Научная статья на тему 'О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии'

О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2670
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / САМОДИСЦИПЛИНА / СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лядов Владимир Николаевич

Несмотря на большой поток литературы в области дисциплинированности, в которой содержатся различные подходы, раскрывающие данное понятия, проблема остается изучена не достаточно. В частности открытым является вопрос о компонентах и структуре дисциплинированности. В настоящей статье проводится анализ исследований, раскрывающих внутренний состав дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лядов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии»

Лядов В.Н.

О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии

Изучая внутренний состав дисциплинированности на базе курсантов высшего военно-учебного заведения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ввуз ВВ МВД РФ), мы намеренно не будем говорить о возрастных, гендерных, национальных и профессиональных отличиях в дисциплинированности, несмотря на многочисленные исследования в этом русле. Используя редукцию в данном вопросе, мы конечно можем и упустить некоторые существенные черты личности, но это позволит нам выделить структурные элементы дисциплинированности на более высоком уровне эмпирического обобщения, при этом для раскрытия структуры обязательно будут рассмотрены все сферы личности.

Учебным программам по подготовке курсантов ввузов ВВ МВД РФ отводится важная роль формированию у будущих специалистов профессионально значимых качеств личности, одно из них - военнопрофессиональная компетенция. К общим военно-профессиональным компетенциям, применительно к нашему дальнейшему исследованию, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения отнесена и дисциплинированность. Для формирования этой военно-профессиональной компетенции во внутренних войсках существует множество инструментов, таких как информационно-воспитательная работа, индивидуальновоспитательная работа и т.д. Кроме постоянно осуществляемой деятельности структур по работе с личным составом по повышению и поддержанию дисциплинированности, в ввузах ВВ МВД РФ преподается ряд дисциплин, направленных на повышение уровня военно-профессиональной компетенции.

Большое значение в военное педагогике и психологии, как отдельной дисциплине изучающей поведение военнослужащих и взаимоотношения в воинских коллективах, уделяется формированию дисциплины в коллективах и дисциплинированности у отдельных военнослужащих. Еще с Петровских времен понятие «дисциплина» тождественно порядку и послушанию. Однако,

на различных этапах развития общества понятие «дисциплина» претерпевало незначительные, но существенные в жизни общества изменения.

В различных источниках приводятся разные трактовки понятия дисциплины и дисциплинированности. Если под понятием дисциплины принято понимать социально-обусловленное поведение военнослужащего, то под дисциплинированностью понимают комплексное качество личности. Практически все исследователи данного феномена в русле педагогического воспитания склоняются к выводу, что это именно комплексное образование и воспитывается оно на различных уровнях (эмоциональном, когнитивном, волевом и т.д.). Б.М. Теплов писал, что личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, следовательно, возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий [19]. Здесь необходимо учитывать, что дисциплинированность является комплексным, целостным психическим явлением, которое вне социума развиваться и существовать не может. Социальная обусловленность дисциплинированности, в первую очередь, связана с необходимостью военнослужащим подчинять свои интересы интересам коллектива, а, во вторую очередь, развитие дисциплинированности как свойства личности формируется именно в обществе и коллективе.

Проблемами повышения дисциплинированности на различных этапах жизнедеятельности человека в современном обществе в рамках меняющихся ценностей занимаются российские педагоги и психологи. В методологию развития дисциплинированности у школьников и студентов большой вклад внесли ученые: А.С. Макаренко [9], В.А. Сластенин [15], В.А. Сухомлинский [17], И.С. Мальковская [10], Р.А. Рогожникова [12] и многие другие. В организациях и учреждениях, где предусмотрена военная служба и большое внимание уделяется воинской дисциплине. Более детально и глубоко над данной проблемой в отечественной военной педагогике и психологии работали и работают ученые: А.В. Барабанщиков [2], Н.Ф. Бондаренко [4], В.П. Прядеин [11], Э.П. Утлик [20], А.П. Андруник [1].

В психологии дисциплинированность определяется как комплексное качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям [16]. Многие отечественные и зарубежные ученые сходятся в том, что

дисциплинированность это сложное эмоционально-волевое качество личности. Так, Е.П. Ильин со ссылкой на В.И. Селиванова дает следующее определение дисциплинированности - сложное свойство личности, которое отражает способность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали и правилам общежития. Что такое правила общежития автор не расшифровал, но думается, что это не только взаимоотношения с другими людьми, но и управление самим собой, подчинение своего поведения и деятельности необходимости, подчас вопреки своим желаниям (самодисциплина) [7]. Однако, мнения многих отечественных психологов расходятся в таких фундаментальных вопросах, как место дисциплинированности в психологической структуре человека и, какова структура данного личностного образования. Если о роли дисциплинированности в психологической структуре человека на различных этапах его жизнедеятельности есть ряд эмпирических данных, то в рамках психологической структуры данного эмоциональноволевого качества выделяются различные, порой даже несовпадающие по смыслу, элементы и компоненты.

