Научная статья на тему 'Организация жизнедеятельности подразделений внутренних войск как эффективных воспитательных систем'

Организация жизнедеятельности подразделений внутренних войск как эффективных воспитательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация жизнедеятельности подразделений внутренних войск как эффективных воспитательных систем»

- аналитическая деятельность;

- деятельность творческая.

Творчески мыслящий профессионал должен обладать определенным набором алгоритмов профессиональной деятельности, и они (алгоритмы) должны предшествовать следующему психологопрофессиональному уровню - творческому, или интеллектуально-поисковому. Данный уровень является высшим уровнем интеллектуализации в предлагаемой психолого-профессиональной концепции. И это уровень, которого может достичь не любой человек, характерен для каждого специалиста и магистра.

Построение модели технологии обучения, исходя из психолого-профессиональной иерархии уровней интеллектуализации труда специалиста с высшим образованием, представляет собой основу для отбора содержания и технологий обучения при многоуровневой подготовке специалиста. При этом и технология обучения может быть адресована подготовке бакалавра, где реализуется в основном первый уровень интеллектуализации: аналитико-синтетический, специалист алгоритмический (интеллектуально-моторный). Технология обучения эвристического, поискового уровня, проблемное обучение.

Уровень подготовки магистра обеспечивает как определяющий (помимо трех названных) интеллектуально-поисковый (или творческий) уровень профессиональной деятельности.

Такой взгляд на модель учебного процесса значительно облегчает деятельность преподавателя, давая ему четкие ориентации необходимых знаний и умений будущего специалиста при преподавании дисциплины. Кроме того, психолого-профессиональные уровни интеллектуализации предполагают модульный принцип обучения, облегчают формирование междисциплинарных модулей. При разработке комплексных профессиональных задач их иерархически возможно представить как когнитивную модель профессиональной деятельности. При этом четко определяются требования к уровню знаний будущих специалистов. Умение решать задачи, построенные на формировании умений анализировать, сравнивать, синтезировать решение на общенаучных дисциплинах.

Таким видится технологическое обеспечение образовательного процесса в условиях многоуровневой подготовки в вузе.

Это обеспечение позволяет на разных уровнях обучения студентов сделать выбор в пользу того или иного уровня, который ему соответствует. Последнее, в конечном счете, поможет каждому в его движении к акме-результату своей профессиональной деятельности.

1 См.: Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М., 2003.

2 См.: Кузмина Н.В. Акмеологическая теория качества подготовки специалистов образования. НЦПКПС, 2001.

В.И. Хальзов*, А.П. Шарухин**, А.А. Варару***

Организация жизнедеятельности

подразделений внутренних войск

как эффективных воспитательных систем

Под воспитанием военнослужащих внутренних войск МВД России понимается управляемый процесс личностного развития солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, результатом которого является формирование у них качеств, обеспечивающих безусловное и безупречное выполнение своего конституционного и воинского долга.

Воспитание военнослужащих внутренних войск является объективной необходимостью, носит закономерный характер и по механизму осуществления представляет собой педагогически целесообразную систему взаимодействий между:

- начальниками и подчиненными;

- старшими и младшими;

* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

** Профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

*** Адъюнкт Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России.

Ьв

гъ

съ

І

Я

*

£

I

<\>

съ

§

я

сь

•§

І

?

съ

съ

Я

І

К)

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

- воинскими коллективами и входящими в его состав военнослужащими;

- различными государственными и общественными институтами, средствами массовой информации, другими субъектами воспитания и контактирующими с ними военнослужащими.

Идейно-содержательные основы воспитания военнослужащих внутренних войск определяют:

- национально-государственные интересы Российской Федерации и её история;

- конституционное общественное и государственное устройство России;

- внешняя и внутренняя политика российского государства, в т.ч. в области обороны и безопасности страны;

- военная доктрина;

- действующее в государстве законодательство, другие правовые акты, а также нормы международного права;

- уставы, приказы и директивы министра внутренних дел Российской Федерации, командующего внутренними войсками;

- общечеловеческие ценности, законы нравственности, коренные обычаи и традиции, определяющие отношение граждан страны к выполнению воинского долга;

- достижения мировой и отечественной культуры и науки.

