influence of the aerobic and anaerobic loads; experimental assessment of productivity of application of health improving swimming as means of the aerobic training for the students and athletic gymnastics - as means of anaerobic training; theoretical and experimental justification of expediency of the combination of loads of this types during the sports occupations with students; development and experimental check of efficiency of the author's technique for the combination of loads of aerobic and anaerobic character during the classes in physical culture in higher education institution.
Keywords: health improving sports occupations in higher education institution, students of the main educational department, aerobic load, anaerobic load, athletic gymnastics, health improving swimming.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для вузовской системы физического воспитания наиболее актуальными являются задачи повышения уровня соматического здоровья и двигательной активности студентов, привития студентам потребности в систематической физкультурной деятельности (в том числе самостоятельной), выявления эффективных способов внедрения в содержание учебных программ привлекательных для студентов видов двигательной активности. Всё это актуализирует необходимость разработки и внедрения в образовательное пространство вузов современных физкультурно-оздоровительных технологий, в том числе предусматривающих комплексное использование различных средств и их сочетаний [3, 4].
Известно, что оздоровительные физкультурные занятия со студентами в основном базируются на нагрузках аэробного характера, способствующих экономизации деятельности миокарда; увеличению числа капилляров, приходящихся на одно мышечное волокно; возрастанию лёгочной вентиляции и эффективности системы утилизации кислорода; уменьшению количества лактата; повышению содержания миоглобина в мышцах; увеличению размеров и количества митохондрий. Анаэробные нагрузки в вузовской системе физического воспитания применяются значительно реже и в основном в виде силовой тренировки [1, 2]. При этом данный вид нагрузок способствует увеличению внутримышечной концентрации высокоэнергетических веществ и гликогена; возрастанию буферной способности мышц; гипертрофии мышечных волокон (в том числе миокарда); увеличению ударного и минутного объёмов крови; улучшению координации и силы.
Сопоставление научных данных о механизмах воздействия аэробных и анаэробных нагрузок, применяемых в оздоровительных целях, позволяет утверждать, что аэробная тренировка не оказывает заметного влияния на буферную способность мышц, внутримышечную концентрацию высокоэнергетических веществ, гипертрофию мышечных волокон, способность к выполнению физической работы высокой интенсивности. Анаэробная тренировка оказывает незначительное влияние на аэробные возможности и вызывает относительно небольшие адаптационные изменения в сердечно-сосудистой и кисло-родтранспортной системах организма. Данные умозаключения позволяют предположить, что для достижения более глубоких адаптационных изменений со стороны функциональных систем, наиболее подверженных заболеваниям среди студенческой молодежи, необходимо сочетать средства, которые бы стимулировали обменные процессы аэробного и анаэробного характеров, поскольку именно такое сочетание отвечает биологическим закономерностям функционирования организма.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с марта 2010 г. по август 2012 г.:
- на первом этапе - теоретическом (март 2010 г. - январь 2011 г.) - был проанализирован и обобщён накопленный в специальной литературе опыт применения и сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров в оздоровительных целях;
- на втором этапе - лабораторном (февраль - июнь 2011 г.) - был проведён двухмесячный лабораторный эксперимент по изучению эффективности применения атлетической гимнастики в качестве средства анаэробной тренировки студентов (ЭГ1) и оздоровительного плавания - в качестве средства аэробной тренировки студентов (ЭГ2). В эксперименте приняли участие 174 студента НИУ «БелГУ» (90 девушек, 84 юноши) 13 курсов (возраст 17-20 лет), все испытуемые относились к основному учебному отделению;
- на третьем этапе - экспериментальном (июль 2011 г. - август 2012 г.) - была разработана методика сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на занятиях по физической культуре в вузе и с помощью семестрового педагогического эксперимента оценена её эффективность. В эксперименте приняли участие 136 студентов НИУ «БелГУ» (71 девушка, 65 юношей) 1-3 курсов (возраст 17-20 лет), все испытуемые относились к основному учебному отделению.
В ходе проведения исследования были применены следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; пульсометрия; педагогические наблюдения; антропометрические исследования; тестирование физической подготовленности; тестирование функциональной тренированности; метод индексов; лабораторный эксперимент; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ специальной литературы позволил выявить основные преимущества применения нагрузок аэробного и анаэробного характеров в оздоровительных занятиях со студентами (таблица 1). Полученные теоретические выводы легли в основу предположения, что эффект оздоровительной тренировки студентов может быть более полным в случае разумного сочетания нагрузок обоего типа. Вместе с тем, осуществлять подобное сочетание на практике, не обладая результатами экспериментальной оценки применения данных нагрузок в условиях реального учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», представлялось крайне сложным и не отвечающим требованиям научнопедагогического исследования. В связи с этим был проведён лабораторный эксперимент, по результатам которого была оценена и сопоставлена результативность применения аэробной и анаэробной нагрузок в процессе физического воспитания студентов.