К примеру, в зарубежных источниках на проблему дисциплинированности смотрят несколько в другом ракурсе, чем

отечественные психологи. Там выделяют следующие элементы

дисциплинированности: школьная дисциплинированность,

дисциплинированность студентов, самодисциплинированность и военная дисциплинированность [22]. Соответственно и рассматриваются они обособленно, однако, как показывают данные исследований, в этих элементах прослеживаются некоторые закономерности. К таким закономерностям можно отнести положительную корреляцию по уровню интеллекта и успеваемости у школьников и студентов с самодисциплинированностью [23, 25].

Duckworth, A.L., Seligman, M.E.P.[23], Adler A.B., Thomas J.L. Castro C.A. [21] под дисциплинированностью понимают способность подавлять

приоритетные, личностно-значимые потребности в пользу более высокой цели, при том, что далее этот выбор не является автоматическим, а требует сознательных усилий. Дисциплинированность рассматривается, прежде всего, как самоконтроль и саморегуляция [24, 26].

В трудах отечественных педагогов и психологов прослеживаются различные подходы к описанию структурных элементов дисциплинированности. В учебнике войсковой академии ВС РФ под редакцией

Б.П. Бахарева описывается следующий состав дисциплинированности: дисциплинарная компетентность, личностная мотивация и психологические особенности личности [3]. Дисциплинарная компетенция в данном контексте понимается, как готовность военнослужащего к соблюдению дисциплинарных требований в рамках сформированной когнитивной составляющей. Личностная мотивация характеризуется уровнем и характером потребностей, обусловленных жизненным опытом и внешними условиями. Психологические особенности личности раскрываются как специфически врожденные и приобретенные свойства личности, определяющие устойчивые динамические и эмоциональные черты личности.

В некоторых других источниках находит свое отражение трехкомпонентная структура дисциплинированности, которая содержит интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты [1, 3, 10, 12]. Рассматривая дисциплинированность в рамках ценностного отношения к человеку, Р.А. Рогожникова пришла к выводу, что «дисциплинированность -интегральное качество личности, выражающее органическое единство и взаимодействие этических свойств, определяющих глубоко осознанную нравственную позицию человека, мотивы и способы поведения которого обусловлены сложившимся в обществе правилами, традициями, нормами морали и права» [12]. Кроме того, со ссылкой на В.А. Сластенина выделяются: дисциплина по соображениям выгоды, дисциплина по принуждению и внутренняя дисциплина, т.е. самодисциплина [13].

С точки зрения деятельностного подхода дисциплинированность можно рассматривать через мотивы, которые побуждают человека к действию. Здесь можно сказать, что дисциплинированность развивает у военнослужащего мотивы дисциплинированного, уставного поведения. Понимание действительности внешнего мира, проходя через призму внутренних условий человеческой личности, преломляется и находит отражение в его деятельности [14]. Некоторые ученые, используя в своих работах деятельностный подход, выделяют четыре типа дисциплинированности: истинную или сознательную, конформную или подражательную, прагматическую и критическую. В своем роде эти типы являются уровнями развития у военнослужащего такого свойства личности как дисциплинированность [16]. С.Е. Сычев в своей работе выделяет такие структурные компоненты дисциплинированности, как качества личности

курсантов: мотивационный, познавательный, волевой, операционный,

оценочный и мобилизационно - настроечный [18].

Вышеперечисленные подходы к рассмотрению дисциплинированности и различные педагогические модели не дают общей картины о ее структуре и компонентном составе. Более подробно структура дисциплинированности раскрывается с позиции системно-диспозиционного подхода, который в своей работе использовали Л.Я. Дорфман, Е.А. Гридюшко [5]. Изучая многокомпонентный состав дисциплинированности курсантов в русле теории черт личности А.И. Крупнова [8], они выделили трехфакторную структуру: внутренняя и сознательная дисциплинированность - первый фактор, экстернальность и показная дисциплинированность - второй фактор, предметность и осмысленность - третий фактор.

