Научная статья на тему 'Эффективность влияния оздоровительной тренировки разного объема на физическую работоспособность детей 5-6 лет'

Эффективность влияния оздоровительной тренировки разного объема на физическую работоспособность детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОБЪЕМ НАГРУЗКИ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Герасимова Анастасия Альлеровна, Васильева Римма Михайловна, Кесель Сергей Антонович, Савушкина Елена Васильевна

Полученные результаты свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений высокой интенсивности 2 раза в неделю в объеме 36 мин, оказывают значимое влияние на показатели аэробной и анаэробной работоспособности детей 5-6 лет по сравнению с занятиями по традиционной методике. Увеличение количества экспериментальных занятий оздоровительной тренировки до 5 раз в неделю с суммарным объемом 108 мин, обусловливает дальнейшее улучшение физической работоспособности детей. Полученные результаты подчеркивают необходимость совершенствования процесса оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста на основе рационального повышения объема физических упражнений высокой интенсивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Герасимова Анастасия Альлеровна, Васильева Римма Михайловна, Кесель Сергей Антонович, Савушкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of influence of health training of different volumes on physical working capacity of children aged 5-6 years old

The obtained data show that the lessons of health-improving training, basing on the use of physical exercises sets of high intensity two times a week to the extent of 36 min, assert a significant influence on the aerobic and anaerobic working capability indexes of 5-6 aged children comparing to the traditional methodic lessons. The quantity increase in the experimental lessons of health-improving training to 5 times a week with the total extend to 108 min stipulates the further improving of children’s working capability. The findings stress the necessity in process perfection of health-improving training of preschool-aged children on the base of rational increase in the physical exercises value of high intensity.

Текст научной работы на тему «Эффективность влияния оздоровительной тренировки разного объема на физическую работоспособность детей 5-6 лет»

15. Junaidy, Bin Mohamad, Hashim, Syed, Ahmad Ezaha,r bin Syed Ambon, Rosli, Hamid and Saidil Mazlan Abdul, Razak (2017), "Physical fitness norm innovation for practical evaluation of trainee teachers", International Journal of Physiology, Nutrition and Physical Education, Vol. 2, No. 1, pp. 131-138.

16. Ricci, B., Marchetti, M. and Figura, F. (1981), "Biomechanic of sit-up exercises", Medicine and Science in Sports and Exercise, Vol. 13, No. 1, pp. 54-59.

17. Sidney, K. and Maurice, J. (1990), "The partial curl-up to assess abdominal endurance: Age and sex standards ", Sports Medicine, Training and Rehabilitation, No. 2, pp. 47-56.

18. Sparling, F.B. (1997), "Field Testing for Abdominal Muscular Fitness: Speed versus Cadence Sit-ups", Acsms health and fitness journal, Vol. 1, No. 4, pp. 30-33.

19. Parfrey, K.C., Docherty, D., Workman, R.C. and Behm, D.G. (2008) "The effects of different sit- and curl-up positions on activation of abdominal and hip flexor musculature", Appl Physiol Nutr Metab, Vol. 33, No. 5, pp. 888-895.

20. Cordo, P.J., Gurfinkel, V.S., Smith, T.C., Hodges, P.W., Verschueren, S.M.P. and Brumagne, S. (2003), "The sit-up: complex kinematics and muscle activity in voluntary axial movement", Journal of Electromyography and Kinesiology, No. 13, pp. 239-252.

Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2017

УДК 612.776.1+796

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ РАЗНОГО ОБЪЕМА НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Альле-ровна Герасимова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Римма Михайловна Васильева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник,

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва; Сергей Антонович Кесель, старший преподаватель, Елена Васильевна Са-вушкина, старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Беларусь, Гродно

Аннотация

Полученные результаты свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений высокой интенсивности 2 раза в неделю в объеме 36 мин, оказывают значимое влияние на показатели аэробной и анаэробной работоспособности детей 5-6 лет по сравнению с занятиями по традиционной методике. Увеличение количества экспериментальных занятий оздоровительной тренировки до 5 раз в неделю с суммарным объемом 108 мин, обусловливает дальнейшее улучшение физической работоспособности детей. Полученные результаты подчеркивают необходимость совершенствования процесса оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста на основе рационального повышения объема физических упражнений высокой интенсивности.