Таблица 1
Преимущества применения нагрузок аэробного и анаэробного характера
(по результатам теоретического анализа специальной литературы)
Преимущества нагрузки аэробного характера Преимущества нагрузки анаэробного характера
- возрастает эффективность системы утилизации кислорода; - увеличивается число капилляров, приходящихся на одно мышечное волокно; - уменьшение количества лактата; - возрастает лёгочная вентиляция; - повышается содержание миоглобина в мышцах; - повышается возможность использования жиров в качестве источника энергии; - отмечается урежение ЧСС в покое, что свидетельствует об экономизации работы миокарда. - отмечается увеличение внутримышечной концентрации АТФ, КФ, гликогена; - происходит гипертрофия мышечных волокон, в том числе миокарда; - улучшаются показатели координации и силы; - возрастает буферная способность; - увеличиваются ударный и минутный объёмы крови.
В лабораторном эксперименте в качестве средства анаэробной тренировки применялась атлетическая гимнастика, в качестве средства аэробной тренировки - оздоровительное плавание. Для экспериментальной проверки каждого из указанных средств было отведено 16 плановых занятий, что соответствует двум месяцам обучения по дисциплине
«Физическая культура». Объективность итогового заключения об эффективности применения нагрузок аэробного и анаэробного характеров в оздоровительных занятиях со студентами обеспечивалась путём сравнения результатов тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп.
Средства атлетической гимнастики в виде анаэробной (силовой) нагрузки применялись два раза в неделю и состояли из чередования (в недельном цикле) базовых и вспомогательных (изолированных) упражнений. Базовые упражнения силовой направленности использовались для наращивания мышечных объемов и развития абсолютной силы основных мышечных групп, вспомогательные упражнения служили средством развития силовой выносливости и достижения рельефности мускулатуры:
- на занятиях атлетической гимнастикой, основу которых составляли базовые упражнения, каждое из них включало 3-4 подхода по 8-10 повторений, отдых между подходами составлял 1,5 мин;
- на занятиях атлетической гимнастикой, в которых использовались вспомогательные упражнения, каждое из них включало 3-4 подхода по 12-15 повторений, отдых между подходами составлял 1 мин.
На занятиях оздоровительным плаванием преимущественно использовались способы плавания кроль на груди и брасс, которые чередовались сериями по 25 м. При плавании кролем на груди ЧСС составляла около 130-140 уд/мин; при плавании брассом -снижалась до 100-110 уд/мин. После проплывания 50-метровых отрезков использовались дыхательные упражнения в воде, характеризующиеся форсированными выдохами в воду. Преодолеваемая за одно занятие дистанция составляла 700-900 м.
Студенты КГ занимались по утверждённой на кафедре физического воспитания №1 НИУ «БелГУ» учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы для вузов по дисциплине «Физическая культура». Согласно данной программе, за прошедший период испытуемые осваивали разделы волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика.
Обобщая результаты тестирования испытуемых, можно заключить, что более выраженное и разностороннее оздоровительное воздействие оказали занятия оздоровительным плаванием, характеризующиеся аэробными механизмами энергообеспечения мышечной деятельности. Данное воздействие преимущественно проявилось (р<0,05) в повышении функционального статуса организма, развитии общей выносливости, координации, гибкости, силы, общем улучшении соматического здоровья студентов. Вместе с тем, занятия атлетической гимнастикой, характеризующиеся анаэробными механизмами энергообеспечения мышечной деятельности, оказали более выраженное положительное влияние на силу различных мышечных групп (в том числе на ударную функцию миокарда), быстроту, коррекцию телосложения занимающихся.
Сопоставление результатов тестирования студентов всех трёх групп (ЭГ!, ЭГ 2, КГ) свидетельствует, что, в целом, оба экспериментальных варианта тренировки оказались более результативны (р<0,05) в плане воздействия на большинство ключевых показателей функционального состояния ССС; на подвижность грудной клетки, кистевую динамометрию, силу, координацию; а также на общий уровень соматического здоровья студентов по сравнению с унифицированной программой кафедры физического воспитания №1 НИУ «БелГУ».
Полученные данные позволили выдвинуть предположение о перспективности экспериментального обоснования эффективного сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на физкультурных занятиях со студентами с целью достижения взаимообусловленных физиологических изменений в организме, способствующих повышению соматического здоровья студентов. В рамках практической реализации данного предположения была разработана авторская методика сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на занятиях по физической культуре в вузе и осуществлена эксперимен-
тальная проверка её эффективности.
