Научная статья на тему 'Особенности воспитания и педагогического сопровождения личного состава войск национальной гвардии'

Особенности воспитания и педагогического сопровождения личного состава войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / ESPECIALLY EDUCATION / FEATURES OF EDUCATIONAL WORK / NATIONAL GUARD TROOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич, Петровских Сергей Александрович

В настоящей статье рассмотрены взгляды военных педагогов на основные особенности воспитательной работы с личным составом войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич, Петровских Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of education and pedagogical support personnel of national guard troops

In this article we consider the views of military teachers on the main features of educational work with personnel of national guard troops.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания и педагогического сопровождения личного состава войск национальной гвардии»

Карсанов Э. Х., Петровских С. А. Особенности воспитания и педагогического сопровождения личного состава... УДК 378.6

Э. Х. Карсанов, С. А. Петровских

КАРСАНОВ Эдуард Хаджимуссаевич

Начальник факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат педагогических наук

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: [email protected]

KARSANOV Eduard Khadzhimusaevich

Head of faculty of training personnel of higher qualification and additional professional education

of the Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 E-mail: [email protected]

ПЕТРОВСКИХ Сергей Александрович

Адъюнкт очного обучения адъюнктуры факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (967) 550-00-02 E-mail: [email protected]

PETROVSKY Sergei Alexandrovich

Adjunct full-time study of postgraduate studies of the faculty of training personnel of higher qualification

and additional professional educationof the Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation

Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (967) 550-00-02 E-mail: [email protected]

Особенности воспитания и педагогического сопровождения личного состава войск национальной гвардии Features of education and pedagogical support personnel of national guard troops

В настоящей статье рассмотрены взгляды военных педагогов на основные особенности воспитательной работы с личным составом войск национальной гвардии.

Ключевые слова: воспитание, педагогическое сопровождение, особенности воспитания, особенности воспитательной работы, войска национальной гвардии.

In this article we consider the views of military teachers on the main features of educational work with personnel of national guard troops.

Keywords: education, pedagogical support, especially education, features of educational work, national guard troops.

Теоретический анализ педагогического опыта воспитательной работы с личным составом даёт представление о том, какой должна быть работа в данном направлении, но вместе с тем не учитывает некоей доли специфики, которая находит своё отражение в особом организационно-правовом статусе войск национальной гвардии Российской Федерации. Применительно к войскам национальной гвардии необходимо посредством воспитательной работы с личным составом развивать существующие ценности и формировать новые, соответствующие современным условиям и назначению войск.

Решение этой сложной проблемы требует комплексного похода. Ситуация, сложившаяся на современном этапе в органах МВД России, характеризуется непрерывными изменениями в законодательстве, регулирующем правовой статус института внутренних войск МВД России. Последние пятнадцать лет, с 2000 по 2015 гг., меняется действующее законодательство. В 2016 г. структура вышла из состава МВД России, была переименована, и обрела относительную самостоятельность, став комплексной по своему характеру. Разносторонние задачи, функции, ответственность и права, которые государство ставит перед данным органом исполнительной власти, обусловили интеграцию в общую организационную структуру бывших внутренних войск таких подразделений, как ОМОН, СОБР, УВО и других силовых структур. Личный состав подразделений будет комплектоваться из военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. Учитывая складывающуюся ситуацию, требуют переосмысления особенности воспитания личного состава в данной структуре.

Очевидно, что ключевым аспектом деятельности командиров подразделений войск национальной гвардии с точки зрения социальной и практической актуальности будет воспитательная работа с личным составом. Важность данного аспекта в работе командиров очевидна и обусловлена необходимостью укрепления правопорядка, воинской дисциплины и профилактики правонарушений, которые, по свидетельству исследователей и практиков, имеют место [3], Анализ публикаций за последние пятнадцать лет позволяет сделать вывод, что эффективность процесса воспитания

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р

I

*

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

а »

р

о о г s

S

ISJ

о

личного состава во многом зависит от профессиональной компетентности командира подразделения, профессионализма его деятельности и личности. Отсюда процессы реформирования, происходящие в подразделениях войск национальной гвардии, во многом определяют необходимость формирования профессионально-педагогической компетентности руководящего состава войск национальной гвардии. Следует также отметить, что управление воспитательной работой в войсках национальной гвардии требует научного переосмысления.