Ключевые слова: физическая работоспособность, объем нагрузки, интенсивность, комплексы физических упражнений.

EFFECTIVENESS OF INFLUENCE OF HEALTH TRAINING OF DIFFERENT VOLUMES ON PHYSICAL WORKING CAPACITY OF CHILDREN AGED 5-6

YEARS OLD

Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anastasia Allerovna Gerasimova, the candidate of medical science, senior researcher, Rimma Mikhai-lovna Vasilyeva, the candidate of biological sciences, senior researcher, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Sergey Antonovich Kesel, the senior lecturer, Elena Vasilievna Savushkina, the senior lecturer, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus

Annotation

The obtained data show that the lessons of health-improving training, basing on the use of physical exercises sets of high intensity two times a week to the extent of 36 min, assert a significant influence on

the aerobic and anaerobic working capability indexes of 5-6 aged children comparing to the traditional methodic lessons. The quantity increase in the experimental lessons of health-improving training to 5 times a week with the total extend to 108 min stipulates the further improving of children's working capability. The findings stress the necessity in process perfection of health-improving training of preschool-aged children on the base of rational increase in the physical exercises value of high intensity.

Keywords: physical working capability, tension volume, intensity, physical exercises sets.

ВВЕДНИЕ

Определение оптимального объема нагрузки является необходимым условием высокой эффективности занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности с детьми дошкольного возраста. Некоторые исследователи считают, что объем выполненной работы имеет в оздоровительной тренировке большее значение для расширения функциональных резервов организма и возрастания его энергетического потенциала, чем интенсивность [17, 21, 13 и др.]. Существуют два основных обобщенных показателя объема физической нагрузки, используемых в оздоровительной тренировке. Это продолжительность занятий и их частота. Допустимый объем нагрузки определяется, как известно, прежде всего, возрастом и уровнем исходного физического состояния занимающихся [6, 3, 4 и др.]. Чем выше физическое состояние, тем больше допустимая продолжительность занятия при заданной средней интенсивности работы. По мере роста работоспособности в определенные периоды оздоровительной тренировки возрастает и общий объем нагрузки [21, 13, 22, 19]. С другой стороны, прирост показателей физической работоспособности определяется объемом выполненной работы. В этой связи по-прежнему актуальны исследования, ориентированные на оценку воздействия недельного объема нагрузки на показатели физического состояния детей дошкольного возраста.

Цель исследования - выявить влияние недельного объема физической нагрузки высокой интенсивности в занятиях оздоровительной тренировки на комплекс показателей аэробной и анаэробной работоспособности детей 5-6 лет.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет (n=51), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

Были сформированы три рандомизированные опытные группы: две экспериментальные (ЭГ) и одна контрольная (КГ). В экспериментальных группах использовались нагрузки высокой (70^80% максимального пульсового резерва - МПР), в контрольной группе - средней интенсивности (таблица 1). Недельный объем нагрузки высокой интенсивности в первой экспериментальной группе (ЭГ1) составил 36 мин, а во второй (ЭГ2) -108 мин. Хронометраж занятий в КГ показал, что средняя интенсивность нагрузки составляла 40^50% максимального пульсового резерва (МПР) [20]. Общая продолжительность эксперимента составила 34 недели.

Педагогическое воздействие в экспериментальных группах осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. Комплексы включали упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Они были сопоставимы по интенсивности, но различались по объему нагрузки.

На долю нагрузок аэробной и анаэробной направленности приходилось по 50% времени экспериментальной части занятия. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в величине МПР [20]. В конце педагогического эксперимента оценивали сдвиги показателей физической работоспособности детей опытных групп.