В соответствии с целевыми установками, целостный процесс воспитания состоит из следующих взаимосвязанных частей: нравственного, патриотического, воинского, правового, интернационального, культурно-эстетического, экономического, экологического и физического воспитания.

Процесс воспитания военнослужащих организуется и протекает в рамках функционирования воинского подразделения как воспитательной системы.

Воинское подразделение как воспитательная система представляет собой особый социальный институт, функционирование которого обеспечивает формирование и развитие необходимых для выполнения конституционного и воинского долга качеств личности военнослужащих в ходе упорядоченного и регулируемого протекания воспитательного процесса.

В состав воинского подразделения как воспитательной системы входят:

а) комплекс целей воспитания, отражающих идеальную модель личности военнослужащего и соответствующих потребностям общества, государства и практики деятельности внутренних войск;

б) субъекты воспитания - должностные лица, которые в соответствии с требованиями руководящих документов и служебным положением выступают в роли воспитателей и организаторов воспитательного процесса и осуществляют воспитательную деятельность (командиры и начальники всех степеней, имеющие в своем подчинении личный состав, органы воспитательной работы), а также воинские коллективы, общественные объединения, создающиеся в воинских частях (подразделениях), дома офицерского состава, музеи, клубы, библиотеки и другие участники педагогического процесса, оказывающие планомерное и целенаправленное воспитательное влияние на военнослужащих;

в) воспитуемые - солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры, разностороннее личностное развитие которых осуществляется в процессе управляемой со стороны субъектов воспитания повседневной и служебно-боевой деятельности, а также целенаправленной деятельности по самовоспитанию;

г) система педагогически целесообразных межличностных отношений и взаимодействий, возникающих между воспитателями и воспитуемыми;

д) педагогически организованные сферы жизнедеятельности военнослужащих (служебнобоевая, учебная, общественная, внутриколлективная, бытовая, досуговая), в рамках которых протекает воспитательный процесс.

Функционирование воинского подразделения как воспитательной системы включает в себя:

- обоснование комплекса педагогических целей и задач, которые необходимо решить в процессе воспитания различных категорий военнослужащих;

- всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, их нужд и запросов, морально-психологического состояния, уровня сплоченности воинского коллектива и тенденций их развития;

- стимулирование разностороннего личностного роста военнослужащих;

- проведение информационно-разъяснительной работы среди солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;

- организацию и проведение различных воспитательных мероприятий с учетом дифференцированного подхода к каждой категории военнослужащих;

- согласование усилий всех должностных лиц части (подразделения) при проведении воспитательной работы с военнослужащими;

- использование воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности военнослужащих;

- подбор, расстановку и обучение командиров и других начальников, обеспечивающих эффективное протекание воспитательного процесса;

- обеспечение справедливого решения всех вопросов жизнедеятельности военнослужащих;

- всестороннее обеспечение повседневной деятельности личного состава, проявление заботы об удовлетворении здоровых нужд и запросов военнослужащих;

- обеспечение личного примера в выполнении своего конституционного и воинского долга всех должностных лиц, на которых возложено осуществление воспитательных функций, проявление высокой нравственности, патриотизма, профессионализма и других качеств, воспитываемых у подчиненных;

- осуществление опоры на положительное и лично значимое для военнослужащих в процессе их воспитания, создание условий для проявления ими своих лучших сторон и качеств;

- предъявление высокой требовательности к военнослужащим с уважением их личного достоинства и др.

Под эффективным следует понимать такое функционирование воинского подразделения как воспитательной системы, которое обеспечивает разностороннее личностное развитие военнослужащих, формирование у них необходимых для безупречного выполнения конституционного и воинского долга личностных качеств, укрепление воинской дисциплины, повышение организованности и порядка, сплочение воинского коллектива и создание в нем здоровой моральнопсихологической атмосферы.

Высокая эффективность функционирования воинского подразделения как воспитательной системы обеспечивается:

а) четким определением воспитательных целей;

б) готовностью всех должностных лиц части (подразделения) к высокопрофессиональному осуществлению воспитательной деятельности;

в) полным использованием воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности военнослужащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей;

г) научной организацией управления воинским подразделением как воспитательной системой.