Обращение к научной литературе, посвящённой вопросам военной педагогики и отдельным аспектам воспитания личного состава в военных государственных структурах, показывает, что для данного процесса характерны как общие, так и специфические черты. Выделение особенностей воспитательной работы с личным составом войск национальной гвардии является объектом изучения многих наук: право, социальная работа и социальная педагогика, государственное управление, педагогика, психология и др.

Весьма специфической особенностью является административно-правовой статус войск национальной гвардии РФ, что само по себе накладывает особый отпечаток на систему воспитания личного состава в данном федеральном органе исполнительной власти [2, с. 7]. Здесь присутствует некоторая неоднозначность: с одной стороны, Национальная гвардия - это специфический вид федеральной государственной службы, подведомственной главе Российского государства, с другой - Национальная гвардия занимает своё место в системе военизированных структур (морские, авиационные части, подразделения спецназа и др.). Поэтому воспитание личного состава войск национальной гвардии России должно строиться с учетом системы качеств, определяемых этическим кодексом государственного служащего [10], Военной присягой [9] и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации [7]. В каждом отдельном документе эти системы качеств конкретизированы, нет необходимости перечислять их в статье, но в работе с личным составом необходимо учитывать, что вышеуказанные документы являются теми ориентирами, с учётом которых должна строиться воспитательная работа с личным составом войск

Педагогика

t^ национальной гвардии РФ. Это значит, что при проектиро-2 вании воспитательного процесса в новых условиях большое ^ значение имеет комплексный подход к организации вос-Zn питательной работы и организация правового воспитания, ^ направленные на укрепление законности и воинской дисци-^ плины. Данная функциональная обязанность является при-^ оритетной в служебно-боевой деятельности должностных

ии лиц национальной гвардии. у Воспитание личного состава имеет ряд специфиче-

^о ских особенностей, объясняемых жёсткой регламентацией армейской жизни. Вместе с тем, на самом высоком уровне ^ признаётся необходимость гуманизации воспитания личного состава как необходимого условия повышения привлекаем тельности службы в войсках национальной гвардии России. 5 A.A. Сотосов определяет специфические организа-

g ционные основы воспитательной деятельности, опреде-¡^ ляющие полноценность это процесса в структуре войск ^ национальной гвардии [6, с. 234-237]. Основные положения, S сформулированные исследователем, указывают на то, что они определяют состав структуры воспитательной работы с g военнослужащими, и на современном этапе они не утратили ° своей актуальности, их трудно чем-то заменить. К ним от-u носят: 1) комплекс воспитательных целей, отражающих каче-^ ственные характеристики военнослужащего в соответствии ю с практикой деятельности войск национальной гвардии; &1 2) воспитательную деятельность командиров подразделений tu и органов по работе с личным составом, в соответствии с целями воспитания; 3) управляемое со стороны командиров ^ и их заместителей по работе с личным составом самосовер-М шенствование личности военнослужащего в соответствии Ö с осознанным идеалом личности военнослужащего войск « национальной гвардии; 4) организованную педагогическую Я среду для жизни и деятельности военнослужащего. По о нашему мнению, возможно дополнить данный перечень pq направлений воспитательной работы, для чего необходимо формировать новые ценностные ориентации, соответствующие целям и задачам новой структуры.