В процессе работы использовали функциональный и эргометрический подходы к оценке физической работоспособности. На основе функционального подхода определяли

мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWCno), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), максимальное потребление кислорода (МПК) [12, 11]. Таблица 1 - Параметры физической нагрузки в опытных группах_

Группы Интенсивность Занятий в неделю Недельный объем нагрузки

ЭГ-1 70- 80% МПР 2 36 мин

ЭГ-2 70- 80% МПР 5 108 мин

КГ 40- -50% МПР 2 36 мин

С помощью эргометрического метода тестирования на основе уравнения Ми11ег определяли величины мощности нагрузок, максимальное время выполнения которых составляло 1 ^1), 40 ^40), 240 ^240), 900 с ^900) [11]. Для этого дети выполняли две нагрузки «до отказа» в зоне большой - 2 Вт/кг) и субмаксимальной - 4 Вт/кг) мощности [9]. За «отказ» принимали прекращение работы или снижение ее интенсивности более чем на 10%. Время удержания нагрузок (12Вт/кг и 14Вт/кг) использовали для расчета коэффициентов «а» и «Ь» уравнения Ми11ег [11]. Величина коэффициента «а» отражает соотношение возможностей аэробного и анаэробно-лактацидного источников, а коэффициента «Ь» - характеризует аэробную емкость. Полученные значения коэффициентов использовали для расчета соответствующей мощности нагрузки.

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете 8ш1811еа. Оценку значимости различий проводили с помощью методов параметрической и непараметрической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокоинтенсивные нагрузки разного объема, используемые в процессе оздоровительной тренировки с детьми 5-6 лет, вызывают существенные приросты показателей физической работоспособности. Так, в ЭГ1, применявшей специальные комплексы физических упражнений в объеме 36 минут в неделю, приросты большинства показателей физической работоспособности были статистически существенными (таблица 2).

Таблица 2 - Сдвиги показателей физической работоспособности у детей 5-6 лет экспериментальных и контрольной групп_

№ Опытные группы

п/п Показатель ЭГ I ЭГ II КГ

d±m d±m d±m

1 МПК, мл/мин*кг 1,63±0,48**+ 1,85±0,48**х 0,39±0,36

2 ИНПД2Вт/кг, уд/с -0,235±0,097* -0,425±0,141**х -0,052±0,065

3 ИНПД4Вт/кг, уд/с -0,277±0,206 -0,489±0,227*х 0,106±0,083

4 PWC170, кгм/мин*кг 0,92±0,41*+ л 2,03±0,28***ххх 0,43±0,29

5 ^Вт/кь с 51,58±14,94**++ л 103,35±15,16* **ххх 5,05±3,68

6 t4Вт/кг, с 11,30±4,04*+ 14,19±3,81***хх 1,32±2,13

7 Wl, Вт/кг 9,59±6,73 14,5±6,44* 2,95±3,38

8 Вт/кг 0,74±0,21**+ 0,99±0,28**хх 0,14±0,12

9 Вт/кг 0,28±0,07**+ 0,35±0,08***хх 0,06±0,04

10 W900, Вт/кг 0,16±0,07* 0,17±0,07* 0,04±0,03

11 Коэффициент Ь, отн.ед 0,34±0,14*+ 0,55±0,18**хх -0,12±0,14

12 Коэффициент а, отн.ед. 0,16±0,15 0,18±0,12 0,09±0,08

Примечание: * достоверность сдвига; +' х л - значимость различий между КГ и ЭГ1, КГ и ЭГ11, ЭГ1 и ЭГ11, соот-

ветственно.

В конце педагогического эксперимента наблюдались статистически значимые (р<0,05-0,01) изменения PWCl70, МПК, ИНПД2Вт/кг, 12Вт/кг, 14Вт/кг, W4o, W240, W9oo и коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег (см. таблицу 2). Установлено, что ЭГ I превосходила (р<0,05^0,01) КГ по средней величине сдвига PWCl70, МПК, 12Вт/кг, 14Вт/кг, W40, W240 и коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег.

Под влиянием занятий физическими упражнениями высокой интенсивности в объеме 108 мин в неделю во ЭГ II отмечались еще более выраженные изменения используе-

мых в исследовании показателей физической работоспособности. После завершения педагогического эксперимента сдвиги PWCi70, МПК, ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг, 12Вг/кг, 14Вг/кг, Wi, W40, W240, W900 и коэффициента «b» уравнения Muller (см. таблицу 2) носили статистически существенный (p<0,05^0,001) характер. В ЭГ II приросты физической работоспособности по сравнению с КГ были еще выше (p<0,05^0,001). Они касались PWCi70, МПК, ИНПДВт/кг, ИНПД4Вт/кг, 12Вт/кг, 14Вт/кг, Wi, W40, W240 и коэффициента «b» уравнения Muller.

