Научная статья на тему 'Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений вв МВД России: современные концепции развития'

Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений вв МВД России: современные концепции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений вв МВД России: современные концепции развития»

(К)=0,844); физическое развитие (К)=0,812); ирофессиональ-но-личностное развитие занимает третье место (К)=0,603) в общей структуре ценностей; досуг, развлечения как ирият-ное времяиреировождение занимают четвертое место (К) = от 0,558).

Для них мало значимы такие ценности, как «любовь, семья, брак» - иятое место (К) =0,533), а культурное развитие занимает иоследнее, шестое ранговое место (К) =0,501) в структуре их жизненных ценностей.

Следовательно, структура наиравленности интересов и жизненных ценностей имеет выраженные черты различий у курсантов с разным уровнем мотивации учения. Эти важные особенности наиравленности интересов и жизненных ценностей должны учитываться ири планировании и ироведении мероириятий исихологического соировождения курсантов и индивидуальной восиитательной работе с ними.

С иомощью теста «Якоря карьеры» были выявлены ведущие карьерные ориентации курсантов, а также установлены их особенности у курсантов с высоким и низким уровнем ирофессиональной мотивации учения.

Результаты сравнительного анализа исихологических особенностей личности у курсантов с разным уровнем мотивации учебно-ирофессиональной деятельности ио данным тестов МЛО «Адаитивность», КОС, КОТ, 16 ФЛО иозволили выявить значимость коммуникативного иотенциала, морально-нравственной нормативности, личностного адаитационно-го иотенциала, а также иродуктивности интеллектуальной деятельности, организаторских сиособностей и характерологических свойств личности как исихологических факторов ирофессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России.

Эти данные иозволили оиределить иаттерн актуальных исихологических иризнаков у курсантов вузов МВД России с высоким и низким уровнем учебно-ирофессиональной мотивации, дать им вербальную исихологическую характеристику и указали на информативность иоказателей исихологических тестов для оценки и ирогноза ирофессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России.

Завершающий этаи работы был иосвящен многомерному математико-статистическому анализу иолученных данных и обоснованию исиходиагностической модели ирогнозирова-ния ирофессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России на основе информативных иоказателей исиходи-агностических тестов.

С иомощью многомерного регрессионного анализа на основе информативных исиходиагностических тестов был разработан исиходиагностический алгоритм (в составе регрессионной модели), который иозволяет с высокой точностью иро-гнозировать уровень ирофессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России. На контрольной выборке курсантов вузов МВД России была ироведена его эксиеримен-тальная аиробация.

КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВВ МВД РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

Ю. Я. Костенко, зам. начальника отдела

ДКО МВД России, г. Москва

Задача иовышения культуры восиитательной деятельности различных категорий командиров и начальников всегда была в центре внимания иедагогической общественности.

И это не случайно. Именно от командира-единоначальника зависит усиех восиитания иодчиненных. Роль тгрофессиональ-но-иедагогической культуры офицеров в решении восиита-тельных задач в современных условиях возросла, сейчас требуется в короткие сроки сформировать и развить у иодчинен-ных необходимые для усиешного выиолнения служебно-боевых обязанностей личностные и ирофессиональные качества.

Как свидетельствует ирактика, осуществление коренных иреобразований в различных областях общественной жизни ироисходит на фоне возникновения значительного количества общественных конфликтов, характеризующихся неиред-сказуемостью развития ситуации. Поэтому реальностью современности является иотребность российского государства в иовышении эффективности функционирования силовых структур, иризванных защищать жизнь и здоровье, ирава и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от ирестуиных и иных иротивоиравных иосягательств. К таким структурам, наделенным иравом ири-менения мер иринуждения, относятся и внутренние войска МВД России.

Сложность решаемых ими задач оиределяет необходимость иересмотра иодходов к организации восиитательной деятельности офицеров частей и иодразделений. Прежде всего это связано с изменением взглядов на военнослужащего как на человека, который должен стать «мерой всех вещей». Солдат, сержант, ираиорщик и офицер внутренних войск, выиолняющий одну из самых гуманных миссий, выражающуюся в защите жизни, здоровья, ирав, свобод и собственности граждан, в иервую очередь сам должен стать объектом гуманного отношения и высокой культуры вошитательных воздействий.

