Научная статья на тему 'Методические основы формирования личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации'

Методические основы формирования личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / САМОВОСПИТАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНСТИТУТА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / METHODS OF EDUCATION / SELF-EDUCATION / THE REQUIREMENTS OF QUALIFYING CHARACTERISTICS / THE CONCEPTUAL MODEL OF THE MODERN GRADUATE OF THE MILITARY INSTITUTE / THE QUALITY OF TRAINING IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухватуллин Б.Т., Аравин И.Л.

В работе рассмотрены проблемные вопросы воспитания и формирования личности будущих офицеров, возникающие при обучении в вузах войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухватуллин Б.Т., Аравин И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF THE PERSONALITY OF OFFICER OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper discusses the problematic issues of education and formation of personality of the future officers that arise when teaching in universities of national guard troops.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тухватуллин Б. Т., Аравин И.Л.

Новосибирский военный институт войск национальной гвардии, г. Новосибирск, Россия

В работе рассмотрены проблемные вопросы воспитания и формирования личности будущих офицеров, возникающие при обучении в вузах войск национальной гвардии.

Ключевые слова: воспитание; формирование личности; методы воспитания; самовоспитание; требования квалификационных характеристик; концептуальная модель современного выпускника военного института; качество подготовки специалистов в военном образовательном учреждении.

METHODICAL BASES OF FORMATION

OF THE PERSONALITY OF OFFICER OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tukhvatullin B.T., Aravin I.L.

Novosibirsk Military Institute of National Guard troops, Novosibirsk, Russia

The paper discusses the problematic issues of education and formation ofpersonality of the future officers that arise when teaching in universities of national guard troops.

Keywords: education; personality development; methods of education; self-education; the requirements of qualifying characteristics; the conceptual model of the modern graduate of the military Institute; the quality of training in military educational institutions.

Важным элементом системы обеспечения безопасности личности, государства, общества являются войска национальной гвардии Российской Федерации. Для успешного функционирования этой системы необходим кадровый состав, готовый не только и не столько следовать за меняющимися условиями жизни, но и работать на опережение, учитывая возникающие социокультурные феномены в существующих профессиональных реалиях [4, с. 3].

Военно-исторический анализ второй мировой войны свидетельствует о том, что «... развитие способов ведения военных действий в свою очередь оказывало непосредственное влияние на решение всего комплекса проблем вооруженной борьбы, предъявляло новые требования к подготовке военных кадров, обучению и воспитанию личного состава, формам и методам управления войсками» [1, с. 43]. Несомненно, со времен войны характер действий, задач, противоборствующих сил в корне изменился, но неоспоримые истины военного времени (в плане подготовки кадров) остаются абсолютно приемлемыми в настоящее время.

Направленность действий, приемов и способов формирования личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации определяется требованиями уставов Вооруженных Сил, ФГОС, приказами и распоряжениями директора войск национальной гвардии Российской Федерации.

Не раз доказана справедливость слов (утверждается, что принадлежат они М.И. Кутузову): «Каковы офицеры - такова и армия». Безусловно, качество офицерского состава предопределяется государственной политикой в отношении конкретной силовой структуры и офицеры - это ее продукт. Однако, распространять это общее понимание на каждого офицера некорректно, т.к. любая личность обладает своим потенциалом, определенной степенью самостоятельности и твердости характера, позволяющими несмотря ни на что сохранять свою индивидуальность. Подготовка офицерских кадров - это по своей сущности процесс формирования личности офицера, способного выполнять определенные социальные функции. Для выполнения этих функций

офицер должен обладать целым рядом качеств и свойств. Чтобы их сформировать, повседневная деятельность курсанта организуются в условиях уставного порядка, в воинских коллективах [2, с. 42].

Для понимания сущности воспитания важно и другое: форма поведения, возникшая для удовлетворения определенной потребности, сама может стать потребностью, так как приносит удовлетворение. Например, курсант, действуя на занятиях по вождению боевых машин в должности командира машины, чувствовал себя не совсем уверенно. Но, преодолев робость, справился с возложенными на него обязанностями, заслужил одобрение преподавателя, командира подразделения и своих товарищей. Более того, он получил удовлетворение от самого процесса выполнения обязанностей командира, в результате у курсанта появилось новое качество -интерес к полевым занятиям, к формированию командирских качеств, организаторских и творческих способностей.

Практика формирования личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации свидетельствует, что в результате упражнений некоторые формы поведения настолько закрепляются, что становятся качествами личности, уставной порядок, поддерживаемый в военных институтах, формирует такое качество личности, как дисциплинированность. Однако бывает и так, что под влиянием требовательности командиров курсант выполняет все, что от него требуют, но, как только контроль ослабевает, разрушается годами формируемая форма поведения. Это происходит потому, что сформировалась не дисциплинированность, а умение приспосабливаться к требованиям командиров. И хотя формой определенного поведения курсант овладел, без социального мотива оно не стало качеством личности. Иными словами, вместо действительно профессиональных качеств, какие требуются сформировать, на практике вырабатываются качества несколько иного спектра.

Усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведет к появлению своеобразного нравственного форма— 158 —

лизма: формы поведения усваиваются только как умения и остаются ими, не превращаясь в потребность. Фактором развития и воспитания новые знания и умения становятся лишь тогда, когда у курсанта появляется потребность в их применении, когда усвоенные формы поведения становятся потребностями.

Основной путь повышения эффективности воспитательной деятельности заключается в овладении методикой воспитания, принципами педагогического подхода к личности. Развитие методического мастерства занимает центральное место в процессе практического постижения искусства воспитания.

Совершенствование, обогащение методики воспитательного воздействия осуществляются в живой творческой деятельности благодаря коллективным и индивидуальным усилиям командиров, преподавателей вуза.

Формирование личности офицера — сложный процесс обучения и воспитания курсантов. В основу воинского обучения и воспитания положено требование учить выполнению боевых задач в любых условиях. Выполнение этого требования достигается в первую очередь высокой выучкой курсантов. На практических занятиях по вождению боевых машин и тактических учениях не только закрепляются знания, умения и навыки, полученные курсантами, но и закаляется их воля, формируются организаторские и творческие способности, вырабатывается выносливость, укрепляется эмоционально-волевая устойчивость.

Методы воспитания курсантов - убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение и принуждение, критика и самокритика. Ни один из них не является универсальным, пригодным для решения всех возникающих задач. Правильно реализовать методы воспитания можно лишь на основе их комплексного применения. Однако ведущим, определяющим в системе воспитания является метод убеждения. Он обращен к разуму, сознанию и чувствам курсанта, обеспечивает добровольное восприятие им идей, желательных для воспитателя, самостоятельное их осмысление, превращение в мотивы поведения, в руководство к действию.

Формирование личности офицера является в значительной мере процессом самовоспитания, поэтому требует от курсантов обязательных волевых усилий. Начальный волевой потенциал будет выше, если курсант уяснит свою задачу и четко представит путь ее решения. Знание и понимание сущности командирских качеств офицера и той роли, которую они будут играть в последующей служебной деятельности, стимулируют волю, служат средством достижения конечной цели. Вот почему начинать надо с мобилизации курсантов на достижение поставленной цели, с выработки желания трудиться для развития необходимых качеств. Курсант должен прежде всего глубоко осознать значимость своего труда, понять, что командирские качества офицера-специалиста, приобретенные в институте, не только определяют успехи в его будущей деятельности, так и состояние войск национальной гвардии в целом. От степени сформированное™ социального мотива во многом будут зависеть его отношение к учебе и службе, его социальная зрелость.

Мобилизация курсантов на формирование и развитие командирских качеств - важный и чрезвычайно трудоемкий процесс.

Учебную деятельность можно представить как модель подготовки обучаемого к профессиональной деятельности. Проектирование такой модели должно исходить из ее сущностно-содержательной основы. Следовательно, на будущую деятельность выпускника должны быть ориентированы и основные задачи обучения [5, с. 42].

По мере мобилизации курсантов на формирование командирских качеств офицера следует переходить к выработке необходимых привычек, характера, свойств личности. Командиры курсантских подразделений и преподаватели должны умело использовать благоприятно складывающуюся обстановку и специально создавать такие условия, которые потребуют от курсантов систематического проявления формируемых качеств, и таким образом добиваться превращения отдельных поступков в привычку, закрепления привычек в характере, свойстве личности [3, с. 94].

Мобилизация курсантов на формирование командирских качеств офицера включает: разъяснение сущности командирских качеств офицера и роли, которую они играют в служебной деятельности; убеждение в возможности развить командирские качества офицера до требуемого уровня; постоянное проявление командирских качеств офицера преподавателями и командирами курсантских подразделений.

Указанные действия по формированию у курсантов командирских качеств офицера взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому было бы ошибочным например, считать, что с началом тренировок прекращается мобилизация курсантов на формирование у них командирских качеств.

Многообразны действия, приемы и способы, которые могут быть применены для формирования у курсантов командирских качеств офицера. В каждом конкретном случае следует творчески подходить к их выбору и применению, отдавая предпочтение тем приемам и способам действий, которые могут оказать наиболее эффективное воздействие на курсантов в конкретной ситуации.

Список литературы

1. Вторая мировая война. Итоги и уроки. М.: Воениздат, 1985. 326 с.

2. Зольников И.В. Формирование готовности персонала безопасности к профилактике противоправного поведения молодёжи во время спортивно-массовых мероприятий / И.В. Зольников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 140-143.

3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986. 160 с.

4. Тухватуллин Б.Т. Педагогические условия формирования военно-профессиональной компетентности курсантов вузов внутренних войск МВД России: Дис. канд. пед. наук. М., 2013 г. 187 с.

5. Тухватуллин Б.Т Модель профессиональной подготовки курсантов военного вуза // Европейский журнал социальных наук. 2012. № 6. С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.