Межгрупповое сравнение сдвигов показателей физической работоспособности, произошедших в экспериментальных группах, выявило наличие статистически значимых различий (см. таблицу 2). Дети ЭГ II отличались от дошкольников ЭГ I более существенными сдвигами PWCi70 и 12Вт/кг (p<0,05).

Полученные результаты согласуются с данными других работ. Так, в ряде рандомизированных исследований показано, что для физической нагрузки интенсивностью 40^80% МПК рекомендуемый объем воздействия находится в диапазоне от 15 до 90 минут. При этом отмечается, что одинаковое улучшение физического состояния занимающихся может наблюдаться и под влиянием кратковременных занятий высокой интенсивности и продолжительных нагрузок небольшой интенсивности при условии превышения порога продолжительности и интенсивности [21, 16, 13, 22]. Известно, что физические нагрузки, интенсивность которых не превышает уровня ПАНО, эффективны лишь тогда, когда их продолжительность составляет 60-90 минут [15, 21, 16]. Использование нагрузок интенсивностью выше ПАНО вызывает повышение физической работоспособности и двигательной подготовленности, расширение резервов организма при продолжительности воздействия, равной 15-30 минутам [8, 1, 13]. В ряде работ показано, что существенное улучшение физического состояния занимающихся происходит и при использовании менее продолжительных, но более интенсивных физических нагрузок на уровне критической мощности (5-10 мин в день) [23, 16, 13, 22]. Вместе с тем эксперты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют постепенно наращивать физическую активность в занятиях с детьми и подростками, при этом подчеркивается целесообразность начинать с непродолжительных физических упражнений, постепенно увеличивая их объем и интенсивность [19].

В большом количестве исследований установлено, что оптимальная продолжительность нагрузки в оздоровительной тренировке с точки зрения затрат времени составляет 20-30 минут [21, 13, 19]. Этот временной диапазон наиболее часто используется в оздоровительной тренировке детей и подростков [14, 24, 5, 18, 22, 10]. Дальнейшее увеличение недельного объема нагрузки высокой интенсивности значительно повышает эффективность физического воспитания детей, способствуя не только улучшению физической подготовленности, но устранению отрицательных последствий учебных перегрузок и укреплению здоровья [12, 7, 19].

Материалы исследования свидетельствуют, что увеличение недельного объема нагрузки высокой интенсивности от 36 до 108 мин в неделю способствует улучшению физической работоспособности детей 5-6 лет. Полученные результаты указывают также на то, что экспериментальные программы оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании высокоинтенсивных нагрузок в объеме 36-108 минут в неделю, обеспечивают более выраженное улучшение аэробных и анаэробных компонентов физической работоспособности детей 5-6 лет по сравнению с занятиями в контрольной группе по традиционной методике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений высокой интенсивности 2 раза в неделю общей продолжительностью 36 минут, оказывают значи-

мое влияние на показатели аэробной и анаэробной работоспособности детей 5-6 лет по сравнению с занятиями по традиционной методике.

Увеличение количества экспериментальных занятий оздоровительной тренировки до 5 раз в неделю (общая продолжительность нагрузки - 108 мин) обусловливает дальнейшее улучшение ряда показателей физической работоспособности детей. Пятиразовые занятия, вызывают статистически более существенные изменения показателей физической работоспособности, чем двухразовые экспериментальные занятия высокой интенсивности.

Полученные результаты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования процесса оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста на основе рационального повышения объема физических упражнений высокой интенсивности.

Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 16-06-00244а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Виру, А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юриямиэ, Т. А. Смирнова. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.

2. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Пирого-ва Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. - К. : Здоровье, 1986. -152 с.

3. Волков, Н.И. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, А.А. Осипенко, Э.Н. Несен, С.Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 503 с.

4. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта : Монография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. - М .: Советский спорт, 2011. - 160 с.

5. Гапоненко, Е.В. Физическая подготовка школьниц старших классов на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Гапоненко. - Малаховка, 1999. - 22 с.

6. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

7. Зотова, Ф.Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф.Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 2-5.

8. Иващенко, Л.Я. Методика физкультурно-оздоровительных занятий / Л.Я. Иващенко, Т.Ю. Круцевич. - Киев : УГУФВС, 1994. - 126 с.

9. Криволапчук, И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности / И. А. Криволапчук // Физиология человека. -2009. - Т. 35. - № 1. - С. 76-87.

10. Криволапчук, И.А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания: Сообщение III. Биологическая надежность, обусловленность развития полом и уровнем двигательной активности, рекомендации / И.А. Криволапчук// Сибирский педагогический журнал, 2015. - №3. - С.48-56.

11. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

12. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М. : Медицина, 1991. - 272 с.

13. Уилмор, Дж. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Уилмор, Д. Костилл. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 504 с.

14. Alpert, B. Aerobics enhances cardiovascular fitness and agility in preschoolers / B. Alpert, T. Field, S. Goldstein, S. Perry // Health Psychol. - 1990. - Vol. 9. - № 1. - P. 48-56.

15. American College of Sports Medicine. The recommended and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1990, Vol. 22 (5). - pp. 265-274.

16. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults //Med Sci Sports Ex-erc. - 1998. - Vol. 30 (6), pp. 975-991.

17. Astrand P., Rodal K., Textbbook of work physiology (2nd ed) / P. Astrand, K. Rodal. - New York: McGraw-Hill, 1970 - P. 147-183.

18. Baquet, G. Effects of high intensity intermittent training on peak VO2 in prepubertal children / G. Baquet, S. Berthoin, G. Dupont, N. Blondel, C. Fabre, E.van Praagh // Int J Sports Med. 2002. - Vol. 23(6): 439-444.

19. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

20. Karvonen, M.J. Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical application / M.J. Karvonen, T. Viorimaa // Sports Medicine, 1988. - №5. - p. 303-312.

21. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273, № 5. - Р. 402-407.

22. Physical Activity Guidelines for Americans. - Washington, 2008. - 65 p.

23. Pollock, M.L. Exercise in health and disease: Evaluation and prescription for prevention rehabitation (2nd ed). / M.L. Pollock, J.H. Wilmore. - Pfiladelphia: W. B. Saunders Company, 1990. - P. 670-671.

24. Welsman, J.R. Responses of young girls to two modes of aerobic training / J.R. Welsman, N. Armstrong, S. Withers // Br J Sports Med. - 1997. - Vol. 31, № 2. - P. 139-142.

REFERENCES

1. Viru, A.A., Yuriyamie T.A. and Smirnova, T.A., (1988), Aerobic exercises, Fizkul'tura i sport, Moscow.

2. Pirogova E.A., Ivashchenko L.Ya., Strapko N.P. (1986), The effect of exercises on health and human performance, Zdorov'e, Kiev.

3. Volkov, N.I., Osipenko A.A., Nesen, E.N. and Korsun S.N. (2000), Biochemistry of muscular activity, Olimpiyskaya literature, Kiev.

4. Volkov, N.I. and Oleynikov, V.I. (2011), Bioenergetics of sports: Monograph, Sovetskiy sport, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gaponenko, E.V. (1999), Physical training of schoolgirls of senior classes on the basis of taking into account the health efficiency of the loads, dissertation, Malakhovka..

6. Godik, M.A. (1980), Control of training and competitive loads, Fizkul'tura i sport, Moscow.

7. Zotova, F.R. (2004), "Efficiency of additional "training" lessons of physical culture in innovative schools", Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 1, pp. 2-5.

8. Ivashchenko, L.Ya. and Krutsevich, T.Yu. (1994), Methods of physical culture and health, UGUFVS, Kiev 126 s.

9. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Energy supply of muscular activity of children aged 5-6 years and complex assessment of physical working capacity", Fiziologiya cheloveka, Vol.35, No. 1, pp. 76-87.