Исследователь истории внутренних войск С.Г. Лысенко отметил, что войска национальной гвардии отличает направленность на решение специфических служебных и боевых задач [5, с. 82]. Исследователь подчёркивает, что войска национальной гвардии имеют сложную разветвлённую организационную структуру. Их состав, задачи и правовой статус на разных исторических этапах изменялся в зависимости от внешней и внутренней политики государства, но вместе с тем сохранялось главное назначение войск национальной гвардии - обеспечение законности и правопорядка. Таким образом, можно косвенно предположить, что особенности воспитательной работы как части деятельности командования в системе войск национальной гвардии определяют организационная структура, состав, задачи и правовой статус войск национальной гвардии РФ, а также внешнеполитические факторы. Можно утверждать, что на современном этапе, в отношении обновленной структуры, созданной на базе внутренних войск, положения, сформулированные С.Г. Лысенко, принципиально не меняются.

Наиболее полно характеризует особенности воспитательной работы с личным составом во внутренних войсках утратившее силу и действующее законодательство.

Сравнительный анализ с действующего законодательства указывает на то, что принципы деятельности новой структуры не претерпели значительных изменений - изменилось содержание работы, которое конкретизируется в функциях и задачах. Законность, соблюдение прав человека и гражданина, единоначалие и централизация управления - эти принципы сохранили своё значение. Мы считаем, что воспитательная работа командиров подразделений с личным составом как часть деятельности войск национальной гвардии в широком смысле должна строиться с учётом данных принципов [8]. В структуре воспитательной работы как системы можно выделить следующие направления: правовое, социально-педагогическое и управленческое. Вместе с тем в условиях служебно-боевой деятельности соблюдение изложенных принципов вступает в противоречие с реальностью, что находит своё выражение в превышении должностных полномочий и нарушении воинской дисциплины.

Согласно действующему законодательству, комплектование личного состава войск национальной гвардии происходит по нескольким основаниям: путём призыва граждан

на военную службу, путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу, федеральными гражданскими служащими, а также поступление сотрудников на добровольную военную службу и служба по контракту. Отсюда следует что, мотивация личного состава войск национальной гвардии разная по своей структуре. Следовательно, структура ценностей у каждой из групп кадрового состава будет значительно отличаться, а превратить её в реальные требуемые мотивы поведения в условиях служебно-боевой деятельности видится возможным при разработке соответственно четырёх отдельных групп подходов к воспитанию личного состава. По нашему мнению, для этого необходимо исследование исходных мотивов поступления на службу в войска национальной гвардии. Внимательное изучение мотивов и направленности личности каждого поступившего на службу позволит выработать эффективные подходы к воспитательной работе с личным составом.

Воспитательная работа с личным составом войск национальной гвардии осложняется рядом дополнительных направлений: 1) воспитательная работа с солдатами и сержантами, офицерами, которые проходят службу по призыву и по контракту; 2) воспитание военнослужащих-женщин (тендерный аспект); 3) воспитательная работа с членами семей военнослужащих (семейное воспитание); 4) воспитание гражданских служащих; 5) воспитательная работа с военнослужащими, отличающимися девиантным поведением; 6) воспитательная работа с верующими военнослужащими. Таким образом, комплектация войск национальной гвардии по смешанному принципу повышает требования к педагогической подготовке заместителей командиров по работе с личным составом, командиров рот, батальонов.

Анализ действующего законодательства позволяет понять и иные особенности воспитательной работы с личным составом. В первую очередь это касается вопросов подготовки кадров войск национальной гвардии. её отличает прежде всего непрерывный характер: начальная подготовка - система СПО - система ВПО - система ДПО - система профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих - система профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников.

В. П. Блинников, исследуя особенности правового воспитания военнослужащих внутренних войск МВД, описывает цели и задачи, содержание, направления и порядок организации правового воспитания личного состава. Отличительной особенностью правового воспитания является ориентация личного состава на укрепление законности и правопорядка [1, с. 490-492]. Принцип законности является руководящим и определяющим порядок функционирования самих войск. Это положение сохранило свою актуальность и применительно к деятельности войск национальной гвардии.

