Научная статья на тему 'Проблемы формирования мотивации обучения у курсантов образовательных учреждений МВД России'

Проблемы формирования мотивации обучения у курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / TRAINING / SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / PREPARATION / QUESTIONING / CADETS / ADAPTATION / PROFESSIONAL MOTIVES / SERVICE / EDUCATIONAL ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОДГОТОВКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / СЛУЖБА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева О.А.

В статье дано понятие мотивации обучения, рассмотрены разные точки зрения ученых, представлены факторы мотивации обучения. Проанализированы результаты анкетирования курсантов образовательного учреждения МВД России, сделан вывод о том, что мотивационная сфера курсантов претерпевает серьезные изменения в ходе их обучения в вузе. Выявлены основные проблемы формирования мотивации обучения у курсантов образовательных учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF TRAINING MOTIVATION AT CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The concept of motivation of training is given; the different points of view of scientists are considered; factors of motivation of training are presented. The results of questioning of cadets of the Ministry of Internal Affairs educational institution of Russia are analysed; the conclusion that the motivational sphere of cadets undergoes serious changes during their training in higher education institution is drawn. The main problems of formation of motivation of training at cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования мотивации обучения у курсантов образовательных учреждений МВД России»

УДК 378.14.013 О.А МАЛЬЦЕВА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: O-malzeva@mail.ru

UDC 378.14.013 O.A. MALTSEVA

Candidate of Pedagogics, Senior teacher, Department of special training, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E-mail: O-malzeva@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

PROBLEMS OF FORMATION OF TRAINING MOTIVATION AT CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

В статье дано понятие мотивации обучения, рассмотрены разные точки зрения ученых, представлены факторы мотивации обучения. Проанализированы результаты анкетирования курсантов образовательного учреждения МВД России, сделан вывод о том, что мотивационная сфера курсантов претерпевает серьезные изменения в ходе их обучения в вузе. Выявлены основные проблемы формирования мотивации обучения у курсантов образовательных учреждений МВД России.

Ключевые слова: мотивация, обучение, саморазвитие личности, подготовка, анкетирование, курсанты, адаптация, профессиональные мотивы, служба, учебная деятельность.

The concept of motivation of training is given; the different points of view of scientists are considered; factors of motivation of training are presented. The results of questioning of cadets of the Ministry of Internal Affairs educational institution of Russia are analysed; the conclusion that the motivational sphere of cadets undergoes serious changes during their training in higher education institution is drawn. The main problems of formation of motivation of training at cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed.

Keywords: motivation, training, self-development of the personality, preparation, questioning, cadets, adaptation, professional motives, service, educational activity.

Одним из важных и активно развивающихся направлений педагогической психологии является психология мотивации обучения, изучающая широкий спектр психологических проблем мотивации профессионального роста, мотивов учебно-профессиональной деятельности специалистов различных профессий.

Как одно из направлений реформы МВД России - совершенствование профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел России определяет повышение качества подготовки специалистов в вузах МВД России [1]. Особое внимание обращается на их профессионально-нравственное воспитание, формирование профессиональной направленности личности, устойчивости профессиональных мотивов.

В учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России ведущей является учебная, ко -торая ориентирована на приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие и саморазвитие личности, формирование социально зрелой личности и высокого уровня профессионализма. Как известно, успешность учебной деятельности зависит от многих социальных, организационных, педагогических, информационных, психологических факторов, среди которых важное место занимают «внутренние» факторы личности курсантов и, прежде всего, мотивация обучения.

© О. А. Мальцева © O.A. Maltseva

Мотивация обучения как ведущий компонент учебной деятельности курсантов должна иметь специфические особенности в структуре и изменяться на различных этапах профессиональной подготовки в вузах МВД России. Негативные проявления мотивации обучения видны в отчислениях курсантов из вузов, их низкой успеваемости, нарушениях дисциплины, межличностных и внутриличностных конфликтах, а также низкой профессиональной подготовленности выпускников, что обусловливает снижение качества их службы в практических подразделениях органов внутренних дел.

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для профессорско-преподавательского и кадрово-воспитательного состава вузов МВД России. По существу, никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с обучаемым, в том числе курсантом вуза МВД России, невозможно без учета особенностей его мотивации обучения.

Влияние мотивации обучения на успешность учебной деятельности курсантов известно и неоднократно становилось предметом научных исследований. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагоги-

ческого порядка, в том числе в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера [2]. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы мотивации обучения и ее структуры на успешность учебной деятельности.

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. В литературе различают следующие факторы мотивации обучения [3].

1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

2. Обучение без личных интересов и выгод.

3. Обучение для социальной идентификации.

4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

5. Обучение по принуждению или под давлением.

6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к обучению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительному успеху в учебе.

