DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-12-15
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
КАК СВОЙСТВО ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алещенко М.В.
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, Российская Федерация
В статье рассмотрена дисциплинированность как свойство характера, профессионально необходимое для успешной службы в войсках национальной гвардии. Рассмотрено понятие дисциплинированности, основные компоненты ее структуры, роль руководителя для повышения дисциплинированности в воинском коллективе. Показана необходимость в современных социокультурных условиях специальной работы по развитию дисциплинированности военнослужащих войск национальной гвардии.
Ключевые слова: дисциплина; дисциплинированность; характер; самодисциплина; развитие; условия; поведение; структура дисциплинированности; военнослужащие.
DISCIPLINE AS A PROPERTY OF THE CHARACTER OF THE MILITARY FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION OF THE NATIONAL GUARD
Aleshchenko M. V.
Novosibirsk Military Institute of the Army
General I.K. Yakovlev, the Russian troops of the National Guard, Novosibirsk, Russian Federation
The article describes the discipline as a character trait, professionally necessary for successful service in the National Guard troops. The
concept of discipline, the main components of its structure, the role of leader to improve discipline in the military collective. The necessity in today's socio-cultural conditions of the special work on the development of the discipline of the military forces of the National Guard.
Keywords: Discipline; discipline; character; self discipline; development; conditions; behavior; discipline structure; the military.
Дисциплина и дисциплинированность является одной из важнейших показателей качества военного профессионализма, влияющая на успешное выполнение задач служебно-боевой деятельности [6]. Интересно сопоставить представления о дисциплинированности русских философов. Многие рассматривали дисциплинированность как «общественную репутацию» личности, как сложную систему устойчивых умственных и нравственных качеств, через которую раскрывается сущность человека - члена общества.
Продолжая вышесказанную мысль, дисциплинированность содержит следующие допущения:
— дисциплинированность как черта характера имеет сложное строение (структуру) и может находиться на разных уровнях развития;
- основными критериями степени развития дисциплинированности являются уровень развития субъектности (система ценностей, саморегуляция, рефлексия и др.) и уровень самодетерминации, обуславливающие осознанное и ответственное выполнение тех или иных требований деятельности;
— в качестве факторов дисциплинированности, в зависимости от уровней ее развития, могут выступать внешние (требования устава, система наказаний, поощрений, социальные экспек-тации, наличие контроля) и внутренние (уровень саморегуляции и развитие воли, система ценностей, на которые человек ориентируется, специфика мотивации и другие);
- при создании условий, способствующих развитию внутренних факторов дисциплинированности, возможно ее развитие и воспитание у военнослужащих.
Высокая дисциплина основывается на высокой сознательности военнослужащих [3]. Сознательное выполнение установленных для армии правовых и моральных норм формирует у военнослужащих способность в любой сложной обстановке управлять своим поведением и действиями. Не случайно наибольших успехов достигают те командиры, которые на основе глубокого разъяснения сложной современной международной обстановки развивают у подчиненных чувство личной ответственности за безопасность страны, вырабатывают ясное понимание необходимости строго соблюдения воинской дисциплины.
В современных условиях состояние дисциплины зависит от всей совокупности форм и методов воинского и нравственного воспитания, совместной деятельности командиров и органов по работе с личным составом. Центральное место в этом исключительно важном деле принадлежит командиру-единоначальнику. От его требовательности, умения направить усилия всего воинского коллектива на обеспечение твердого уставного порядка, высоких показателей в боевой подготовке зависит, прежде всего, уровень дисциплины.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский [8] неоднократно подчеркивал, что учитель, воспитатель должен знать, прежде всего закономерности развития явления и только на этой основе принимать решения. Выработать рекомендации на каждый случай жизни в принципе можно, но это будут такие большие тома, что для поиска подходящих рекомендаций придется потратить значительно больше времени, чем на самостоятельное решение при условии твердых знаний психологических и педагогических закономерностей развития явления. Следовательно, практические рекомендации обобщенного характера могут быть разработаны только на типичные случаи и ситуации в армейской жизни. Чрезвычайно актуальным и важным является сегодня требование о необходимости повышения уровня психолого-педагогических знаний офицеров как надежного условия повышения эффективности их работы по обучению и воспитанию своих подчиненных. Совершен-
но очевидно, что управлять каким-либо процессом можно только на основе знания закономерностей его протекания.
Любой процесс, в том числе и социальный, развивается и протекает прежде всего в силу действия внутренних объективных законов и закономерностей. Управлять им - значит: во-первых, создавать благоприятные условия для проведения положительных тенденций; во-вторых, прикладывать управляющие воздействия, причем прикладывать их нужно в необходимых точках, с необходимой силой, в определенной последовательности, с учетом временных параметров. Вот тогда процесс развивается в нужном направлении.
Таким образом дисциплинированность военнослужащих войск национальной гвардии - это сложившееся на основе его внутренних убеждений сознательное отношение к законам, распорядку, требованиям воинской дисциплины, а так же умения и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с этими требованиями.
Список литературы
1. Болыпунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 235 с.
2. Володарская Е.А., Мещерякова Ю.С. Имидж воинской дисциплины у современных военнослужащих // Человеческий капитал. №3 (87). 2016. С. 82-84.
3. Дисциплинарный устав B.C. Р.Ф. Утвержденный Указом Президента Р.Ф. от 10.11.2007 г. №1495.
4. Дорфман Л.Я., Гридюшко А.Е. Структура дисциплинированности курсантов военного вуза внутренних войск МВД РФ // Педагогическое образование и наука. №3. 2011. С. 87-90.
5. О долге и чести воинской в российской армии. М:. Военное издательство, 1991. 210 с.
6. Суворов А.В.Каждый солдат должен знать свой маневр// На боевом посту. 2005. №1. С. 27.
7. Ушинский К.Д. Собр. сочинен, т. 10М.-Л., 1952. С. 182.