10. Krivolapchuk, I.A. (2015), "Pedagogical support of growth and development of children in the process of physical education", Communication III. Biological reliability, conditionality of development by sex and level of motor activity, recommendations), Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, No.3, pp. 48-56.

11. Son'kin, V.D. and R.V. Tambovtseva. (2011), Development of muscle energy and working capacity in ontogeny, Knizhnyy dom LIBROKOM, Moscow.

12. Sukharev A.G. (1991), Health and physical education of children and adolescents, Meditsina, Moscow.

13. Uilmor, Dzh. and Kostill D.(2001), Physiology of sports and motor activity, Olimpiyskaya literature, Kiev.

14. Alpert, B. Field, T., Goldstein, S. and Perry S. (1990), "Aerobics enhances cardiovascular fitness and agility in preschoolers", Health Psychol, Vol. 9, No. 1, pp. 48-56.

15. American College of Sports Medicine (1990), "The recommended and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults", Medicine and Science in Sports and Exercise, Vol. 22 (5), pp. 265-274.

16. American College of Sports Medicine (1998), "The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults", Med Sci Sports Exerc,Vol. 30 (6), pp. 975-991.

17. Astrand, P. and Rodal K. (1970), Textbook of work physiology (2nd ed),New York, McGraw-Hill, pp. 147-183.

18. Baquet, G., Berthoin, S., Dupont, G., Blondel, N and. Fabre, C. (2002), "Effects of high intensity intermittent training on peak VO2 in prepubertal children", J Sports Med, Vol. 23(6): 439-444.

19. Global Recommendations on Physical activity for Health (2010), Geneva, World Health Organization.

20. Karvonen, M.J. (1988), "Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical application", Sports Medicine, No 5, pp. 303-312.

21. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine (1995) // JAMA. - Vol. 273, № 5. - Р. 402-407.

22. Physical Activity Guidelines for Americans (2008). - Washington. - 65 p.

23. Pollock, M.L. (1990) Exercise in health and disease: Evaluation and prescription for prevention rehabitation (2nd ed). / M.L. Pollock, J.H. Wilmore. - Pfiladelphia: W. B. Saunders Company. - P. 670-671.

24. Welsman, J.R. (1997) Responses of young girls to two modes of aerobic training / J.R. Welsman, N. Armstrong, S. Withers // Br J Sports Med. - Vol. 31, № 2. - P. 13-142.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2017

УДК 797.2

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК У ПЛОВЦОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ С УЧЕТОМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ

Марина Александровна Чичкова, доктор медицинских наук, профессор, Анастасия Александровна Светличкина, ассистент,

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

Аннотация

Анализ данных обследования 42 мужчин, занимающихся оздоровительным плаванием в возрасте от 28 до 39 лет показал, что изменения патологического характера со стороны сердечнососудистой системы не характерны для данного вида двигательной активности, однако, неадекватная, не структурированная физическая нагрузка может привести к срыву адаптационных возможностей организма. Полученные результаты позволяют индивидуально планировать интенсивность физических нагрузок с учетом прогнозируемых морфофункциональных изменений сердечнососудистой системы. Рациональное использование тренировочных нагрузок позволит увеличить функциональные резервы сердечно-сосудистой системы во время тренировочных занятий и снизить риск развития дезадаптационных реакций.

Ключевые слова: физическая культура, плавание, сердечно-сосудистая система, функциональные резервы.

INDIVIDUAL PLANNING OF LOADS AT SWIMMERS - AMATEURS TAKING INTO ACCOUNT THE ELECTROCARDIOGRAM INDICATORS

Marina Aleksandrovna Chichkova, the doctor of medical sciences, professor, Anastasia Aleksandrovna Svetlichkina, the assistant, Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Annotation

The analysis of 42 men data of inspections, doing the health-improving swimming aged from 28 up to 39 years has shown that changes of pathological character from the cardiovascular system are not characteristic for this type of the physical activity; however, inadequate physical activity can lead to failure of adaptation opportunities of the organism. The received results allow to plan individually the intensity of the physical activities taking into account the predicted morph-functional changes of cardiovascular

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.