В то же время ирактика свидетельствует, что более чем для трети офицеров иодразделений внутренних войск характерны: незнание того, какие иедагогические действия следует осуществлять в той или иной сложившейся ситуации; ирямо-линейность, шаблон и диктат во взаимоотношениях с иодчи-ненными; формализм, незнание реальных ироблем и заиро-сов военнослужащих, особенностей их личностного развития, влияющих на формирование иодчиненных факторов. Многие командиры иодразделений не знают технологии восиитательной деятельности, не анализируют результаты осуществляемых иедагогических воздействий, не корректируют свои действия.

Все это выдвигает ироблему научного иоиска иутей решения ироблемы иовышения культуры восиитательной деятельности офицеров иодразделений внутренних войск МВД РФ в число наиболее актуальных иедагогических ироблем.

Как иоказывает изучение научной литературы, ионятие культуры восиитательной деятельности офицеров иодразделений внутренних войск МВД России является ироизводным от ионятий иедагогической культуры и восиитательной деятельности и иредставляет собой характеристику стеиени ее совершенства, выраженную в качестве оиределения восиита-тельных целей, ирименяемых сиособов и ириемов иедагогических действий, в утверждаемых и исиользуемых ценностях и иринцииах, а также в достигаемой результативности. Повышение культуры восиитательной деятельности связано с ростом ее научной обоснованности, диагностируемости восии-тательных целей и задач, совершенствованием ирименяемых технологий, что обусловливает результативность.

Изучение в десяти войсковых частях уровня восиитательной деятельности иозволяет сделать вывод, что она осуществляется с серьезными недостатками, снижающими ее эффективность и качество. Мы объединили их в несколько груии, к которым относятся: нарушения логики восиитательной деятельности, искажения методики восиитательной работы, недостатки в организации восиитательных воздействий на военнослужащих, нарушения норм ирофессиональной этики (табл. 1).

Таблица 1

Уровень культуры воспитательной деятельности офицеров, %

Категории Уровень культуры

«В» «С» «Н» «НУ»

Командиры батальонов 11,1 72,2 16,7 -

Заместители командиров батальонов 9,2 66,7 20,4 3,7

Командиры рот 10,8 53,8 29,2 6,2

Командиры взводов 8,7 46,1 25,3 19,9

Примечание. «В» - высокий уровень культуры воспитательной деятельности; «С» - средний; «Н» - низкий; «НУ» - неудовлетворительный.

Нарушения логики воспитательной деятельности встречаются в работе у 88% офицеров и выражаются в том, что командиры и другие должностные лица «воспитывают» подчиненных, не изучая и не учитывая при этом глубоко и всесторонне их индивидуальные особенности (72%); не определяя ближайшие и отдаленные цели и задачи воспитательной деятельности (79%); не состыковывая с поставленными целями, индивидуальными особенностями военнослужащих и конкретными условиями жизнедеятельности содержание, формы и методы решения воспитательных задач (86%).

Искажения методики характерны для деятельности офицеров в 91% случаев. Они проявляются: в непоследовательности воспитательных воздействий (62%); в том, что перед воспитуемыми не определяются перспективы их личностного и профессионального развития (56%); в несогласованности воспитательных влияний (48%). Кроме того, на практике наблюдаются факты: увлечения массовыми формами работы в ущерб индивидуальным (45%); слабого использования воспитательных возможностей воинского коллектива (76%); существенного перекоса в сторону применения методов наказания при недостаточной опоре на другие методы (82%). Снижается эффективность воспитательных воздействий из-за разрыва между словом и делом, отсутствия личного примера офицеров, увлечения разъяснительными способами воздействия в ущерб постоянной педагогической требовательности, необъективности оценки поведения воспитуемых (более 80%), недостаточного внимания к педагогическому стимулированию поведения воспитуемых (88%) и т. д.