Общеизвестно, что в процессе профессиональной подготовки к любой деятельности, в том числе и личного состава органов войск национальной гвардии, обучение и воспитание неразрывно связаны. К тому же отдельные элементы профессиональной подготовки невозможно сформировать в процессе обучения на университетских академических курсах, которые способствуют формированию общих знаний и представлений о войсках национальной гвардии. Такие компоненты профессиональной подготовки, как набор профессиональных качеств и ценностей, формируется в первую очередь в процессе служебно-боевой деятельности, и лишь затем в процессе воспитательной работы с личным составом, и происходит это не так быстро, как в случае со знаниями. Ведущая роль в этом процессе отводится командирам подразделений войск национальной гвардии, их заместителям по работе с личным составом, которые личным примером должны оказывать влияние на личный состав как носители профессиональных ценностей. В этой связи актуальным представляется процесс педагогического сопровождения в его теоретическом и практическом осмыслении.

Для задач разработки теоретических основ педагогического сопровождения воспитательной работы с личным составом в системе войск национальной гвардии РФ и выделения её особенностей наиболее близким является определение «воспитание», предложенное советским психологом-педагогом А.Н. Леонтьевым. Учёный, уделяя внимание проблемам общей психологии, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеа-

Карсанов Э. Х., Петровских С. А. Особенности воспитания и педагогического сопровождения личного состава..

лов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения людей. Мы разделяем точку зрения учёного и рассматриваем процесс профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования кадров войск национальной гвардии как социально-культурную деятельность. К тому же следует признать, что в структуре органов войск национальной гвардии сложилась своя организационная культура со свойственными ей атрибутами, имеющая свои ценности. Проектируя процесс педагогического сопровождения в выбранном направлении, следует отметить важность высокой педагогической культуры у заместителей командира по работе с личным составом и командиров подразделений, необходимость формирования новых профессиональных ценностей, отвечающих условиям служебно-боевой деятельности, о чём говорилось выше. Данные составляющие мы рассматриваем как важнейшие организационно-педагогические условия.

Исследование особенностей воспитания личного состава войск национальной гвардии России, по нашему мнению, тесно связано с проблемой культуры воспитательной деятельности, сформированной у офицеров подразделений данной структуры. Указывая на важность формирования данного компонента компетенции у командиров подразделений внутренних войск, Ю.Я. Костенко отмечает наличие проблем и несформированность данной компетенции у руководящего состава [4, с. 74]. Среди наиболее распространенных проблем в организации воспитательной работы с личным составом автором публикации отмечены следующие: 1) нарушение логики воспитательной деятельности; 2) искажение методики воспитательной работы; 3) недостатки в организации воспитательных воздействий на военнослужащих; 4) нарушение норм профессиональной этики. Результаты исследований, представленные Ю.Я. Костенко, указывают на доминирующее среднее значение сформированности уровня воспитательной культуры у командиров батальонов, взводов и рот (50-70 %, или 1-е ранговое место). Если объединить данные по неудовлетворительному и низкому уровню сформированности уровня воспитательной культуры, то более 30 % руководящего состава внутренних войск соответствует низкому уровню воспитательной культуры (или 2-е ранговое место). Анализ влияния комплекса причин на уровень культуры воспитательной деятельности командиров подразделений, позволил прийти к выводу о том, что невысокие значения по данному компоненту объясняются нежеланием и неумением в полной мере использовать выводы и рекомендации ученых в области военной педагогики. К тому же произошедшее реформирование структуры не снижает значимости перечисленных проблем и противоречий - они сохранились, и их необходимо решать.

Понять особенности воспитания личного состава войск национальной гвардии позволяет уточнение характера задач и потребностей служебно-боевой деятельности военнослужащих данной структуры. Уделяя внимание данному вопросу, Ю.Я. Костенко пришел к выводу о том, что ключевой целью воспитательной работы командиров подразделений с личным составом внутренних войск является формирование высокой морально-психологической готовности подчиненных к безусловному и безупречному выполнению служебно-боевой деятельности [4, с. 75-77]. Чтобы решить данную задачу в условиях новой структуры, необходимо проанализировать новые полномочия и функции войск национальной гвардии России.