Определение четких воспитательных целей предполагает:

- уяснение стоящих перед подразделением задач и функциональных обязанностей каждого должностного лица в ходе их решения;

- разработку для каждого должностного лица системы качеств, обеспечивающих успешное выполнение ими своих функциональных обязанностей;

- выявление степени соответствия имеющихся качеств у военнослужащих объективно требуемым для успешного решения стоящих перед ними задач;

- изучение психологических причин, ведущих к противоречию между имеющимися и необходимыми качествами личности военнослужащего;

- формирование единой системы целей и задач при организации воспитательной работы с каждым военнослужащим.

В ходе организации воспитательного процесса особое внимание следует уделять:

- у офицеров: развитию долга, чести, гордости за принадлежность к офицерскому корпусу внутренних войск МВД России, патриотизма, ответственности за обучение, воспитание и психологическую подготовку подчиненных, стремления к самосовершенствованию, достижению высокой общей, профессиональной и педагогической культуры, гражданской и профессиональной надежности;

- у прапорщиков: формированию высокой ответственности за порученный участок работы, стремления к повышению своей общей и профессиональной культуры, надежности, овладению навыками и умениями обучения и воспитания подчиненных;

- у солдат и сержантов срочной службы: выработке верности военной присяге, готовности беспрекословно и качественно выполнить приказ командира (начальника), стремления добросовестно овладеть своей специальностью, стойко преодолевать трудности военной службы, быть дисциплинированным, всемерно крепить войсковое товарищество;

- у солдат и сержантов, служащих по контракту: воспитанию высокосознательного отношения к военной службе, добросовестного выполнения своих обязанностей, гордости за принадлежность к внутренним войскам МВД России, профессиональной надежности, дисциплинированности, готовности беспрекословно и качественно выполнить поставленную перед ними задачу.

Модель воспитательной деятельности должностных лиц части (подразделения), имеющих подчиненных военнослужащих, включает в себя:

Ьв

ГЪ

СЪ

и

я

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

е

р

бу

рг

<\>

ког

г

у

X

Я

ерс

и

Д

Рос

съ

съ

Я

и

К)

3

)

2

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

- определение объекта воспитательного влияния и выделение в нем военнослужащих, требующих особого внимания;

- уяснение стоящих задач по нравственному, патриотическому, воинскому, правовому, интернациональному, культурно-эстетическому, экономическому, физическому и экологическому воспитанию, сплочению воинского коллектива и укреплению в нем здоровой моральнопсихологической атмосферы, направлений сосредоточения основных усилий;

- оценку на основе всестороннего анализа сложившейся воспитательной ситуации возможностей по осуществлению эффективного педагогического воздействия на подчиненных, определение оптимальных путей и способов достижения поставленных воспитательных целей, планирование воспитательной работы, прогнозирование возможного поведения военнослужащих, их личностного развития и развития социально-психологических процессов, происходящих в подчиненном воинском коллективе;

- постановку задач подчиненным офицерам, прапорщикам и сержантам по проведению воспитательной работы, согласование усилий всех должностных лиц при организации воспитательного процесса, оказание им необходимой помощи, принятие активного личного участия в проведении воспитательной работы;

- контроль за ходом воспитательного процесса, внесение необходимых корректив в воспитательную деятельность.

Готовность должностных лиц подразделения к осуществлению воспитательной деятельности заключается:

1) в стремлении командиров (начальников) всесторонне изучить подчиненный личный состав, определить возможный характер развития и поведения военнослужащих (воинских коллективов) под воздействием различных факторов, выработать оптимальный план действий по воспитанию солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров и сплочению воинских коллективов в сложившихся условиях жизнедеятельности части (подразделения);

2) в постоянной нацеленности всех должностных лиц, имеющих подчиненных:

- на проведение активной и непрерывной воспитательной работы в соответствии со своими должностными обязанностями;

- на достижение прочного осознания воспитуемыми того, как следует вести себя в различных ситуациях, какие качества необходимо развить в себе и от каких негативных черт характера избавиться, какие перспективы ожидают подчиненного в случае выбора той или иной линии поведения;

- на выработку у подчиненных стремления стать лучше, совершеннее, избавиться от негативных черт характера и развить позитивные качества личности, строго выполнять требования, предъявляемые к военнослужащему уставами и командирами (начальниками);

- на создание условий, в максимальной степени способствующих проявлению военнослужащими позитивных качеств личности, торможению их негативных черт характера, выработке и закреплению навыков дисциплинированного поведения;

3) во владении навыками и умениями высокорезультативной воспитательной деятельности.