Ошибки этического характера замечены у 65% офицеров. Они проявляются в грубости, унижении личного достоинства подчиненных, бестактности, в безразличии к нуждам и запросам подчиненных, отсутствии доверительности, в отчужденности солдат и офицеров друг от друга и др.

Недостатки в организации воспитательной работы выявлены в 100% батальонов и 62 из 65 подразделений ротного звена. К ним относятся: отсутствие четко определенных целей и продуманных программ воспитания военнослужащих; спонтанное проведение воспитательных мероприятий; слабое представление офицерами подразделений своих функций в общей системе воспитания; плохо отлаженные коммуникативные каналы оповещения о проводимой воспитательной работе; отсутствие педагогического такта; нескоординированность воспитательных действий различных должностных лиц подразделений; почти полное отсутствие оказания реальной помощи в проведении воспитательной работы со стороны вышестоящих начальников своим подчиненным и др.

Исправление недостатков в воспитательной деятельности офицеров предполагает анализ и устранение вызывающих их причин, которые можно объединить в три группы: индивидуально-психологические, организационно-педагогические и научно-педагогические.

Индивидуально-психологические причины: недостаточно развитые мотивационные установки на высокоэффектив-

ную воспитательную деятельность; низкий уровень волевой регуляции поведения и эмоционально-волевой устойчивости офицеров; слабая теоретическая подготовленность, несистемное представление о круге задач воспитательной деятельности; отсутствие умений и навыков применять теоретические знания на практике, эффективно контролировать и оперативно вносить коррективы в свою деятельность.

К организационно-педагогическим следует отнести: ошибки в управлении воспитательной деятельностью офицеров; несовершенство организации труда и отдыха офицеров; несоответствие требований нормативных документов, регламентирующих организацию воспитательной деятельности, положениям военно-педагогической науки; отсутствие системы в стимулировании воспитательного труда; неэффективное функционирование системы обобщения и распространения передового опыта осуществления воспитательной деятельности; нехватка в подразделениях научно-популярной литературы, посвященной проблемам организации воспитательной деятельности и др.

К научно-педагогическим - недостаточную практическую направленность некоторых учебных пособий по военной педагогике; отставание конкретных педагогических разработок по проблемам воспитания военнослужащих от потребностей войсковой практики; отсутствие описанных технологий решения воспитательных задач в современных условиях жизнедеятельности частей и подразделений внутренних войск МВД России.

Результаты влияния всего комплекса причин выражаются в нежелании одних (каждый девятый офицер) и неумении других (более трети офицеров) в полной мере использовать в воспитательной деятельности выводы и рекомендации военно-педагогической науки.

Теоретический анализ проблемы, обобщение практики воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск, анализ причин, отрицательно влияющих на эффективность и качество решения воспитательных задач, позволяют разработать критерии оценки культуры воспитательной деятельности и программу действий, направленную на ее повышение. В число критериев входят: мотивационный -проявляется в показателях активности и устремленности на достижение высоких результатов в ходе решения воспитательных задач; процессуально-качественный - наблюдается в четкой постановке диагностируемых воспитательных целей, соответствии действий по воспитанию подчиненных рекомендациям военно-педагогической науки; результативный - проявляется в дисциплинированности подчиненных в ходе выполнения задач служебно-боевой деятельности, боевой подготовки, в сферах быта, досуга и внутриколлективных отношений.

В целях определения путей и условий повышения культуры воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие 538 офицеров. Результаты эксперимента показали, что к таким путям и условиям следует отнести: обеспечение решения воспитательных задач с учетом проявления закономерностей военно-педагогического процесса; осуществление разработки системы целей и задач на основе потребностей служебно-боевой практики; оптимизацию технологических компонентов воспитательной деятельности.