Рядом авторов выделены факторы (условия), способствующие формированию у обучаемых положительного мотива к учению [4]:

• осознание ближайших и конечных целей обучения;

• осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

• эмоциональная форма изложения учебного материала;

• показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;

• профессиональная направленность учебной деятельности;

• выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;

• наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.

На базе общей мотивации обучения (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично престижной) у курсантов образовательных учреждений МВД России появляется определенное отношение к разным учебным предметам, которое обусловливается [5]:

а) важностью предмета для профессиональной подготовки;

б) интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части;

в) качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);

г) мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;

д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета.

Все эти мотиваторы могут находиться в различных отношениях друг с другом (взаимодействие или конкуренция) и иметь различное влияние на учебу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого обучаемого всех этих компонентов сложной мотивационной структуры. Это позволит установить и мотивационную напряженность у данного субъекта, т.е. сумму компонентов мотива учебной деятельности: чем больше компонентов обусловливает эту деятельность, тем больше у него мотивационное напряжение [6].

Детально анализируя категорию мотивация обучения («мотивация учения»), О. С. Гребенюк справедливо отмечает, что она «представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладеть знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной дея-тельности»[7]. Мотивы обучения: предвидение результатов учения («выучу правило», «получу хорошую отметку», «овладею грамотой», «получу знания», «получу диплом»), предвидимые переживания, связанные с результатами учения, обладающие побуждающим характером, - всё это осознание потребности в знаниях.

Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента (курсанта, слушателя), мотивация сотрудника полиции составляют только часть мотиваци-онной сферы - ту, которая формируется на определённом этапе его жизни и связана с определёнными целями его жизнедеятельности. Главное, что отличает один вид от другого, состоит в различии «социальной ситуации развития», в которой она формируется. Существенным здесь является наличие таких деятельностей, как учебная, профессиональная или одновременно учебная и производственная.

У обучаемого (курсанта, слушателя) ведущая деятельность - учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации обучения. Активным в обучении является тот, кто создаёт потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их.

Приведём, вслед за В. А. Якуниным, примеры мотивов обучения: учатся потому, что понимают необходимость, полезность знаний; видят в обучении смысл для своего общего развития и будущей специальности; осознают необходимость образования для овладения профессией; многим интересно открывать новое; другие хотят поскорее получить профессию и стать самостоятельными и т.д [8].

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что формирование профессионализма обучаемых в образовательных учреждениях МВД России позволяет определить мотивацию обучения не только как потребность в получении учебных знаний, а, прежде всего, как ориентацию на получение профессиональных умений и навыков, высокого уровня профессионализма сотрудника органов внутренних дел. В этом случае более правильно говорить о профессиональной мотивации обучения.

Так, в работе В. А. Баклашова детально рассматриваются педагогические аспекты мотивов обучения курсантов вузов МВД России как основа формирования их профессионализма и личностного роста [9].

С целью анализа особенностей структуры и динамики, формирования профессиональных мотивов обучения нами было проведено анкетирование 250 курсантов 1-ого, 3-его и 5-ого курсов факультета подготовки специалистов ГИБДД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что мо-тивационная сфера курсантов претерпевает серьезные изменения в ходе их обучения в вузе. Так, основные мотивы поступления в вуз и обучения в нем на первом курсе зачастую уступают место на старших курсах второстепенным, неярко выраженным при поступлении мотивам. Например, в ходе ранжирования мотивов поступления в вуз системы МВД России на первое место курсанты определили: 1 курс - 87% - работа с людьми, служение человечеству, желание «сделать мир лучше»; 3 курс - 64% - достойная заработная плата, социальный пакет; 5 курс - 50% - гарантированное трудоустройство после обучения. Это говорит о том, что некоторые мотивы, пережив свою кульминацию в середине обучения, к выпуску утрачивают свой потенциал.

Кроме того, мотивом обучения в вузе курсанты всех трех курсов отметили получение необходимого уровня знаний для выполнения профессиональной деятельности, то есть данный мотив на протяжении всего времени обучения в вузе остается крепким стержнем, детерминирующим поведение курсанта.

На вопрос: «Какие факторы Вам мешают или снижают успеваемость?» 76% курсантов первого курса ответили, что этими факторами являются личные качества, такие как лень, плохо развитая память, недостаток личной организации в изучении отдельных дисциплин. На третьем курсе курсантам мешает в учебе кроме отрицательных личных качеств дополнительное несение нарядов. На пятом курсе сказывается потребность в профессионально-ориентированном обучении, поэтому курсанты отметили недостаток в практической направленности проведения занятий. Это говорит о том, что к пятому курсу обучения в мотивационной сфере курсантов начинают преобладать компоненты, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности.