Полное использование воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности

военнослужащих (боевой подготовки; военно-служебной; хозяйственно-бытовой; досуговой; взаимодействия с воинским коллективом, в котором проходит службу военнослужащий; взаимодействия с командирами и другими начальниками) предполагает соблюдение ряда условий.

Так, реализация воспитательного потенциала боевой подготовки будет полной, если:

- военнослужащий хорошо понимает её смысл, необходимость и назначение;

- командирами ставится задача доведения каждого военнослужащего до наивысших результатов;

- процесс обучения не оторван от духовной жизни военнослужащих, на каждое занятие ставятся не только образовательные, но и воспитательные цели;

- процесс боевой подготовки носит сознательный, интенсивный, индивидуальный и творческий характер, максимально приближен к условиям боевой деятельности;

- в ходе занятий не подрывается вера военнослужащего в самого себя, он не боится допустить ошибку и уверен в возможности освоения изучаемого материала;

- процесс обучения отличается последовательностью и доступностью, идет от простого к сложному;

- обеспечивается не «зазубривание» знаний, а их глубокое понимание, систематизация и на этой основе осмысленное запоминание;

- при изложении учебного материала присутствует проблемность, постоянно дается «пища» для размышлений;

- избегается напрасный, безрезультатный, отупляющий труд;

- в ходе всех видов занятий военнослужащим постоянно даются знания о человеке, его психологии, об Отечестве, о героическом прошлом российского народа, о внутренних войсках МВД Российской Федерации, о решаемых ими задачах и др.;

- обучение военнослужащих сопровождается организацией их самообразования;

- методика проведения занятий не допускает скучности, которая вызывает равнодушие к учебе;

- военнослужащий четко видит перспективу учебного труда и добивается в его ходе положительных результатов;

- процесс боевой подготовки тщательно продуман, четко организован, обеспечен всем необходимым для его успешного осуществления;

- командиры (начальники) показывают пример добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, постоянно работают над собой, повышают свою военно-профессиональную, общую и педагогическую культуру;

- в ходе боевой подготовки не допускается унижение личного достоинства военнослужащих и стимулируется их учебная деятельность.

Реализация воспитательного потенциала служебно-боевой деятельности будет полной, если:

- ее осуществление рассматривается всеми как средство личностного и профессионального саморазвития военнослужащих;

- выполнению служебно-боевых задач предшествуют тщательная подготовка военнослужащих, и они нацелены на проявление инициативы, ответственности и других лучших сторон и качеств своей личности;

- обеспечена ее высокая организация;

- осуществляется постоянный контроль и разбор служебно-боевой деятельности солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;

- служебно-боевая деятельность стимулируется морально и материально;

- командиры и другие начальники показывают пример добросовестного отношения к выполнению своих служебно-должностных обязанностей;

- осуществляется высокая требовательность к подчиненным, сочетаемая с уважением их личного достоинства, заботой об удовлетворении их нужд и запросов;

- в ходе решения задач службы не допускается унижение личного достоинства военнослужащих;

- военнослужащий четко видит перспективу в ходе осуществления служебно-боевой деятельности и стремится добиться в ней положительных результатов.

Реализация воспитательного потенциала хозяйственно-бытовой деятельности будет полной,если:

- военнослужащие четко понимают необходимость качественного решения хозяйственнобытовых задач;

- она рассматривается воспитателями (командирами и другими начальниками) и воспитуемыми (военнослужащими, непосредственно выполняющими хозяйственно-бытовые работы) как сфера самореализации личности и средство ее развития;

- обеспечена ее высокая организация;

- организаторы хозяйственно-бытовой деятельности знают о повседневных нуждах подчиненных и постоянно заботятся об их удовлетворении;

- осуществляется систематический контроль за хозяйственно-бытовой деятельностью военнослужащих, и она выступает предметом детального анализа со стороны командиров (начальников);

- командиры и другие начальники показывают постоянный пример чистоты и опрятности, предъявляют высокую требовательность к подчиненным, основанную на уважении их личного достоинства;

- хозяйственно-бытовая деятельность стимулируется морально и материально;

- в ходе решения хозяйственно-бытовых задач не допускается унижение личного достоинства военнослужащих;

- военнослужащие четко видят перспективу в ходе осуществления хозяйственно-бытовой деятельности и стремятся добиться в ней положительных результатов.