В ходе эксперимента был зафиксирован ряд закономерностей. Процесс воспитания военнослужащих протекает наиболее эффективно, если: поставленные воспитательные цели не противоречат потребностям общества, государства и служебно-боевой деятельности; действия по воспитанию военнослужащих носят целенаправленный, непрерывный, последовательный и систематический характер; осуществляется комплексный подход к воспитанию военнослужащих; в максимальной степени используется воспитательный потенциал воинского коллектива, труда, быта и досуга военнослужащих; реализуется индивидуальный и дифференцированный подход к военнослужащим; взаимоотношения с подчи-

ненными носят гуманистический характер; принимаемые управленческие решения обеспечивают оптимальное протекание воспитательного процесса; при организации и осуществлении воспитательной деятельности командиры и другие начальники исходят из оптимистической гипотезы; в ходе организации воспитательного воздействия осуществляется опора на положительное в военнослужащем и лично значимое для него; достигаются высокая сознательность и активность действий воспитуемых по самосовершенствованию; со стороны командиров и других начальников показывается постоянный личный пример образцового исполнения конституционного и воинского долга; в ходе воспитания ставится задача сформировать у военнослужащих прочные личностные качества; достигаются единство, согласованность и преемственность действий всех должностных лиц, влияющих на эффективность протекания процесса воспитания.

Научно обоснованный подход к организации и осуществлению воспитательной деятельности предполагает учет данных закономерностей как при постановке воспитательных целей и задач, так и при выборе способов их достижения.

Практика свидетельствует, что при постановке целей следует: а) не допускать абстрактности и формализма в определении целей воспитания военнослужащих; б) четко определять потребности общества, государства и служебно-боевой практики (в соответствии с характером деятельности военнослужащего) в качествах личности солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров; в) создавать целостную модель личности военнослужащего, способного безупречно выполнить свой гражданский и воинский долг; г) осуществлять постоянную связь воспитательной работы с жизнью страны, внутренних войск МВД России, соединения, части и подразделения, в котором проходит службу военнослужащий. Целенаправленные действия по достижению запланированного результата предполагают: а) исходя из идеальной модели личности военнослужащего точно формулировать всю совокупность педагогических задач, стоящих перед командиром (начальником); б) в ходе осуществления воспитательной деятельности подчинить ее содержание и методику достижению поставленных целей; в) осуществлять постоянный контроль за ходом решения воспитательных задач и корректировку производимых действий в соответствии с поставленными целями;

г) внедрять все новое, передовое, что способствует повышению эффективности воспитания военнослужащих.

Изучение характера решаемых внутренними войсками задач и потребностей служебно-боевой деятельности военнослужащих позволяет сделать вывод, что конечной целью воспитательной деятельности офицеров является формирование высокой морально-психологической готовности подчиненных к безусловному и безупречному выполнению воинского долга. При этом под морально-психологической готовностью военнослужащих к эффективному осуществлению служебно-боевой деятельности понимается определенное функциональное состояние их психики, обеспечивающее мобилизованность и нацеленность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров на качественное решение поставленных перед ними служебно-боевых задач, способность высокопрофессионально выполнить свои служебно-должностные обязанности.

Структура морально-психологической готовности военнослужащих к безусловному и безупречному выполнению конституционного и воинского долга включает в себя:

а) потребность в осуществлении действий, направленных на качественное выполнение поставленных задач в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, ее законов, Военной присяги и уставов Вооруженных сил России;

б) позитивные мировоззренческие установки по отношению к Отечеству и его истории, к государственному устройству Российской Федерации, внутренней и внешней политике, к внутренним войскам МВД России, своей части и подразделению, деятельности командиров и начальников, постав-

ленным перед военнослужащим задачам, выполнению своего конституционного и воинского долга, сформированные на базе высокой гражданской культуры, нравственности, патриотизма и правосознания военнослужащих;

в) ясное представление о характере поставленных задач и способах их эффективного решения;

г) понимание объективной необходимости своего участия в осуществлении соответствующих действий, их моральной и правовой обоснованности;

д) уверенность в возможности успешного решения поставленных задач, вытекающая из анализа их сложности и из реальной оценки своих сил и возможностей, психологического настроя, накопленного опыта действий в подобных ситуациях, профессиональной надежности командиров, товарищей и подчиненных, боевых возможностей техники, вооружения и других применяемых средств, организации подготовки к выполнению поставленных задач и др.;

е) отсутствие сомнений в обеспечении моральной поддержки и социальной защищенности военнослужащих и их семей со стороны государственных институтов, командиров и начальников при добросовестном отношении к выполнению воинского долга и поставленных задач.