Как результат обучения в вузе курсанты хотели бы получить для себя лично: на первом курсе - 82% высокую заработную плату, 76% необходимый «багаж

знаний», 12% возможность самореализоваться и 5% обучаться в адьюнктуре; на третьем курсе - 88% высокую заработную плату, 46% возможность самореализоваться; на пятом курсе - 50% возможность самореализоваться, 43% высокую заработную плату, 35% карьерный рост, 25% необходимый «багаж знаний».

В ходе анкетирования было выявлено, что абсолютное большинство выпускников (79,83%) удовлетворены избранной профессией и желают продолжить службу в ОВД (81,65%). О высоком уровне мотивации обучения говорит тот факт, что выпускники хотят добиться успешного карьерного роста и испытывают необходимость в профессиональном самообразовании.

В результате проведенных исследований показано, что профессиональные мотивы учения могут значительно различаться и у курсантов различных курсов и профилей подготовки, т.е. профессий или специальностей. Так, у одних курсантов цели обучения состоят в том, чтобы стать высококвалифицированным, отличным специалистом, профессионалом. Таких курсантов характеризует убежденность в правильности выбора профессии, ее соответствии их интересам и желаниям, склонностям, способностям и жизненным устремлениям. Другие обучаемые цели учения видят в приобретении новых знаний и получении удовлетворения от процесса обучения. Эти курсанты хотят больше узнать нового, расширить свои знания; они стремятся к самообразованию и совершенствованию своих знаний, широко используют дополнительные источники информации и стремятся глубже изучать учебные дисциплины, много читают дополнительной литературы.

Таким образом, мотивация обучения, а точнее профессиональная мотивация обучения определяется целями, потребностями и мотивами, а особенности её у каждого обучаемого зависят от их сочетания: от того, какие цели ставятся, насколько осознаются те или иные потребности, у кого какие побуждения возникают, от того, на что направлены мотивы.

Специфика обучения в учебных заведениях МВД России заключается в деятельностном подходе, а именно кандидаты на обучение, успешно прошедшие вступительные испытания, автоматически становятся сотрудниками органов внутренних дел. В Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» указано, что зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел [10]. Необходимо отметить, что, поступив в образовательное учреждение МВД России, курсант сразу же получает статус и удостоверение сотрудника ОВД и к нему предъявляются соответствующие требования как к сотруднику полиции.

На первом курсе курсант, попадая в новые условия жизни, общаясь в коллективе, в зависимости от уровня его подготовленности к деятельности, формирует профессионально одобряемый стиль решения служебных

задач, отношений в коллективе, морально-этические нормы отношений к коллегам и другим гражданам, формирует социальную идентификацию человека как члена системы МВД, члена конкретной службы, восприятие себя в профессии.

В связи с этим одна из проблем, с которой сталкиваются образовательные учреждения МВД при приеме курсантов, это так называемый инфантильный стиль поведения, связанный с низкой готовностью к самостоятельной деятельности, несформированность мотивационно-волевой сферы, нежеланием и неготовностью думать об ответственности и последствиях своих поступков. Такой вариант развития личности возникает вследствие чрезмерной опеки или низкой требовательности в ранние периоды воспитания и обучения, что сопровождается отсутствием накопления опыта самостоятельного конструктивного решения проблемных ситуаций и не развивает волевые механизмы регуляции поведения.

Другая проблема связана с особенностями сформированного опыта ряда курсантов, чье обучение проводилось в коллективах, чьи традиции не соответствуют деятельности службы (суворовцы, элитные школы, колледжи, армейские коллективы). В любом служебном коллективе существуют определенные профессиональные традиции, часто фиксированные на неосознаваемом уровне. Наличие опыта, отличного от требуемого, провоцирует возникновение конфликтов.

Необходимо учитывать, что при попадании в новую ситуацию человек, часто просто копируя поведение того, кого он считает более опытным, формирует свое поведение, причем не только в служебной обстановке, но и в личной жизни.

Это проявляется в новом социальном статусе курсанта и сотрудника полиции, несении им нарядов и служб, участии в усилениях и обеспечении охраны общественного порядка в период проведения массовых мероприятий.

Жестко регламентированные условия службы и обучения вызывают у значительной части курсантов проблемы адаптации. Как известно, адаптация как приспособление к окружающим условиям включает в себя различные аспекты.

Применительно к курсантам вузов МВД России это учебная адаптация к новым формам и методам обучения в высшей школе. Психологическая адаптация как приспособление к новым условиям проживания и жизнедеятельности, к новому статусу и социальному окружению, учебному коллективу, руководителям и начальникам, проблемам и трудностям. Она также включает приспособление курсанта к новым для него условиям службы, овладение ценностной ориентацией в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий.