Достижение подобного результата автор публикации видит в решении целого ряда специфических воспитательных задач, характерных для структур МВД: 1) формирование у личного состава потребности в осуществлении действий, направленных на выполнение поставленных задач в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, Военной присяги и уставами Вооруженных Сил; 2) формирование у личного состава подразделений внутренних войск позитивных установок на патриотизм, государственное устройство РФ, внутреннюю и внешнюю политику Российского государства, положительного отношения к внутренним войскам, деятельности командиров и начальников, поставленным задачам; 3) формирование у личного состава представлений о поставленных задачах и способах их эффективного решения; 4) формирование у личного состава понимания объективной необходимости соответствующих действий и их моральной и правовой обоснованности; 5) формирование у личного состава уверенности в возмож-

ности решения поставленных задач, основанной на анализе щ своих сил, возможностей, психологического настроя, опыта, с надежности коллег; 6) отсутствие сомнений в моральной ^ поддержке и социальной защищенности личного состава и и их семей со стороны государства. Эти и другие аспекты мо- С рально-психологической готовности личного состава не ис- р черпывают всего многообразия компонентов, но выделены к как наиболее значимые для службы во внутренних войсках -МВД. Следует признать, что содержание вышеперечислен- Я ных компонентов морально-психологической готовности е кадрового личного состава в войсках национальной гвардии тз в процессе реформирования принципиально не измени- у лось, но изменение и расширение области компетенций г данного органа требует пересмотра структуры готовности к к выполнению профессиональных задач, которые ранее не г выполнялись. Требует пересмотра профессиограмма лич- у ности офицера подразделений Национальной гвардии как к военного организатора и педагога. в

Изучение особенностей воспитания личного состава р также требует уточнения методов и приёмов. Исследуя и практику воспитательной деятельности с личным составом, е Ю.Я. Костенко определяет комплекс методов и приёмов а педагогического влияния на военнослужащих [9, с. 76-77]. м Перед тем, как перечислить методы и приёмы, не лишним щ будет уточнить содержание данных педагогических катего- & рий. Так, метод в общественных науках выполняет двоякую р роль: во-первых, это путь и способ достижения заданной с цели; во-вторых, это способ преобразования социального И объекта. Приём в педагогике предполагает вариативность применения в обучении и воспитании того или иного ме- & тода. К ним прежде всего исследователь относит: (

1) метод убеждающего воздействия, направленный на 5 формирование ценностных ориентаций, связанных с образ- & цовым служебным поведением (приёмами использования 0 данного метода могут быть: убеждение словом, личным при- 7 мером, средства агитации и пропаганды, информационная поддержка служебно-боевых действий в СМИ);

2) актуализация позитивных и торможение негативных мотивов и привычек поведения военнослужащих (для реализации данного методы целесообразно использовать следующие приёмы воспитательной работы: требование, поощрение, открытие перспектив, организация успеха, предупреждение, наказание, развенчание авторитета, критика, метод душевного потрясения, контроль за действиями военнослужащего);

3) формирование и закрепление практических умений и навыков успешного выполнения служебно-боевых задач;

4) развитие эмоционально-волевой устойчивости у служащих внутренних войск всех рангов и званий средствами и приёмами психологической подготовки;

5) психологическая поддержка военнослужащих (реализуется с помощью таких приёмов, как постоянное внимание к нуждам и проблемам солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, обеспечение их в полном объёме всеми видами довольствия, организация отдыха, быта и досуга).

По мнению Ю.Я. Костенко, использование данной методологии в воспитательной работе с военнослужащими позволяет добиться эффективных результатов.