Реализация воспитательного потенциала досуга военнослужащих будет полной, если:

- организация свободного времени дает возможность каждому удовлетворить свои интеллектуальные, творческие, духовные и другие потребности, восстановить физические и психологические силы;

- характер общения и деятельности военнослужащего в ходе досуга способствует его позитивному личностному развитию;

Ьв

ГЪ

СЪ

и

я

*

а

е

р

бу

рг

<\>

ког

г

у

X

Я

ерс

и

Д

Рос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

съ

съ

Я

и

К)

3

)

2

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

- трудовая и досуговая деятельности гармонизированы между собой;

- командиры и другие начальники показывают пример целенаправленного использования свободного времени для личностного саморазвития;

- организация досуга не является принудительной и исходит от самих военнослужащих.

Воинский коллектив выступает как воспитатель в том случае, если он обладает высокой степенью

сплоченности, здоровым морально-психологическим климатом, направленностью на успешное решение поставленных перед подразделением задач, нацеленностью на упрочение дружеских взаимоотношений между военнослужащими, недопущение конфликтов и действий, наносящих ущерб жизнедеятельности коллектива, на создание наиболее благоприятных условий для личностного развития военнослужащих.

Реализация воспитательного потенциала воинского коллектива будет полной, если:

- существует единство мнений, оценок и суждений по различным вопросам жизнедеятельности коллектива;

- к каждому военнослужащему со стороны коллектива предъявляется единая система требований в соответствии с установленным кодексом правил, не противоречащим положениям общевоинских и боевых уставов;

- между военнослужащими установились взаимоотношения, основанные на высоком уровне эмпатии и эмоционального единства;

- обеспечивается согласованность действий всех членов коллектива и способность осуществлять систематический контроль поведения каждого военнослужащего.

Воспитательный потенциал воинского коллектива тем выше, чем более интенсивно протекают в нем объединяющие процессы, чем сильнее развито чувство «мы» (самосознание коллектива), чем в большей степени командир выступает в роли лидера данного коллектива.

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия подчиненных с командирами и другими начальниками будет полной, если:

- командиры и другие начальники пользуются высоким педагогическим авторитетом у подчиненных;

- взаимодействие носит педагогически целесообразный характер.

Под педагогическим авторитетом командира (начальника) понимается неформально признанное за ним его подчиненными право их обучать, воспитывать и управлять ходом личностного развития.

В основе педагогического авторитета командира (начальника) лежат:

- высокий профессионализм как военного специалиста и организатора, знание психологии людей, исключительная работоспособность и полная самоотдача при выполнении должностных обязанностей;

- знание истинного положения дел в части (подразделении);

- оптимизм;

- любовь к своим подчиненным, дружелюбное к ним отношение, неустанная забота о них, знание их нужд и запросов, готовность в любую минуту прийти на помощь, сочетаемые с высочайшей к ним требовательностью, непримиримостью к недостаткам, решительным их искоренением;

- личный пример справедливости, нравственной чистоты, принципиальности, порядочности, скромности, самокритичности и ответственности;

- высокая общая и педагогическая культура, которая проявляется в умении общаться с людьми, убеждать их, создавать психологически комфортные условия для самореализации, вызывать стремление к активному творческому росту и непрерывному личностному самосовершенствованию.

Педагогическая целесообразность взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными проявляется в такой его организации, которая подчинена достижению поставленных воспитательных целей в соответствии со сложившейся ситуацией и индивидуальными особенностями солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.

Под управлением подразделением как воспитательной системой понимается специально осуществляемая деятельность, направленная на оптимизацию ее функционирования и упорядочение протекания воспитательного процесса в целях формирования высокой морально-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего воинского долга, укрепления воинской дисциплины и сплочения воинских коллективов на здоровой морально-психологической основе.

Научная организация управления подразделением как воспитательной системой предполагает:

- последовательное решение комплекса управленческих задач;

- соблюдение системы требований, обеспечивающих высокую эффективность управления.

Процесс управленческой деятельности включает в себя три взаимосвязанных этапа:

- этап принятия решения и планирования практических действий;

- этап практической реализации принятого решения;

- этап оценки эффективности принятого решения и внесения коррективов.