Важной психологической особенностью учебно-профессиональной деятельности курсантов образо-

вательных учреждений МВД России является учеба в коллективе, который является не только учебным, но и служебным. Другими словами, учебный коллектив имеет начальников, командиров группы, отделения из числа самих обучаемых курсантов. Приказы и распоряжения этих командиров должны выполняться беспрекословно и точно. Однако, часто возникают конфликтные ситуации в звене младший командир - курсант, которые связаны с низкой мотивацией курсанта к службе и нежеланием выполнять установленные требования.

Нарушение целостности процесса учебной деятельности, неудовлетворительная адаптация хотя бы по одному из направлений приводит к низкой эффективности учебно-профессиональной деятельности, снижению мотивации, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации, вплоть до формирования кризисных психологических состояний, отчислению курсанта из вуза.

Учебно-профессиональная деятельность курсантов старших курсов вузов МВД России, главным образом, ориентирована на формирование практических умений и навыков, а также профессиональных знаний, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей на первичной должности после выпуска из вуза. Учебные практики и стажировки курсантов определяют их «вхождение» в профессию, а точнее -«первичную должность».

Психологические особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов старших курсов вузов МВД России включают изменение мо-тивационных установок и ценностных ориентаций, формирование новых стилей поведения и профессиональной деятельности. Вся сложность формирования учебной мотивации в вузе МВД России заключается в переходе от учебной к профессиональной деятельности. Основные различия, как известно, по линии потребностей и мотивов, целей и предметов этих деятельностей. Система потребностей и мотивов во многом определяет не только направление и уровень активности человека, но и своеобразие его личности. Потребности и мотивы составляют иерархию, которая характеризует целостную личность во всех областях его деятельности, побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности будущего сотрудника органов внутренних дел означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов.

Прежде чем формировать мотивацию обучения, педагогу необходимо ее познать, установить для себя реальность, с которой придется иметь дело. Признавая за мотивацией столь значительную роль в обеспечении учебной успешности, необходимо также признать и чрезвычайную значимость для продуктивности педагогической деятельности и педагогического общения адекватного познания педагогом мотивации обучения курсантов. В полной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу, и к курсантам вузов МВД России.

Профессиональная мотивация и профессиональные интересы как элемент в общей структуре мотивации личности всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности, в том числе и в процессе обучения профессии. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, влияющими на успешность профессионального обучения.

Учебная деятельность курсантов ориентирована на освоение программ профессиональной подготовки по конкретной специальности, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Большую роль в учебной деятельности курсантов вузов МВД России играют личностные, в том числе мотивационные особенности курсантов, их профессиональная направлен-

ность, профессионально-личностный потенциал, а также профессионализм преподавательского состава, качество и эффективность применения новых педагогических и информационных технологий, организация и методическое обеспечение учебного процесса.

Следовательно, деятельность курсантов вузов МВД России включает два основных компонента - учебную и профессиональную (служебную), которые тесно связаны с процессами адаптации и мотивацией курсантов к учебе в образовательном учреждении МВД России, получению образования, службе в органах внутренних дел. Это определяет необходимость дальнейшего изучения психологических особенностей мотивации обучения курсантов вузов МВД России, исследования ее структуры, уровней выраженности и многомерного вклада ведущих мотивов в успешность учебной деятельности будущих сотрудников полиции.

Библиографический список (References)

1. About reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Issue: Problems of national security the Krasnaya Zvezda Newspaper of March 3, 2011 № 16 (428), 2011.

2. Golovey T.A. Psychology of formation of the subject of activity during the periods of youth and a maturity: Abstract of Doctoral Thesis of psychological sciences. SPb., 1999.

3. Buldakov S. K. Methodological bases of training of specialists of the highest category. Kostroma, 2004.

4. Artamonov V.S. Methodological bases of management of professional adaptation of trainees in system of the highest educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Thesis of Doctor of technical sciences. M.: SPb Un-ty of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2000.

5. Mukhina G. A. Formation of professionalism at cadets of legal higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of future investigators: Thesis of Candidate of Pedagogical sciences. Kaliningrad, 1998.

6. Ilyin E.P. Motivation and motives.//Masters of psychology. St. Petersburg. http://www.universalinternetlibrary.ru. (Date of the address 19.09.14)

7. Grebenyuk O. S. Pedagogics of identity. Kaliningrad, 1999.

8. Yakunin V.A. Psychology of educational activity of students. M.: 2004.

9. Baklashov V.A. The esteem and formation of professional motivation of the doctrine at cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia of future quick workers: Thesis of Candidate of Pedagogical sciences, SPb., 2004.

10. About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate acts of the Russian Federation [An electronic resource]: The federal law of November 30, 2011 No. 342. Access from reference - legal Konsultantplus system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.