Таким образом, были рассмотрены основные особенности воспитательной работы с личным составом войск национальной гвардии: 1) особенности административно-правового статуса; 2) организационная структура, состав, задачи и правовой статус войск национальной гвардии РФ; действующее законодательство и подзаконные акты также определяют особенности воспитания личного состава; 3) направления воспитательной работы (профессиональное правовое, физическое и самовоспитание); 4) высокая роль командира в воспитании личного состава войск национальной гвардии; 5) характер задач и потребностей служебно-боевой деятельности военнослужащих войск национальной гвардии; 6) устоявшиеся приёмы и методы воспитательной работы с личным составом внутренних войск МВД. Перечисленные особенности не исчерпывают всех аспектов воспитательной работы с личным составом войск национальной гвардии, но позволяют определить основные направления этой работы, в частности, процесс проектирования педагогического сопровождения командиров подразделений - как его общие черты, характерные для воспитания личного состава, так и специфические, значимость которых невозможно отрицать.

Педагогика t^ Список литературы

о 1. Блинников, В. П. Особенности правового воспитания военнослужащих во внутренних войсках МВД России /

^ В. П. Блинников // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 490-492.

2. Володина, Е. И. Административно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской ^ Федерации : дис.... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Володина Екатерина Ивановна. - М., 2001. - 180 с.

^ 3. Емельянов, О. А. Профилактическая и перевоспитательная работа с военнослужащими внутренних войск МВД

^ России, имеющими негативные качества личности // Армия и общество. - 2013. -№5 (37). - С. 53-58. g 4. Костенко, Ю. Я. Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России:

У современные концепции развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 2 (26). - С. 74-77. ^ 5. Лысенков, С. Г. История внутренних войск: организационно-правовые основы строительства и служебно-боевой

деятельности : учеб. пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский институт внутренних войск, 2001. - 127 с.

6. Сотосов, А. А. Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 234-237. л 7. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом вну-

тренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской S Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации» : [Указ Президента РФ

е

« m

H

от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 25 марта 2015 г.)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/.

щ 8. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (дей-

ствующая редакция, 2016)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru. g 9. О воинской обязанности и военной службе [Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (в ред.

§ от 5 октября 2015 г.)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

^ 10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муници-

пальных служащих (от 23 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.

Oí ^

\о Ol

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Карсанов Э. Х., Петровских C. A., 2017

П. В. Кустов, А. И. Локнов

* УДК 378.12

к и

g КУСТОВ Пётр Васильевич

Профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ

Адрес: Россия, 19820б, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 300-89-94; 8 (909) S83-S4-9S E-mail: [email protected]

KUSTOV Petr Vasilevich

Professor of the Department of physical training and applied martial arts

of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, The Honored worker of the higher school of the Russian Federation Address: Russia, î98206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (909) S83-S4-9S E-mail: [email protected]

ЛОКНОВ Алексей Игоревич

Преподаватель-методист отделения планирования учебного процесса отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат технических наук Адрес: Россия, Î98206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 300-89-94; 8 (90б) 260-S0-4î E-mail: [email protected]

LOKNOV Alexey Igorevich

Teacher-Methodist of the office of planning of educational process

of department of the organization of educational process of the management of educational and methodical work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Technical Sciences Address: Russia, î98206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (906) 260-S0-41 E-mail: [email protected]

Качество мониторинга деятельности научно-педагогических работников как эффективное средство повышения качества образовательного процесса

The quality of monitoring of scientific and pedagogical workers, activities as an effective means of improving the quality of the educational process

В статье рассмотрены особенности формирования рейтинговых технологий оценки деятельности научно-педагогических работников. Проанализирована актуальность введения новых критериев расчёта рейтинга преподавателя с учётом требований принятых федеральных государственных стандартов высшего образования. Даны предложения по совершенствованию методики оценки деятельности педагогических работников в целях повышения эффективности и достоверности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс, рейтинг, индивидуальный рейтинг, рейтинг кафедры, самостоятельная работа.

The peculiarities of formation of the rating technologies of assessment of scientific and pedagogical workers activities are considered in the article. The relevance of the introduction of new criteria of calculation of the teacher's rating with consitering the requirements adopted by the Federal state standards of higher education are analized. The proposals to improve the methodology for assessing the teachers' activites in order to improve the efficiency and reliability of their professional activity are given.

Keywords: educational process, rating, individual rating, rating of department, independent work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.