Т ехнология достижения поставленных целей включает в себя: определение объекта воспитательного влияния и выделение в нем военнослужащих, требующих особого внимания; уяснение задач по нравственному, патриотическому, воинскому, правовому, интернациональному, культурно-эстетическому, экономическому, физическому и экологическому воспитанию, сплочению воинского коллектива и укреплению в нем здоровой морально-психологической атмосферы, направлений сосредоточения основных усилий; оценку, на основе всестороннего анализа сложившейся воспитательной ситуации, возможностей по осуществлению эффективного педагогического воздействия на подчиненных, определение оптимальных путей и способов достижения поставленных воспитательных целей, планирование воспитательной работы, прогнозирование возможного поведения военнослужащих, их личностного развития и развития социально-психологических процессов, происходящих в подчиненном воинском коллективе; постановку задач подчиненным офицерам, прапорщикам и сержантам по проведению воспитательной работы, согласование усилий всех должностных лиц при организации воспитательного процесса, оказание им необходимой помощи, принятие активного личного участия в проведении воспитательной работы; внесение необходимых коррективов в воспитательную деятельность.

Изучение практики воспитательной деятельности показывает, что ее высокая результативность обеспечивается комплексным использованием совокупности методов и приемов педагогического влияния на военнослужащих, которая включает в себя группы методов и приемов:

- убеждающего воздействия, используемого с целью формирования ценностно-ориентационной основы поведения (убеждение словом, личным примером, посредством использования ценностно-содержательного аспекта информационной поддержки служебно-боевых действий СМИ и средствами специальной агитации и пропаганды);

- актуализации позитивных и торможения негативных мотивов и привычек поведения военнослужащих (требование, поощрение, открытие перспектив, организация успеха, предупреждение, наказание, развенчание авторитета, критика, метод «взрыва» (душевного потрясения), контроль за действиями военнослужащего);

- формирования и закрепления практических умений и навыков успешного выполнения служебно-боевых задач (формируются, прежде всего, средствами боевой подготовки);

- развития эмоционально-волевой устойчивости (психологической закалки) солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров (формируется, прежде всего, средствами психологической подготовки);

- психологической поддержки военнослужащих (постоянная забота и внимание к нуждам и проблемам солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров; обеспечение их в полном объеме всеми видами довольствия; организация отдыха, быта и досуга и др.).

Анализ полученных в ходе формирующего эксперимента результатов свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошли более значимые позитивные изменения по сравнению с контрольной группой. В частности, по мотивационному и процессуально-качественному критериям:

- число офицеров с высоким уровнем активности и устремленности на достижение высоких результатов в ходе решения воспитательных задач в экспериментальных подразделениях увеличилось в 2,5 раза (в контрольных - в 1,4); со средним уровнем - увеличилось соответственно на 39% и на 5%; с низким - уменьшилось соответственно в 2 раза и в 1,1 раза; с неудовлетворительным - в экспериментальных подразделениях уменьшилось в 4 раза, а в контрольных осталось прежним;

- число офицеров с высоким уровнем постановки научно обоснованных воспитательных целей в экспериментальных подразделениях увеличилось почти в 1,8 раза (в контрольных - в 1,1); со средним уровнем - возросло соответственно на 41% и на 10%; с низким - уменьшилось соответственно в 2,4 раза и в 1,1 раза; с неудовлетворительным -в экспериментальных подразделениях уменьшилось в 3 раза, в контрольных осталось прежним;

- число офицеров с высоким уровнем соответствия действий по воспитанию подчиненных рекомендациям науки в экспериментальных подразделениях увеличилось в 1,4 раза (в контрольных - в 1,1); со средним уровнем - увеличилось соответственно на 39% и на 10%; с низким - уменьшилось соответственно в 1,6 раза и в 1,1 раза; с неудовлетворительным в экспериментальных подразделениях - уменьшилось почти в 3 раза, а в контрольных осталось прежним.