Каждый из этапов имеет свое специфическое содержание.

Содержание деятельности на этапе принятия решения и планирования практических действий включает в себя:

- уяснение всего комплекса педагогических задач, которые необходимо решить в процессе организации воспитательного процесса в подразделении для достижения поставленных целей;

- сбор информации о результативности процесса воспитания и о функционировании подразделения как воспитательной системы;

- изучение и анализ эффективности системы управления подразделением как воспитательной системой;

- оценка сил, средств и времени, имеющихся в распоряжении командиров и других начальников для решения задач по организации процесса воспитания военнослужащих;

- определение общего замысла действий, обеспечивающих эффективное протекание воспитательного процесса в подразделении; выбор конкретных способов решения стоящих задач;

- планирование предстоящих действий.

Среди требований, предъявляемых к деятельности по управлению подразделением как воспитательной системой на первом этапе, следует выделить:

а) всесторонность уяснения стоящих перед командирами и другими начальниками педагогических задач, которые необходимо решить при организации воспитательного процесса для достижения конечных воспитательных целей; осознание смысла осуществляемых действий и требований, которым должен соответствовать воспитательный процесс; осмысление факторов, влияющих на функционирование подразделения как воспитательной системы, и выяснение причин, снижающих эффективность воспитательного процесса и др.;

б) непрерывность сбора достоверной информации обо всех аспектах жизнедеятельности военнослужащих и функционирования подразделения как воспитательной системы; оперативную обработку поступающей информации, дающую возможность прогнозировать ход развития и функционирования подразделения как воспитательной системы;

в) объективность анализа имеющихся сил, средств и времени для организации научно обоснованного воспитательного процесса;

г) оптимальность принятого решения: оно должно обеспечивать максимальную эффективность протекания воспитательного процесса с учетом потребностей практики деятельности внутренних войск, психологических особенностей военнослужащих и реалий сложившейся ситуации;

д) содержательность и конкретность планирования: учет всех задач, которые необходимо решить при организации процесса воспитания; определение ответственных за решение той или иной задачи и сроков ее выполнения; согласование действий по задачам, времени, месту и способам их осуществления; согласование между собой различных планов.

К методам разработки управленческих решений и их подготовки к практической реализации относятся:

- методы сбора информации о характере функционирования подразделения как воспитательной системы и процессе управления (наблюдение; беседа; опрос; изучение результатов деятельности; изучение документов и др.);

- методы исследования собранной информации (факторный, сравнительный, математический анализ; систематизация; схематизация и др.);

- методы разработки идеальной модели функционирования и развития подразделения как воспитательной системы (теоретическое и математическое моделирование);

- методы выработки педагогических решений (единоличный, коллегиальный, смешанный);

- методы подготовки принятого решения к его практической реализации (различные виды планирования).

В содержание деятельности на этапе практической реализации принятого решения и плана действий входят:

- постановка задач по организации воспитательного процесса в подразделении в соответствии с принятым решением и планом действий;

- всестороннее обеспечение решения поставленных задач;

- контроль за ходом реализации принятого решения и плана действий.

Основные требования, предъявляемые к управлению подразделением как воспитательной системой на втором этапе:

а) целеустремленность и непрерывность осуществляемого руководства:

Ьв

ГЪ

СЪ

и

я

*

а

е

р

бу

рг

<\>

ког

г

у

X

Я

ерс

и

Д

Рос

съ

съ

Я

и

К)

3

)

2

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

- целеустремленность означает, что все действия, предпринимаемые командирами и начальниками, должны быть направлены на достижение поставленной цели - эффективное функционирование подразделения как воспитательной системы;

- непрерывность руководства предполагает, что процесс управления людьми не должен останавливаться ни на минуту;

б) твердость, последовательность и гибкость руководства:

- твердость означает неуклонность и обязательность претворения в жизнь принятого решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- последовательность предполагает, что каждое очередное действие должно логически вытекать из предыдущего, обусловливаться им и быть направленным на достижение конечной цели;

- гибкость руководства достигается учетом сложившейся ситуации и индивидуальных особенностей подчиненных при постановке им задач по организации воспитательного процесса в подразделении;