Суть разработанной методики (таблица 2) заключается в том, что в качестве основного средства анаэробной тренировки применяется атлетическая гимнастика, аэробной тренировки - оздоровительное плавание. Данные виды нагрузок сочетаются в недельном цикле в равном соотношении на основе чередования. На занятиях атлетической гимнастикой применяются базовые упражнения силовой направленности для наращивания мышечных объемов и развития абсолютной силы основных мышечных групп, и вспомогательные упражнения, направленные на развитие силовой выносливости. На занятиях оздоровительным плаванием чередуется проплывание равных отрезков способами кроль на груди с небольшим ускорением при ЧСС 130-140 уд/мин и способом брасс при ЧСС 100-110 уд/мин.
Таблица 2
Схема этапов реализации экспериментальной методики________________
1-2 занятия 3-32 занятия 33-34 занятия
исходное тестирование чередование атлетической гимнастики и оздоровительного плавания итоговое тестирование
этап диагностики (4 часа) этап обучения (16 часов) этап совершенствования (44 часа) этап контроля (4 часа)
Результаты педагогического эксперимента (таблица 3) позволили сделать вывод, что разработанная методика сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характеров на занятиях по физической культуре в вузе способствовала (р<0,05) экономизации деятельности миокарда, нормализации ДАД, увеличению аэробных возможностей и уровня энергопотенциала организма, улучшению вегетативных показателей, повышению физической работоспособности и производительности кардиореспираторной системы, увеличению силы, быстроты, координации. В результате уровень соматического здоровья испытуемых экспериментальной группы достоверно увеличился: в среднем с 5 до 10 баллов у студентов обоего пола.
Таблица 3
Результаты педагогического эксперимента_________________________
Показатели Пол До эксперимента После эксперимента
ЭГ КГ ЭГ КГ
ЧСС в покое, уд/мин ж 90,67 86,44 75,33 87,11
м 84 85,45 68,73 84.41
Проба Руфье, усл.ед. ж 14,33 13,87 8,67 13,71
м 10,65 11,63 6.45 11,43
Индекс Скибинской, усл.ед. ж 16,64 17,25 28,17 17,52
м 31,65 31,50 54,31 32,48
Индекс Робинсона, усл.ед ж 109,14 108,78 88,44 109,77
м 112,12 110,31 87,77 108,59
Соматическое здоровье по Апанасенко, балл ж 4,89 4,04 9,90 3,81
м 5,27 4,55 9,91 4,94
Обобщение результатов тестирования свидетельствует, что занятия, основанные на комплексном использовании оздоровительного плавания и атлетической гимнастики, способствуют увеличению аэробных возможностей и уровня энергопотенциала организма, формируют благоприятные предпосылки к оптимизации весоростовых соотношений, возрастанию силы и общей физической работоспособности и, как следствие, обуславливают общее повышение уровня соматического здоровья студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые исследования подтвердили исходное гипотетическое предположение и доказали, что сочетание нагрузок аэробного циклического и анаэробного силового характеров целесообразно использовать в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» в вузе с целью повышения уровня соматического здоровья студентов. При этом эффективным способом анаэробной тренировки является атлетическая гимнастика; аэробной тренировки - оздоровительное плавание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Виноградов И.Г. - СПб., 2008. - 24 с.
2. Кокин, В.Ю. Оздоровительный потенциал персонализированной силовой подготовки студентов вузов : автореф. дис. . канд. пед. наук / Кокин В. Ю. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
3. Кондаков, В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурнооздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза : монография / В.Л. Кондаков. - Белгород : ЛитКараВан, 2013. - 453 с.
4. Пожидаев, С. Н. Проектирование деятельности кафедр физического воспитания / С.Н. Пожидаев, Ю.И. Евсеев // Культура физическая и здоровье. - 2007. - Вып. 4 (14). - С. 65-66.
REFERENCES
1. Vinogradov, I.G. (2008), Table of contents recreational pursuits athleticism with University students, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Kokin, V.Yu. (2007), Wellness potential personalized power training university students, dissertation, Yekaterinburg, Russian Federation.
3. Kondakov, V.L. (2013), System mechanisms of designing of sports and improving technologies in educational space of modern higher education institution, publishing house “LitKaraVan”, Belgorod, Russian federation.
4. Pozhidayev, S.N. and Evseev, Yu.I. (2007), “Design of activity of chairs of physical training”, Culture physical and health, Issue 4(14), pp. 65-66.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.07.2013.
УДК 378.147:378.018.43
МОДЕЛИРОВАНИЕ И МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой спортивных дисциплин,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп,
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - обоснование технологического единства моделирования и многопараметрического анализа в педагогическом мониторинге. Мониторинг в узком смысле представляет собой технологию получения информации о педагогических системах, в широком - организационную систему. Мониторинг как система включает компоненты: проектно-технологический, критериально-диагностический, научно-методический и информационно-методический. В настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь между критериально-диагностическим и научно-