Используя эти материалы и опираясь на работы Duckworth, A.L., Seligman, M.E.P. [23, 24], в ходе проведенного исследования с курсантами младших курсов Пермского военного института ВВ МВД РФ нами были сделаны предварительные выводы о связях дисциплинированности с креативным мышлением, где опосредующим звеном выступает психометрический интеллект [6]. При практическом отсутствии психологических концепций дисциплинированности подтвержденных эмпирическим путем, на настоящий момент теория личности А.И. Крупнова является самой актуальной для дальнейшего исследования в данном русле.

В рамках системно-диспозиционного подхода можно выделить следующие компоненты дисциплинированности: установочно-целевой,

мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный. Здесь необходимо сказать, что каждый компонент включает две составляющие: гармоническую и

агармоническую [8]. Такой взгляд на структуру дисциплинированности в рамках эмпирической психологии позволяет выявлять различные закономерности с сопутствующими свойствами и чертами личности, например, психометрическим интеллектом, креативным мышлением, инициативностью и т.д.

В процессе выявления закономерностей и противоречий воспитания дисциплинированности зачастую упускаются отдельные свойства и черты личности военнослужащих. Углубленные психологические исследования

дисциплинированности как свойства личности очень скудны и не отвечают сегодняшним требованиям междисциплинарных связей.

Библиографический список:

1. Андруник, А.П. Педагогические основы личностно-ориентированного воспитания дисциплинированности: дис. ...канд. пед. наук. - Пермский военный институт ракетных войск., 2002, 201с.

2. Барабанщиков, А.В. Психология и педагогика: учебник высшей военной школы. - М., 1984, С. 96-98.

3. Бахарев, Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: учебник военный университет РФ. - М., 1998, 281 с.

4. Бондаренко, Н.Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у курсантов военных училищ: дис. .канд. пед. наук. -М., ВПА, 1987. - 181 с.

5. Дорфман, Л.Я., Гридюшко, Е.А. Структура дисциплинированности курсантов военного вуза внутренних войск МВД. // Педагогическое образование и наука, 2011. - № 3. С. 87-90.

6. Дорфман, Л.Я., Лядов, В.Н. Дисциплинированность курсантов под углом зрения их интеллекта и креативного мышления. // Педагогическое образование и наука, 2013. - № 4. С. 128-132.

7. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2001. С. 199-206.

8. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов, 2006. - № 1(3). С. 63-74.

9. Макаренко, А.С. Сочинения в 7 томах. - М., АПН РСФСР, 1958. - Т.5: Общие вопросы теории педагогике в советской школе. - 588 с

10. Мальковская, И.С. Учитель - ученик. - М., Знание, 1977. (Сер. Пед. и психол .№2) . - 64 с.

11. Прядеин, В.П. Ответственность как предмет психологического исследования. - Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 209 с.

12. Рогожникова, Р.А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку: дис. ...док. пед. наук. - Пермь, 1998. - 327 с.

13. Рогожникова, Р.А., Демина, О.В. Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку // Сибирский педагогический журнал, 2014. - № 2. С. 40 - 44.

14. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. - М., АН СССР, 1957. - 307с.

15. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

16. Стрижов, Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ввузов: дис. .канд. псих. наук. - М., 1988. С. 5-27.

17.Сухомлинский, В.А. Потребности человека в человеке. - М., Советская Россия, 1978. - 96 с.

18. Сычев, С.Е. Воспитание дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в современных условиях: дис. .канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 181 с.

19. Теплов, Б.М. Психология: учебник средней школы. - М., 1954. - 422 с.

20. Утлик, Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: дис. .док. псих. наук. - М., 1996. - 330с.

21. Adler, A.B., Thomas, J.L., & Castro, C.A. (2005) Measuring up: comparing self-reports with unit records for assessing soldier performance // Military psychology, 2005, 17(1), pp. 3-24

22. Caforio, G. (2003). Handbook of the sociology of the military. Plymouth, MA United States, Springer. pp. 243, 262-63.

23. Duckworth, A.L., & Seligman, M.E.P. (2005). Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents // Psychological science, 12,12, pp. 939-944.

24. Duckworth, A.L., & Seligman, M.E.P. (2006). Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores. Journal of Educational Psychology, 98(1), pp. 198-208.

25. Jung, K-R., Bahrassa, N.F., &Lee, R.M. (2009). Academic self-discipline as a mediator between academic self-efficacy and college GPA. Poster presented at the 117th Annual American Psychological Association Conference, Toronto, Canada.

26. Swanberg, A.B., & Martinsen, O.L. (2007). Approaches to studying and the role of self-discipline. American Psychological Association 2009 Convention Presentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.