в) четкость и ясность руководства, которые предполагают, что на каждом этапе функционирования и развития подразделения как воспитательной системы всем участвующим в проведении воспитательной работы будут уточнены поставленные задачи, доведены способы их решения, а также те перспективы, которые ожидают каждого после выполнения поставленной задачи; при этом недопустимо двусмысленное толкование поставленных задач и способов их выполнения;

г) всестороннее обеспечение воспитательного процесса означает, что деятельность всех его участников должна быть обеспечена в информационном, правовом, психолого-педагогическом, материально-техническом, социально-бытовом и культурно-досуговом отношении;

д) систематичность и действенность контроля за ходом реализации принятого решения и намеченного плана действий предполагает, что контролю в подразделении должны подлежать все происходящие психолого-педагогические процессы, и он должен обеспечивать возможность своевременной корректировки принятого решения.

Методы руководства:

- распорядительные (отдача приказов и приказаний, постановка задач, осуществление контроля и др.);

- психолого-педагогические (убеждение, пример, принуждение, упражнение, стимулирование и др.);

- информационно-технические (информационное, материальное, правовое, медицинское и другие виды обеспечения).

Содержание деятельности на этапе анализа эффективности процесса управления и внесения корректив в принятое решение и план действий включает в себя:

- сравнение полученных результатов с планируемыми;

- определение причин недостаточно высокой эффективности функционирования воинской части (подразделения) как воспитательной системы и недостатков в системе управления;

- внесение изменений и дополнений в план действий.

Основные требования, предъявляемые к управлению подразделением как воспитательной системой на третьем этапе:

а) объективность в оценке результатов и хода управленческой деятельности (предполагает правдивость в оценке ситуации, выявление всех причин низкой результативности воспитательного процесса и процесса управления);

б) своевременность внесения коррективов в принятое решение (коррективы необходимо вносить тогда, когда в них есть реальная потребность, когда они могут в наибольшей степени повлиять на повышение эффективности функционирования подразделения как воспитательной системы).

Методы корректировки управленческих решений:

- внесение дополнений и изменений;

- отмена неэффективных способов решения поставленных задач.

Общими требованиями для управленческой деятельности являются:

а) обеспечение педагогической целесообразности любого принимаемого командиром (начальником) управленческого решения. Это означает, что принимаемые решения не должны противоречить законам педагогики;

б) соблюдение принципа единоначалия, который заключается в том, что командир (начальник) наделен всей полнотой распорядительной власти и на него возлагается персональная ответственность за эффективное функционирование подразделения как воспитательной системы.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки сложившейся педагогической ситуации, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы, приказания и распоряжения в строгом соответствии с требованиями российских законов,

воинских уставов, выводов и рекомендаций психолого-педагогической науки, а также обеспечивать их выполнение;

в) осуществление комплексного подхода к решению стоящих задач по управлению подразделением как воспитательной системой. Он предполагает:

- проведение системного анализа изучаемого объекта управления;

- определение всего комплекса целей и задач, стоящих перед командирами и другими начальниками, а также сил и средств, используемых для их решения;

- рассмотрение всех возможных путей и способов достижения поставленных целей.

Высокая эффективность функционирования подразделения как воспитательной системы

проявляется в непрерывном, интенсивном, позитивном личностном развитии военнослужащих, сплочении воинских коллективов, создании в них здорового морально-психологического климата и укреплении воинской дисциплины.

Литература

1. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса.

- М., 1967.

2. Бестужев А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших // Сборник документов. - СПб., 1807. С.168-172.

3. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Автореф. дис. ... докт пед. наук. - СПб., 2005.

4. Директива ГКВВ МВД России «О совершенствовании практики индивидуальной воспитательной работы во внутренних войсках МВД России». - № 17. - 14 июня 2002 г.

5. Концепция воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях их служебно-боевой деятельности (Основные положения). - М., 2001.

6. Кравцов О.И. Повышение результативности применения метода принуждения в воспитании дисциплинированности у военнослужащих внутренних войск МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.

7. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов н/Д., 2004.

8. Шарухин А.П. История становления и развития российской школы воинского воспитания. -СПб., 2003.

Ьв

съ

и

Я

*

а

е

р

бу

рг

<\>

ког

г

у

X

Я

ерс

и

Д Рос

съ

съ

Я

и

К)

3

)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.