Изменение показателей по мотивационному и процессуально-качественному критериям привело к изменению показателей и по результативному критерию (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня культуры воспитательной деятельности офицеров экспериментальных и контрольных подразделений, %

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

2. Барабанщиков А. В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. - М., 1967.

3. Барабанщиков А. В., Муцинов С. С. Проблемы педагогической культуры. - М., 1980.

4. Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.

5. Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983.

6. Олейников В. С. Теоретические основы нравственно-правового воспитания воспитания сотрудника органов внутренних дел России: дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1993.

7. Силкин Н. Н. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. - СПб., 1997.

8. Тарасов А. Ф. Педагогическая культура: теоретико-методологические проблемы. - СПб., 1999.

9. Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. - Л., 1998.

10. Шарухин А. П. Нормативно-уставное регулирование процесса воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1998.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Канд. пед. наук, доцент Е. И. Дудкина

Воронежский институт МВД России

В высшей школе была сформирована определенная система воспитания, которая оказалась невостребованной в пост-перестроечный период. Постулат о деидеологизации российской высшей школы обернулся парадоксальным следствием: фактически свертыванием воспитательной работы со студенчеством (С. М. Годник, Г. А. Козберг). Это было связано с тем, что теория и практика воспитания, как считал О. С. Газман, переживает несколько кризисов.

1. Мировоззренческий кризис, связанный с тем, что в общественном сознании рухнули многие стереотипы, хотя остается, например такой стереотип, как надежда на государство, а не на самого себя как профессионала.

2. Технологический кризис: прежние, до предела формализованные, «показные» формы воспитания просто утрачивают смысл. Модель «привитого правильного поведения» постоянно вытесняется представлением о саморазвитии личности и педагогической поддержке этого процесса.

3. Управленческий кризис. По мнению О. С. Газмана, он состоит в том, что в сфере воспитания или, точнее, воспитательной деятельности, не решены чисто организационные проблемы: кто будет этим заниматься, какова сфера их ответственности, как подготовить воспитателей, мотивировать, и, наконец, оплатить их труд.

Переход от одной идеологической системы к другой, серьезное преобразование в экономической, политической, правовой и духовной сферах жизни оказывают огромное влияние на воспитание, сочетая в себе признаки как кризиса, так и прогресса. Изменение и развитие российского общества привело к принципиально новому осмыслению задач и содержания воспитания молодежи в вузе, вызвало необходимость его обновления.

Сегодня в вузах России идет процесс разработки концепций воспитательной деятельности, соответствующих современным реалиям, а также типу высшего образования. Среди таковых - основы концепции жизнеспособных поколений (И. М. Ильинский), концепция воспитательной работы со студентами (В. Т. Лисовский), концепция саморазвивающейся воспитательной системы (Л. И. Новикова), концепция воспитания человека как носителя множества социокультурных ценностей (И. А. Колесникова), концепция воспитания человека культуры (Е. В. Бондаревская), концепция личностноориентированного воспитания (В. В. Сериков), синергетическая концепция самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульне-вич), концепция педагогики свободы (О. С. Газман).

Сегодня увеличивается число исследований, рассматривающих общественный процесс воспитания молодежи в вузах: формирование гражданственности (А. В. Беляев), культуры использования времени жизни (Н. А. Борисова), веры в системе ценностных ориентаций студентов педагогических вузов (О. В. Ивановская), развитие адекватной защищенности студентов (Л. П. Лазарева), проблемы интернациональной направленности личности студента (X. Н. Нашев), определение приоритетов воспитательной работы (И. Э. Надуткина) и др.

Показатели (изменение нарушений воинской дисциплины) Контрольные подразделения Экспериментальные подразделения

При выполнении служебно-боевых задач -9,2 -37,0

В ходе решения задач боевой подготовки и внутреннего наряда -4,8 -21,5

В сфере быта +3,6 -23,2

В сфере досуга +5,3 -19,8

Во внутриколлективных отношениях +9,1 -8,7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.